Составляем пояснительную записку к бухгалтерскому балансу (образец)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Составляем пояснительную записку к бухгалтерскому балансу (образец)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бухгалтерский баланс (ф. 1) — это основной финотчет о текущем состоянии экономической деятельности компании. Бланк бухгалтерского баланса представляет собой две равноценные части: актив и пассив. Каждая часть структурирована и содержит обобщенные показатели об имуществе, ценностях, запасах, обязательствах, капиталах, резервах и прочие. Это пример бухгалтерской отчетности организации любой формы собственности — принцип для всех один:

  • актив — где указывают собственное имущество, денежные средства, дебиторскую задолженность, товарные запасы;
  • пассив — указывают обязательства, кредиты, заемные средства.

Как составить пояснения к бухгалтерской отчетности 2021: правила и пример

Данные бухгалтерского учета в балансе приводятся в динамике за последние 3 года. Отчет позволяет сравнить аналогичные показатели в ретроспективе нескольких лет.

Стандартизированная форма баланса раскрывает данные бухучета, сформированные на отчетную дату. Если в течение отчетного финансового года были выявлены ошибки прошлых лет, то необходимо скорректировать информацию. Сведения о расхождениях подробно раскройте в пояснительной записке к бухбалансу.

Рассмотрим образец бухгалтерского баланса по Ф1 (и Ф2 покажем отдельно) за 2021 год.

Отчет о финансовых результатах изменился незначительно. В бланке указывают данные о полученных за отчетный период доходах и информацию обо всех расходах, которые компания понесла в отчетном периоде.

Данные бухучета указываются в динамике, то есть за отчетный и предшествующий периоды. Такая структура позволяет сразу обозначить значительные отклонения и проанализировать их. Напомним, что подробный и основательный анализ показателей отчетности — это залог успешного бизнеса. Анализ позволяет своевременно выявить слабые стороны деятельности и принять правильные управленческие решения.

Пояснительная записка к балансу необходима всем пользователям финансовой отчетности для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ включают, исходя из конкретных пожеланий, например совета директоров, и из особенностей сложившейся на предприятии экономической ситуации к концу года.

Бухгалтерская отчетность: форма 1 и 2

Если в учетную политику были внесены изменения, об этом обязательно указывают с обоснованием причин и необходимости поправок. Обязательно должна присутствовать оценка результата изменений в денежном выражении — величина, на которую изменилась оценка статей финансовой отчетности в связи со сменой способа бухгалтерского учета. Если в планах на текущий год есть действия, влияющие на факты хозяйственной деятельности или ее непрерывность, например, предстоящая ликвидация организации, то об этом обязательно информируют контролирующие органы.

В виде таблиц желательно привести расшифровки строк баланса и формы 2, в частности:

  • данные об изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
  • о составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
  • оценочные резервы юридического лица;
  • изменения в структуре и объеме нематериальных активов и основных средств;
  • данные об арендованном имуществе;
  • сведения о финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • состав затрат на производство и прочих расходов;
  • объемы реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности организации и рынкам сбыта;
  • данные об обеспечении обязательств организации;
  • все чрезвычайные факты хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде и их последствия.

Если организация выполняет научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы собственными силами и (или) является по договору заказчиком указанных работ, то в соответствии с требованиями п. 17 ПБУ 17/02 в пояснениях отражается информация:

– о способах списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам;
– принятых организацией сроках применения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В части материально-производственных запасов (МПЗ) раскрывается следующая информация (п. 45,46 ФСБУ 5/2019):

а) балансовая стоимость запасов на начало и конец отчетного периода;

б) сверка остатков запасов в разрезе фактической себестоимости и обесценения на начало и конец отчетного периода и движения запасов за отчетный период;

в) в случае восстановления ранее созданного резерва под обесценение причины, которые привели к увеличению чистой стоимости продажи запасов;

г) балансовая стоимость запасов, в отношении которых имеются ограничения имущественных прав организации, в том числе запасов, находящихся в залоге;

д) способы расчета себестоимости запасов;

е) последствия изменения способов расчета себестоимости запасов (по сравнению с предыдущим отчетным периодом);

ж) авансы, предварительная оплата, задатки, уплаченные организацией в связи с приобретением, созданием, переработкой запасов.

