Автомобили с пробегом в начале 2022: изменение цен и характеристики рынка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автомобили с пробегом в начале 2022: изменение цен и характеристики рынка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин считает, что на фоне острого дефицита новых автомобилей на отечественном рынке многие россияне обратили внимание на вторичку. При этом, по его словам, цены на подержанные машины также выросли.

«Однако число предложений не увеличивается. Причем эта тенденция, скорее всего, сохранится, так как автомобилей в страну практически не завозится. Какой-то поток машин к нам есть благодаря различным схемам. Правильным решением для властей на данный момент стала бы отмена утилизационного сбора и введение льгот на растаможку», — заявил эксперт.

Тем, кто уже предвкушает поля недорогих автомобилей в отличном внешнем и техническом состоянии, уходящие в немецкий горизонт, стоит немного остудить пыл. Проблемы на авторынке не только у России. Да, в Европе они не такие глобальные, но за два года ковидных ограничений, разорванных логистических цепочек и дефицита комплектующих, сложности появились и в ЕС. В первую очередь, это сокращение действительно хороших вариантов и заметный подъем цен на оные. А потому найти действительно хороший подержанный автомобиль, как это было принято по известной легенде 90-х «из под немецкого дедушки, который раз в неделю ездил на нем в соседнюю пивную», стало гораздо сложнее.

Сравниваем в цене две мощные игровые сборки августа 2022 года: c Core i5-12400 и Ryzen 5 5600X 54

Подержанные машины снова начали дорожать

Денис Перепелица, доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова, ожидает снижения средней стоимости автомобиля. Это связано с укреплением курса рубля, произошедшем в апреле 2022 года. Вместе с падением цен на машины можно ждать и снижения среднего размере автокредита. Но и спрос на машины упадет.

Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto, считает, что снижение спроса на машины вследствие неплатежеспособности покупателей остановит рост цен. К концу года, по мнению эксперта, ожидается сокращения автомобильного рынка новых машин до 1 млн. при этом цены на подержанные авто начнут падать. Снижение цены на бу авто может достигнуть 10%. Стоимость новых машин будет зависеть от геополитической обстановки и курса валют.

Валерий Тараканов, директор по операционным вопросам в Geely, говорит о замедлении роста цен на машины во втором полугодии 2022 года. До этого момента рост цен будет продолжаться в среднем на 5-10 %.

Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований Total Research, говорит о том, что будет с ценами на авто в 2022 году в России на вторичном рынке – в перспективе падение цен на 20-25%. Уже в апреле, по данным эксперта, наблюдалось падение цен в сравнении с мартовскими показателями на 10%. Стоимость падает из-за завышенных цен продавцов и нежеланием покупателей брать автокредит в текущей экономической обстановке.

Дмитрий Маковкин, автоброкер, специалист по покупке/продаже новых автомобилей, полагает что рост цен будет продолжаться и к концу 2022 году достигнет 50%. Российский автопром не в состоянии заменить иномарки. Качество отечественных автомобилей хуже, и как оказалось, российское производство во многом зависит от иностранных поставок.

Алексей Стариков, заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей «Авилона», солидарен с Дмитрием Маковкиным в цифрах – совокупный рост цен может достигнуть 50%. При этом, по мнению эксперта, цен на автомобили будут проиндексированы с учетом роста валют после его стабилизации.

В своем отчете консалтинговая компания KPMG делает попытку рассмотреть нынешнее безумие в контексте и предсказать, чем оно закончится. И закончится ли оно вообще.

Ничего из того, что происходит с рынком сейчас, не ожидалось. В докладе говорится, что спрос взлетел ровно в тот момент, как на рынке начал сказываться дефицит микросхем. К середине 2021 года миллионы потребителей, предприятий, владельцев автопарков и других оптовых клиентов вернулись на рынок, и им понадобились машины.

Та же тенденция актуальна и для российского рынка, это подтверждают эксперты Авито Авто в разговоре с редакцией Quto:

«Рост спроса и сопутствующий ему рост средних цен стали ключевыми трендами рынка автомобилей с пробегом в 2021 году. Глобальный дефицит электронных автокомпонентов привел к дефициту ряда новых моделей в салонах и повышению стоимости новых автомобилей. На этом фоне спрос на рынке автомобилей с пробегом рос быстрее предложения, а средние цены даже бюджетных моделей увеличивались»

Эксперты Авито Авто:

Поскольку новые автомобили были в дефиците, дилеры подняли цены на модели, которые еще остались на складах. В это время подержанные автомобили становились все более ценными и более дорогими. Например, цены на подержанные автомобили на аукционе Manheim выросли на 44% в ноябре 2021 года по сравнению с ноябрем 2020 года. А в декабре 2021 года агентство JD Power прогнозирует, что средний подержанный автомобиль будет продаваться по цене более 30 тыс. долларов. Это беспрецедентно, но именно так работают рынки.

