Тема 8. Профилактика производственного травматизма

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 8. Профилактика производственного травматизма». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Изучению условий труда работников железнодорожного транспорта с разработкой профилактических мероприятий посвящено большое количество работ [4,7,8,33,45,72-74,76,150,157,186,195,203,231,236,237,239,247-249, 250, 261,266,267,269,277,301-303,308,311,314,317,318], среди которых встречаются работы, где отражены исследования, касающиеся отдельных производственных факторов и условий труда путевых рабочих [42,58,81, 137, 153, 164, 170, 179,213]. По данным этих авторов в процессе трудовой деятельности путевые рабочие подвергаются воздействию целого ряда вредных производственных факторов, среди которых тяжелый физический труд, неудобная рабочая поза, неблагоприятные метеорологические условия, связанные с постоянной работой на открытом воздухе, шум и вибрация, генерируемые техническими устройствами и путевыми машинами, пыль, содержащая свободную двуокись кремния, выхлопные газы, образующиеся при работе машин и оборудования, различные химические вещества, перевозимые по железным дорогам, антисептические вещества, применяемые для пропитки деревянных шпал и бактериальные загрязнения верхнего строения пути, попадающие из проходящих пассажирских поездов.

Специфика труда путевых рабочих заключается в том, что большей частью повседневная работа осуществляется непосредственно при движении поездов в условиях дефицита времени и в быстром темпе, вызывающих значительное нервно-эмоциональное напряжение, которое усиливается чувством персональной ответственности за качество порученной работы в строго ограниченный интервал времени, а также необходимостью неукоснительного соблюдения правил личной безопасности. Несмотря на постоянное оснащение предприятий путевого хозяйства железных дорог средствами механизации, до настоящего времени у путевых рабочих все еще остается довольно высокой доля ручного труда. Для данной профессии характерны неупорядоченный режим труда, отдыха и питания, неудовлетворительные бытовые условия (проживание в вагонах, частые переезды ) [56,57,66,67,164,165,211].

Установлено, что при работе с ручными шпалоподбойками и другими электроинструментами, а также при работе путевых машин шум, вибрация и запыленность значительно превышают предельно допустимые уровни [38,43]. Воздействие повышенных уровней шума на организм работающих может приводить к развитию шумовой патологии, которая проявляется в специфических изменениях в звуковом анализаторе, и неспецифических, возникающих в организме в целом [83,84,107,262,272]. Установлено, что шумовой фактор на производстве наряду с шумовой патологией приводит у части работающих к психическим расстройствам. При изолированном воздействии шума на первый план выступает тревога, которая сочетается с депрессивными расстройствами, особенно у лиц с психической дезадаптацией. При комбинированном воздействии шума наиболее выраженными проявлениями являются депрессивные и астенические симптомы, сочетающиеся с вегетативными расстройствами. Показано, что производственный шум, превышающий предельно допустимый уровень (ПДУ), наряду с шумовой патологией оказывает неблагоприятное воздействие на психическое здоровье работающих [5].

В условиях воздействия вибрации имеет место большой риск развития вибрационной болезни [258,263,271,304-306,316] и артериальной гипертонии [162,163,291,293,]. На развитие артериальной гипертонии влияет не сам факт вибрационной патологии, а факт работы с ручными вибрационными устройствами. Среди работников виброопасных профессий вибрационная болезнь занимает одно из ведущих мест в структуре профзаболеваний. Среди них обнаруживается артериальная гипертония, которая возрастает по мере нараста ния стажа работы. Среди работающих до 10 лет стажа, артериальная гипертония выявлена у 33,3±3,5%, 10-15 лет — у 44,7±2,9%, 20-29 лет — у 52,7±3,6%, более 30 лет — у 57,6±5,6%.

Изучение энерготрат у строителей на БАМе показало, что труд механизаторов и путевых рабочих в большинстве своем следует отнести к труду средней тяжести, а в отдельных случаях к тяжелому [38,41].

Имеются данные многолетних комплексных гигиенических, физиологических, социально-гигиенических и клинических исследований, посвященных изучению факторов, которые оказывают неблагоприятное влияние па организм женщин в течение профессиональной деятельности, осуществляемой в специфических условиях на железнодорожном транспорте, в том числе и в период беременности [14,47,95,98,114,153,156,225].

Вопросам профилактики неблагоприятного воздействия вредных факторов производственной среды на путевых рабочих придается большое значение [119,205]. В настоящее время активно ведутся разработки в этом па-правлении. Были даны предложения включить профессию шпалоподбойщика в список профессий, подлежащих предварительным и ежегодным периодическим медицинским осмотрам, как связанную с воздействием вибрации, установить режим труда, предусматривающий чередование работы с виброинструментом в течение не более одного часа с работой, не связанной с вибрацией [213].

Внедрение комплексной системы профилактики профессиональных дерматозов на железнодорожном транспорте врачебно-санитарными и другими службами железных дорог по рекомендациям СВ. Суворова [175,209] (ВНИИЖГ) позволило достичь 10-кратного снижения этого вида патологии.

И.С.Кандрором, с соавт (1985) было доказано, что определение физиологической стоимости трудовой деятельности является одним из ключевых вопросов физиологии труда. Установление соответствия между объективной трудовой нагрузкой и психофизиологическим состоянием индивида в про цессе работы дало возможность более точного решения проблемы улучшения условий труда [82].

Широкое применение женского труда в профессии монтеров пути, остро выдвинуло вопрос о не��бходимости рационального трудоустройства женщин [14,47,95,144,153]. На основании проведенных исследований показана необходимость запрещения труда женщин в профессии монтера пути при выполнении физически тяжелых работ, а также при использовании элек-трошпалоподбоек. Предложено комплектовать смешанные бригады с использованием труда женщин на работах, по тяжести не превышающих средней категории тяжести [47,95].

Большое значение в выявлении ранних форм профессиональных заболеваний определил разработанный сотрудниками ВНИИЖГ «Перечень профессий работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства, которые в целях профилактики профессиональных заболеваний подлежат предварительным при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам» [17,47,153,202,210,234].

Таким образом, профессия «путевые рабочие» связана с высокой трав-моопасностью, т.к. выполнение ремонтных работ производится при движении поездов и отягощается наличием сопутствующих производственных факторов таких, как неблагоприятный микроклимат, шум, вибрация, запыленность и загазованность воздушной среды, которые в большинстве случаев превышают предельно-допустимые уровни.

Основные техн. мероприятия по профилактике производственного травматизма.

Поиск эффективных путей сохранения и укрепления здоровья трудящихся в настоящее время становится первостепенной социально —экономической проблемой.

Железнодорожный транспорт характеризуется тем, что имеет в своем составе разнопрофильные подразделения для обеспечения различных сторон эксплуатационной деятельности железной дороги, без синхронной и, как правило, круглосуточной работы которых не мыслима эффективная деятельность транспортной отрасли в целом. Это обусловливает специфику условий и режима труда отдельных категорий работников, связанных с обеспечением безопасности движения поездов и личной безопасности при работе по ремонту железнодорожного пути. Ранее уже приводилась гигиеническая характеристика трудовой деятельности путевых рабочих. Необходимо отметить, что в путевом хозяйстве из всех категорий персонала (служащие, ИТР, младший персонал и прочие) группа путевых рабочих превалирует и составляет 90%.

