Новая методика выплат по ОСАГО: что изменилось

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новая методика выплат по ОСАГО: что изменилось». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Впервые единая методика Центробанка по ОСАГО была представлена в 2014 году. Далее данную методику расчета корректировали, вносили важные изменения, чтобы упростить и сделать более прозрачным каждый этап, позволяющий точнее рассчитать ущерб и размеры выплат. Сегодня действует новая единая методика ОСАГО 2021, утвержденная Положением Центрального Банка РФ № 755‑П.

Методика применяется для наиболее точной оценки величины ущерба, определения размеров расходов на восстановительный ремонт и сумм компенсационных выплат по договору ОСАГО.

Требования единой методики являются обязательными к использованию страховыми компаниями и их представителями при самостоятельном проведении осмотра пострадавшего автомобиля, а также при проведении судебных и независимых экспертиз.

Расчет ущерба по ОСАГО — единая методика, установленная Центробанком

Методика ЦБ РФ ОСАГО 2021 года включает семь глав и десять приложений. Документ описывает методы определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля. В главах изложена следующая информация:

  • порядок идентификации транспортного средства и повреждений автомобиля;
  • расчет стоимости запасных частей, материалов, ремонтных работ;
  • определение степени износа деталей, запчастей, подлежащих замене;
  • методика определения стоимости остатков, которые можно реализовать или использовать, если произошла полная гибель ТС;
  • принцип создания справочников средней стоимости запчастей, ремонта ТС с учетом цен в данном регионе.

Страховые компании для расчетов размера суммы ущерба обычно используют следующую формулу:

ИС = СР + ЦМ + ЦЗ, где

  • ИС — итоговая сумма величины компенсации;
  • СР — стоимость ремонта ТС;
  • ЦМ — цена расходных материалов;
  • ЦЗ — цена запчастей и деталей, которые нужно заменить.

Главный документ для расчета ущерба — акт экспертного осмотра автомобиля после ДТП. При дальнейшей работе возможно проведение дополнительных экспертиз и обнаружение повреждений, которые были скрыты. Все изменения вносятся в акт и влияют на размер компенсации.

При расчете убытков на итоговую сумму дополнительно влияют следующие критерии:

  • марка автомобиля;
  • год выпуска и начала эксплуатации;
  • дополнительная комплектация;
  • регион регистрации ТС,
  • место, где произошло ДТП;
  • состояние машины до ДТП.

Для того чтобы самостоятельно рассчитать стоимость ущерба, рекомендуем воспользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков:

  1. Откройте сайт РСА.
  2. Перейдите в раздел ОСАГО.
  3. Откройте раздел «Выплаты по ОСАГО».
  4. Кликните по строчке «Проверка средней стоимости запасных частей».
  5. Заполните электронную форму калькулятора РСА. В ней указываются даты ДТП, название субъекта РФ, марка ТС, номер запчасти, тип ТС или название материала.
  6. Нажмите на кнопку «Отправить запрос».
  7. Получите расчет величины компенсации.

Банк России обновил Единую методику ОСАГО

Если вы уверены, что при расчете величины страховой выплаты допущена ошибка, можно обжаловать действия СК. Для этого выполняются следующие действия:

  1. Оценка ущерба. Владельцы транспортных средств, не согласные с размером компенсации, имеют право заказать проведение независимой экспертизы. При этом необходимо предупредить СК о начале процедуры минимум за три дня. Страховщику владельцы полиса сообщают дату и место, где пройдет новая экспертиза.
  2. Отправка досудебной претензии. Страховщику направляется заявление, к которому прикладывается акт независимой экспертизы. В документе указываются размер ущерба согласно новому акту и требование выплаты компенсаций на основании новых данных.
  3. Подача иска в суд. Если компания, с которой заключен договор обязательного страхования ОСАГО, отказывается признать новый размер ущерба, владелец полиса направляет иск в суд и копию страховщику. Вместе с иском подается пакет документов. Обязательным приложением является акт независимой экспертизы, ответ страховщика с отказом в выплате страховки по досудебной претензии.
  4. Получение решения суда. Отслеживать этапы прохождения судебного дела можно на сайте суда, куда подан иск. После рассмотрения дела заявителю направляется решение, где указывается, будет выплачена увеличенная компенсация или нет. Если заявитель не согласен с решением, подается апелляция.
  5. Получение денег. Деньги выплачиваются по исполнительному листу. Получить его можно в судебной канцелярии, если суд решил дело в пользу истца. Исполнительный лист передается в СК, где и производятся расчеты. Обычно деньги зачисляются на счет застрахованного лица в течение нескольких дней.