Представитель Газпромбанка Автолизинга подтверждает эти данные для российского рынка и говорит о повышении цен на вторичном рынке:

«За год цены на новые авто выросли на 15% и еще столько же добавили в условиях отсутствия альтернатив дилеры. Спрос постепенно переключается с новых авто на машины с пробегом. Так, если два года назад на долю годовалых легковушек приходилось 19% от всех реализованных юрлицам машин, то в первом полугодии 2021 года – уже 27%. При этом за год на вторичном рынке также фиксируется рост цен: по ситуации на август средняя цена подержанного автомобиля за год выросла ровно на треть»

Лилия Маркова, Генеральный директор Газпромбанк Автолизинг

Рынок подержанных автомобилей рухнет в 2022 году: чего еще ждать от следующего года

Производство новых автомобилей медленно возвращается к допандемическому уровню. Это повлияет на стоимость подержанных автомобилей. В отчете KPMG изложены четыре сценария ближайшего будущего рынка подержанных автомобилей:

  • будет мало предложений
  • будет много предложений
  • высокий спрос на авто
  • низкий спрос на авто.

Как сообщает аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на LMC Automotive, за ноябрь 2021 года мировой автомобильный рынок снизился на 11,2% – до 7,7 млн легковых машин. Подобная отрицательная динамика наблюдается уже седьмой месяц подряд.

Самое большое снижение в процентном соотношении произошло в Южной Америке (-24,5% по сравнению с прошлым годом), а также в Восточной Европе (-18,1%), в США (-15,8%, реализовано чуть больше миллиона машин, Кореи (-16,6%, продано 140,5 тысяч машин) и в Японии (-14,5%, 348,1 тысяча авто).

Крупнейшим поставщиком на рынке остается Китай с сокращением продаж на 6,3% и показателем в 2,5 млн проданной техники. Всего за одиннадцать месяцев этого года в мире реализовано 73,9 млн автомобилей.

Средняя цена на автомобили с пробегом в сегменте «до семи лет» на 2021 год составляет 1 456 003 рубля, это на 27,7% больше, чем в прошлом году (1 139 823 рубля). В то же время стоимость новой техники увеличилась на 20% с 1,5 млн рублей до 1,8 млн и выше.

Как нам рассказала Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг», помимо девальвации рубля, нынешняя ситуация – это результат отложенного спроса, который скопился за период с апреля по июнь прошлого года во время первой волны коронавируса. Тогда дилеры не смогли допродать примерно 70 тысяч легковых и легких коммерческих авто, но наверстали продажи уже к концу 2020 года.

«К началу 2021 года на рынке образовалась нехватка новых машин, обусловленная глобальным кризисом производства из-за пожара на крупнейшем заводе по производству полупроводников, используемых при сборке автомобилей всех типов. Как итог, из-за дефицита автомобилей в салонах дилеров с конца прошлого года мы живем в условиях так называемого «рынка продавца», когда последний диктует конечные цены. Рекомендованные цены, и без того выросшие за год в среднем на 15%, прибавили примерно столько же за счет дилерских накруток», – отмечает эксперт.

По мнению Лилии Марковой, первая половина 2022 года будет хуже января-июня 2021-го. Однако к концу следующего года рынок может сравняться с нынешним по мере решения проблем с поставками. Также произойдет перераспределение среди лидеров рынка. Например, более высокие позиции в нем займут китайские марки, сумевшие наладить логистику машинокомплектов и поставку готовых машин. В целом ожидать роста авторынка не приходится.

Такого же мнения придерживаются эксперты в «Банкавто». Дефицит электроники, который стал одной из основных причин дефицита автомобилей во всем мире, ослабнет к концу 2022 года. Это наиболее позитивный прогноз. Кризис может продлится и до 2023 года, и дольше, пока ситуация не будет решена путем децентрализации производства микрочипов. Так, Япония и Европа приняли решение об организации собственного производства, в Америку хотят перенести часть производственных мощностей из Азии. Это замет длительное время, поэтому «супербазовые» комплектации без лишней электроники и простой конвейеров останутся с нами и в следующем году.

«Динамика продаж замедляется от месяца к месяцу, и в 2022 году мы скорее всего увидим скромный рост авторынка в пару процентов при оптимистичном или стагнацию рынка продаж новых легковых автомобилей при пессимистичном прогнозе. Причины все те же — непрекращающийся дефицит авто и падение покупательского спроса на фоне продолжающегося роста цен (порядка 1-3 процента в месяц)».

Не ослабнет и покупательский спрос, который подстегивают неопределенность ситуации и гарантированное повышение цен. Дистрибьюторы посчитали, сколько дилеры заработают на каждой сделке. И никто не мешает им теперь самостоятельно продолжать активно переписывать прайс-листы. Некоторые импортеры, к слову, уже запланировали рост цен, который в первом квартале 2022 года скорее всего составит в среднем 10-12%. Процесс остановит лишь очередное затоваривание складов. Желание дилеров получить квартальный бонус дистрибьютора также может немного подстегнуть рынок.

Как утверждает Лилия Маркова, в следующем году сохранит свою популярность лизинг. Скидки от производителей, закредитованность бизнеса и населения, возможность налоговой оптимизации и отсутствие залога делают его привлекательным на фоне других способов владения. Кроме того, продолжится тренд на использование вместо владения (каршеринг и подписка), позволяющего в ряде случаев более разумно подходить к нагрузке на бюджет.

По оценкам эксперта, в 2024 году по сервисам подписки будет реализовано около 30 тысяч машин.

По мнению Анны Уткиной, хотя российский автомобильный рынок и находится в нестабильном состоянии, откладывать покупку автомобиля на 2022 год не стоит, если имеется потребность в автомобиле.