Совершенствование организационных форм и методов работы лечебно-профилактических учреждений, входящих в структуру ОАО «РЖД», в деле охраны и укрепления здоровья железнодорожников во многом зависит от полноты и достоверности информации о заболеваемости этого контингента.

Для правильного понимания причин, формирующих и поддерживающих определенный уровень состояния здоровья трудового коллектива и получения достоверных доказательств о влиянии на него тех или иных социально-гигиенических факторов, в первую очередь производственно-профессиональных, необходимо детальное изучение социально-демографического состава работающих.

При изучении возрастно-полового и стажевого состава путевых рабочих было установлено, что данная категория работников преимущественно мужская (77,2%). Среди возрастных групп преобладают рабочие в возрасте 40-49 лет (30,1% от общего числа работающих), значительную долю составляют лица в возрасте 50-59 лет (25,8%), а также в возрасте 20-29 лет (21,6%), несколько меньше в возрасте 30-39 лет (19,4%) и незначительное количество рабочих моложе 20 лет (0,9%), 60 лет и старше (2,2%). Данные представлены в таблице 4.1.1.

Из существующих в настоящее время показателей оценки состояния здоровья трудящихся наибольшую информацию дают результаты анализа показателей заболеваемости по данным обращаемости а медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения, так называемой общей заболеваемости. В таблице 4.1.2 представлены данные общей заболеваемости путевых рабочих. Детальный анализ уровня и структуры заболеваемости по классам показал, что наибольший уровень заболеваемости приходится на болезни органов дыхания (34,2 случая на 100 работающих), в основном, за счет острых инфекций верхних дыхательных путей, гриппа, болезней миндалин и аденоидов, хронического бронхита и пневмоний. Специфической особенностью труда путевых рабочих является выполнение работ непосредственно на железнодорожных путях в условиях дефицита времени, что приводит к высокому производственному травматизму -17,6 случаев на 100 работающих. Путевые рабочие в этом плане являются уникальной профессиональной группой железнодорожников, у которых в отличии от всех остальных категорий работников отрасли, травматические повреждения занимают второе по значимости место в структуре общей заболеваемости и приводят к наибольшим потерям по трудоспособности и неблагоприятным отдаленным последствиям травм. Травмы представлены, в основном ссадинами, ушибами, размозжением без повреждения кожных покровов (7,2), переломами костей (3,6), вывихами (2,7), открытыми ранами (1,7). Остальные виды патологий данного класса приходятся на отравления различными веществами. В структуре заболеваемости присутствует класс болезней костно-мышечной системы (12,8 случаев па 100 работающих), которые в определенной степени при хроническом течении и обострении могут способствовать возникновению отклонений в состоянии здоровья, приводящих к повышению риска получения травм. Среди них наиболее часто встречаются остеохондроз, люмбаго, ишиас, радикулит, болезни мышц и сухожилий, сопровождающиеся болевым синдромом, тугоподвижностью суставов и нарушением походки. Затем по интенсивности обращаемости следуют болезни органов пищеварения — 9,7 случаев на 100 работающих, наибольшее распространение из которых получили гастрит и дуоденит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, холецистит.

На пятом месте в структуре общей заболеваемости стоят болезни системы кровообращения — 8,8 случаев. Здесь следует выделить гипертоническую болезнь (4,9), ишемическую болезнь сердца, сосудистые поражения мозга и ревматические поражения сердца, которые могут сопровождаться повышенным и пониженным артериальным давлением, аритмией, сердечнососудистой недостаточностью и внезапным резким ухудшением здоровья вплоть до коматозного состояния. Болезни нервной системы, психические расстройства и заболевания органов чувств суммарно составляют 10,3 случая на 100 работающих и несомненно представляют собой потенциальную опасность для получения травм в случае внезапной потери сознания, эпилептических припадков, резких нарушений остроты зрения, слуха, работы вестибулярного аппарата. Часть указанной патологии выявляется при предварительных и периодических медицинских осмотрах в ВЭК и при этом работник утрачивает профессиональную пригодность, однако, возможно возникновение и проявление клинических признаков этих заболеваний в период между осмотрами при выполнении работником своих обязанностей. На рисунке 4.1.1 представлена структура общей заболеваемости по классам в % к итогу.

Высокий уровень травматизма у путевых рабочих послужил основанием для более детального и подробного изучения психологических причин его возникновения с целью разработки эффективных мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма. Учитывая, что путевые рабочие выполняют работу чаще всего при движении поездов, полученные при этом травмы, в основном, заканчиваются летальным исходом.

Для решения вопроса о связи случаев травматизма с «личностными факторами» пострадавших, было проведено подробное изучение причин производственного травматизма с летальным исходом у путевых рабочих за 3 года (1991-1993 гг). Анализ полученных данных показал, что за 3 года погибло 152 человека. В среднем за 1 год получили травмы 51 человек.

Как показали результаты исследования, структура лиц, погибших в результате производственных травм, в целом соответствует возрастно-половой и производственно — стажевой структуре работающих монтеров пути, дорожных мастеров и бригадиров пути на сети железных дорог. Данные представлены в таблицах 5.1.1

Среди погибших преобладают лица среднего возраста. В группе погибших лица в возрасте 30-49 лет составили 47%, коэффициент частоты в пересчете на 1000 работающих составил 0,5 (рис. 5.Ы.).

На основе генеральной совокупности всех случаев производственного травматизма с летальным исходом у путевых рабочих на сети железных дорог было установлено, что среди погибших преобладают лица со стажем работы 1-9 лет. В группе погибших это составило 66,7 % от общего числа пострадавших, а коэффициент частоты смертельных случаев составил 0,5, что значительно больше по сравнению с другими возрастными категориями (таблица 5.1.2 и рис. 5.1.2.).

Анализ динамики возрастно-стажевого состава погибших путевых рабочих показал, что средний возраст существенно не изменился, практически остается стабильным, отмечается незначительное увеличение возраста травмированных от 40,44±0,82 до 41,09±0,92 при среднегодовом уровне 40,72±0,52 года, средний профессиональный стаж составил 8,46±0,44 года и имеет отчетливую тенденцию к снижению своей продолжительности с 9,6 ±0,45 до 7,1 ±0,42 лет ( таблица 5.1.3).

Среди погибших преобладают, в основном, лица мужского пола (таблица 5.1.4 и рис. 5.1.З.). По количеству работающих, женщин значительно меньше, чем мужчин. Это связано с ограничением приема женщин в должность монтера пути из-за большой физической нагрузки и нервно-эмоционального напряжения, характерных для данной категории рабочих.

По профессиональной принадлежности больше погибают монтеры пути, чем дорожные мастера и бригадиры пути, т.к. в количественном отношении они преобладают (таблица 5.1.5 и рис. 5.1.4.).Среди работающих, на долю монтеров пути приходится 86,3%.Среди структурных подразделений путевого хозяйства больше всего несчастных случаев на производстве отмечается в дистанциях пути (ПЧ), чем в путевых машинных станциях (ПМС) (таблица 5.1.6). Это связано с тем, что путевые рабочие в ПЧ практически все работают на железнодорожных путях, а в ПМС, в основном, на производственной базе (по разборке и сборке рель-сошпальной решетки). Только часть путевых рабочих ПМС направляются при необходимости для работы на путях (отпускной период, неукомплектованные бригады и т.д.)

