Как принять на работу бывшего госслужащего, чтобы не получить штраф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как принять на работу бывшего госслужащего, чтобы не получить штраф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.

Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Бывший госслужащий: трудности при приеме на работу

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, в частности, что антикоррупционное законодательство, а именно требования ст. 12 Закона № 273-ФЗ новый работодатель бывшего госслужащего обязан выполнять независимо от суммы месячного вознаграждения, назначенного этому госслужащему.

Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

При переводе работника на другую должность или приеме его в порядке внутреннего совместительства в рамках одной и той же компании направлять сообщение по месту прежней госслужбы работника также не требуется.

При заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим, сообщение по месту его прежней службы направляется только в случае, когда стоимость работ (услуг) превышает 100 000 рублей.

1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.

При заключении трудового договора:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер зарплаты на новом месте не важен.

Частью 3 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» закреплены последствия для работника несоблюдения им (бывшим госслужащим) требования об уведомлении нового работодателя о прежнем месте работы (службы). Такое нарушение бывшим госслужащим требований закона влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

Однако темой настоящей статьи все же является другая сторона медали – установленные законодательством РФ обязанности работодателя в отношении принимаемых на работу бывших госслужащих.

Бывший госслужащий: как принять на работу и не попасть на штрафы

Проверкой соблюдений требований законодательства в области противодействия коррупции занимается прокуратура. Получая сведения об увольнении государственного служащего с государственной службы, данный орган продолжает наблюдать за дальнейшей карьерой бывшего госслужащего в течение двух лет. После получения органами прокуратуры информации (в том числе от самого бывшего госслужащего, его бывших коллег по госслужбе, из иных источников) об устройстве данного гражданина на работу новый работодатель становится центром внимания для них. После истечения десятидневного срока, в течение которого новый работодатель должен направить соответствующее уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, а также истечения возможных и максимальных сроков пересылки, прокуратура начинает проверку. Запросы, повестки, формирование «дела»… С учетом уже сложившейся практики дела по административным правонарушениям, предусмотренные ст. 19.29 КоАП РФ, условно можно подразделить на «простые» и «сложные».

Как уже было указано, инициатором привлечения должностных лиц организаций и юридических лиц является прокуратура, проводящая в рамках своей компетенции соответствующие проверки соблюдения законодательства в области борьбы с коррупцией.

На отдельном примере выясним, какие доказательства совершения факта правонарушения и наличия вины используются данным органом при формировании административного материала и подготовке его к рассмотрению в суде.

Пример 6

Когда организация принимает на работу сотрудника, который до этого работал по контракту на государственной или муниципальной службе, у работодателя появляется обязанность сообщить о заключении такого договора по последнему месту службы гражданина.

Такая обязанность возникает при приеме всех бывших госслужащих, если их должности включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни.

Указанный перечень установлен Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Для направления уведомления установлены сроки:

Пленум напомнил, что работодатель должен сообщить о приеме на работу, если экс-чиновник покинул госслужбу в течение двух лет, даже если после этого у него были другие места работы. При этом речь идет не только о трудовом договоре, но и о договоре на выполнение работ или оказание услуг в течение месяца или меньшего срока стоимостью более ста тысяч рублей. При этом не играет роли, курировал ли работу этой организации чиновник на госслужбе.

Расширение толкования

Верховный суд также отметил, что под это антикоррупционное требование подпадают не только чиновники, работавшие на должностях, включенных в перечни, утвержденные для этой нормы (в этом случае их трудоустройство должно быть рассмотрено на комиссиях по конфликту интересов), но и те бывшие госслужащие, которые обязаны были представлять декларации о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Тем самым Верховный суд фактически расширил круг экс-чиновников, о чьем трудоустройстве надо уведомлять их прежнее место работы на госслужбе. Как отметил судья-докладчик Сергей Никифоров, было два варианта толкования, в итоге пленум остановился на более широком. «Эта формулировка наиболее полно отвечает указу президента от 2010 года», — отметил Никифоров, заметив, что при соблюдении ограничений для госслужащих «должен быть единый подход».