«При покупке машины за наличные и в моменте о скидках в авторитейле не только на ближайшие месяцы, но и на следующий год можно забыть. Из-за дефицита автомобилей в большинстве салонов не предвидится даже привычных предновогодних акций. Поэтому, в первую очередь, покупателям стоит задуматься, нужна ли машина сейчас или можно подождать еще год-полтора?Если необходимость в машине не так сильна, то можно отложить его покупку. Подождав год-полтора, можно надеяться на нормализацию ситуации на рынке. Проблемы дефицита электроники и задержки поставок машин, вероятнее всего, решатся в начале 2023 года. Тогда же вернутся сезонные акции и спецпредложения», — дает совет Денис Мавланов.

В качестве второго варианта, он предлагает сделать заказ в нужной комплектации с нефиксированной ценой и встать в лист ожидания. Придется подождать от нескольких месяцев до 7-8 месяцев, в зависимости от модели, но появится шанс купить машину без ряда накруток. Также он предупреждает, есть риск, что за время ожидания авто подорожает, и, когда очередь дойдет, его стоимость выйдет за рамки запланированного бюджета.

Коронавирусная пандемия началась в 2020 году. Автопроизводители и прочие участники рынка научились жить в сложных условиях. Были нарушены логистические цепочки, контракты на поставку запчастей, повысились цены на услуги. Кроме того, работники предприятий массово болели коронавирусом.

Итог оказался неутешительным — к концу 2021 года новые автомобили подорожали на 30-35%. Рядовые потребители повернули голову в сторону рынка подержанных автомобилей, но до марта 2022 года новые авто также активно приобретались.

Март 2022 года лишь усугубил обстановку. И сейчас государство, промышленники и население столкнулись с целой плеядой проблем:

Цены на автомобили в 2022 году в России, скорее всего, будут расти. С другой стороны, многие эксперты придерживаются мнения, что стабилизация ситуации на автомобильном рынке приведет к снижению стоимости. Если это и произойдет, то не раньше весны.

На снижение стоимости автомобилей повлияет укрепление рубля и улучшение экономической обстановки. Но данный прогноз цен на новые автомобили в 2022 году – наиболее оптимистичный. Ситуация может начать развиваться по-другому. Скорее всего, рост цен на автомобили не получится сдержать, т. к. производители захотят возместить убытки, которые им пришлось понести во время кризиса. Ведь стоимость комплектующих продолжает расти, а это обязательно скажется на финальной стоимости продукции.

Но даже наличие автомобилей может не спасти дилеров от закрытия. Все дело в снижении покупательской способности, которая связана с резким скачком цен на машины, а также подорожанием запчастей и обслуживания. По словам Александра Шумского, в такой ситуации люди просто не готовы покупать машины.

«Я думаю в ближайшие год-два новые дилеры вообще в России появляться не будут. Количество существующих компаний сократится на 20-25%», — поделился прогнозом эксперт.

Эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, отметил снижение спроса на новые машины в России. По мнению специалиста, это связано с огромной дилерской наценкой на автомобили. Впрочем, некоторые торговые компании уже начали снижать цены на машины.

«В середине марта интерес к машинам резко обрубило. И сейчас видно, что многих продавцов это привело в себя, и они начали снижать наценки — отдают популярные модели по рекомендованным ценам или с минимальными накрутками», — рассказал эксперт.

Авторынок наращивает пробег

Как считает Александр Шумский, серьезных проблем в нынешней ситуации смогут избежать дилерские центры китайских брендов. Однако, по мнению экспертов, на фоне снижения покупательской способности их вряд ли станет больше.

«Нынешние автосалоны останутся. Не исключаю, что некоторые дилерские центры даже могут увеличить количество сотрудников. Однако открытия новых шоу-румов ожидать не стоит», — подчеркнул Шумский.

Аналогичного мнения придерживается и Сергей Целиков. По его словам, именно китайские автомобили сейчас пользуются «наибольшим интересом» в России. В такой ситуации некоторые из существующих дилерских центров других марок могут начать работу с брендами из Поднебесной.

В сложившейся ситуации некоторые эксперты делают ставку на активное развитие онлайн-продаж. Впрочем, такую точку зрения разделяют не все. Например, большинство опрошенных представителей автосалонов уверены, что такая система в России в ближайшее время не заработает.

«Как вы себе представляете покупку машины за несколько миллионов рублей в онлайн-формате? В России многие опасаются даже недорогую бытовую технику или одежду через интернет заказывать. Очень сомневаюсь, что кто-то захочет рисковать. Обычно перед приобретением авто проводится небольшой тест-драйв, а также детальный осмотр машины. Как все это делать в виртуальном пространстве? Мне не понятно», — заявил менеджер крупного автосалона на севере столицы.

Цены начали расти еще с конца 2014 — из-за падения курса рубля. Но 2020 год этот процесс подстегнул: из-за пандемии по всему миру остановились заводы производителей электронных чипов, полупроводников и других электронных компонентов. Вслед за ними временно встали конвейеры автозаводов.

Что за дефицит микрочипов

Микрочипы нужны для блоков управления двигателем, панели приборов, мультимедийной системы, трансмиссии и многих других систем. На чипах также работают компьютеры, смартфоны и прочая электроника.

Нехватка возникла из-за антиковидного локдауна: производство приостановили, а спрос на электронику, наоборот, подскочил. Это нарушило поставки и спровоцировало рост цен на автомобили и многие электронные устройства. Усугубил ситуацию пожар на японской фабрике Renesas в марте 2021 — это один из ключевых поставщиков микросхем. По этой причине мировой объем производства авто упал на 7%. Работу завода восстановили только летом.

Микросхем не хватает до сих пор, предприятия все еще не работают на полную мощность. Аналитики прогнозируют, что дефицит будет влиять на рынок электроники и автомобилей еще несколько лет.

В России чаще всего останавливали производство Лады Гранты — самой доступной и востребованной в стране модели. В 2019 за нее просили примерно 444 тысячи, а к июню 2021 года цена выросла до 559 900 Р

Группа ГАЗ выкручивалась по-своемувременно выпускала некомплектные автомобили, а недостающую электронику предлагала установить, как только та будет доступна.

Дилеры в таких условиях потеряли в продажах. Потери они компенсировали за счет повышения доходности с каждой проданной машины. Продавцы в салонах навешивают на авто дополнительное оборудование, которое отдают по завышенной цене. В результате из-закаких-нибудь ковриков, камеры заднего вида, антикора и примитивной сигнализации за машину, которая стоит миллион, просят 1,3—1,5 млн.

Удорожание валют и инфляция также повлияли на ценообразование. В валюте, к примеру, расплачиваются за логистику и комплектующие. В 2021 году производители и импортеры закладывали курс доллара на уровне 72 Роднако он превысил отметку в 77 Р — и это ощутимо повлияло на издержки автоконцернов.

В 2021 году авторынок подрос относительно 2020, но само это сравнение не совсем корректно. Первый год пандемии больно ударил по автомобильной сфере: в 2020 году рынок упал сразу на 9,1%, тогда как в 2019 — на 2,3%. В последний раз он рос в 2018 году. Получается, что положительная динамика прошлого года обусловлена лишь низкой базой для сравнения.

В наиболее выгодном положении в 2021 году оказались авто массового сегмента. Самыми популярными по типу кузова стали седаны, за ними шли кроссоверы и хэтчбэки.

Рост продаж показали китайские марки: их производители не были так подвержены влиянию общего дефицита микрочипов, а для покупателей преимуществом стала их относительная дешевизна, дизайн и позитивные изменения в плане качества.

Реальная цена б/у. Сколько стоят подержанные автомобили в июне 2022 года?

Модель Декабрь 2020 Декабрь 2021 Динамика
Киа Спортейдж 1 958 055 Р 2 801 189 Р 43%
Рено Дастер 1 263 293 Р 1 647 579 Р 30%
Киа Рио 1 200 194 Р 1 547 783 Р 29%
Мазда CX-5 2 502 180 Р 3 231 944 Р 29%
Шкода Рапид 1 133 574 Р 1 437 153 Р 27%
Хендай Крета 1 481 543 Р 1 866 068 Р 26%
Мицубиси Аутлендер 2 178 759 Р 2 608 670 Р 20%
Тойота RAV4 2 685 688 Р 3 199 795 Р 19%
Ниссан Икс-трейл 2 352 000 Р 2 776 258 Р 18%
Тойота Камри 2 558 048 Р 3 006 665 Р 18%

Глава пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов считает, что возврат к прежним ценам, в теории, возможен:

— Многое зависит от курса рубля: именно из-за его резкого падения цены в начале весны рванули вверх. Если курс рубля будет стабильным в течение нескольких месяцев, то можно рассчитывать на откат цен на уровень «до спецоперации». А пока же потенциальным покупателям можно надеяться на возобновление акций или скидок со стороны автопроизводителей. Но для этого необходимо, чтобы стабильно работали автозаводы и пополнялись запасы дилеров.

Немецкий бренд остановил поставки новых автомобилей и заморозил производство на заводе «Автотор» в Калининградской области. Изначально контракт был заключён минимум до 2028 года, но компания решила, что в текущей обстановке сборка и выпуск авто в России невозможны. В BMW надеются, что это временно, и обещают обслуживать авто российских клиентов как раньше.

Сейчас можно купить только те машины, которые уже были поставлены в Россию. Цены на них тоже выросли на миллионы рублей. Автомобили передают дилерам по полной предоплате. Если техника была заказана, но не ввезена в страну, теперь её придётся ждать. Сколько времени на это потребуется, неизвестно. Шансы получить и не получить авто по итогу ожидания примерно равны.

Производитель грузовиков Scania временно не будет привозить в Россию машины и запчасти. Однако компания не останавливает операционную деятельность: сервисное обслуживание, страхование и финансирование уже отгруженной техники.

Toyota

В начале марта компания приостановила поставки автомобилей на наш рынок из-за нарушений логистики. По этой же причине прекратилась работа на заводе в Санкт-Петербурге, где собирались RAV4 и Camry. Но это лишь временные трудности, с рынка бренд не уйдёт. Поставки уже возобновляются, правда, цены на автомобили взлетели выше 10 млн рублей.

Что ждёт рынок подержанных машин в 2022 году

Компания перестала поставлять автомобили, мотоциклы и другую продукцию в Россию. Honda официально пришла на российский рынок в 2004 году, после чего постоянно сокращала линейку и в последнее время представляла здесь только одну модель — кроссовер CR-V.