Владелец полиса ОСАГО, чья страховая компания объявлена банкротом, имеет право обратиться в РСА. Союз направит эксперта, чтобы оценить ущерб и рассчитать цену ремонта. Приглашение для выполнения процедуры расчета направляется почтой или о ДТП сообщается по телефону. При оценке используется единая методика ОСАГО с учетом износа. После проведения работ составляется акт. В течение десяти дней после экспертизы пострадавший получает расчет компенсации. Деньги выплачиваются в течение четырнадцати дней из специального гарантийного фонда. Пострадавшая сторона имеет право обращаться за выплатами не в свою СК, которая лишена лицензии, а к страховщику виновника аварии или в РСА.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

В октябре 2021 года фара для новой Toyota Camry в Центральном федеральном округе стоила около 98 000 руб., в Крымском округе — 94 000 руб., в Северо-Кавказском — 99 500 руб., а в Северо-Западном — уже 101 000 руб. Для разных федеральных округов разброс цен внушительный, а цены серьезно отличаются даже в рамках одного магазина в одном городе в зависимости от наличия запчасти.

Так, в Москве в одном из самых популярных магазинов запчастей та же самая фара для Toyota Camry под заказ с доставкой 35 дней стоит 102 000 руб., а запчасть в наличии стоит уже от 162 000 руб. При этом на втором, тоже крупном и популярном портале, аналогичная деталь с доставкой через две недели стоит на порядок дешевле — 123 000 руб. А для Симферополя стоимость детали под заказ с доставкой в течение тех же двух недель составит 114 000 руб.

Страховщики инициативу регулятора поддержали. Собственно, иначе быть и не могло, учитывая, что еще в начале марта они начали прорабатывать этот вопрос с регулятором. «РСА признателен Банку России за поддержку предложения страховщиков, — говорит президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. — Это существенно повысит доступность ремонта для автомобилей иностранных производителей. Кроме того, поспособствует развитию российской промышленности. Зачастую запчасти, оригинальная и неоригинальная, производятся на одном и том же российском заводе, на одном и том же оборудовании, одними и теми же рабочими, с одними и теми же стандартами качества, только оригинальная стоит в несколько раз дороже исключительно из-за бренда».

Это действительно так. Например, одно и то же лобовое стекло, которое производится на Борском стекольном заводе в Нижегородской области, до санкций с отметкой автопроизводителя стоило 25 тыс. рублей, а без отметки — 10 тыс. рублей. А после введения санкций оригинал или стало вовсе невозможно производить, или он стал дороже в несколько раз, дополнил Игорь Юргенс.

Автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто рассказал, что разница в ценах между оригиналом, выпущенным под брендом производителя, и аналогом существует во всем мире. «Оригинал — это коробочка с воздушными фильтрами, на которой написано сверху, условно, Mercedes, — объясняет он. — Если такая же коробочка с фильтрами сделана на заводе другой компании, который не может писать на ней Mercedes, а указывает только, для каких машин подходят фильтры, это уже будет считаться неоригинальной деталью. Раньше такие детали были под запретом для ремонта по ОСАГО. То есть их, конечно, продавали в России, но были даже судебные процессы в отношении тех, кто ввозил такие запчасти (имеет право ввозить только правообладатель товарного знака). Сейчас такие детали нам повезут из Китая, Турции, Малайзии и других стран в первую очередь Юго-Восточной Азии, потому что там сосредоточено огромное количество производителей. И, соответственно, цена будет считаться по этим аналогам. Раньше они были дешевле оригинальных запчастей, что будет сейчас — неизвестно».

Вопрос есть и к качеству аналогов. «Вопрос к качеству поставляемых аналогов всегда был и будет. Ремонтные организации на своем опыте будут из ряда предлагаемых вариантов неоригинальных запчастей выбирать для ремонта те, где качество максимально приближено к заводскому», — говорит руководитель управления урегулирования убытков по автострахованию компании «Абсолют Страхование» Игорь Поликарпов. А значит — более дорогие.

В пояснении ЦБ говорится, что использование цен аналогов даст возможность пострадавшему в аварии получить деньги и отремонтировать машину, пусть не оригинальными, но новыми деталями. Это благая цель, хотя ее реализация зависит от многих факторов, прежде всего логистических.

Заместитель генерального директора по внешним связям «Ингосстрах» Илья Соломатин говорит, что сейчас количество запчастей на складах, мягко скажем, минимальное. И пополнять его в ближайшем будущем неоткуда. Особенно это касается популярных иностранных марок, которые сейчас уходят из России. «Но проблема немного сложнее — для того чтобы эти запчасти появились в России на складах, в автосервисах, у дилеров, нужно предпринять еще ряд усилий, в первую очередь Минпромторгу, — считает он. — Неоригинальные запчасти не материализуются в России сами по себе, их нужно доставить из стран Азии. Старые логистические пути — и морские, и сухопутные — сейчас перекрыты по санкционным причинам. И, как следствие, сроки доставки очень сильно выросли».