Более того пленум разъяснил, что обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, то есть не только частными компаниями. Исключением являются лишь государственные или муниципальные органы, куда бывший чиновник может устраиваться в том числе уже не на госслужбу.

К гражданам, которые подлежат административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, «могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающихся частной практикой», пояснил пленум.

Без уведомления бывшего места работы на госслужбе экс-чиновник сможет обойтись в случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или учрежденя им своей компании — это не подпадает под обязанность, установленную законом «О противодействии коррупции», пояснил пленум.

Замглавы Минюста Алу Алханов и замгенпрокурора РФ Леонид Коржинек поддержали постановление. Коржинек, представляющий прокуратуру, которая и применяет эту статью, заметил, что разъяснение пленума «будет способствовать повышению результативности борьбы с коррупцией и ее проявлениями» и «даст новый импульс прокурорам в этом направлении их деятельности». А расширительное толкование нормы о круге чиновников, о чьем дальнейшем трудоустройстве необходимо уведомлять, позволит вывести из тени бывших госслужащих, которые не были охвачены применением нормы закона «по формальным основаниям».

Постановление пока направлено в редкомиссию для внесения ряда редакционных правок.

В целом у государственного или муниципального органа, в котором раньше трудился гражданин, не так уж и много обязанностей. Если работник, занимавший должность, которая входит в список из Указа Президента № 557, уволился, и спустя 6 месяцев не сообщил о новом месте работы, бывший работодатель обязан обратиться в прокуратуру. Уже правоохранительные органы будут разбираться, чем занимается экс-чиновник.

Еще одна обязанность – реагировать на заявления бывших сотрудников о новом месте работы или заказчике, если планируется заключить договор ГПХ. В таком случае проверяется, нужно ли созывать специальную комиссию и давать разрешение на работу. Как правило, этим занимаются уже не кадровые работники, а администрация и секретариат государственного или муниципального органа.

Отметим, что Методические рекомендации Минтруда в основном повторяют требования закона о противодействии коррупции и Постановления правительства №29. Как говорят сами чиновники, они были выпущены для формирования единообразного подхода выполнения законодательства.

Проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин подчеркивает, что российский Минтруд не придумал ничего особенного: подобная практика информирования о трудоустройстве бывших государственных управленцев предусмотрена во многих странах. В России она тоже действует давно, но сейчас контроль ужесточается.

По данным Минтруда, ограничения на трудоустройство фактически затрагивают не так уж много чиновников – порядка 10 тысяч человек по всей стране. Это только те лица, на трудоустройство которых потребуется получить согласие спецкомиссии. Всего же, согласно официальной статистике, в федеральных государственных органах трудится 38 тысяч человек, а в регионах – еще 685 тысяч служащих. Конечно, не о каждом, но о большинстве из них власть хочет четко знать, кто и чем занимается.

Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.

Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц.

Прием на работу бывшего государственного и муниципального служащего

Контролировать нужно далеко не всех бывших служащих. Чтобы человека зачислили в эту особую категорию, должны совпасть два фактора1:

1. Отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления вашей организацией входили в должностные (служебные) обязанности принимаемого бывшего государственного или муниципального служащего.

2. Должность государственной или муниципальной службы включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Впрочем, на практике наличие первого фактора игнорируется. Например, Минтруд России в своих разъяснениях упоминает о наличии обоих факторов, но считает, что включение должности в утвержденный список автоматически означает, что у лица были полномочия по осуществлению «отдельных функций управления организацией».

Соответственно, организации лучше руководствоваться четким критерием: есть должность в списке — сообщаем, нет — можно и промолчать.

Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями, ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции(далее — Конвенция).

Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Работодатель обязан направить уведомление в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора.

Уведомление направляется по последнему месту службы в порядке, определенном Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или иным лицом, подписавшим договор с работником. При наличии в организации печатей подпись работодателя подлежит заверению печатью организации или печатью кадровой службы (примеры 1, 2).

Ответственность за не уведомление о трудоустройстве бывшего чиновника достаточно жесткая.