В первом квартале 2022 года компания должна была завезти последнюю партию, но поставки остановили уже сейчас. Для многих уход Honda с рынка не стал неожиданным, о таком желании компания начала говорить ещё в 2020 году.

Сначала оговорим в общем: цены на новые автомобили в российских салонах сейчас крайне высокие. И причины – сугубо внутренние: в мире не отмечается ни сильного ажиотажа на личный транспорт, ни глобальных проблем с производством. Поэтому мы имеем дело с двумя сценариями: оптимистичным и пессимистичным.

Первый вариант – это снятие санкций, восстановление производства в России и рост благосостояния. Когда спрос превысит предложение, цены резко пойдут вниз. Пессимистичный сценарий предполагает ситуацию, при которой новые машины в Россию будут завозить лишь окольными путями («параллельный импорт»). Предложение останется низким, а потому цены вырастут ещё сильнее.

Обратим внимание на «народные» автомобили. Стоимость самой дешёвой Lada X-Ray в салоне составляет 1,1 млн. руб., или около 18400$ по актуальному курсу. Более дорогие варианты не кусаются, а отхватывают руки целиком: от 1,5 млн. за Lada X-Ray Instinct. В декабре 2019 г. самая простая X-Ray стоила около 0,8 млн.руб., что на тот момент составляло около 12500$ (+6000$). А кто-то рассказывал, что деньги вкладывать нужно в недвижимость!

— Мы стали чаще работать с покупателями из России. В 2014—2015 годах, когда просел российский рубль, белорусы активно ездили в РФ скупать машины. Сейчас россияне выгребают все из РБ. Просто потому, что на родине им банально нечего купить, а спрос велик. Белорусы могут предложить совсем небольшое число автомобилей (рынок невелик), но и цена у нас пока что ниже. Покупка здесь выгодна соседям даже с учетом доставки и установки кнопки ГЛОНАСС. Главный ориентир у россиян — не цена, а год выпуска и состояние. Стали больше звонить и перекупы из РФ — они сразу спрашивают, что чаще всего берут, прикидывают дельту, которую смогут заработать на перепродаже.

— У нас тоже наблюдается дефицит. Последний пример. Искали клиенту из Беларуси бюджетную б/у модель за цену «по верху рынка» — 14 тыс. Нашли, убедились в хорошем состоянии образца. Но клиент перезвонил и сказал, что принял решение подождать четыре месяца и купить новый автомобиль. То есть сейчас приходится ждать более четырех месяцев, чтобы приобрести «бюджетку».

Еще один показательный случай. Заключили договор с клиентом о подборе машины под бюджет в 7 тыс. с пробегом около 100 тыс. км, но не более. Нашли несколько достойных вариантов, но человек попросил посмотреть еще — чтобы было с чем сравнить. Продолжаем поиск, а первый автомобиль «уходит». Переходим ко второму — его тоже уже забрали. И цены на оставшиеся стали расти просто на глазах. За два-три дня из продажи исчезают по четыре варианта. А появляются один-два. И хорошие образцы, сами понимаете, не задерживаются.

ТОП-10 автомобилей с пробегом в 1 полугодии 2022 года

По мнению Эдокова, борьба с владельцами автомобилей на российских номерах хотя и не оказала прямого влияния на вторичный рынок автомобилей, однако она все же стала очередным драйвером роста цен.

«Раньше десятки тысяч казахстанцев, которые не могли себе позволить купить автомобиль внутри страны, искали подходящие, более дешевые, варианты в России. Они пользовались всем известной лазейкой — ввозили авто в страну по доверенности, обходя пошлины государства. Теперь этот вариант перестал работать. А значит, спрос, который удовлетворял российский авторынок, обернулся внутрь страны. Повторюсь, у нас подержанных автомобилей при этом больше не стало, а спрос увеличился. И это опять толкнет цены вверх. Это, конечно, окажет только косвенное влияние, но свои несколько процентов к ценам на автомобили на вторичном рынке добавит», — подчеркнул председатель НАС.

Очевидный рецепт выживания для дилеров в нынешней ситуации – концентрация прежде всего на вторичном рынке и на сервисе, а также поиске альтернативных каналов поставок запчастей и расширении клиентской базы за счёт постгарантийных машин. Очевидно, эти два сегмента никуда не денутся и позволят дилерам удержаться на плаву. Все это должно было работать (и работало у некоторых прозорливых компаний) и в нестрессовых условиях. Тем, кто уделял разным аспектам должное внимание, сейчас будет чуть легче. Вероятно, дилеры будут пересматривать портфели брендов и отказываться от тех, кто приостановил производство и поставки автомобилей в РФ или подумывает уйти с нашего рынка. Многие постараются заключить соглашения с китайскими брендами или «условно непоколебимыми» отечественными LADA и УАЗ.

Очевидно, наиболее уязвимый сегмент в сегодняшней ситуации – премиум-сегмент, и прежде всего – европейских брендов. Американские марки тоже страдают, но их присутствие на рынке минимально. По европейским брендам пока выглядит все очень напряженно, поскольку санкции Евросоюза в четвёртом пакете запрещают поставку машин дороже 50 000 евро, а это значительная часть сегмента. Не до конца понятно, как это коснётся сборочных заводов на территории России. Скорее всего, санкции заработают и здесь, и тогда Mercedes и BMW не смогут собирать большую часть линейки в России. Заметно лучше на российском рынке чувствуют себя японцы и корейцы, гораздо осторожнее принимающие решения. А китайцы и вовсе намерены нарастить присутствие.