Об этом же говорит и Игорь Моржаретто: «Раньше все автодетали из Китая и Юго-Востока Азии везли морским путем, перегружая через европейские порты на другие корабли (так было дешевле логистически), то теперь морские ворота закрыты. И как будет осуществляться доставка, неизвестно». По его словам, автодетали производит огромное количество компаний, этот бизнес гораздо больше, чем производство самих автомобилей. «Но в России производителей мало, — продолжает он. — Иномарки, произведенные в России, какие-то запчасти… Но, как правило, это сложные узлы — запчасти везли из других стран. Это международное разделение труда, очень характерное для автопрома. Те же комплектующие для немецких машин делают в том числе в Китае, так получается выгоднее. И дело даже не в том, что в Китае дешевле производить — просто выгоднее выбрать одну фабрику и производить на ней комплектующие одного типа миллионными тиражами для разных компаний, например, тормозные колодки, которые практически не отличаются друг от друга. Сейчас возник логистический разрыв, и комплектующие, которые поедут из Юго-Восточной Азии, пока до нас не доехали. Автозаводы в Германии просто стоят, потому что нет комплектующих из России и Украины. Украина была крупнейшим в Европе поставщиком жгутов, а Россия поставляла титановые детали».

Увеличение сроков поставки запчастей может привести к тому, что ремонт по ОСАГО растянется с 30 дней до неизвестности, пока не появятся нужные запчасти. Но по действующему законодательству, если автомобиль невозможно восстановить в течение 30 дней, страховщик обязан выплатить потерпевшему денежное возмещение. Приходится выкручиваться.

«Поэтому страховое сообщество еще месяц назад обратилось в ЦБ и правительство РФ с просьбой относиться к срокам ремонта более лояльно, потому что из-за отсутствия запчастей сложно провести ремонт в полном объеме в сроки, которые сейчас закреплены законодательно, — говорит Илья Соломатин. — Очевидно, что времени на доставку деталей требуется гораздо больше, чем прежде. Я уже не говорю о таких вещах, как таможенные процедуры. Поэтому мы рассчитываем, что и клиенты, и регуляторы с пониманием отнесутся к увеличению этих сроков. А пока замещение рынка запчастей не произойдет в достаточном объеме, будем предлагать страхователям возмещение в денежной форме». По всей видимости, законодательного продления сроков ремонта по ОСАГО до 60 дней и расширения тарифного коридора (увеличения на 30%) не избежать. Но пока эти вопросы не рассматриваются.

Рискнем предположить, что цены на запчасти, даже неоригинальные, сейчас наверняка вырастут в цене. Для этого есть все предпосылки: проблемы с транспортной логистикой, курсовые колебания валют и возросший спрос на автодетали.

Илья Соломатин считает, что можно удержать рост цен в первую очередь на ремонт — это будет зависеть от подхода к доставке запчастей в Россию. «Если он будет частным и узким, то рост цен не остановится, — говорит он. — Если будет государственный подход и Минпром наладит каналы поставки в большом масштабе, то цены удержать удастся. Аналог запчасти всегда стоит дешевле».

Но возможность использовать аналоги, по словам Игоря Поликарпова, хотя бы позволит страховщикам с большей долей вероятности выполнить свои обязательства по ремонту машины, а не просто выплатить деньги, которых может не хватить на самостоятельный ремонт автомобиля. «Но ОСАГО при этом дешевле не будет, так как цена на неоригинальные запчасти приблизилась к цене на оригинальные или стала выше, чем была в декабре 2021 года. Некоторые запчасти уже подорожали на 50–100%, причем как оригинальные, так и неоригинальные», — добавляет он.

Игорь Моржаретто прогнозирует, что стоимость ремонта по ОСАГО однозначно вырастет, потому что стоимость комплектующих рванула до небес — за месяц раза в полтора. «Я думаю, что стоимость ОСАГО тоже вырастет, хотя и не так быстро и не в 1,5 раза — около 10% до конца года, — предположил он. — Во-первых, потому, что в конечном итоге стоимость запчастей пойдет вниз, курс «устаканится» и будет понятная ситуация. Во-вторых, потому, что страховое сообщество категорически не заинтересовано в росте цен на ОСАГО — полисы перестанут покупать. И так у нас сейчас 1–2 млн машин ездит без полисов. А если ОСАГО подорожает, да при падающих доходах населения, его просто перестанут покупать».

По мнению президента РСА Игоря Юргенса, расчет выплаты по ОСАГО с учетом цен аналогов оригинальных запчастей позволит сдержать рост стоимости полисов обязательной «автогражданки».

ОСАГО – это договор о защите гражданской ответственности, составленный двумя сторонами: хозяином движимого имущества и компанией, обеспечивающей его материальную безопасность на дороге. Главным и единственным обстоятельством, при котором он вступает в силу, является дорожно-транспортное происшествие, случившееся по вине владельца полиса. Но компенсация при аварии происходит лишь в пользу третьих лиц, а не самого клиента, как это предусматривает КАСКО.

Максимальная сумма возмещения

по ОСАГО достигает 160 тысяч рублей при условии, что в ДТП пострадало более 2 человек. А вот если столкновение произошло между двумя автомобилями, то СК ограничивается выплатой в размере до 120 тыс. рублей. Поэтому виновнику дорожно-транспортного происшествия иногда приходится доплачивать потерпевшей стороне деньги за ремонт техники из своего кармана.

Чтобы гражданина не обманули при оценке полученного вреда, ему необходимо выяснить, как осуществляется единый расчет ущерба по ОСАГО (по калькулятору РСА) еще до выплаты. Ведь после проведения транзакции сверять количество полученных средств с размером компенсации уже бесполезно.

На сайте РСА есть открытые сервисы, где каждый пользователь онлайн может определить примерную сумму возмещения. Как рассчитать выплату при ДТП самостоятельно?

На ресурсе РСА находится специальный калькулятор. Он содержит 3 раздела – средняя стоимость запчастей, средняя стоимость нормо-часа работ, средняя стоимость материалов. Каждый раздел содержит поля, в которые последовательно необходимо внести соответствующую информацию.

  1. Дата, на которую нужны сведения (как правило, соответствует дню ДТП).
  2. Экономический регион. Выбирается из выпадающего списка.
  3. Марка транспортного средства. На выбор из списка.
  4. Номер запчасти. Одновременно можно ввести три номера. Номера комплектующих можно узнать по каталогу на сайте производителя авто по VIN-коду машины.
  5. Тип транспортного средства – легковой, грузовой или автобус.
  6. Производитель материалов – выбирается из списка.
  7. Наименование материала – вводится вручную, также не более 3-х.

Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.

Единый расчет ущерба РСА представляет собою документ по внесению показаний, требуемых для создания сметы по восстановлению движимой собственности. Содержатся в нем следующие пункты:

  • Основные термины СК и их трактовка;
  • Общий алгоритм проведения расчета полученного ущерба;
  • Несколько формул;
  • Справочник для уточнения некоторых данных, содержащихся в бланке ЕМРУ;
  • Пошаговая инструкция по проведению оценки поврежденной техники.

Самая простая и часто используемая формула для подсчета убытков, полученных в результате ДТП, выглядит так: РК = СР + СМ + СД, где:

  • РК – размер компенсационной выплаты;
  • СР – сумма, указанная в смете по ремонту;
  • СМ – цена за израсходованные материалы (с учетом их износа);
  • СД – стоимость поменянных запчастей (повреждения, полученные до дорожно-транспортного происшествия за счет страховой компании не восстанавливаются).

Анализ полученного ущерба при ДТП по единому методу расчета применяется практически при каждом страховой случае. Но по закону РФ пользоваться такой методикой могут лишь:

  • Автостраховщики, имеющие соответствующую аккредитацию для экспертизы поврежденных транспортных средств;
  • Независимые специалисты (или организации, предоставляющие подобные услуги);
  • Частные лица, обладающие государственным сертификатом;
  • Представители судебных органов.

Поврежденная при ДТП машина – это огромная статья денежных вложений, которые, порой, превосходят первоначальные предположения. При расчете расходов на ремонт во внимание берутся:

  • Все поврежденные детали кузова автомобиля;
  • Его запчасти, находящиеся вне зрительной досягаемости;
  • Отдельные механические агрегаты ТС;
  • Лакокрасочное покрытие, при условии, что общее состояние движимой собственности не расценивается как «тотально уничтоженное»
  • Количество израсходованных материалов;
  • Сама работа.

Положение ЦБ РФ от 19.09.2014 № 432-П

  • 1. Что говорит закон о компенсации по ОСАГО в 2022 году?
  • 2. Сколько возмещается по ОСАГО, если есть пострадавшие
  • 3. Сколько возмещается по ОСАГО, если есть погибшие
  • 4. Сколько возмещается по ОСАГО при ДТП, если водитель не в трезвом состоянии
  • 5. Составляющие суммы компенсации по ОСАГО или что влияет на сумму выплаты при ДТП?
  • 6. Понятие ЕМРУ
  • 7. Правила составление акта осмотра авто, пострадавшего в ДТП
  • 8. С помощью какой формулы устанавливается размер страховой выплаты?
  • 9. Рассматриваем пример расчета компенсации по ОСАГО
  • 10. Расчет стоимости ремонта в онлайн режиме
  • 11. Как выплачивается компенсация при аварии, если оформлен полис и ОСАГО И КАСКО?
  • 12. Заключение
  • 13. Видео по теме:

Важно самостоятельно научиться рассчитывать страховую сумму, так как ни для кого не секрет, что в России страховыми учреждениями часто практикуется умышленное занижение величины компенсации. Бороться с этим можно, проведя повторную экспертизу, в компании не связанной со страховщиком. Если даже и это не поможет, то самый крайний выход из ситуации – обращение в судебный орган. Выиграв суд, страхователь получит не только компенсацию ущерба в полном объеме, но еще и половину суммы, которую страховщик не досчитал изначально. Для него это будет своеобразным штрафом за халатность в расчетах.

Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.

В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:

Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.

Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.

Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.

Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:

Еще относительно недавно, суды, если потерпевшему не хватало денег на ремонт, принимали его сторону, так как истец предоставлял чеки и квитанции, которые подтверждали произведенные затраты.

Но позже, Верховный суд дал разъяснения, после которых отстоять свои права на полную компенсацию не получится ни у кого, так как в соответствии с внесенными поправками в Закон об ОСАГО, ущерб определяется экспертами-техниками, которые внесены в специальный реестр.

Новая методика расчета полученного ущерба по ОСАГО от Центробанка (ЦБ РФ) с октября 2014 года начала свое действие и содержит в себе следующую информацию:

Возмещение полученных повреждений транспортного средства при возникновении аварии, которая может быть представлена как необходимыми для ремонта затратами на восстановительные работы, как и потерю его рыночной цены понимается автоэкспертизой как расчет ущерба после ДТП. Размер ущерба может быть колоссальным, он включает также расходы по буксировке автомобиля и прочим работам.

Если произошло дорожно-транспортное происшествие, следует проследить, чтобы все видимые неисправности и дефекты были зафиксированы сотрудниками ГИБДД. Ситуация должна строго контролироваться, ведь часто даже самые очевидные повреждения конструкции транспортного средства могут быть не замечены.

Последующее важнейшее действие, которое необходимо осуществить – это передать аварийное авто экспертной организации. Она произведет расчет ДТП, который будет заключаться на видимых дефектах внешней конструкции авто.

В случаях, если возникает подозрение на внутреннюю поломку, автомобиль разбирается. Если и в результате этого процесса не удается выяснить весь список повреждений, возникает необходимость в дополнительном осмотре на станциях технического обслуживания авто.

Выплату ущерба по ОСАГО можно увеличить, если сохранять чеки и квитанции за установленные детали.

Например, если машина 2007 года выпуска, а пострадавшие фары были поставлены в этом году, то по ним износ не учитывается. Оценка ущерба по ОСАГО осуществляется с помощью автотехнической экспертизы.

Специалисты устанавливают все скрытые и видимые повреждения, условия и причины ДТП, анализируют дорожные условия и другие параметры.

«Госавтополис» — федеральная сеть страховых консалтинговых агентств, основанная в 2005 году и ведущая свою деятельность на территории Российской Федерации.

Мы помогаем жителям России приобрести полисы ОСАГО по государственным тарифам, КАСКО на выгодных условиях, а также другие страховые продукты от 30+ страховых компаний РФ. Наши ценности: Гарантии, Ответственность, Сервис.

Оферта / Обработка персональных данных 2005-2018 © госавтополис.

Отсчитываем еще 1 день, получаем 21.06.2015. Это последний день для страховой, чтобы перечислить выплату или выдать мотивированный отказ.

«На сегодняшний день порядка 90% судебных исков к страховщикам возникают по автострахованию, преимущественно по ОСАГО.

Львиная доля из них вызвана расхождением в оценках ущерба транспортным средствам из-за существования параллельно действующих методик расчёта стоимости восстановительных работ, запасных частей, расходных материалов.

При определении размера страховой выплаты в расчет берутся усредненные по данной местности цены деталей, материалов, работ и услуг.

Для расчета страховой выплаты, причитающейся владельцу погибшего в ДТП автомобиля, к расчету принимается его стоимость за минусом стоимости годных (то есть оставшихся неповрежденными) частей.