В соответствии со ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.;

• на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;

• на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ работодатель обязан отправить уведомление о приеме на работу госслужащего или о заключении с госслужащим договора об оказании услуг в течение 10 дней со дня заключения трудового контракта или подписания договора.

Выходной, пришедшийся на последний день срока, автоматически переносит последний день отправки уведомления на следующий за выходным рабочий день.

Срок уведомления

Руководитель обязан в течение декады после договора сообщить о найме на работу человека, ранее состоящего на службе в госорганах.

Данное обязательство закреплено в ч.3 ст.64.1 ТК. Стоит учесть, если последний день отведенного срока является нерабочим, то уведомление необходимо отправить в следующий ближайший рабочий день.

Правила поведения пользователей на сайте

Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.

Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.

Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Типичная история человека, который идет из государственного сектора в бизнес такова: пришел на энтузиазме, хотел изменить систему, но понял, что изменения никому не нужны.

Есть кандидаты, которые прямо говорят, что конкуренция при приеме на работу в госсектор была невелика, и они выбрали службу, чтобы набраться опыта.

Немало среди претендентов и представителей династий, кого на госслужбу устроили родители.

Надо отметить, что в небольших городах, где работы немного, устроиться в налоговую или в ПФР считается большой удачей. Другие осознанно строили свою карьеру на государственной службе, победили в подковерной борьбе, получили повышение, вошли во всевозможные кадровые резервы, но уперлись в карьерный или зарплатный потолок.

На первое место почти все бывшие чиновники ставят стабильность. Выплаты без задержек, материальная помощь, премии. Пусть зарплата ниже рынка, но она постоянная и размер ее почти не зависит от усилий.

Если к вам пришел хороший кандидат из государственной службы, не забудьте упомянуть о белой зарплате и отсутствии задержек.

Для кого-то это может быть незначительным фактором, но только не для людей из госсектора.

Второе – статус. Государственным служащим нравится наличие власти. Нравится, что они могут решать судьбы людей. Это не только тешит их самолюбие, но и является мотиватором.

Многие кандидаты жалуются на тонны бесполезной работы, но из успешных кейсов всегда отмечают, что иногда могут существенно повлиять на чью-то жизнь. Потеря статуса – первое с чем люди сталкиваются при уходе от работодателя.

Расскажите кандидату о тех проектах, которые компания реализует и о той пользе, которую кандидат сможет принести. Результаты своего труда – вот чего хотят все люди. Чиновники не исключение.

Чиновники в целом ориентированы на процесс, а не на результат. Им тяжело бывает довести начатое до конца. Особенно в тех сферах, где высока степень самостоятельности, а также в ситуациях, где требуются нестандартные решения.

Бывшие госслужащие тяжело приживаются там, где есть ориентация на клиента. Им трудно даются продажи и переговоры. Продавать для них это, прежде всего, «втюхивать и впаривать», они считают себя выше этого. Переучить бывшего госслужащего, дать почувствовать вкус игры и драйва при переговорах с клиентами бывает непросто.

Среди бывших чиновников много усталых и пассивных кандидатов. Они демотивированы низкими зарплатами, годами рутинной и часто бесполезной работы. У них не горят глаза. Им тяжело сформулировать внятные успехи с предыдущего места работы.

Таких легко вычислить, если задать простой вопрос: что бы вы сделали, если бы завтра стали руководителем того ведомства, где вы раньше работали.

Если ответ «повышу зарплату всем сотрудникам», то кандидату точно будет тяжело в бизнесе, где есть ориентация на потребителя и рынок.

Государственным служащим трудно ориентироваться в турбулентных условиях российского бизнеса. Когда годами ничего не меняется, мозг начинает к этому адаптироваться. Потом уже тяжело приспособиться к бешенному ритму и постоянной смене обстановки.

Прежде всего грамотно структурировать свое резюме. Как правило, резюме бывшего госслужащего – это копия из их должностной инструкции. Сделать из резюме билет на собеседование помогут карьерные консультанты.