Данная информация отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности в разрезе видов запасов.

В соответствии с п. 17 ПБУ 15/2008 в пояснениях необходимо отразить следующую информацию:

– о суммах процентов, причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), подлежащих включению в стоимость инвестиционных активов;
– величине, видах, сроках погашения выданных векселей, выпущенных и проданных облигаций;
– сроках погашения займов (кредитов);
– суммах дохода от временного использования средств полученного займа (кредита) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений, в том числе учтенных при уменьшении расходов по займам, связанных с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива;
– суммах включенных в стоимость инвестиционного актива процентов, причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), по займам, взятым на цели, не связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива.

Если организация привлекает займы и кредиты на экологическую деятельность, то информацию о таких заемных средствах следует раскрывать отдельно (Письмо Минфина России N ПЗ-7/2011 “О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации”). В частности, при раскрытии в бухгалтерской отчетности информации о суммах процентов, причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), подлежащих включению в стоимость инвестиционных активов, дополнительно раскрывается информация об указанных расходах в рамках проектов, связанных с экологической деятельностью.

Кроме того, отдельно раскрывается информация о займах и кредитах, полученных на инновации и модернизацию производства (Информация Минфина России N ПЗ-8/2011 “О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства”).

В случае неисполнения или неполного исполнения заимодавцем договора займа (кредитного договора) организация-заемщик раскрывает в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах информацию о суммах займов (кредитов), недополученных по сравнению с условиями договора займа (кредитного договора) (п. 18 ПБУ 15/2008).

Если в отчетном периоде организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, проводила операции со связанными сторонами, то в пояснениях по каждой связанной стороне раскрывается как минимум следующая информация (п. 10 ПБУ 11/2008):

– характер отношений с такими лицами;
– виды операций;
– объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);
– стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;
– условия и сроки проведения (завершения) расчетов по операциям, а также форма расчетов;
– величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
– величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных ко взысканию, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.

Показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы, за исключением случаев, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций со связанными сторонами на бухгалтерскую отчетность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.

В пояснениях следует раскрывать информацию о событиях, произошедших в период после окончания отчетного периода до момента завершения подготовки годовой отчетности, свидетельствующих о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность. Эта информация должна включать краткое описание характера события после отчетной даты и оценку его последствий в денежном выражении. Если невозможно оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении, то в пояснениях следует это указать (п. 11 ПБУ 7/98).

К событиям после отчетной даты, которые необходимо отразить в пояснениях, в частности, относятся:

– дивиденды, рекомендованные или объявленные в установленном порядке по результатам работы за отчетный год;
– принятие решения о реорганизации;
– приобретение предприятия как имущественного комплекса;
– реконструкция или планируемая реконструкция;
– принятие решения об эмиссии акций и иных ценных бумаг;
– крупная сделка, связанная с приобретением и выбытием основных средств и финансовых вложений;
– пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов;
– прекращение существенной части основной деятельности, если это нельзя было предвидеть по состоянию на отчетную дату;
– существенное снижение стоимости основных средств, если это снижение имело место после отчетной даты;
– непрогнозируемое изменение курсов иностранных валют после отчетной даты;
– действия органов государственной власти (национализация и т.п.).

Оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов (счет 96). При признании оценочного обязательства в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива.