Например, существует рассылка SMS-сообщений, информирование клиентов по электронной почте.

Подобное не распространяется в случае использования машины по доверенности, поскольку последняя становится недействительной при наступлении смерти собственника.

Банку-кредитору.

— за рулем машины был человек, не внесенный в полис или доверенность; — нанесено ущерб пострадавшему или окружающей среде опасным грузом; — требуется компенсация нанесенного морального ущерба; — возникает превышение лимита страховки; — ущерб получен в результате учебной, экспериментальной или спортивной деятельности; — застрахованное лицо находилось в состоянии наркотического или алкогольного опьянения на момент происшествия; — при отсутствуютствии прав на управление машиной.

Расходы на ремонт по ОСАГО начали считать по-новому

В соответствии с действующим законодательством при расчете суммы компенсации не допускаются отклонения более чем на 10% в сравнении с рыночной стоимостью автомобиля, узлов и агрегатов. Если страховая компания намеренно занижает цифры, то мы сравниваем результаты расчета и использованные при их формировании сведения с рыночными ценами, после чего готовим соответствующую претензию к страховщику.

Обычно спор удается урегулировать в досудебном порядке. Однако в ситуации, когда страховщик настаивает на правильности проведенного расчета или ориентируется на лимит выплат, необходимо выйти с исковым заявлением в суд. Ответчиком может стать как страховщик, так и виновник ДТП. Взыскать ущерб с последнего стоит в ситуации, когда реальный размер ущерба значительно превышает лимит ответственности по ОСАГО.

Когда становится понятно, сколько расходов покрывает ОСАГО и обнаруживается значительная недостающая сумма для восстановления или покупки нового авто, возникает необходимость взыскания средств с виновника аварии. Получить деньги сверх установленного лимита со страховщика не удастся.

Взыскать превышающие лимит расходы с виновника аварии можно через суд. Эта возможность обозначена в разъяснениях Верховного суда РФ. Альтернативный вариант – прийти к мировому соглашению и обойтись без исков. Но на практике виновники ДТП редко идут навстречу, и потерпевшим все же приходится обращаться в суд.

Необходимо обратиться в страховую компанию и написать заявление по установленной форме, приложить к нему все документы, подтверждающие факт ДТП. Далее проводится экспертиза, ремонт и последующая оценка.

Часто требуется независимая экспертиза. После получения ее результатов вы можете обратиться за возмещением УТС или взыскать износ с виновника. Юридическая компания АПК в Казани готова помочь вам – мы предоставляем услуги опытных адвокатов, которые добьются максимальной компенсации в рамках досудебного урегулирования спора или в ходе судебных разбирательств.

По мнению страховщиков, средняя выплата после введения новых справочников должна увеличиться на 5–6% в зависимости от портфеля конкретной страховой компании. Однако экспертное сообщество настроено весьма скептически по отношению к новым методикам. Несмотря на все очевидные плюсы, эксперты по сервису отмечают финансовую заинтересованность страховщиков, считая это главной проблемой новых правил. Получается, что справочники будет составлять организация, напрямую заинтересованная в занижении стоимости запчастей, что может привести к занижению выплат по ОСАГО.

Юристов, в свою очередь, волнует вопрос применения расчетов по регионам.

«Одна из самых главных проблем данной методики, как ни удивительно, в региональности применения. Расчет ведется по месту ДТП. Где я живу и где ремонтирую автомобиль — никому не интересно, хотя разница в цене на ремонт и запчасти может быть значительная. При этом шансов на выигрыш дела и получение дополнительных средств на ремонт у меня нет, так как подсчет ведется только по методике. Тут есть и обратная сторона: кто-то получит неоправданно большое возмещение за ремонт, если попадет в ДТП в Москве. Это, к слову, может отразиться на повышении тарифа в будущем», — отмечает юрист Вадим Геворкян.

Что изменилось в методике определения расходов на ремонт по ОСАГО?

Автомобилисты могли бы получить за ДТП больше — изначально в новой редакции правил была предусмотрена компенсация за снижение цены машины из-за ДТП или утраты товарной стоимости (УТС). Дело в том, что еще в 2016 году Верховный суд постановил выплачивать сумму, равную потере товарной стоимости, при обращении в суд. Расчеты были примерно такими: каждый поврежденный элемент автомобиля добавляет в сумму страховой выплаты некоторый процент его оценочной стоимости. Например, заднее крыло с боковиной «стоит» 3,1%, переднее крыло — 0,8%, двери — по 1,9%.

Помимо прямого ущерба транспортному средству, полис обязательного страхования автомобилей предусматривает выплаты по ущербу здоровью водителю и пассажирам.

Ниже приведена сводная таблица выплат, на которые могут рассчитывать лица, здоровье которых пострадало в ДТП.

Вид травмы Выплата по ОСАГО пассажирам легкового транспорта Выплата по ОСАГО пассажирам коммерческого транспорта
Получение инвалидности от 250 до 500 тысяч рублей от 1 до 2 миллионов рублей
Повреждения черепа от 25 до 375 тысяч рублей от 60000 до 1,4 миллиона рублей
Повреждения органов зрения от 25 до 75 тысяч рублей от 100 до 300 тысяч рублей
Повреждения органов слуха от 15 до 25 тысяч рублей от 60 до 200 тысяч рублей
Повреждения органов дыхания от 25 до 300 тысяч рублей от 40 до 1200 тысяч рублей
Повреждения сердечнососудистой системы от 25 до 150 тысяч рублей от 100 до 600 тысяч рублей
Повреждения органов пищеварения от 15 до 250 тысяч рублей от 60 до 1000 тысяч рублей
Повреждения мочевыделительной и половой системы от 25 до 250 тысяч рублей от 100 до 1000 тысяч рублей
Повреждения мягких тканей от 25 до 200 тысяч рублей от 100 до 1000 тысяч рублей
Повреждения опорно-двигательного аппарата от 10 до 300 тысяч рублей от 20 до 1200 тысяч рублей
Осложнения в результате травм от 25 до 150 тысяч рублей от 100 до 600 тысяч рублей
Кровотечения от 25 до 50 тысяч рублей от 100 до 200 тысяч рублей

После изменений 2014 г. количество формул для расчета износа автозапчастей сократилось. Основных формул две: для всех комплектующих изделий (детали, узлы, агрегаты) и для шин. Необходимо учитывать, что для деталей, имеющих больший износ по сравнению с остальным автомобилем (имеют повреждения, не связанные с произошедшим ДТП), будут применяться дополнительные коэффициенты. К примеру, полученные ранее повреждения кузова площадью более 10 % от общей поверхности детали, повысят коэффициент износа на 40 %.

Срок эксплуатации автомобилей рассчитывается с использованием целых значений и применении правил математического округления. Например, если возраст машины составляет 5 лет и 6 месяцев, будет считаться, что, ей 6 полных лет. Это менее выгодно для владельцев автомобилей, поскольку срок эксплуатации формирует коэффициент износа, что уменьшает сумму страховой выплаты.

Справочники Российской Страховой Ассоциации включают в себя более 80 миллионов позиций. Для каждой из этих позиций определены стоимости согласно 12-ти экономических регионов.

В справочники внесены только автомобили не старше 2002-го года. Для всех остальных машин стоимость рассчитывается как среднее по рынку конкретного региона.

Для выполнения точного расчета, страхователь должен будет внести следующие данные:

  • Кто является инициатором запроса? Юридическое или физическое лицо.
  • Тип страховки автора запроса.
  • Возраст водителя, а также его общий стаж за рулем.
  • Мощность двигателя транспортного средства.
  • Срок эксплуатации транспортного средства.
  • Срок действия страхового полиса.

Для оформления страхового случая и выполнения ремонта авто после ДТП по ОСАГО клиенту необходимо обратиться в представительство страховщика с комплектом следующих документов:

  • извещения о ДТП и справки, составленной представителями ГИБДД по итогам происшествия;
  • ксерокопий протокола об административном правонарушении и постановления, подтверждающего данный факт;
  • ксерокопий водительских прав и паспорта владельца авто;
  • ксерокопий договоров ОСАГО потерпевшего и нарушителя;
  • личного заявления.

Для начала эксперт осматривает ТС, затем составляет акт, где отражает сведения:

  • о состоянии транспортного средства;
  • об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия и возникших в его результате повреждениях;
  • о возможности восстановления авто и масштабе ремонтных работ.

Единая методика расчета включает в себя большой перечень нюансов, исходя из которых становится возможным узнать наиболее точные данные причиненного ущерба автомобилю, а так же степень причастности водителя к этому происшествию. В этот список входит учет типа вождения водителя, наличия на дорогах каких либо знаков (на предмет несоблюдения их водителем), метеорологические условия, состояние дороги, по которой ехал автомобиль, внешние факторы, такие как другие автомобили, животные, состояние автомобиля на момент происшествия, в отношении которого производится расчет ущерба, изучение сведений ситуации.

Порядок выплаты компенсации в случае ДТП регулируется Законом от 2002 года № 40 и Положением Центрального Банка России от 2014 года № 431-П.

В соответствии с данными нормативными актами выплата осуществляется в заявительном порядке. Каждый факт в заявлении необходимо подтвердить документально.

Вы можете подать заявление в страховую компанию:

  • в которой зарегистрированы сами (при отс утствии вреда жизни и здоровью, а также при наличии страховки у всех участников ДТП);
  • в которой зарегистрирован виновник (в любой ситуации).

Срок возмещения составляет 20 календарных дней с момента регистрации заявления о наступлении страхового случая. В него входит процесс осмотра автомобиля и проведение экспертизы.

Поставьте в известность страховщика, если вы своевременно не предоставляете транспортное средство на осмотр. Предельный срок задержки не может превышать 20 дней.

При повторном пропуске, документы и заявление будут возвращены. Обратитесь повторно. Сроки начнут исчисляться с момента подачи нового заявления.

В течение 5 дней с момента подачи заявления, вы обязаны предоставить транспортное средство для проведения осмотра:

  1. Самостоятельно, если автомобиль может двигаться «своим ходом».
  2. Эксперт должен прибыть на место его нахождения, если автомобиль слишком поврежден.

Постановление Центрального Банка России от 2014 года № 433-П устанавливает Единую методику расчета ущерба по ОСАГО.

Основные нюансы единой методики:

  1. Дефектовка автомобиля проводится при первичном осмотре, но впоследствии перечень повреждений может быть увеличен.
  2. Сумма устанавливается из расчета стоимости ремонта на дату ДТП в конкретном регионе.
  3. Выплата по ОСАГО определяется с учетом износа комплектующих.
  4. Учитывается стоимость годных деталей (при тотальных повреждениях).

Согласно с Федеральным законом №40 Российской Федерации, с правками от 2014-го года, единой методикой оценки стоимости ущерба по ОСАГО должны придерживаться следующие категории юридических и физических лиц:

  • Все страховые компании и их штатные сотрудники.
  • Сотрудники страховщиков, которые имеют полномочия по осмотру поврежденных автомобилей (что такое утеря товарной стоимости ТС по ОСАГО?).
  • Технические эксперты, которые прошли специальную аттестацию и были внесены в специальный государственный реестр.
  • Автомобильные эксперты, которые являются сотрудниками судебной технической экспертизы. Отдельно стоит отметить, что помимо обязательств по использованию новой методики, правки к Федеральному закону №40 от 2014-го года, определили требования к техническим экспертам, которые проводят оценку поврежденного транспортного средства.

Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.

Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.

Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.

Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.

Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:

  1. Выясните вид проведенного исследования (товароведческая, автотехническая, трассологическая).
  2. Изучите заключение специалиста.
  3. Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения результатов отчета.
  4. Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет.

Для получения справедливой компенсации:

  1. Попросите страховщика о проведении независимой оценки ущерба.
  2. Получите направление на проведение экспертного осмотра.
  3. Посетите его в назначенный день и время.
  4. Получите отчет.

Для проведения повторной оценки повреждений понадобятся:

  • гражданский паспорт;
  • документы на автомобиль (ПТС, СТС);
  • направление на проведение экспертизы от страховой компании;
  • документация о происшествии (справка о ДТП и другие);
  • другие документы, которые затребует эксперт.

Стоимость полиса ОСАГО зависит от множества коэффициентов. Они представляют собой множители, которые повышают и снижают цену страховых услуг. Базовый тариф является основой для расчёта стоимости. Его «коридор» для каждой категории автотранспорта ежегодно устанавливает Центральный банк России. Страховая компания может выбрать своё значение из него и уведомить об этом монетарный регулятор и РСА. После этого самостоятельно по-тихому изменять параметр запрещается.

Тип транспортного средства Базовая ставка
Минимальное значение, руб. Максимальное значение, руб.
Категории «А» и «М» – мотоциклы и мопеды 694 1407
Категории «В» и «ВЕ» – легковые автомобили физических лиц 2746 4942
Категории «В» и «ВЕ» – легковые авто, применяемые для работы в такси 4110 7399
Категории «В» и «ВЕ» – легковые авто для организаций 2058 2911
Категория «С» – грузовые авто массой до 16 т 2807 5053
Категория «С» – грузовые авто массой свыше 16 т 4227 7609
Категория «D» и «DE» — автобусы, применяемые для работы в такси либо перевозки пассажиров 4110 7399
Категория «D» и «DE» – автобусы с количеством мест до 16 2246 4044
Категория «D» и «DE» – автобусы с количеством мест свыше 16 2807 5053
Трамваи 1401 2521
Троллейбусы 2246 4044
Тракторы и дорожная спецтехника 899 1895


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.