На собеседовании важно четко ориентировать работодателя на те результаты, которых вам удалось добиться. Нужно донести до нанимающего вас человека, что на новом месте работы вы сможете развить успех и принести реальную пользу бизнесу.

Важно транслировать не столько наличие связей, сколько понимание механизма работы государственной машины там, где это нужно.

Важно помнить, что государственные служащие попадают под действие закона о противодействии коррупции. Если вы нанимаете бывших чиновников, нужно обязательно уведомить об этом его предыдущего работодателя. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов должна дать согласие на трудоустройство.

При этом уведомлять нужно не только, когда вы заключаете трудовой договор. Если бывший чиновник получает по гражданско-правовому договору больше 100 тысяч в месяц, то такое уведомление тоже понадобится. Лучше всегда отправлять уведомления, если у кандидата есть запись о государственной или муниципальной службе за последние два года.

Штрафы за неуведомление могут доходить до 500 тысяч рублей.

Бывшие представители власти, которые выйдут на рынок в 2020 году, столкнутся с новыми вызовами. Им придется переупаковывать свои знания и умения. Быстро приобретать новые навыки и ориентироваться в незнакомой обстановке. Работодатели получат шанс нанять в команду новых звезд. Однако, чтобы нанять их, придется профильтровать много неподходящих кандидатов.

Когда к нам, в коммерческие организации, устраиваются новые специалисты, то как правило, и в голову не может прийти, что очередной новичок – это бывший чиновник.

Обычно люди из коммерческой сферы идут в сектор государственного управления – это «правильная» схема, при которой обратный путь уже не предполагается (ну, если не считать Грефа и Сечина). Но не всегда же у людей все складывается гладко в жизни, всякое происходит.

Вот и мы задумались, а вдруг к вам или к нам в компанию завтра «постучится» бывший муниципальный депутат и изъявит желание работать бухгалтером или руководителем отдела продаж? Как говорится, чем черт не шутит, правда?

Но, как оказалось на деле, не все так просто. Те, кто напрямую или хотя бы косвенно знаком с этой темой знают, что с бывшими государственными служащими (депутатами и полицейскими в том числе) директора предпочитают лишний раз не связываться. Почему? Вот как раз сейчас и узнаем.

Требования трудового законодательства и антикоррупционных нормативных актов о соблюдении определенного порядка приема бывшего госслужащего на работу зачастую не соблюдаются работодателями не умышленно, а в силу недостаточности информации относительно данного порядка.

Между тем следовать этому несложно, а ответственность за нарушения достаточно серьезна, штрафные санкции высоки…

Кроме того, механизм привлечения работодателей, не соблюдающих порядок приема на работу бывших госслужащих, к административной ответственности, как показывает практика, уже отработан.

Новшества в законодательстве в области противодействия коррупции тут же повлекли большое количество дел об административных правонарушениях по когда-то редко применяемой ст. 19.29 КоАП РФ.

Учитывая постоянную миграцию кадров из одной организации в другую, ни один работодатель не застрахован от совершения нечаянных ошибок, которые могут привести к значительным административным штрафам.

Наш ликбез поможет этого избежать.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции», указанные требования к приему на работу бывшего государственного (муниципального) служащего установлены для граждан РФ, замещавших следующие должности федеральной государственной службы:

  • включенные в разд. I или II Перечня должностей федеральной госслужбы (утв. 18.05.2009 № 557), при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные госслужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения о на своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • должности федеральной госслужбы, включенные в Перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном госоргане, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные госслужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения на своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального госоргана в соответствии с разд. III Перечня, утв. Указом Президента от 18 мая 2009 г. № 557.

Порядок получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов определен Указом Президента России от 01.07.2010 № 821 о таких комиссиях.

Для получения согласия комиссии гражданин, замещавший в госоргане должность государственной службы, включенную в Перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом РФ, направляет в комиссию письменное обращение о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой структуре.

Причём обращение может быть подано госслужащим, только планирующим свое увольнение с государственной службы.