Информация об остатках по счету 96 (об оценочных обязательствах) отражается в бухгалтерском балансе в разд. IV “Долгосрочные обязательства” и V “Краткосрочные обязательства”.
По каждому признанному в бухгалтерском учете оценочному обязательству в отчетности необходимо раскрыть в случае существенности как минимум следующую информацию (п. 24 ПБУ 8/2010): а) величину, по которой оценочное обязательство отражено в бухгалтерском балансе, на начало и конец отчетного периода;
б) сумму оценочного обязательства, признанную в отчетном периоде;
в) сумму оценочного обязательства, списанную в счет отражения затрат или признания кредиторской задолженности в отчетном периоде;
г) списанную в отчетном периоде сумму оценочного обязательства в связи с ее избыточностью или прекращением выполнения условий признания оценочного обязательства;
д) увеличение величины оценочного обязательства в связи с ростом его приведенной стоимости за отчетный период (проценты);
е) характер обязательства и ожидаемый срок его исполнения;
ж) неопределенности, существующие в отношении срока исполнения и (или) величины оценочного обязательства;
з) ожидаемые суммы встречных требований или суммы требований к третьим лицам в возмещение расходов, которые организация понесет при исполнении обязательства, а также активы, признанные по таким требованиям в соответствии с п. 19 ПБУ 8/2010.

Всю эту информацию можно отразить в таблице 7 типовой формы пояснений к балансу (см. с. 234), дополнив ее необходимыми текстовыми комментариями.
Помимо оценочных обязательств, которые отражаются на счете 96, ПБУ 8/2010 обязывает организацию признавать условные обязательства и условные активы.
Никаких проводок в связи с признанием условных обязательств (активов) делать не нужно. Информация о них отражается только в пояснениях к бухгалтерской отчетности.
Условное обязательство возникает у организации вследствие прошлых событий ее хозяйственной жизни, когда существование у организации обязательства на отчетную дату зависит от наступления (ненаступления) одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией (п. 9 ПБУ 8/2010).

В Примере оформления Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, приведенном Минфином, раздел НМА представлен в виде 5-ти таблиц, первые 3 из которых относятся к НМА, четвертая – к НИОКР, последняя – к затратам на приобретение НМА и выполнение НИОКР.

Если показателей для заполнения конкретной таблицы нет, включать в пояснения все таблицы не нужно. Также можно их изменять и упрощать по решению составителя отчета.

Таблица 1.1 с данными о наличии и движении НМА составлена по аналогии с уже рассмотренной в предыдущем разделе таблицей для ОС. Заполняют её тоже аналогично. Только данные раскрывают строки баланса 1110 и 1190. А учетные данные берут по счетам 04 и 05.

По этому же принципу строится и Таблица 1.4, но она предназначена для раскрытия наличия и движения только результатов НИОКР (строка 1120 баланса). Если есть соответствующая учетная аналитика, составить таблицы 1.1 по НМА и 1.4 по НИОКР не сложно, пользуясь приведенным уже примером таблицы для ОС.

В пояснениях к бухгалтерской отчетности за 2021 год необходимо отдельно раскрыть данные по НМА, созданным самой организацией. Покажем на примере, как это делают.

Как ни странно, достаточно частым вопросом, с которым приходится сталкиваться некоторым организациям, является вопрос об объеме представляемой годовой бух отчетности.

Напомним, что бухгалтерская отчетность состоит (п. 1 ст. 14 Закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 402-ФЗ), п. 1 — 4 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций») из:

Формы бухгалтерской отчетности должны содержать собственноручную (для бумажного формата) или электронную подпись (для электронного формата) руководителя экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ), а также желательно, при оформлении отчетности в бумажной форме, скрепить их печатью организации.

Полномочия по подписанию бухгалтерской отчетности устанавливаются, как правило, учредительными документами организации. В частности, наряду с руководителем отчетность может подписываться главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Печать организации не обязательна, но желательна на бухгалтерской отчетности, поскольку она заверяет подлинность подписи должностного лица.

Суть ошибки:

Выданные беспроцентные займы нередко ошибочно квалифицируются в качестве финансовых вложений и отражаются в соответствующей строке бухгалтерского баланса.

Одним из основных критериев финансовых вложений является способность актива приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н).

Очевидно, что займы, проценты по которым не начисляются, не являются источником будущего дохода организации и должны быть отражены в составе дебиторской задолженности.