Ждать каких-либо постоянных спецпредложений по обслуживанию, пока ситуация напряженная, вряд ли стоит. Не исключено, что будут организованы какие-то краткосрочные акции, чтобы завлечь клиентов. В глобальном же российском масштабе запасов запчастей надолго не хватит – по оценке разных брендов, запас составляет от месяца до двух месяцев. Какой-то задел есть ещё на складах дистрибьюторов, и они отгрузят запчасти дилерам. Однако по некоторым позициям уже есть дефицит. Впрочем, ситуация не безвыходная. Идет процесс наладки поставок альтернативных частей из Китая и Турции, к тому же прорабатывается вопрос параллельного импорта. Если производители не смогут гарантировать поставки оригинальных запчастей, то параллельный импорт в Россию разрешат, и оригинальные запчасти пойдут по новым логистическим цепочкам. Естественно, они станут немного дороже, чем если бы их поставляли напрямую, но вполне вероятно цены будут сопоставимы. Наверняка расцветет рынок поставки контрактных запчастей и неоригинала из Китая. А вместе с ним, к сожалению, и рынок контрафакта.

Эксперты дали прогноз по рынку подержанных автомобилей в 2022 году

Как отметил автоэксперт Кирилл Бревдо, цены на западные автомобили зависят от курса валюты. При этом поставки в РФ машин из-за рубежа значительно сократились:

— Сейчас рубль достаточно сильный. Но он сильный весьма условно, потому что практически нет никакого импорта. Раз нет импорта, значит, есть дефицит. Ситуация в целом для рынка уникальная. Выпуск новых автомобилей в России практически свернут: чуть шевелится «АвтоВАЗ», но не всем нужна его продукция в импортозамещенном виде. Остатки других машин, которые сейчас есть у дилеров, придерживаются, чтобы иметь возможность продолжать работу. Если они все распродадут, им будет нечего делать.

Аналогичная ситуация наблюдается и с запчастями, подчеркнул Бревдо. Например, из-за отсутствия поставок многие дилеры предлагают во время ТО продувку фильтра вместо его замены. Это касается не только запчастей, но и деталей первичной сборки. Отчасти, поэтому и не работают заводы, пояснил эксперт.

С минимальной наценкой можно купить авто из Китая, рассказал специалист.

— По рекомендованной цене сейчас продаются «китайцы». Но там цены изначально взвинчены, у многих не поднимается кошелек покупать такие авто за 3,5–4 миллиона. Поэтому логично было бы ожидать, что машины должны дешеветь, но предпосылок для этого нет. Все находится в подвешенном состоянии, — рассказал Бревдо.

Ведущий программы «Минтранс» Вячеслав Субботин также отметил, что ценник на китайские машины не соотносится с их качеством. По его словам, эти авто выглядят привлекательно, но уже через год эксплуатации кузов у них начинает гнить и разваливаться.

По мнению Бревдо, бюджетный сегмент авто начинает пользоваться все большей популярностью:

— Люди начнут больше покупать недорогие машины, которые будут в продаже. Все зависит от того, какие из официальных марок останутся в стране. Я думаю, сейчас покупать машины будут не так много, рынок просядет. Рынок новых машин уже просел, и я пока не вижу предпосылок для его восстановления. Все зависит от того, снимут ли санкции.

Субботин в свою очередь отметил, что на вторичном рынке пока проблем нет: машин хватает на всех. Среди продающихся подержанных авто бывают и экземпляры в хорошем состоянии: в России на достаточно высоком уровне умеют восстанавливать автомобили, подчеркнул специалист.

По мнению Субботина, падение цен на авто возможно, если будут снижены практически до нуля пошлины на ввоз.

— Я не уверен, что их снизят, хотя препятствий не вижу: производители ушли и пока не собираются возвращаться. Людям нужны автомобили, а высокие пошлины — серьезная преграда. Необязательно, чтобы новые автомобили завозили по заниженным ставкам. Хотя и новые можно. Можно снизить чуть ли не на 100 процентов, оставить минимальную ставку: пол-евро с «кубика» или 20 центов с «кубика». Можно вообще таможенные пошлины сделать нулевыми, — полагает эксперт.

Изначально таможенные пошлины установили, чтобы создать рабочие места и загрузить российское производство. Сейчас загружать нечего, так как почти ничего не работает, уточнил собеседник «ВМ».

Временно снизить пошлины можно даже на старые авто, подчеркнул Субботин.

— Снизить нужно на все машины. Если у нас сейчас выпускают Lada Granta под стандарт «Евро-2», то считайте, что этому автомобилю 30 лет. По сути, это ВАЗ-2108. 15-летняя иномарка будет на голову выше по всем параметрам. И по экологичности тоже, — заметил специалист.

Из-за пандемии многие автомобильные концерны были вынуждены неоднократно останавливать свое производство. Восстановить его полностью не получается до сих пор, поскольку в сборке современного авто участвуют не только конкретный завод, но и множество сторонних подрядчиков. Это в первую очередь касается организаций, выпускающих электронные автомобильные системы. Именно нехватка таких чипов до сих пор тормозит производство новых машин.

Такая ситуация порождает перебои с дилерскими поставками. Это приводит к дефициту в автомобильных салонах, возникновению очередей. До сих пор спрос значительно превышает предложение, поэтому стоимость авто неудержимо растет.

Например, при покупке по предварительному заказу клиент получает машину совсем по другой цене. Такие тенденции являются настолько прочными, что возможное подорожание прописывается в договоре купли-продажи. Из-за острой нехватки машин очень быстро раскупается практически все.

На внутреннем российском рынке достаточно автомобилей, ввезённых в страну ранее. Напомним, ежемесячно через порт Владивостока проходит в среднем 14.000 автомобилей под полную пошлину.

Мы понимаем, что большое количество автомобилей ввозится в Россию в плохом состоянии. Такие автомобили бывали в ДТП и имеют существенные недостатки. Ряд продавцов Владивостока зарабатывают на покупке автомобилей с низкой оценкой с аукционов и их последующей перепродаже после предпродажной подготовки.

У авто сматывают пробег, автомобили красят, меняют детали, подделывают аукционные листы и выдают за автомобили «без дефектов». Но есть и хорошие автомобили. Отличить хорошие от плохих – работа автоподбора. Отметим, что данная услуга позволяет экономить значительные средства, какие можно потратить, если приобрести заведомо плохой автомобиль. Подробнее про услугу подбора авто расскажем здесь.

Российский авторынок ждут масштабные потрясения

На сегодняшний день, никаких проблем с системой международных ситуаций мы на наблюдаем. Мы можем оплачивать счета нашим коллегам из Японии как прежде. Мы надеемся, что сможем найти решение даже в случае самых жестких ограничений.

Как влияет изменение ставки рефинансирования на автокредитование. Уже сегодня, ставки по автокредитам колеблются от 25 до 32% годовых. Приобретать автомобили в кредит стало ещё менее выгодно.
Тем не менее, Тосэй совместно с банком Примсоцбанк предоставляет такую возможность. Купить в кредит можно даже автомобили с аукционов, те на который ещё не установлена финальная стоимостью (определяется посредством аукциона).

Мы с коллегами ожидали некоторого спада цен на автомобили с аукционов. Это обычно происходит, когда рубль дешевеет и спрос с российской стороны на автомобили падает. Японцы вынуждены опускать цены на свои автомобили, чтобы продать их. Это уже происходит. Например, Nissan Leaf стоимостью 650.000-750.000 йен теперь можно найти по цене от 350.000. При этом, ожидать, что конечная стоимость автомобилей снизится не приходится – вероятнее всего, дешевле уже не будет. Посредством возможного снижения аукционной стоимости автомобилей мы сможем только несколько компенсировать повышение стоимости пошлины, которая исчисляется в евро. На корейском рынке, к слову цены на автомобили, остались прежними, так как российский рынок не является для Кореи приоритетным.

К слову, российский потребитель является одним из наиболее значимых для рынка японских продержанных автомобилей – отказаться от российских покупателей, продавцам в Японии будет сложно. В прошлом году, Россия и вовсе стала лидером среди покупателей авто из Японии. Если русские перестанут покупать автомобили — аукционные площадки будут попросту заполнены.

Отказ некоторых производителей от поставок новых авто в Россию, вероятно можно привести к повышению спроса на поддержанные автомобили. Мы знаем, что сейчас наблюдается дефицит в дилерских центрах. Автомобили из остатков продаются на порядок дороже обычной стоимости. Так например, автомобиль Skoda Octavia у Московского дилера подорожал с 1,7 до 3,5 млн.
Автомобили с аукционов Японии могут выступить в качестве замещения, так как большая часть из них — молодые автомобили в возрасте не более 5 лет. Японские авто имеют высокую надёжность, а бережное отношение к авто на японской стороне часто позволяет сохранять почти заводское состояние. Кстати, в последние годы, наблюдается все большая потребность с запада России на автомобили с правым рулём.
Опрос на сайте дром также показывает, что автолюбители чаще предполагают, что произойдёт рост спроса на праворульные авто из Японии.

Банки стали выдавать в несколько раз меньше автокредитов — рынок столкнулся с дефицитом автомобилей на фоне ухода производителей. Усугубляет ситуацию снижение спроса на фоне роста ключевой ставки и цен. Турбулентная ситуация на рынке может продлиться полгода, полагают эксперты и игроки, рассчитывая, что поддержку сегменту могут оказать автомобили с пробегом.

Сами по себе машины в продаже есть, но непонятно, как долго они будут, в каком количестве и по каким ценам, поэтому все участники рынка заняли выжидательную позицию. Посыпались логистические цепочки, причем ситуация куда менее прогнозируемая, чем во время, к примеру, «коронакризиса». Тогда проблема была связана с тем, что логистических мощностей не хватало, чтобы доставить накопившиеся за период простоя товары. Нынешние проблемы вызваны опасениями компаний попасть под вторичные санкции. С точки зрения «короны» было ясно, что вопросы решаемы. С санкциями этого нельзя сказать: многие страны живут под ними десятилетиями.

Новые автомобили в РФ подорожали более чем на 15% за одну неделю в 2022 году

В первую же неделю после начала спецоперации ВС РФ в Украине стоимость автомобилей без пробега в среднем выросла на 17,1 %. Это касается легковушек локальной сборки. Об этом информирует портал Autonews, ссылаясь но изучение ценообразование аналитиков Росстата.