Анализ травматизма по месту происшествия показал, что в ПЧ в 1991 г. большое количество несчастных случаев произошло на станционных путях (52,1 %) меньше на железнодорожном перегоне (37,4). Подобное наблюдалось и в 1992 ИІ993 годах соответственно: на станционных путях — 69,8 и 55,1%, на железнодорожном перегоне — 20,9 и 26,6 %. В ПМС наоборот больше несчастных случаев отмечалось на железнодорожном перегоне 4,1 -9,0%, чем на станционных путях 1,5-2,3%. Большое число смертельных случаев на перегонах может быть обусловлено рельефом местности, ухудшающим видимость приближающегося поезда и неблагоприятными погодными условиями.

В целях обеспечения безопасной работы во время движения поездов и для эффективной защиты работающих от получения тяжелых травм, технические средства должны оповещать о приближении поезда не менее, чем за 50-60 с. до его подхода, чтобы путевые рабочие успели уйти в безопасное место. При приближении поезда должен подаваться звуковой сигнал, имеющий широкополосный спектр (сирена) с громкостью 80-85 дБА и световой сигнал — мигающий красный с большой яркостью. При отсутствии движения поездов для контроля за исправностью системы, должны подаваться звуковые прерывистые короткие сигналы с интервалом 8-12 с. , громкостью 60-65 дБА и световой сигнал — немигающий зеленый. Системы, предназначенные для рабо-тающих на станционных путях и стрелках без сигналистов, должны иметь дополнительные шунтирующие устройства, исключающие прием поездов на железнодорожные пути, где работают люди. Переносные сигнальные устройства должны быть максимально легкими (не более 500 г), удобно крепиться к поясу работающего и не создавать помех при работе. Автоматические речевые информаторы, оповещающие о приближении поезда к станции должны включаться за 50-60 с. до подхода поезда к горловине станции. На станциях с большим количеством путей необходимо объявлять номер пути, по которому будет следовать поезд. Громкоговорящие системы (речевые информаторы) могут применяться на станциях только вне жилой зоны, при этом уровень звука на любом участке станции не должен превышать 75-80 дБА. 7.3. Рекомендации к проведению инструктажа перед работой

На основании изучения карт технологического процесса всех видов работ, выполняемых путевыми рабочими, инструкций по охране труда , правил по технике безопасности, с целью повышения безопасности и эффективности труда были разработаны требования к инструктажу, предусматривающие необходимость повышения социально-психологической и педагогической компетентности руководящего состава в системе их обучения, создания благоприятных межличностных отношений в коллективе. Руководители должны практиковать на планерках и во время инструктажа перед работой положительную эмоциональную установку на безусловное выполнение правил безопасности. Основная задача инструктажа заключается в формировании у путевых рабочих безопасного поведения в процессе повседневной работы.

Инструктор должен направленно воздействовать на психику монтера с целью развить у него качества, способствующие его безопасной работе, передавая такие сведения, которые способствуют безопасному поведению.

Инструктаж должен быть конкретным, деловым и не содержать стандартных и заученных фраз. При этом следует непременно учитывать, что тот работник, на которого инструктор хочет воздействовать, может еще мало знать и уметь.

Недостаточно выбрать подходящий способ воздействия, не менее существенно определить и подходящее слово, подходящее время и место для осуществления такого воздействия. Инструктаж должен проводиться в помещении, оборудованном бытовой мебелью (столы, стулья), плакатами по безопасности труда.

НО

Для того чтобы инструктаж был результативным, т.е. способным предупредить опасность и гарантировать снижение травматизма, при проведении инструктажа необходимо:

а) сформулировать цель не как процесс, а как образ будущего результа та работы. Например, начальник формулирует цель: осуществить ремонт пути;

б) провести ревизию средств и ресурсов на предмет исправности (рацияи др. инструменты),

в) подумать, чем привлечь, вознаградить за выполнение, обозначитьмеру и форму ответственности в случае невыполнения;

г) предоставить возможность рабочим самим рассказать о действиях, которые необходимо совершить для выполнения задания;

д) провести ревизию навыков и умения, необходимых для выполненияданной работы, определить, какие умения и навыки потребуются, кто ими обладает в большей степени, какая и кому понадобится помощь;

е) прогнозировать возможные помехи и препятствия, постараться пре

дусмотреть случайности.

Необходимо четкое распределение обязанностей между монтерами дистанций пути и ПМС, с обязательным назначением сигналиста, обладающего такими качествами, как требовательность, ответственность бдительность и имеющего квалификацию не ниже 3-го разряда.

При проведении инструктажа необходимо выделять те пункты, нарушение которых связано с особо тяжелыми последствиями, т.е. является жиз-неопасным. Для лучшего запоминания число таких пунктов не должно быть слишком большим (6-8). На таких пунктах следует отдельно останавливаться во время инструктажей. Например, п. 2.2.4. инструкции ЦП/4621 (прекращение работ и уход с пути при проходе поезда по соседнему пути), нарушение которого является основной причиной гибели путевых рабочих; или меры безопасности при следовании к месту работы и обратно; работа в опасной зоне; меры безопасности при работе с путевым инструментом.

Если появляются изменения в правилах, необходимо более подробно и более четко разъяснить рабочим, почему разработаны новые положения и почему отменены старые.

Рабочие часто не замечают изменения в правилах, перестановки сигнальных знаков и, действуя по привычке, попадают в аварии с тяжелыми последствиями. Поэтому очень важно при появлении изменений в правилах специально акцентировать внимание рабочих на новых элементах правил, соотнеся их со старыми правилами и обосновывая причину изменения.

Безопасное поведение монтеров нельзя сформировать методом запугивания: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к воздействию, а порой и вообще к работе.

Главным и необходимым условием для эффективности инструктажа, проводимого перед работой, является способ обратной связи, когда сами монтеры должны рассказывать бригадиру и своим товарищам о мерах безопасности при выполнении конкретного задания на данный день работы.

Инструктор при проведении инструктажа должен подчеркнуть опасность приёма даже малых доз алкоголя на работоспособность и безопасность труда монтеров.

Немаловажное значение имеет наглядная агитация, т.е. плакаты. Плакат должен раскрывать природу опасности, разъяснять рабочему, в чем и как она может проявиться, объяснять и убеждать рабочего, как именно создается безопасное поведение.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Гигиеническая оценка условий труда, состояния здоровья путевых рабочих, проблемы их улучшения и предупреждение производственного травматизма (обзор литературы).

1.1. Вредные факторы производственной среды и меры профилактики их неблагоприятного воздействия.

1.2.Состояние здоровья.

1.3.Производственный травматизм.

1.4.Требования к режимам труда и отдыха.

ГЛАВА II. Объем и методы исследований.

ГЛАВА III. Комплексная санитарно-гигиеническая характеристика производственной деятельности путевых рабочих.

ГЛАВА IV. Анализ состояния здоровья путевых рабочих.