Понятие резерва по сомнительным долгам долгое время было для бухгалтеров теоретическим. Законодательство по бухгалтерскому учету позволяло самим принять решение о том, создавать ли резерв по просроченной дебиторской задолженности или нет. Принятое решение следовало утвердить в учетной политике организации.

Однако начиная с 2011 года, в силу положений п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, создание резервов сомнительных долгов с отнесением их сумм на финансовые результаты компании в случае признания дебиторской задолженности сомнительной стало обязательным. Причем формировать указанный резерв обязаны абсолютно все компании, в том числе субъекты малого предпринимательства. Конечно, при условии, что есть соответствующие основания для создания резервов.

Порядок составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений определен Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н).

Начиная с отчетности за полугодие 2022 года при составлении бухгалтерской отчетности бюджетным (автономным) учреждениям спорта также следует руководствоваться критериями раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, предусмотренными приложениями к совместным письмам Минфина и Федерального казначейства:

1) Письмом Минфина России № 02-06-07/29936, Федерального казначейства № 07-04-05/02-8204 от 06.04.2022 (далее – Письмо Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936);

2) Письмом Минфина России № 02-06-07/29938 и Федерального казначейства России № 07-04-05/02-8205 от 06.04.2022 (далее – Письмо Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29938).

Кроме того, при составлении бухгалтерской отчетности за полугодие 2022 года необходимо учесть требование Минфина, установленное Письмом от 25.03.2022 № 02-06-09/24142 (далее – Письмо Минфина России № 02-06-09/24142), относительно размера резерва, формируемого бюджетными (автономными) учреждениями спорта на оплату отпусков.

По нормам, установленным Письмом Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29938, в бухгалтерской отчетности осуществляется раскрытие данных по действующей бюджетной классификации с учетом порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, а также структуры и принципов их назначения. При этом бюджетная классификация применяется согласно:

В силу п. 3 Письма Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936 показатели разд. 1 «Доходы учреждения», 2 «Расходы учреждения», 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» (в том числе плановые назначения) отражаются в сведениях формы 0503766 по действующей бюджетной классификации согласно Порядку № 85н и Приказу № 75н.

Представление сведений формы 0503766 по не действующим на отчетную дату кодам бюджетной классификации недопустимо.

В разделах 1 «Доходы учреждения» и 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» сведений по форме 0503766 приводятся детализированные показатели, по которым исполнение плановых назначений по состоянию на 1 июля 2022 года не превышает 45 % от утвержденных годовых показателей отчетного финансового года плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения спорта (п. 3 Письма Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936). При этом показатели графы 8 разд. 1 и 3 сведений (ф. 0503766) не отражаются, при необходимости пояснения приводятся в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760).

Федеральными и автономными учреждениями спорта при формировании графы 4 сведений формы 0503766 указываются коды целей согласно Перечню кодов целевых субсидий (Приказ Минфина России от 13.12.2017 № 226н) в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ.

В соответствии с п. 5 Письма Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29938 раскрытие информации в сводном отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) осуществляется без дополнительной детализации по аналитическим кодам выбытий по графе 6 разд. 4 «Аналитическая информация по выбытиям».

Формирование показателей сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779)

При формировании показателей сведений формы 0503779 следует учитывать, что при наличии остатков на банковских счетах, открытых учреждению спорта в кредитной организации, в отношении которой ЦБ РФ было принято решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, информация о наименовании кредитной организации и сумме денежных средств, отнесенной на счет 0 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств», в сведениях по форме 0503779 не раскрывается (п. 5 Письма Минфина России и Федерального казначейства № 02-06-07/29936).

Указанная информация подлежит раскрытию в текстовой части разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки (ф. 0503760).

Показатель по счетам 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» и 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» отражается в разд. 1 «Счета в кредитной организации» сведений формы 0503779 в структуре «00000000000000000000».

Порядок отражения бюджетными (автономными) учреждениями спорта в бухгалтерском учете резервов на оплату отпусков регулируется СГС «Выплаты персоналу» и Инструкцией № 157н.

В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н резервы на оплату отпусков в бухгалтерском (бюджетном) учете обязаны создавать органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные академии наук, государственные (муниципальные) учреждения.

Пунктом 12 СГС «Выплаты персоналу» установлена обязанность учреждения спорта по пересмотру стоимостной оценки отложенных обязательств, сформированных для оплаты отпусков, и при необходимости ее корректировки до актуальных оценок, определенных в соответствии с п. 10 СГС «Выплаты персоналу».

Раскрытие информации по новым ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 351 «Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг», и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены особенности раскрытия и предоставления информации на финансовом рынке в 2022 г. В частности, установлено, что эмитенты ценных бумаг вправе осуществлять раскрытие и (или) предоставление информации, подлежащей раскрытию (в том числе в проспекте ценных бумаг) и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (вне зависимости от целей и формы раскрытия или предоставления информации), в ограниченных составе и (или) объеме либо отказаться от раскрытия и (или) предоставления указанной информации в случае, если раскрытие и (или) предоставление соответствующей информации приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера в отношении эмитента и (или) иных лиц, в том числе к введению новых мер ограничительного характера в отношении лица, о котором эмитентом раскрывается и (или) предоставляется информация. Аналогичное ограничение допустимо при раскрытии инсайдерской информации в соответствии с Федеральным законом «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Особенности раскрытия и предоставления информации, предусмотренные названным постановлением Правительства Российской Федерации, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 351 вступило в силу со дня официального опубликования его, т.е. с 14 марта 2022 г., и действует до 31 декабря 2022 г.

Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Совету директоров Банка России предоставлено право устанавливать сроки раскрытия информации в форме отчета эмитента, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, списков аффилированных лиц, сроки составления и представления отчетности, а также другой предусмотренной федеральными законами и нормативными актами Банка России информации кредитными и некредитными финансовыми организациями, превышающие сроки раскрытия, составления и представления соответствующих отчетности и информации, установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Данная норма вступила в силу 8 марта 2022 г. и действует до 31 декабря 2022 г.

  • Анализ каскадной, итерационной и спиралевидной моделей внедрения корпоративных информационных систем
  • Обзор открытой корпоративной информационной системы Odoo
  • Особенности проекта внедрения MRP по точке перезаказа
  • Применение Agile Scrum в проектах SAP
  • Сложности внедрения WMS-систем на примере SAP ERP
  • 1С в облачных технологиях «фреш»
  • Особенности миграции данных в SAP ERP
  • Подготовка функциональных спецификаций для разработки корпоративных информационных систем на примере SAP ERP (часть 1)
  • Проблемы ведения централизованных закупок в ERP-системах
  • Учет материально-производственных запасов на предприятии (часть 2)

Как составить пояснения к бухгалтерской отчетности 2021: правила и примеры

  • Автоматизация работы стоматологической клиники с использованием спиралевидной модели внедрения информационных систем (часть 1)
  • Банкротство юридического лица: процедуры и учет на этапе конкурсного производства, ликвидационный баланс (часть 1)
  • Подготовка функциональных спецификаций для доработки корпоративной информационной системы на примере ABAP-отчета в SAP ERP
  • Применение каскадной, итерационной и спиралевидной моделей внедрения информационных систем для автоматизации городской больницы (часть 2)
  • Применение спиралевидной модели внедрения информационных систем для роботизации городской больницы на основе программных решений MS Access и UiPath
  • Soft skills в проектах внедрения корпоративных информационных систем
  • Банкротство юридического лица: процедуры и учет на этапе конкурсного производства, ликвидационный баланс (часть 2)
  • Годовой бухгалтерский отчет организации за 2021 год: состав, формы, особенности его формирования
  • Применение Agile Kanban для автоматизации работы городской больницы (часть 2)
  • Цифровизация и корпоративные информационные системы
  • Дизайн-мышление
  • Критическое мышление как база оптимального решения при внедрении корпоративных информационных систем
  • Международные стандарты финансовой отчетности в РФ
  • Методы проектирования организационной структуры и бизнес-процессов предприятия при внедрении ERP-систем (часть 2)
  • Управление отклонениями в проектах внедрения ERP-систем
  • Автоматизация аудита с помощью программы IT Audit
  • Инновации в информационных системах и технологиях
  • Обзор модуля технического обслуживания и ремонта оборудования в системе SAP ERP
  • Подготовка функциональных спецификаций для разработки корпоративных информационных систем на примере SAP ERP (часть 2)
  • Правовое обеспечение информации и функционирования корпоративных информационных систем в РФ

Если вы составляете ее без обязательства, установленного законом или учредительным документом, то выбирайте формы самостоятельно. Можно составить, к примеру, только отчет о движении денежных средств за квартал и использовать его для анализа доходов и расходов.

В общем случае промежуточная отчетность включает бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. В ее состав также включаются пояснения, если без них невозможно сформировать полное представление о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Если того требуют федеральные или отраслевые стандарты учета, учредители или собственники, дополните промежуточную отчетность отчетом о движении денежных средств, пояснительными записками и другими формами.

Баланс содержит информацию о финансовом состоянии организации на текущую дату. Активы дают данные об имуществе и обязательствах контрагентов перед вашей организацией. Пассивы отражают собственные и заемные средства, позволяя сформировать представление об источниках формирования имущества и финансовой устойчивости компании.

Отчет о финансовых результатах дает представление о прибыли и убытках организации за период, позволяет оценить структуру и динамику прибыли и выявить проблемные места и перспективы.

Формы промежуточной отчетности не утверждены законодательством, организация может разработать их сама на основе форм годовой отчетности. Формы отчетности и ее состав должны отражаться в учетной политике.

Составление промежуточной отчетности включает несколько этапов. На этапе подготовки обобщите все имеющиеся данные первичных и иных документов, изучите правила составления форм и подготовьте необходимые данные.

Промежуточная отчетность формируется по тем же правилам, что и годовая. Ее нужно составлять на русском языке, отражать числовые данные в тысячах рублей, отрицательные показатели указывать в круглых скобках. Готовые отчеты должны быть подписаны руководителем.

При составлении необходимы следующие данные: полное наименование документов, наименование организации, используемые измерители, должности лиц, ответственных за ведение учета и составление отчетности, и их личные подписи.

Завершите бухгалтерские операции в конце отчетного периода, проверьте все записи на счетах учета и исправьте обнаруженные ошибки. Закройте счета учета затрат и формирования себестоимости продукции нарастающим итогом с начала года. Также, к этапу подготовки относится расчет налогов.

Второй этап — составление и представление промежуточного отчета. Составляя баланс, обратите внимание, что данные на начало отчетного периода, должны соответствовать данным на конец прошлого отчетного периода. Кроме того, при необходимости подготовьте пояснительную записку, она сделает отчетность более прозрачной. В пояснительной записке дайте краткую характеристику организации, разъясните методы оценки МПЗ, стратегии развития фирмы, меры повышения квалификации сотрудников, и представьте сопроводительную информацию к формам отчетности.

Кроме того, подготовьте отчет о финансовых результатах и, при необходимости, отчет о движении денежных средств, об изменениях капитала. Все это позволит понять, как менялся состав собственных средств в течение периода, как расходовались средства, какие обязательства возникли.

Сроки представления промежуточной отчетности установлены соответствующими ФЗ и нормативными актами. Например, эмитенты ценных бумаг составляют промежуточный отчет в течение 60 дней после завершения отчетного периода.

В целом, составление промежуточной отчетности не является обязательным, но имеет определенные преимущества. Она помогает правильно вести документацию, своевременно исправлять ошибки, держать под контролем финансовое положение фирмы и своевременно представлять информацию заинтересованным лицам.

Все изменения в бухгалтерской (финансовой) отчетности в 2021 году касаются в основном порядка ее представления.

Так, с отчетности за 2021 год корректируются правила представления исправленной бухгалтерской (финансовой) отчетности, ранее поданной в ГИРБО с ошибками. Теперь она должна быть представлена не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. А если отчетность утверждена позже, то в течение 10 рабочих дней после ее утверждения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Следует также отметить, что начиная с отчетности за 2022 год, Правительство РФ утратит полномочия по установлению случаев, в которых организации освобождаются от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИРБО.

Пояснения предназначены для расшифровки отдельных числовых показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. В них также раскрывают сведения об учетной политике организации и информацию, отсутствующую в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах, но без которой пользователям будет сложно оценить реальное финансовое положение организации.

Пояснения можно составить в текстовой и (или) табличной форме. Они включают в себя следующие разделы:

  • нематериальные активы и расходы на НИОКР;
  • основные средства;
  • финансовые вложения;
  • запасы;
  • дебиторская и кредиторская задолженность;
  • затраты на производство;
  • оценочные обязательства;
  • обеспечения обязательств;
  • государственная помощь.

Специалисты знают, что формы № 3, 4 и 6 бухгалтерского отчета являются частью годовой бухгалтерской отчетности и одновременно приложениями к основным формам (финрезультат и баланс):

  • отчет, отображающий изменения капитала или же форма 3;
  • отчет, отображающий движение денежных средств или же форма 4;
  • отчет, отображающий целевое использование средств или же форма 6.

Если в учетную политику были внесены изменения, об этом обязательно указывают с обоснованием причин и необходимости поправок. Обязательно должна присутствовать оценка результата изменений в денежном выражении — величина, на которую изменилась оценка статей финансовой отчетности в связи со сменой способа бухгалтерского учета. Если в планах на текущий год есть действия, влияющие на факты хозяйственной деятельности или ее непрерывность, например, предстоящая ликвидация организации, то об этом обязательно информируют контролирующие органы.

В виде таблиц желательно привести расшифровки строк баланса и формы 2, в частности:

  • данные об изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
  • о составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
  • оценочные резервы юридического лица;
  • изменения в структуре и объеме нематериальных активов и основных средств;
  • данные об арендованном имуществе;
  • сведения о финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • состав затрат на производство и прочих расходов;
  • объемы реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности организации и рынкам сбыта;
  • данные об обеспечении обязательств организации;
  • все чрезвычайные факты хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде и их последствия.

В этом разделе детализируются все сведения, касающиеся движения основных средств и их наличия, и расшифровывается строка 120 бухгалтерского баланса. Данные, представленные в аналитическом учете по счетам 01 и 02, где прописаны основные средства и их амортизация, нужны для отражения показателей этого блока. Показатели по основным средствам заполняются по стоимости, называемой первоначальной или восстановительной.

Также таблицы отражают изменение указанной стоимости объектов ОС, которые были реконструированы, достроены или ликвидированы. Цифры по выбывшим ОС записываются с круглыми скобками. ОС с учетом амортизации также расшифровывается в отдельной таблице этого раздела::

В этом разделе детализируются суммы по строкам 140 и 250 формы № 1. Здесь отражаются показатели по вложениям средств краткосрочного и долгосрочного характера, расписываются их виды и выделяются в группы. Также представлению подлежат финансовые вложения, имеющие статус «в залоге» и по которым произошла передача другим лицам:

Условно можно выделить такие группы финансовых вложений:

  • вложение в фонды, формирующие уставные капиталы других организаций;
  • ценные бумаги государственного и муниципального характера;
  • ценные бумаги других предприятий, туда же относятся и долговые ценные бумаги (облигации, векселя);
  • выданные займы;
  • вклады по депозиту и прочие.

Годовая отчетность за 2021 год: ошибки и рекомендации

Не позднее 28 марта 20221 года нужно сдать декларацию по налогу на прибыль за 2021 год по новой форме (Приказ ФНС Pоссии от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ (далее – Приказ N 655).

Отдельные подразделы, листы и приложения нужно включать в годовую декларацию только в том случае, если есть сведения, которые должны в них отражаться (п. 1.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Изменения в отчетности по налогу на прибыль актуальны, в частности, для организаций, выплачивающих дивиденды физлицам.

Согласно Приказу N 655 в абз. 6 п. 1.16 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль исключаются слова «физическим лицам — акционерам и (или)» и п. 1.17 Порядка признается утратившим силу. Таким образом, если организация выплачивает дивиденды только участникам — физическим лицам, у нее не возникает обязанности представлять Лист 03 в составе налоговой декларации по налогу на прибыль за 2021 год (Письмо УФНС Pоссии по г. Москве от 17.12.2020 N 24-23/4/195926@).

В годовую декларацию не включается подраздел 1.2 разд. 1 (п. п. 1.1, 4.8 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль). За отчетные периоды этот раздел заполняют налогоплательщики, которые уплачивают ежемесячные и квартальные авансовые платежи.

С 1 января 2021 года лимит для уплаты только квартальный авансовых платежей по налогу на прибыль снова составляет 15 млн руб. в среднем за квартал. Следовательно, при превышении в 2021 году этого лимита нужно дополнительно рассчитывать и уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

Уведомлять налоговую об этом не требуется (Письмо Минфина Pоссии от 06.03.2020 N 03-03-07/16839). Это значит, что налогоплательщики, у которых за I, II, III, IV кварталы 2021 года доходы от реализации превысили в среднем 15 млн руб. за каждый квартал, переходят на уплату ежемесячных авансовых платежей с 1 квартала 2022 году (Письмо ФНС Pоссии от 13.05.2020 N СД-4-3/7843@).

Порядок уплаты авансовых платежей может измениться у организаций IT-сферы. Это связано с возможностью для некоторых компаний применять с 1 января 2021 года пониженную ставку налога на прибыль (3% в федеральный бюджет и 0% в региональный). Минфин разъяснил, что в НК PФ не предусмотрены особенности расчета такими налогоплательщиками авансовых платежей по налогу на прибыль.

  • Групповой учёт однотипных основных средств (перемещение и выбытие) в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
  • Групповой учёт однотипных основных средств (поступление и начисление амортизации) в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
  • Перенос вычета НДС по основным средствам в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
  • Учет запасов по складам в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
  • Реализация товаров по договору в у.е. по курсу, на который установлена наценка в % к курсу ЦБ РФ в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 (учет у продавца)
  • Поступление товаров по договору в у.е. по курсу, на который установлена наценка в % к курсу ЦБ РФ в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 (учет у покупателя)
  • Как изменить ОКТМО, если КПП остался прежним в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?

Отметим, что критериев, затрагивающих отчетные формы бюджетных учреждений, немного. Они изложены в разд. II Письма № 02-06-07/29936 / 07-04-05/02-8204. Приведем их ниже.

При отражении в данном отчете показателей по некассовым операциям дополнительная информация (пояснения) раскрывается учреждением в разд. 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности» пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).

Показатели разделов «Доходы», «Расходы», «Источники финансирования дефицита средств», в том числе плановые назначения, отражаются в отчете (ф. 0503737) по действующей бюджетной классификации РФ согласно Порядку № 85н и Приказу № 75н. Представление отчета (ф. 0503737) по не действующим на отчетную дату кодам бюджетной классификации РФ недопустимо.

Информация в сведениях (ф. 0503769) в 2022 году отражается с учетом положений п. 2.1.5 Письма № 02-06-07/29936 / 07-04-05/02-8204, а также следующих особенностей.

При формировании номера счета в графе 1 разд. 1 сведений (ф. 0503769) в 5–14-м разрядах номера счета отражаются нули. Исключение – отражение объектов бухгалтерского учета, возникающих при осуществлении деятельности с целевыми средствами, предоставляемыми в рамках реализации национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.

В графе 1 сведений (ф. 0503769) указываются номера соответствующих аналитических счетов, содержащие:

  • Торговля в кредит
  • Таможенное оформление
  • Сертификация
  • Внешняя торговля
  • Комиссионная торговля


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.