Цена легковушек зарубежных автопроизводителей выросла примерно на 15,2 %. В результате, автомобили показали максимальные наценки среди непродовольственных товаров в перечне Росстата. Если проводить аналогии, то электроника, в частности, телевизоры, подорожали на 15,0 %, пылесосы — на 14,6 %, телефоны — на 9,6 %, а спортивная взрослая обувь — на 2,1 %.

При этом представители Росстата подчеркнули, что стоимость бензина и дизельного топлива для легковушек находится на прежнем уровне.

  • Последний месяц с машинами. Как сумасшедший февраль вычистил все салоны без остатка

    04 марта 2022, 19:24

  • Россияне снова гонят подержанные авто из-за границы

    30 июня 2022, 17:41

  • Авторынок в миниатюре. Велосипеды и самокаты подорожали на 50%

    11 марта 2022, 18:56

  • Приехали. Мировые производители прекращают поставки машин в Россию

    26 февраля 2022, 20:10

  • «Коммерсант»: Цены на автомобили в России за март выросли на 40%

    04 апреля 2022, 16:21

Бюджетные машины и кроссоверы из Поднебесной в большом количестве везут на замену санкционным иномаркам. Их уже начали массово покупать каршеринги. Например, у Делимобиля появятся 150 автомобилей Chery Tiggo 4 — одного из самых популярных в этом году кроссоверов в РФ, который обгоняет по продажам KIA и Hyundai.

Российские автомобильные заводы работают вполсилы

АвтоВАЗ нашел на складах комплектующие и хочет выпустить небольшую партию Niva Legend с подушками безопасности, ABS и другими функциями, временно утерянными из-за ухода иностранных партнеров. Правда, полноценную замену пока не нашли даже для ABS, хотя эта система известна с 80-х, считается простой в производстве и почти не зависящей от электронных компонентов.

Та же беда и у отечественных компаний, выпускающих иномарки: пока одни производят «полуфабрикаты» на будущее, другие вообще поставили работу на паузу. Например, калининградский Автотор делает Hyundai и KIA, но в меньших объёмах, чтобы комплектующих хватило на июль и август.

Интересно, что альтернативы утерянным технологиям есть в Иране. Автомобили из исламской республики готовы собирать на заводе Москвич, сообщил руководитель центра «Иранцы за рубежом» Мирзаи Гази Аббас Мослем. Также иранские промышленники готовы работать в Елабуге и Набережных Челнах. Производить машины планируют под брендами «Победа» и «Волга».

Кроме того, у Ирана есть лицензии Mercedes, Peugeot и Renault, не затронутые последним пакетом санкций против иранской автомобильной отрасли. Технологии относительно свежие, их импортировали в республику 5-7 лет назад.

Региональной особенностью рынка б/у автомобилей Беларуси стало, по мнению эксперта, определяющее влияние России:

– Предприимчивые белорусы пользуются ситуацией на рынке – активным спросом и высокими ценами. И в качестве своего основного рынка рассматривают не Беларусь, а Россию, за что стоит благодарить Таможенный союз, сделавший границы прозрачными. Маржа на авто, который «приплыл» из США, при его продаже в Москву может составлять до 2000$, что очень существенно. А вот осуществлять свою деятельность в Минске – содержать офис, делать необходимые ремонты, гораздо дешевле. В итоге целые автовозы идут отсюда на Восток.

  • Apple
  • Deutsche Bank
  • Goldman Sachs
  • inc
  • Morgan Stanley
  • S&P500
  • S&P500 фьючерс
  • Saudi Aramco
  • Tesla
  • авиакомпании
  • автомобили
  • акции
  • алмазы
  • Алроса
  • Альфа-банк
  • алюминий
  • АФК Система
  • аэрофлот
  • Банки
  • банки России
  • банки США
  • биткоин
  • ВТБ
  • газ
  • Газпром
  • Газпромбанк
  • Газпромнефть
  • ГМК НорНикель
  • гривна-доллар
  • Дивиденды
  • доллар
  • Доллар Рубль
  • ЕЦБ
  • запасы нефти в США
  • золото
  • инвестиции в недвижимость
  • иран
  • Казахстан
  • Китай
  • Китай США
  • коронавирус
  • криптовалюта
  • Лукойл
  • Магнит
  • медь
  • металлургический сектор
  • Мечел
  • Минфин России
  • Минфин РФ
  • ММК
  • мтс
  • натуральный газ
  • Нафтогаз Украины
  • НБУ
  • недвижимость
  • нефтегазовый сектор
  • Нефть
  • никель
  • НЛМК
  • Новатэк
  • ОАК
  • облигации
  • опек+
  • ОФЗ
  • оффтоп
  • Польша
  • Распадская
  • ритейлеры
  • Росгосстрах
  • Роснефть
  • Россети
  • Россия
  • рубль
  • рубль-доллар
  • русал
  • Русгидро
  • санкции
  • сбербанк
  • Северный поток-2
  • Северсталь
  • СПГ
  • ставка ФРС
  • сталь
  • сургутнефтегаз
  • США
  • США Китай
  • Татнефть
  • Тинькофф Банк
  • уголь
  • Украина
  • фондовые рынки
  • форекс
  • ФРС
  • хабы газовые
  • ЦБ РФ
  • электромобили
  • энергетические компании
  • энергетический сектор
  • Яндекс
  • япония


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.