Уведомление о приеме бывшего госслужащего

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее — бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.

В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации

работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Это касается как коммерческих, так и некоммерческих организаций независимо от формы собственности.

Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа:

— на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;

— на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в случае, если на работу в организацию устраивается бывший служащий, специалисту, осуществляющему кадровую работу, следует обратить внимание на следующее.

1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:

— раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557;

— перечень должностей, определенный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557;

— перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 925).

Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.

Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы. Можно уточнить у работника представлял ли он сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по последнему месту службы.

2. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.

Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

— менее двух лет — требуется сообщить в десятидневный срок;

— более двух лет — сообщать о заключении трудового договора не требуется.

3. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).

Обязанность уведомления бывших нанимателей о приеме на работу ранее уволенных госслужащих связана с реализацией комплекса антикоррупционных мероприятий, действующих на основе Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Но оповещение распространяется не на все категории госслужащих, а только на тех, чьи должности перечислены в Указе Президента от 18.05.2009 г. № 557 (определенные должности в органах МВД, Минобороны, ФСБ, ФСИН и др.).

В 2021 году сохранили свою актуальность применительно к бывшим госслужащим следующие нормы:

  • бывший госслужащий при трудоустройстве в течение двух лет с момента увольнения с государственной службы обязан сообщать своим новым работодателям, что ранее он имел статус государственного служащего;
  • в 2021 году продолжает действовать обязанность новых работодателей бывшего госслужащего уведомлять по последнему месту службы о приеме такого физического лица на работу. Количество мест работы после ухода с госслужбы значения не имеет, важен только срок, отсчитываемый с даты прекращения трудовых отношений в статусе государственного служащего;
  • в 2021 году, как и прежде, нет унифицированной или рекомендованной формы уведомления при устройстве на работу бывших госслужащих, есть только перечень обязательных для отражения в этом документе данных;
  • оповещать бывшего работодателя надо не только при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, но и при оформлении с ним договора ГПХ (при условии, что сумма вознаграждения в рамках гражданско-правового сотрудничества составила 100 тыс. руб. и более).

Обязанность по подаче уведомления сохраняется в течение двух лет, отсчитываемых от даты ухода гражданина с госслужбы (независимо от числа работодателей после этой даты). Причем направить его новый наниматель должен в законодательно отведенные для этого сроки – на процедуру дается не более 10 дней с момента заключения с бывшим госслужащим трудового соглашения или договора ГПХ.

Законодательство обязывает работодателей оповещать о трудоустройстве бывших государственных служащих, но не ограничивает их в форме уведомления. Устное оповещение не предусмотрено, такой способ взаимодействия с бывшими работодателями госслужащих чреват негативными последствиями – новый работодатель при возникновении спорных ситуаций не сможет ничем доказать, что он связывался с соответствующим государственным или муниципальным органом. Поэтому уведомление работодателя о приеме на работу госслужащего (муниципального служащего) оформляется исключительно в письменном виде.

При составлении уведомления руководствоваться следует нормами правительственного Постановления от 21.01.2015 г. № 29:

Бывший госслужащий при устройстве на работу должен предупредить работодателя о последнем месте своей службы. Эти же сведения должны быть отражены и в его трудовой книжке. Речь идет о сотрудниках, замещавших должности, перечисленные в Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей…».

Если с момента увольнения прошло более 2 лет, то работодатель принимает такого сотрудника в обычном порядке, предусмотренном ТК РФ. В противном случае работодатель дополнительно обязан направить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего по адресу его последнего места службы (ст. закона № 273-ФЗ; ст. 64.1 ТК РФ). Такое уведомление должно быть отправлено и в случае приема сотрудника на работу по совместительству, а также при заключении с ним гражданско-правового договора (ГПХ). Уведомление о приеме на работу по ГПХ-договору бывшего госслужащего следует направлять, когда сумма оплаты его труда в месяц превышает 100 тыс. руб.