4.1. Общая заболеваемость по данным обращаемости за медицинской помощью.

4.2. Заболеваемость с временной и стойкой утратой трудоспособности.

4.3. Утрата профессиональной пригодности к труду по состоянию здоровья

ГЛАВА V. Гигиеническая оценка производственного травматизма с летальным исходом у путевых рабочих.

5.1. Анализ структуры и причин производственного травматизма.

5.2. Анализ характерологических особенностей личности.

ГЛАВА VI. Оценка мер безопасности при работах, выполняемых на железнодорожных путях.

ГЛАВА VII. Обоснование профилактических мероприятий по оздоровлению условий труда и снижению производственного травматизма с летальным исходом у путевых рабочих.

7.1. Методика профотбора в профессию монтёра пути.

7.2. Требования к техническим средствам защиты работающих на путях от наезда поездов.

7.3. Рекомендации к проведению инструктажа перед работой.

7.4. Регламентированные режимы труда и отдыха.

7.4.1. Обоснование необходимого времени на отдых при выполнении работ различной категории тяжести.

7.4.2. Обоснование необходимого времени на отдых при различной категории тяжести выполняемой работы в зависимости от интенсивности движения поездов.

ГЛАВА VIII. Результаты внедрения профилактических мероприятий в практику.

ГЛАВА IX. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ.

ВЫВОДЫ.

Мероприятия по снижению уровня травматизма на железнодорожном транспорте

Все взаимоотношения в сфере охраны труда регламентирует Министерство труда и социальной защиты, а также отраслевое Минстерство транспорта. Ведомства часто проводят совместные мероприятия, направленные на стимулирование улучшения условий труда.

Контроль за охраной труда совмещают в себе несколько ведомств – Роструд, Ростехнадзор, ФСС и Роспотребнадзор. Они осуществляют контроль и надзор за объектами в соответствии с установленным законодательством.

Роструд контролирует отношения между работодателем и работниками. Работник может анонимно написать жалобу на работодателя, ведомство будет обязано отреагировать, приехать с проверкой и составить протокол. Ростехнадзор контролирует техническое состояние, промышленную безопасность, в том числе перевозку опасных грузов.

На предприятии безопасность сотрудников контролирует профсоюзная организация, департамент по охране труда и промышленной безопасности, медицинская служба. Руководитель по охране труда имеет личную, административную и уголовную ответственность. Сведения о нарушениях должны поступать лично руководителю предприятия.

Травма — это механическое повреждение, полученное вследствие воздействия внешних факторов. Производственной она становится тогда, когда несчастный случай происходит на предприятии и (или) в ходе исполнения сотрудником его трудовых обязанностей, в том числе в командировке. Производственный травматизм — это общее наименование явления, термин, определяющий и объединяющий совокупность всех несчастных случаев (на предприятии, в цеху, в стране).

Травматизм на производстве — это чаще всего результат некоего происшествия. Но этим потенциально отрицательное воздействие рабочей среды на работника не ограничивается: закон конкретизирует понятие профзаболевания. Оно возникает в результате влияния — длительного или кратковременного — определенных факторов. Поскольку эти явления приводят (или способны привести впоследствии) к существенному ухудшению здоровья трудящихся, потере ими трудоспособности, мероприятия по снижению травматизма на производстве — важная часть деятельности по охране труда на предприятии.

Предлагаем рассмотреть трехступенчатую систему контроля:

1-я ступень: каждый день непосредственным руководителем участка работ производится контроль за состоянием и готовностью рабочего места, в течение дня осуществляется надзор за правильным использованием оборудования, технологическими процессами и т. д.

2-я ступень: не реже раза в месяц руководитель подразделения с привлечением соответствующих специалистов проводит проверку, в ходе которой устанавливает исполнение всех нормативных документов, технологических норм и т. д. Подробная информация о проведении мероприятий по снижению травматизма способствует принятию эффективных решений по их усовершенствованию.

3-я ступень: не реже одного раза в квартал создается специальная комиссия для проверки всех производственных подразделений во главе с одним из руководителей предприятия. Производится проверка соблюдения всех требований, проведения инструктажей, технического состояния оборудования и зданий, устранение ранее выявленных нарушений и т. д.

При использовании оборудования должна соблюдаться его технологическая карта, это отмечается при всех проверках. Это нормативный документ, в котором описаны особенности и специфика технологических процессов, потребность в ресурсах, инструкции по обслуживанию оборудования.

Существует разные методы анализа и прогнозирования производственного травматизма. Основной из них – статистический, на его основе разработано групповой и топографический. Также специалистами регулярно используют монографический, экономический и метод научного прогнозирования. Рассмотрим их подробнее.

Статистического анализа:

опирается на голую статистику: что, где, когда и с кем произошло. Все данные по несчастным случаям заносятся в базу, систематизируются. Данные анализируются, выясняют наиболее часто встречающиеся производственные травмы, определяют самое опасное время (смену, календарный день, суточный час), узнают возраст сотрудников, которые наиболее склонны к травматизму и так далее.

По этим данным, вычисляются всевозможные коэффициенты производственного травматизма. Так, при анализе работодателю необходимо рассчитать несколько показателей, одним из которых является коэффициент частоты производственного травматизма (Кч). Определяется исходя из количества травм, полученных на 1 000 (10 000, 100 000) сотрудников за определенный период времени (месяц, квартал, год). Для этого применяется формула:

Травмой считается любое повреждение тканей человеческого организма и нарушение нормального функционирования органов. Если несчастный случай связан с выполнением своих служебных обязанностей на предприятии, он попадает под определение – производственная травма.

Специфические для данной профессии случаи ухудшения здоровья относятся к профессиональным заболеваниям. Их рабочие получают в результате своей трудовой деятельности во вредных условиях. Чаще всего страдают органы дыхания, опорно-двигательный аппарат. В РФ имеется список вредных профессий 1 и 2 категории и болезней, связанных с ними. Он действует на всей территории страны, для любых организаций, независимо от их размера и подчинения.

Предприятия, в зависимости от технологического процесса, имеют разные категории вредности. Они отрицательно влияют на организм такими явлениями:

  • высокими и низкими температурами;
  • выделением вредных газов в атмосферу;
  • сильным световым излучением;
  • силовыми полями;
  • запыленностью воздуха;
  • сквозняками;
  • вибрацией;
  • повышенным шумовым порогом;
  • условиями нахождение под землей или на высоте.

Причины производственного травматизма классифицируются по месту, где произошел несчастный случай:

  • на производстве;
  • вне предприятия при выполнении служебных обязанностей;
  • по пути следования на работу и домой;
  • на территории предприятия не связанные с производством;
  • бытовые.

Причины производственного травматизма делятся на объективные и случайные. К последним причисляются единичные несчастные случаи на территории предприятия, не связанные с работой, спецификой производства. Например, человек подвернул ногу на ровном месте или засмотрелся на сварку и «поймал зайчики», получил повреждение глаз.

К объективным причинам относятся:

  • технические;
  • санитарно-гигиенические;
  • организационные;
  • физиологические – личностные.

Причины, являющиеся санитарно гигиеническими факторами, отрицательно влияющими на здоровье:

  • плохое освещение;
  • сквозняки;
  • низкие и высокие температуры;
  • загазованность воздуха;
  • испарение вредных веществ;
  • плохая вентиляция;
  • вибрация;
  • шум:
  • отсутствие санитарно-бытовых помещений.

Организационные причины часто приводят к получению травм из-за плохо расчищенных проходов и дорожек, не посыпанных тротуаров зимой. Администрация предприятия должна позаботиться о:

  • правильной расстановке оборудования;
  • соблюдении норм транспортировки;
  • обучении безопасным способам работы;
  • ограждении опасных участков;
  • создании мест складирования;
  • наличии у всех сотрудников спецодежды, соответствующей их профессии;
  • установке на всех подъемно-транспортных механизмах звуковой и световой сигнализации.

Физиологические причины травматизма называют личностными. Они зависят от состояния и настроения человека. Например:

  • скопление усталости;
  • плохое самочувствие;
  • нервные перегрузки;
  • стрессовое состояние;
  • монотонность труда.

7. Передача сообщения о случаях транспортного происшествия или обнаружения травмированного (погибшего) человека осуществляется незамедлительно любыми доступными средствами связи в следующем порядке:

а) локомотивная бригада, водитель ССПС и другого самоходного подвижного состава сообщают дежурному по железнодорожной станции или поездному диспетчеру (при транспортном происшествии или обнаружении травмированного на железнодорожной станции), дежурному ближайшей железнодорожной станции или поездному диспетчеру (при транспортном происшествии на перегоне);

б) локомотивная бригада (водитель ССПС) по прибытии в депо приписки (место постоянной дислокации для ССПС) — руководителю своего структурного подразделения;

в) другие работники ОАО «РЖД» при обнаружении пострадавшего (погибшего), а также при получении информации от очевидцев транспортного происшествия сообщают дежурному ближайшей железнодорожной станции или своему непосредственному руководителю, который в свою очередь полученную информацию передает дежурному по станции;

г) дежурный по станции при получении информации о случае транспортного происшествия сообщает:

поездному диспетчеру;

в линейное отделение внутренних дел на железнодорожном транспорте;

дежурному по отделению, в структурное подразделение или владельцу объекта инфраструктуры, на территории которого произошел случай;

д) поездной диспетчер передает полученную информацию дорожному диспетчеру района управления;

е) дорожный диспетчер района управления при получении информации о случае транспортного происшествия передает ее дежурному по филиалу, на территории которого произошло транспортное происшествие;

ж) дежурный по филиалу при получении информации о случае транспортного происшествия в соответствии с установленным в филиале порядком передает ее руководству филиала;

з) о групповом случае транспортного происшествия (транспортное происшествие, связанное с нанесением вреда жизни или здоровью двум и более гражданам движущимся подвижным составом, далее — групповой случай) руководитель филиала в течение суток с момента получения информации передает ее телеграфной или факсимильной связью в Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля.

8. Руководитель структурного подразделения, на территории которого произошло транспортное происшествие, в течение 3-х суток с момента происшествия отправляет телеграфной или факсимильной связью сообщение в филиал, при необходимости, другим участникам перевозочного процесса.

В сообщении указывается:

а) дата, время и место транспортного происшествия (с указанием километра и пикета);

б) количество травмированных (погибших) граждан;

в) при наличии данных — фамилия, имя, отчество, возраст, место работы, место жительства пострадавшего (пострадавших);

г) предварительные обстоятельства транспортного происшествия или обнаружения граждан;

д) номер, тип (пассажирский, грузовой, пригородный) поезда, совершившего наезд, депо приписки локомотива и локомотивной бригады.

9. В каждом структурном подразделении, филиале устанавливается локальным нормативным документом порядок информирования руководителей структурных подразделений, филиалов по случаям транспортных происшествий.

10. Ответственными за организацию своевременной передачи информации о транспортном происшествии в структурных подразделениях, филиалах ОАО «РЖД» являются руководители этих подразделений.

11. Работники ОАО «РЖД», кроме работников, обслуживающих пассажирские скоростные поезда в пути следования, при транспортном происшествии или обнаружении травмированного человека на железнодорожных путях общего и необщего пользования или в полосе отвода организуют:

а) оказание помощи травмированному человеку;

б) вызов скорой медицинской помощи;

в) отправку пострадавшего до ближайшей железнодорожной станции при невозможности прибытия на место травмирования медицинских работников;

г) сохранение до начала расследования обстановки, какой она была на момент происшествия, если это не оказывает влияние на движение железнодорожного подвижного состава, не угрожает жизни и здоровью пострадавшего и других лиц, а в случае невозможности ее сохранения — фиксирование сложившейся обстановки (составить схемы, планы и др.);

д) фиксирование данных о пострадавшем и очевидцах транспортного происшествия.

12. Руководитель подразделения (начальник участка (цеха), дорожный мастер и др.), на территории которого произошло транспортное происшествие, проводит первичный осмотр места происшествия.

При осмотре места транспортного происшествия обращается внимание на расположение подвижного состава (локомотива, вагонов), состояние пешеходных переходов, расположенных в одном уровне с железнодорожными путями, искусственных сооружений, предметов, имеющих отношение к данному происшествию, маршрутов подхода к месту происшествия, наличие информационных знаков и предупреждающих плакатов и т.д.

По результатам осмотра транспортного происшествия:

— составляется схема нахождения пострадавшего и расположение подвижного состава в момент случая травмирования граждан и после него;

— составляются акты осмотра места транспортного происшествия, прилегающей территории и объектов инфраструктуры;

— собираются объяснения очевидцев происшествия и пострадавших (по возможности);

— фиксируются данные о пострадавшем и очевидцах транспортного происшествия;

— фиксируются погодные условия и время суток в момент травмирования граждан.

19. На основании материалов служебного расследования составляется акт служебного расследования транспортного происшествия (Приложение 1).

20. Материалы по служебному расследованию транспортного происшествия должны содержать следующие документы:

опись материалов;

адресную телеграмму о транспортном происшествии;

акт служебного расследования;

план (схему), а при необходимости — фото и видеоматериалы места происшествия;

акт осмотра места транспортного происшествия, прилегающей территории и объектов инфраструктуры, имеющих значение при установлении причин случая травмирования граждан, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан;

результаты расшифровки скоростемерной ленты локомотива, модуля памяти или кассеты регистрации параметров движения поезда, причинившего вред жизни или здоровью граждан;

справки о техническом состоянии железнодорожного подвижного состава, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеющих отношение к расследуемому транспортному происшествию, наличия и состояния предупреждающих знаков;

сведения о погодных условиях, зафиксированных на момент происшествия;

сведения о лицах, управлявших железнодорожным подвижным составом, их объяснения, заключение об их медицинском освидетельствовании, проведенном в установленном порядке;

объяснения очевидцев происшествия и пострадавших (по возможности);

список пострадавших с указанием их домашнего адреса и места работы;

дополнительно запрашивается заключение органов внутренних дел на транспорте об установлении признаков преступления, самоубийства или опознания неизвестного пострадавшего, которое в дальнейшем приобщается к материалам расследования.

21. Акты, справки, схемы, эскизы, результаты проведенных экспериментов и другие документы подписываются лицами, составившими и представившими данные документы, и членами комиссии.

22. Акт служебного расследования составляется на каждого травмированного (погибшего), в том числе и при групповом случае травмирования (гибели) граждан, и подписывается всеми членами комиссии.

23. В случае несогласия кого-либо из членов комиссии с результатами расследования данное лицо подписывает акт и прилагает обоснования несогласия.

24. Подписанные членами комиссии акты служебного расследования транспортного происшествия направляются:

руководителям филиалов, организаций, принимавших участие в расследовании транспортного происшествия;

в службу (отдел) филиала, ведающую вопросами предупреждения травматизма граждан, осуществляющую взаимодействие со страховыми организациями;

начальнику линейного отделения внутренних дел на железнодорожном транспорте;

в адрес пострадавшего или его родственников (по требованию).

25. При причастности сторонних организаций к случаю травмирования граждан структурные подразделения, проводящие служебное расследование, приглашают представителей этих организаций (телеграммой, факсом, телефонограммой) принять участие в служебном расследовании транспортного происшествия.

26. Представителю сторонней организации, прибывшему на служебное расследование, предоставляется возможность участвовать в служебном расследовании с правом подписания материалов расследования.

27. В случае отказа от участия в служебном расследовании или неприбытия на расследование представителя сторонней организации в акте служебного расследования делается отметка об отсутствии представителя указанной организации.

28. После окончания расследования группового случая транспортного происшествия, при котором погибло два и более человек, филиал предоставляет акт служебного расследования в Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД».

29. Ответственным за организацию служебного расследования транспортного происшествия, своевременность и правильность оформления материалов расследования и их сохранность является руководитель филиала, на территории которого они произошли.

Производственный травматизм в РЖД

36. По результатам служебных расследований транспортных происшествий проводится анализ причин травмирования граждан.

37. На основе анализа структурными подразделениями, филиалами ОАО «РЖД» разрабатываются организационные и технические мероприятия по предупреждению травмирования граждан железнодорожным подвижным составом.

38. Организационные мероприятия включают в себя:

проведение среди населения информационной работы о соблюдении требований правил безопасности граждан в зонах повышенной опасности, проезда и перехода через железнодорожные пути, используя для этого средства массовой информации, в том числе печать, радио, кино, телевидение, видеодисплеи в местах массового нахождения граждан и др.;

разработку, тиражирование и распространение среди граждан, детей, учащихся памяток, буклетов и др. по безопасному нахождению на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта;

проведение совместных рейдов с органами внутренних дел на транспорте и работниками ФГП Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации.

39. Технические мероприятия включают в себя:

строительство пешеходных мостов, тоннелей, пешеходных переходов в одном уровне с железнодорожными путями;

ограждение зоны движения поездов;

оборудование речевыми информаторами о приближении поезда;

оборудование системами световой и звуковой сигнализации о приближении поезда у пешеходных переходов;

установку предупредительных знаков, плакатов по безопасности граждан;

нанесение на пассажирских платформах линий (полос) безопасности.

40. В целях предупреждения травматизма граждан структурные подразделения, филиалы на основе разработанных организационно-технических мероприятий формируют и реализовывают годовые планы по предупреждению транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан движущимся железнодорожным подвижным составом.

41. Годовые планы организационно-технических мероприятий утверждаются руководством филиала и направляются в Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» для обобщения и контроля за их выполнением.

42. Выполнение мероприятий по предупреждению травмирования граждан на территории объектов инфраструктуры проводится при проведении комиссионных осмотров и плановых проверок структурных подразделений ОАО «РЖД».

В соответствии с федеральным законом № 426-ФЗ сегодня выделяются четыре класса условий труда: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. Оптимальный и допустимый классы предполагают, что вредоносное влияние производственной среды на работника не оказывает серьезного негативного влияния на его здоровье и позволяет ему самостоятельной восстановить нормальное самочувствие и работоспособность без применения дополнительных инструментов, например, медикаментозной терапии или курса массажа.

Вредные и опасные условия работы – совсем другое дело. Они способны вызвать заметное ухудшение состояния здоровья работника, а опасные условия даже представляют угрозу его жизни. Поэтому в случае наличия таких условий на предприятии работодатель обязан предпринимать действия, направленные на снижение негативного влияния производственных факторов на самочувствие и работоспособность персонала с учетом характера технологической среды. При этом вредный класс подразделяется еще на четыре подкласса с целью уточнения фактических условий, в которых трудятся работники, и определения списка задач, которые требуется решить.

Несмотря на объективный характер такой классификации, которая выполняется на основании признаков, описанных в приказе Минтруда № 33н, работодатель в состоянии повлиять на условия труда своего персонала в сторону улучшения. Один из главных способов такого влияния описан непосредственно в законе № 426-ФЗ: это использование подходящих и эффективных средств индивидуальной защиты, которые способны существенно снизить уровень воздействия вредоносных факторов производства на организм работников. Финансирование приобретения таких средств осуществляется за счет работодателя. При этом они должны соответствовать нормативам по качеству, установленным техническим регламентом ТР ТС 019/2011.

Работа уполномоченных государственных органов в области предупреждения травмирования работников и расследования таких ситуаций, включая Ростехнадзор, МЧС и другие, наглядно показывает основные причины таких происшествий. Все их можно подразделить на следующие укрупненные категории:

  • организационные, связанные с существенными недостатками в области организации работ;
  • технические, связанные с дефектами в работе оборудования;
  • санитарно-гигиенические, связанные с плохими условиями труда на рабочем месте конкретного сотрудника или в помещении, где он работает;
  • индивидуальные, связанные с характеристиками личности конкретного работника или недочетами, допущенными им в процессе выполнения своих трудовых обязанностей.

Конкретный список мер, которые будут выбраны в организации для профилактики проявлений производственного травматизма, определяется спецификой ее технологического процесса.При составлении этого списка также необходимо учитывать статистику происшествий за последние несколько лет и результаты расследований причин таких происшествий, которые проводятся во всех организациях с ответственным руководством.

Чаще всего базовый набор таких мер включает следующие позиции:

  • улучшение санитарных, технических и бытовых условий, в которых пребывают работники в течение своей рабочей смены и регламентированных перерывов;
  • организация безопасного исполнения работ с соблюдением всех требований, установленных нормативными документами для этой области деятельности;
  • контроль соблюдения техники безопасности и иных правил исполнения работ персоналом предприятия;
  • реализация необходимой подготовки и обучения сотрудников в области охраны труда и методов безопасного исполнения работ;
  • предоставление сотрудникам необходимых индивидуальных и коллективных средств, обеспечивающих защиту от вредоносных факторов производства, действующих на их рабочих местах;
  • организация предварительных и регулярных медицинских и профилактических осмотров, предусмотренных действующим законодательством для этой категории работников;
  • другие меры, отвечающие характеру производственной деятельности компании.

Травматизм на железнодорожном транспорте

Вышеописанный комплекс мер – это один из важнейших компонентов системы повышения уровня безопасности работников в процессе их труда. Однако все перечисленные меры не будут работать достаточно эффективно, если сотрудники не будут владеть базовыми приемами и методами безопасного выполнения работ с использованием оборудования и технологий, предоставленных работодателем. В этой связи еще один обязательный компонент такой системы – это организация необходимой подготовки и обучения работников в области охраны труда, которая включает:

  • проведение всех видов обязательных инструктажей, необходимых в конкретной производственной ситуации, включая вводный, первичный, повторный, целевой и внеочередной;
  • проведение обучения по охране труда в соответствии с требованиями совместного постановления Минобра и Минтруда № 1/29 и других нормативных документов;
  • проведение подготовки в области пожарной безопасности согласно приказу МЧС № 645;
  • организация других типов инструктажей и подготовки в соответствии с профилем деятельности предприятия.
  • Законы Украины
  • Законы России
  • Типовые инструкции
  • ГОСТы по ОТ
  • Правила безопасности
  • Наши партнеры
  • Полезные ресурсы
  • Обмен ссылками

Законодательными нормами (кодексами, федеральными законами, подзаконными актами, приказами и постановлениями) данные правоотношения регулируются четко и подробно, поскольку предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний — одна из задач государственной политики в указанной области.

Термины и понятия

Травма — это механическое повреждение, полученное вследствие воздействия внешних факторов. Производственной она становится тогда, когда несчастный случай происходит на предприятии и(или) в ходе исполнения сотрудником его трудовых обязанностей, в том числе в командировке. Производственный травматизм — это общее наименование явления, термин, определяющий и объединяющий совокупность всех несчастных случаев (на предприятии, в цеху, в стране).

Травматизм на производстве — это чаще всего результат некоего происшествия. Но этим потенциально отрицательное воздействие рабочей среды на работника не ограничивается: закон также дает понятие профзаболевания. Оно возникает в результате влияния — длительного или кратковременного — определенных факторов. Так как эти явления приводят (или могут привести впоследствии) к существенному ухудшению здоровья трудящихся, потере ими трудоспособности, предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний — важная часть всех мероприятий по охране труда на предприятии.

Процедура расследования несчастного случая на производстве и реагирования на него подробно описана в Трудовом кодексе. В обязательном порядке создается комиссия, которая подробно расследует обстоятельства случившегося, устанавливает причины и рекомендует, что необходимо сделать для предотвращения подобных происшествий в дальнейшем.

Методы учета несчастных случаев определяются законодателем. Согласно ст. 212 Трудового кодекса и Положению об особенностях расследования несчастных случаев (Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73), установлен единый порядок расследования, оформления и учета. Также есть особый порядок расследования и учета профессиональных заболеваний (Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 № 967). В обязательном порядке проводится документированное расследование, несчастный случай фиксируется в журнале учета установленного образца. О тяжелых случаях, когда был причинен тяжкий вред здоровью или смерть, либо пострадали несколько человек, работодатель обязан сообщить в прокуратуру или трудовую инспекцию.

Профилактика травматизма на объектах железнодорожного транспорта

Система контроля может быть трехступенчатой.

1-я ступень: каждый день непосредственным руководителем участка работ производится контроль за состоянием и готовностью рабочего места, в течение дня осуществляется надзор за правильным использованием оборудования, технологическими процессами и т. д.

2-я ступень: не реже раза в месяц руководитель подразделения с привлечением соответствующих специалистов проводит проверку, в ходе которой устанавливает исполнение всех нормативных документов, технологических норм и т. д.

3-я ступень: не реже одного раза в квартал создается специальная комиссия для проверки всех производственных подразделений во главе с одним из руководителей предприятия. Производится проверка соблюдения всех требований, проведения инструктажей, технического состояния оборудования и зданий, устранение ранее выявленных нарушений и т. д.

При использовании оборудования должна соблюдаться его технологическая карта, это прежде всего отмечается при всех проверках. Это нормативный документ, в котором описаны особенности и специфика технологических процессов, потребность в ресурсах, инструкции по обслуживанию оборудования.

Большое количество увечий и заболеваний люди получают на работе. Производственный травматизм связан с трудовой деятельностью человека. Причиной несчастного случая служат нарушения требований безопасности администрацией предприятия или самим человеком. Иногда пострадавшие сами виноваты в получении различных травм, нарушая требования техники безопасности, игнорируя правила поведения на предприятии. Без защитного экрана быстрее можно переставлять заготовки на механообрабатывающем станке и, заглушив вторую кнопку пуска, штамповать из листа детали. В результате стружка отлетает в глаз или прессовщик не успевает убрать руку из-под штампа.

Травмой считается любое повреждение тканей человеческого организма и нарушение нормального функционирования органов. Если несчастный случай связан с выполнением своих служебных обязанностей на предприятии, он попадает под определение – производственная травма.

Специфические для данной профессии случаи ухудшения здоровья относятся к профессиональным заболеваниям. Их рабочие получают в результате своей трудовой деятельности во вредных условиях. Чаще всего страдают органы дыхания, опорно-двигательный аппарат. В РФ имеется список вредных профессий 1 и 2 категории и болезней, связанных с ними. Он действует на всей территории страны, для любых организаций, независимо от их размера и подчинения.

Предприятия, в зависимости от технологического процесса, имеют разные категории вредности. Они отрицательно влияют на организм такими явлениями:

  • высокими и низкими температурами;
  • выделением вредных газов в атмосферу;
  • сильным световым излучением;
  • силовыми полями;
  • запыленностью воздуха;
  • сквозняками;
  • вибрацией;
  • повышенным шумовым порогом;
  • условиями нахождение под землей или на высоте.

Причины производственного травматизма классифицируются по месту, где произошел несчастный случай:

  • на производстве;
  • вне предприятия при выполнении служебных обязанностей;
  • по пути следования на работу и домой;
  • на территории предприятия не связанные с производством;
  • бытовые.

Причины производственного травматизма делятся на объективные и случайные. К последним причисляются единичные несчастные случаи на территории предприятия, не связанные с работой, спецификой производства. Например, человек подвернул ногу на ровном месте или засмотрелся на сварку и «поймал зайчики», получил повреждение глаз.

К объективным причинам относятся:

  • технические;
  • санитарно-гигиенические;
  • организационные;
  • физиологические – личностные.

Профилактики травматизма на ЖД

Профилактика травматизма на производстве — это заблаговременное предотвращение несчастного случая. Комплекс процедур обеспечивает дополнительную безопасность сотрудников. Вот основные виды случаев:

  • авария на дороге;
  • падение с высоты;
  • земельные обвалы;
  • травматизм от летящих или движущихся предметов;
  • удар током;
  • очень высокие или низкие температуры;

Производственный травматизм и мероприятия по его профилактике необходимы, потому что даже самые квалифицированные сотрудники не всегда понимают, какой опасности могут подвергаться, если не соблюдать правила безопасности. Чтобы исключить возможность получение заболевания, стоит понимать, что травматизм — это не случайность, а чаще всего неорганизованность рабочего процесса или халатность сотрудников.

Причины производственного травматизма

Если человек не соблюдает рекомендации сотрудников службы безопасности или не относится серьезно к инструктажу, это может привести к травме. Именно поэтому профилактические процедуры играют большую роль. Чем больше человек подвергается профилактике, тем более подготовленным он будет во время чрезвычайной ситуации и избежит травматизма. Организация мероприятий для борьбы с несчастными случаями контролируется администрацией, и именно она назначает людей, которые контролируют профилактический процесс.

Сотрудники службы безопасности должны отвечать за организацию мероприятий профилактики. Список последовательных этапов:

  1. Анализ и выявление опасных ситуаций.
  2. Регулярная фиксация нарушений.
  3. Проведение инструктажа с работниками производства.
  4. Устранение причин возможного травматизма.
  5. Проведение разъяснительных работ.
  6. Проверка условий труда.
  7. Применение мер административного и материального воздействия.
  8. Обучение работников.
  9. Повышение квалификации сотрудников.
  10. Обучение работников распознавать признаки опасных ситуаций.

Ниже представлен перечень мероприятий, связанных с профилактикой опасных ситуаций:

  • проведение инструктажа. Подобных мероприятий может быть несколько: вводная процедура, разъяснения периодического характера, внеплановый инструктаж и повторный, если в этом есть необходимость;
  • предварительные беседы, перед тем как новый работник приступит к рабочему процессу и предоставление дополнительной инструкции непосредственно на рабочем месте;
  • специализированное обучение по технике безопасности.

Различают острые и хронические профессиональные заболевания. К острым относят профессиональные заболевания, возникшие внезапно (в течение одной рабочей смены) из-за воздействия вредных производственных факторов с большим превышением предельно допустимого уровня или предельно допустимой концентрации.

Профессиональное заболевание, при котором заболело два и более работников, называется групповым профессиональным заболеванием. Острое профессиональное заболевание возможно в виде ожога глаз ультрафиолетовым излучением при выполнении сварочных работ, при отравлении хлором, оксидом углерода и др.

д.; протяженность и количество коммуникаций (электросеть, канализация, водопровод, вентиляция); возможность размещения в помещениях средств коллективной защиты работников, пожарной сигнализации; возможность модернизации помещений или их составляющих частей, если производство будет расширяться.

Очевидно, что существует всего два варианта: подобрать уже готовое помещение или спроектировать здание с нуля. Первый вариант менее затратен, особенно когда помещения взяты в аренду. Но, если вы разместите производство в старом здании, мероприятия по снижению травматизма могут оказаться неэффективными.

Организационно-профилактические меро­приятия по предупреждению поражения электрическим током Лучшей мерой борьбы с несчастны­ми случаями от поражения электрическим то­ком является их предупреждение. Необходи­мо широко распространять правильные све­дения об опасности, которую несет электрический ток, изучать и соблюдать правила тех­ники электробезопасности, инструктировать персонал и бороться с ложными представле­ниями о «безопасности» низкого напряжения. При эксплуатации электрооборудования необходимо широко использовать защит- ные средства для изоляции человека от токоведущих частей и от земли (резиновые перчат ки, галоши, изолированные штанги, щипцы, ин­струмент с изолированными ручками). Необ­ходимо также широко применять приборы, с помощью которых можно обнару жить на­пряжение, и испытательные приборы для оп­ределения исправности изоляции.

ГЭРЩ), работающий должен оградить себя от токоведущих частей и от окру- жаю­щих металлических частей, применяя для этой цели изоляцию: сухие доски, тонкие листы текстолита или сухую ткань, свернутую в не­сколько раз; работу в этих условиях разреша­ется выполнять только под непосредственным наблюдением судового электроме ханика. Особую осторожность надо соблюдать при работе в помещениях с повышенной степенью опасности поражения электрическим током. В этом отношении судовые помещения делят на 3 категории: 1.
Помещения с повышенной опасностью, которым присуще одно из следующих условий: а ) повышенная влажность (более 75 %); б )высокая температура (более 30 °С); в ) токопроводящие палубы и настилы; г ) возмож­ность одновременного контакта человека с металлическими корпуса­ми электрооборудования и металлическими предметами, заземленны­ми на корпус судна.

Профилактика травматизма на железнодорожном транспорте

Обстоятельства несчастного случая. При проведении ревизии и осмотра шинных разъединителей камер N 6 (ШРк-6) и N 14 (ШРк-14), подстанции N 48 (ЗРУ 35 кВ). Электромонтер, отключив разъединители и включив заземляющие ножи, тем самым полностью снял напряжение с секции N 2. Затем открыл двери камеры ШРк-14, запитанной от первой секции, предположительно перепутав ввод.
Произвел работы в камере ШРк-14, в которой вакуумный выключатель N 3 был выключен задолго до происшествия и напряжения на электрооборудовании камеры не было. Затем, пройдя к камере ШРк-6, запитанной от ввода N 1, открыл двери камеры, приблизился на недопустимо близкое расстояние к электрическим контактам, находящимся под напряжением. Возникла электрическая дуга, электромонтер получил ожоги поверхности тела, от которых скончался в больнице.
2.2.2.

Указанные защитные средства необходимо периодически проверять испытанием на по­вышенное напряжение, особенно изделия из резины, изолирующие свойства которой резко падают под воздействием бензина, кислот, ще­лочей, а также под влиянием света, вы сокой температуры и механических повреждений. Снижению опасности поражения электри­ческим током в значительной степени спо соб­ствует организованный порядок выполнения работ и допуска к ним. К обслуживанию су­дового электрооборудования могут допускать­ся только лица, имеющие необходимую квали­фикацию, подтвержденную дипломом или сви­детельством.

Выполнение ремонтных работ под напряжением не допускается.

Инфо

Важно

  • Комплексная механизация, автоматизация, применение дистанционного управления технологическими процессами и операциями при наличии опасных и вредных производственных факторов;
  • Герметизация оборудования;
  • Применение средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
  • Разработка обеспечивающих безопасность систем управления и контроля производственного процесса, включая их автоматизацию;
  • Применение мер, направленных на предотвращение проявления опасных и вредных производственных факторов в случае аварии;
  • Применение безотходных технологий, а если это невозможно, то своевременное удаление, обезвреживание и захоронение отходов, являющихся источником вредных производственных факторов;
  • Использование сигнальных цветов и знаков безопасности;
  • Применение рациональных режимов труда и отдыха.

Удар током и электротравма: причины возникновения, симптомы и признаки, меры первой помощи и комплексное лечение
Удар током относится к наиболее опасным бытовым и производственным несчастным случаям и всегда сопряжен с большой смертностью. Действие электрического тока на организм человека приводит к сильному нагреву тканей и развитию ожога, а так же к нарушению работы внутренних органов. Первая помощь при ударе током заключается в прекращении действия электрического тока на организм пострадавшего, проведение закрытого массажа сердца и искусственного дыхания, если от удара током у пострадавшего остановилось сердце, обработка и наложение повязки на обожженные места.

Электротравма обычно возникает в результате воздействия на ткани организма человека бытового электрического тока большой силы или разряда атмосферного электричества (молнии). Источниками поражения электрическим током являются: неисправное электрооборудование на предприятиях и бытовые электроприборы, оборвавшиеся провода высоковольтных линий, несоблюдение правил техники безопасности при работе с электрооборудованием. Степень воздействия электрического тока на организм человека определяется напряжением и силой тока, способом прохождения тока по телу, общим состоянием здоровья пострадавшего и тем насколько своевременно была оказана первая помощь.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *