Изучению условий труда работников железнодорожного транспорта с разработкой профилактических мероприятий посвящено большое количество работ [4,7,8,33,45,72-74,76,150,157,186,195,203,231,236,237,239,247-249, 250, 261,266,267,269,277,301-303,308,311,314,317,318], среди которых встречаются работы, где отражены исследования, касающиеся отдельных производственных факторов и условий труда путевых рабочих [42,58,81, 137, 153, 164, 170, 179,213]. По данным этих авторов в процессе трудовой деятельности путевые рабочие подвергаются воздействию целого ряда вредных производственных факторов, среди которых тяжелый физический труд, неудобная рабочая поза, неблагоприятные метеорологические условия, связанные с постоянной работой на открытом воздухе, шум и вибрация, генерируемые техническими устройствами и путевыми машинами, пыль, содержащая свободную двуокись кремния, выхлопные газы, образующиеся при работе машин и оборудования, различные химические вещества, перевозимые по железным дорогам, антисептические вещества, применяемые для пропитки деревянных шпал и бактериальные загрязнения верхнего строения пути, попадающие из проходящих пассажирских поездов.
Специфика труда путевых рабочих заключается в том, что большей частью повседневная работа осуществляется непосредственно при движении поездов в условиях дефицита времени и в быстром темпе, вызывающих значительное нервно-эмоциональное напряжение, которое усиливается чувством персональной ответственности за качество порученной работы в строго ограниченный интервал времени, а также необходимостью неукоснительного соблюдения правил личной безопасности. Несмотря на постоянное оснащение предприятий путевого хозяйства железных дорог средствами механизации, до настоящего времени у путевых рабочих все еще остается довольно высокой доля ручного труда. Для данной профессии характерны неупорядоченный режим труда, отдыха и питания, неудовлетворительные бытовые условия (проживание в вагонах, частые переезды ) [56,57,66,67,164,165,211].
Установлено, что при работе с ручными шпалоподбойками и другими электроинструментами, а также при работе путевых машин шум, вибрация и запыленность значительно превышают предельно допустимые уровни [38,43]. Воздействие повышенных уровней шума на организм работающих может приводить к развитию шумовой патологии, которая проявляется в специфических изменениях в звуковом анализаторе, и неспецифических, возникающих в организме в целом [83,84,107,262,272]. Установлено, что шумовой фактор на производстве наряду с шумовой патологией приводит у части работающих к психическим расстройствам. При изолированном воздействии шума на первый план выступает тревога, которая сочетается с депрессивными расстройствами, особенно у лиц с психической дезадаптацией. При комбинированном воздействии шума наиболее выраженными проявлениями являются депрессивные и астенические симптомы, сочетающиеся с вегетативными расстройствами. Показано, что производственный шум, превышающий предельно допустимый уровень (ПДУ), наряду с шумовой патологией оказывает неблагоприятное воздействие на психическое здоровье работающих [5].
В условиях воздействия вибрации имеет место большой риск развития вибрационной болезни [258,263,271,304-306,316] и артериальной гипертонии [162,163,291,293,]. На развитие артериальной гипертонии влияет не сам факт вибрационной патологии, а факт работы с ручными вибрационными устройствами. Среди работников виброопасных профессий вибрационная болезнь занимает одно из ведущих мест в структуре профзаболеваний. Среди них обнаруживается артериальная гипертония, которая возрастает по мере нараста ния стажа работы. Среди работающих до 10 лет стажа, артериальная гипертония выявлена у 33,3±3,5%, 10-15 лет — у 44,7±2,9%, 20-29 лет — у 52,7±3,6%, более 30 лет — у 57,6±5,6%.
Изучение энерготрат у строителей на БАМе показало, что труд механизаторов и путевых рабочих в большинстве своем следует отнести к труду средней тяжести, а в отдельных случаях к тяжелому [38,41].
Имеются данные многолетних комплексных гигиенических, физиологических, социально-гигиенических и клинических исследований, посвященных изучению факторов, которые оказывают неблагоприятное влияние па организм женщин в течение профессиональной деятельности, осуществляемой в специфических условиях на железнодорожном транспорте, в том числе и в период беременности [14,47,95,98,114,153,156,225].
Вопросам профилактики неблагоприятного воздействия вредных факторов производственной среды на путевых рабочих придается большое значение [119,205]. В настоящее время активно ведутся разработки в этом па-правлении. Были даны предложения включить профессию шпалоподбойщика в список профессий, подлежащих предварительным и ежегодным периодическим медицинским осмотрам, как связанную с воздействием вибрации, установить режим труда, предусматривающий чередование работы с виброинструментом в течение не более одного часа с работой, не связанной с вибрацией [213].
Внедрение комплексной системы профилактики профессиональных дерматозов на железнодорожном транспорте врачебно-санитарными и другими службами железных дорог по рекомендациям СВ. Суворова [175,209] (ВНИИЖГ) позволило достичь 10-кратного снижения этого вида патологии.
И.С.Кандрором, с соавт (1985) было доказано, что определение физиологической стоимости трудовой деятельности является одним из ключевых вопросов физиологии труда. Установление соответствия между объективной трудовой нагрузкой и психофизиологическим состоянием индивида в про цессе работы дало возможность более точного решения проблемы улучшения условий труда [82].
Широкое применение женского труда в профессии монтеров пути, остро выдвинуло вопрос о не��бходимости рационального трудоустройства женщин [14,47,95,144,153]. На основании проведенных исследований показана необходимость запрещения труда женщин в профессии монтера пути при выполнении физически тяжелых работ, а также при использовании элек-трошпалоподбоек. Предложено комплектовать смешанные бригады с использованием труда женщин на работах, по тяжести не превышающих средней категории тяжести [47,95].
Большое значение в выявлении ранних форм профессиональных заболеваний определил разработанный сотрудниками ВНИИЖГ «Перечень профессий работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства, которые в целях профилактики профессиональных заболеваний подлежат предварительным при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам» [17,47,153,202,210,234].
Таким образом, профессия «путевые рабочие» связана с высокой трав-моопасностью, т.к. выполнение ремонтных работ производится при движении поездов и отягощается наличием сопутствующих производственных факторов таких, как неблагоприятный микроклимат, шум, вибрация, запыленность и загазованность воздушной среды, которые в большинстве случаев превышают предельно-допустимые уровни.
[…] Подробнее →