Уведомить госструктуру – бывшее место службы работника – необходимо в течение 10 дней с момента подписания договора. Настолько короткий срок может стать причиной возникновения проблем, если нужно уточнить информацию о сотруднике, т.к. запросы по предыдущему месту работы могут занять намного больше времени.

Если сотрудник принимается на работу по договору ГПХ с оплатой от 100 тыс. руб., не сообщая о своем прежнем месте работы, то работодателю желательно запросить у него копию трудовой книжки, чтобы быть уверенным в том, что закон не будет нарушен.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.01.2015 № , уведомление должно содержать следующие обязательные сведения:

  1. Персональные данные сотрудника:
  • ФИО (с указанием всех прошлых ФИО, если такие были),
  • дата и место рождения полностью;

Как принять на работу бывшего госслужащего и стоит ли это того?

В перечень Указа № 557 включены должности федеральной государственной гражданской службы: заместители министра, начальники, руководители подразделений и их заместители органов МВД, МЧС, Минобороны РФ, Фельдъегерской службы РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Росгвардии РФ, ФСО РФ, ФСИН РФ, Службы специальных проектов, Таможенной службы, Прокуратуры РФ, Следственного комитета. С перечнем нужно работать очень внимательно: некоторые должности совпадают с теми, которые прописаны в Указе, а часть не указана дословно, но перечислена в пункте «другие», где могут быть обобщены сразу несколько должностей.

Если на работу принимают бывшего руководителя подразделения одной из перечисленных служб, то в этом случае все понятно. Сложнее с разделом III Указа № 557, в котором говорится о других должностях, связанных с коррупционными рисками без отнесения к конкретным госструктурам. В этом случае следует пользоваться нормативными документами соответствующих ведомств, принятых на основании Указа № 557.

Сотрудник, должность которого была включена в специальный Перечень, обязан сообщить новому работодателю сведения о последнем месте своей службы (ч. 2 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Причем в каком виде должно быть сообщение (устном или письменном), Закон не уточняет. Для решения этого вопроса новый работодатель может предусмотреть в анкете организации, которую гражданину можно предложить заполнить при приеме на работу, специальный раздел (пример 1).

Пример 1. Фрагмент анкеты при трудоустройстве.

<...>

Раздел VI. О государственной или муниципальной службе

  1. Состояли ли Вы на государственной или муниципальной службе в течение 2 лет, предшествующих трудоустройству в ООО «Профессионал»?

Государственная или муниципальная служба

Наименование органа государственной или муниципальной службы

Наименование должности

Номер записи в трудовой книжке

Дата приема

Дата увольнения

В данном случае госслужащий обязан обратиться с запросом по прежнему месту службы и получить согласие специальной комиссии (ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Имейте в виду: получать согласие — обязанность работника, а не работодателя.

Комиссия рассматривает заявление бывшего чиновника и принимает одно из двух возможных решений (п. 24 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (далее — Положение)):

  • дает согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
  • отказывает в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.

Сотрудники, ранее трудившиеся на госслужбе, могут работать в организации не только по трудовым договорам, но и по гражданско-правовым (ГПД). В этом случае действуют те же правила, что и при заключении трудового договора, но только если стоимость услуг по заключенному ГПД составляет более 100 000 руб. (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Тогда гражданин, с которым заключается ГПД, должен сообщить организации следующие сведения:

  • входила или не входила замещаемая им должность в специальный перечень;
  • входили или не входили в его служебные обязанности отдельные функции по государственному управлению организацией, с которой заключается ГПД.

Сложность ситуации при приеме на работу бывшего госслужащего заключается в том, что законодатель не обязывает:

  • сотрудника уведомлять нового работодателя о результатах обращения в комиссию по прежнему месту службы;
  • комиссию по прежнему месту службы — уведомлять нового работодателя о принятом решении в отношении бывшего чиновника.

Бывшие госслужащие: что учесть при найме

Если ваш новый сотрудник ранее работал в госорганах, и с момента его увольнения не прошло более 2 лет, вы должны сообщить о найме такого человека его бывшему работодателю-госоргану (ст. 64.1 ТК РФ). Бывший бюджетник должен сам сообщить вам, что ранее трудился на государственной либо муниципальной службе (ст. 12 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Зачем это нужно?
Формальная цель процедуры уведомления госорганов о новом месте работы бывшего сотрудника — противодействие коррупции. На деле за неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего для работодателя предусмотрен штраф по ст. 19.29 КоАП:

  • 20-50 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
  • 100-500 тыс. руб. для юридических лиц.

Если с момента увольнения работника с государственной или муниципальной службы прошло менее 2 лет. И при этом должность бывшего госработника включена в специальный перечень.

Примерами таких перечней являются:

  • перечень, утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557;
  • перечень, утв. Приказом ФССП от 26.01.2018 № 38;
  • перечни региональных и местных властей.

Статья 64.1 ТК РФ, в известной степени, является производной от статьи 12 Закона №273 от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции».

Так, в соответствии с ФЗ-273, любой уволившийся с государственной службы гражданин обязан в течение двух лет после увольнения извещать государственные или муниципальные службы о своем новом трудоустройстве.

Во исполнение Закона и с целью введения контроля за его исполнением в Трудовой кодекс РФ была введена часть 3 ст.64.1, устанавливающая обязанность работодателя направить в соответствующие органы уведомление в случае, если этим работодателем будет трудоустроен бывший государственный служащий.

Разумеется, перечень должностей госслужащих, в отношении которых требуется уведомление о трудоустройстве, также регламентирован. Соответствующие списки должностей госслужащих установлены:

  • Указом №557 Президента РФ от 18 мая 2009 года;
  • Приказом №38 Федеральной службы судебных приставов от 26 января 2018 года;
  • перечнями, установленными региональными органами власти во исполнение Закона «О противодействии коррупции».

Если служащий скроет информацию, работодатель может уволить его при раскрытии правды. Соответствующее правило оказано в статье 84 ТК РФ. Увольнение производится на основании пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Если работодатель не отправил уведомление, он привлекается к административной ответственности в форме штрафа. Размеры штрафов согласно статье 19.29 КоАП РФ:

  • 20 000-50 000 рублей для ИП и должностных лиц.
  • 100 000-500 000 рублей для ЮЛ.

Уведомление по заключенному ГПД с бывшим госслужащим подавайте, если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 тыс. рублей в месяц (ч. 1, 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

При заключении с бывшим госслужащим не трудового контракта, а договора об оказании услуг, необходимость в направлении уведомления возникнет при условии, что:

  • стоимость оказываемых услуг будет более 100 000 рублей в месяц;
  • стоимость оказываемых услуг будет 100 000 рублей при сроке договора менее месяца.

Каждый работник вправе рассчитывать на следующие выплаты:

  • заработная плата за отработанный период;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • иные премиальные, оговоренные в контракте;
  • оплата больничного листа при необходимости.

Подобных реестров существует не один, их очень много. Существует определенная классификация таких перечней, а именно:

  • федеральная ступень, то есть должности, которые были утверждены федеральными органами;
  • региональная ступень – должности утверждены на уровне субъекта федерации;
  • муниципальная ступень — каждый орган самоуправления занимается утверждением такого реестра самостоятельно.

Порядок получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов определен Указом Президента России от 01.07.2010 № 821 о таких комиссиях.

Для получения согласия комиссии гражданин, замещавший в госоргане должность государственной службы, включенную в Перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом РФ, направляет в комиссию письменное обращение о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой структуре.

Причём обращение может быть подано госслужащим, только планирующим свое увольнение с государственной службы.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

В случае приема на работу бывшего работника государственных служб работодатель обязан сообщить об это по его бывшему месту работы. Порядок информирования прописан на законодательном уровне и является обязательным для исполнения.

Если организация нанимает на работу гражданина, который ранее являлся государственным служащим, то она обязан известить его бывшего работодателя о новом месте трудоустройства.
Делать это нужно лишь в том случае, если с момента увольнения не прошло два года. Делается это независимо от того, пришел ли работник сразу с госслужбы или уже поработал у другого работодателя.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *