От штрафа до регресса: что будет, если водитель не вписан в ОСАГО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «От штрафа до регресса: что будет, если водитель не вписан в ОСАГО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ОСАГО относится к списку документов, который обязательно должен быть при водителе. Если полис ограниченный, то все водители, управляющие автомобилем, должны быть в него вписаны. Бланк имеет пять строк, и, если место заканчивается, водители указываются на обороте полиса, в «Особых отметках».

В неограниченный полис водителей вписывать не нужно. Управление машиной разрешено любому лицу при наличии соответствующей категории в водительском удостоверении. Однако такая страховка стоит дороже, и водители отдают предпочтение ограниченному полису.

Но если инспектор остановит на дороге лицо, не вписанное в страховку, и попросит предъявить полис, за отсутствие ОСАГО будет выписан штраф.

Водитель не вписан в страховку и попал в ДТП – какие последствия?

Регресс по ОСАГО — это право страховой компании потребовать от виновника аварии или СТО возмещения средства, выплаченных потерпевшему в качестве компенсации. В большинстве случаев требование адресовано виновному водителю, с которым заключен договор автострахования ОСАГО, и только в одной ситуации СК может предъявить регрессивное требование станции техобслуживания.

Многие водители ошибочно полагают, что страховка ОСАГО избавляет их от необходимости выплачивать сумму ущерба, если ДТП произошло по их вине. На практике страховщик действительно покрывает ущерб, причинённый владельцем полиса обязательного автострахования ОСАГО. После этого у страховой компании возникает право предъявить регрессное требование своему клиенту, если он нанёс ущерб чужому транспортному средству и участникам дорожного движения.

Если говорить простыми словами, СК сначала покрывает ущерб, причинённый потерпевшей стороне, а затем требует от своего клиента возмещения уплаченной суммы на правах регресса. Для водителя, виновного в ДТП, наступают и другие неприятные последствия:

  • повышается коэффициент бонус-малус (КБМ);
  • применяется коэффициент нарушений;
  • возрастает цена полиса ОСАГО при следующем оформлении.

Право на регресс от страховой компании по ОСАГО закреплено законом № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. В соответствии со ст. 14, к страховой компании переходит право требовать выплату компенсации ущерба с виновника в размере суммы, выплаченной потерпевшему.

Кроме того, правомерность регрессных требований по ОСАГО устанавливается Гражданским кодексом РФ (ст. 1081, п. 1). В ГК РФ сказано, что лицо, которое возместило ущерб, нанесённый другим лицом, имеет право предъявить регрессное требования в размере уплаченной суммы. В случаях, предусмотренных ФЗ «Об ОСАГО», сумма регресса может быть больше, чем компенсация, выплаченная потерпевшему.

Право страховщика предъявить регресс по договору ОСАГО виновнику аварии закреплено в законе.

Какой штраф за то, что водитель не вписан в страховку

На 100% исключить вероятность попадания в ДТП невозможно, но можно свести риски к минимуму. Как не платить регресс по ОСАГО на законных основаниях или свести к минимуму вероятность предъявления регрессного требования:

  • вовремя оформлять полис обязательного автострахования ОСАГО;
  • регулярно проходить техосмотр;
  • в случае попадания в ДТП оставаться на месте происшествия и соблюдать порядок оформления ДТП, предписанный законом;
  • не доверять управление автомобилем лицам, не вписанным в страховой полис ОСАГО;
  • не управлять ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • после аварии не утилизировать и не ремонтировать авто с целью скрытия своей вины и обстоятельств ДТП;
  • принимать участие в проведении экспертизы с целью оценки ущерба, причинённого пострадавшему;
  • во время оформления выражать несогласие, если есть возражения, и требовать, чтобы уточнения были внесены в протокол.

Обычно страховая требует регресс по ОСАГО в размере выплаты, произведённой пострадавшему. Иногда страховщики увеличивают размер требования на сумму дополнительных расходов, например, понесённых в связи с экспертизой, но это неправомерно. Чтобы снизить размер регрессной выплаты, можно сделать следующее:

  • Проверить результаты экспертизы с помощью независимой экспертной проверки. Дополнительная экспертиза позволяет выявить нарушения и ошибки, допущенные во время основной. Это могут быть ошибки в расчётах, определение суммы ущерба без учёта износа авто, нарушение порядка экспертной оценки.
  • Проверить объём и стоимость работ, выполненных автосервисом. Независимый перерасчёт поможет определить, во сколько на самом деле обошёлся ремонт. Нередко СТО обходятся минимальными работами и используют дешёвые запчасти, а сумма регрессных требований завышается.
  • Проверить, какая сумма была компенсирована пострадавшей стороне. Для выяснения суммы, выплаченной страховщиком, нужно сделать запрос на стадии досудебного урегулирования или в суде. Страховщик должен предоставить документы, подтверждающие размер выплаты, в противном случае пострадавшего могут вызывать в суд.

Судебная практика указывает на то, что исход дела может быть решён в пользу водителя, по вине которого произошло ДТП. Но так бывает не всегда, и вот несколько примеров:

  • Водитель не сообщил о ДТП и покинул место происшествия. СК выплатила компенсацию ущерба пострадавшей стороне и предъявила виновнику регрессное требование. Ответчик указал на истечение срока исковой давности: ДТП произошло в октябре 2018 г., а СК подала иск в декабре 2021 г. Суд отклонил доводы ответчика, поскольку срок отсчитывается с момента выплаты пострадавшему, а она была произведена в декабре 2018 года, и с этого дня ещё не прошло 3 года.
  • Водитель, по вине которого случилось ДТП, не передал вовремя документы СК. Страховщик в порядке регресса потребовал выплатить 50 тыс. рублей, и суд удовлетворил иск.
  • Водитель совершил ДТП и был признан виновным. СК выплатила потерпевшему сумму ущерба и потребовала от виновника возместить компенсацию. Суд отказал в удовлетворении иска. Поскольку ДТП было оформлено по всем правилам, водитель лично отнёс в страховую европротокол, направил в СК запрос о возмещении ущерба и получил письменный ответ. Страховщик проиграл судебное разбирательство.

Согласно правилам страхования по ОСАГО, регламентированным Федеральным законом «Об ОСАГО», у страховых компаний есть серьезные основания для того, чтобы предъявить виновнику ДТП регресс.

Перечислим нарушений, когда возмещение ущерба страховая компания возложит на водителя, ставшего виновником ДТП.

  • Умышленное причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего.
  • Водитель находился за рулем в состоянии опьянения.
  • Водитель отказался от проверки на состояние опьянения.
  • У водителя отсутствовало право управления (вообще не было прав, не было нужной категории прав или он был лишен прав).
  • Водитель скрылся с места ДТП.
  • Водитель не был вписан в страховку ОСАГО.
  • ДТП произошло не в рамках периода использования, указанного в полисе, (если куплена страховка на не полный год, т.е. с ограниченным периодом использования автомобиля).
  • Виновник ДТП не предоставил автомобиль на экспертизу или начал его ремонт раньше, чем через 15 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) после ДТП.
  • У автомобиля не пройден техосмотр. Только для легковых такси, автобусов, грузовиков для перевозки людей и ТС для перевозок опасных грузов.
  • У автомобиля не пройден техосмотр и причиной ДТП стала техническая неисправность.
  • При заключении договора ОСАГО предоставлены недостоверные сведения, которые привели к уменьшению стоимости полиса.
  • Виновник ДТП использовал автомобиль с прицепом, при этом прицеп в ОСАГО не вписан (на прицепы граждан для легковых машин не распространяется).

В случае невиновности лица, которое управляло автомобилем, попавшим в ДТП, ущерб автовладельцу будет возмещен полностью. Как было упомянуто выше, договор страхует ответственность, а не ущерб за имущество. Поэтому отвечать будет виновник, если он также вписан в договор, и вообще имеет полис ОСАГО.

Необходимо знать, что отсутствие вины должно быть у не вписанного лица, управлявшего машиной. Это решает инспектор ГИБДД или в некоторых случаях суд. Это означает, что на него не наложат штрафа за нарушение Правил. Другому участнику происшествия будет вынесено постановление о наказании. Его копия передается вам, чтобы вы смогли обратиться к страховщику за возмещением ущерба.

При вине обоих водителей, попавших в аварию, если они не подавали заявление в суд на установление виновности, она делится пополам. Если в происшествии участвовали два человека, то каждый из них виноват на 50%. Если количество людей больше, то вина соответственно разделяется между ними поровну.

При несогласии кого-то из участников ДТП с определенной виной, он может обратиться в суд за ее установлением.

В таких случаях оплата ущерба производится по установленной доле виновности. Например, если в ДТП первый водитель виноват на 40%, а второй на 60%, то страховщик оплатит первому 60%, а второму 40%. Таким образом, оплата производится на ту долю, на которую участник не виноват.

Но особенности и нюансы в этом вопросе следующие: один водитель не вписан в договор ОСАГО. Поэтому здесь нет сложных расчетов, выставляется регрессивное требование к не вписанному водителю согласно установленным процентам виновности.

Другими словами, если у первого участника нет полиса, то с него высчитают 30% от суммы вреда второй машины. Если сказать проще: сколько страховщик заплатит за ремонт, столько он будет требовать от первого участника.

В данном случае разговор идет о том, что виновник вовсе неизвестен, а не просто скрылся. При этом положение для владельца машины может усугубиться. По практике судов возмещение ущерба может взыскиваться со страховщика виновника. Однако для этого нужно знать все данные машины – государственный номер, а также иметь доказательства самого дорожного происшествия.

По законодательству в таких ситуациях потерпевший может подать исковое заявление в суд на автовладельца. В свою очередь последний может призвать страховщика в соответчики, так как ответственность подлежит страхованию. При этом ущерб должна оплатить страховая фирма. Но для автовладельца полис ОСАГО опять будет дороже при следующем оформлении.

Чтобы у потерпевшего была возможность получить деньги, достаточно знать госномер машины, которая участвовала в ДТП.

По закону сотрудник ГИБДД имеет право выписать штраф и отправить автомобиль на штрафстоянку до того момента, пока ее не заберет владелец. При этом должна быть предоставлена квитанция об оплате штрафа.

Если владелец машины прибыл вовремя, он сразу может забрать транспортное средство. Исключить штраф можно в том случае, если между владельцем машины и водителем, не заявленным в ОСАГО, был заключен договор на безвозмездное пользование авто. Передвигаться при наличии указанного соглашения можно в течение 10 суток. Оплатить штраф с 50%-ной скидкой получится в течение 20 суток любым удобным способом.

Итак, за езду, если не вписан в страховку, полагается штраф. Готовится новый законопроект, в котором существующее административное наказание будет ужесточаться. Однако его принятие пока откладывается.

Начиная с 2021 г. за вождение без ОСАГО могут начать штрафовать при помощи камер на дороге. Система прошла необходимые испытания и оказалась успешной. Сначала она будет введена в регионах, а потом распространится по стране. Количество штрафов в день будет ограничено одним.

Приобрести ОСАГО и вписать в него водителей можно в онлайн-режиме. Сравнить режимы и конечную цену автострахования тоже можно, не выходя из дома.

Подобная ситуация является более серьезной. Каждый сотрудник ДПС скажет вам о том, что если водитель не вписан в страховку, управление автомобилем запрещено. И тот факт, что владелец транспортного средства, на чье имя оформлен полис, едет рядом на пассажирском сиденье, ничего не меняет. Более того, подобное считается более серьезным проступком, поэтому и наказание за него будет жестче.

В этом случае протокол будет составлен на обоих, и каждый заплатит по 500 рублей в качестве штрафа. Однако если хорошо знать законодательство и уметь разбираться во всех его аспектах, то наказания можно избежать. О том, как не платить штраф, если не вписан в страховку владелец машины или человек, управляющий ею вместо него, вы узнаете далее.

С виновника ДТП потребовали регресс: не вписан в страховой полис

Если вы не хотите иметь проблем с законом, то рекомендуется заранее вписать в страховку машины всех людей, которым может потребоваться необходимость когда-нибудь воспользоваться автомобилем. Для этого предварительно нужно направить письменное уведомление в СК, выдавшую полис, о своем намерении расширить круг лиц, допускающихся к управлению ТС.

В этом случае запрос выступает в качестве основания для внесения изменений в условия страхового договора. Стоит отметить, что большинство крупных организаций, давно работающих на рынке и дорожащих своими клиентами, переоформляют полис совершенно бесплатно, однако бывают и такие ситуации, когда за новый документ требуется заплатить.

В случае, когда виновный не указан в имеющемся страховом полисе, он обязан возмещать ущерб страховщика, который был понесен вследствие его неправомерных действий. Следует учитывать, что размер покрытия не превышает 400000 рублей, а если сумма нанесенного ущерба больше указанной, разницу выплачивает только виновный за счет личных средств.

Размер и серьезность ущерба зависят от конкретного случая. Помимо этого, водитель оплатит штраф, установленный законом (500 рублей) и будет оплачивать расходы на восстановление ТС владельцу, в случае его повреждения.

Договор ОСАГО можно заключить в отношении как ограниченного, так и неограниченного круга лиц (п. 2 ст. 15 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

Если в полисе перечислены водители, допущенные к управлению транспортным средством, то страховая премия рассчитывается по каждому водителю с учетом его возраста, водительского стажа, отсутствия или наличия страхового возмещения в предшествующие периоды (п. 2 ст. 9 Закона N 40-ФЗ). По всем этим показателям берутся наивысшие коэффициенты. При этом считается, что застрахована ответственность каждого водителя, который вписан в полис.

Если полис оформлен без ограничения круга лиц, допущенных к управлению автомобилем, то любой водитель может управлять автомобилем на законных основаниях. В этом случае ответственность любого водителя считается застрахованной.

Порядок возмещения ущерба, если виновник ДТП не вписан в полис

Если полис оформлен без ограничения круга лиц, допущенных к управлению автомобилем, то ответственность лица, причинившего вред, считается застрахованной и возмещение вреда осуществляется по полису ОСАГО.

Если в полисе указано ограниченное количество водителей, а виновник ДТП в этот список не входит, причинение вреда все равно является страховым случаем по договору ОСАГО (п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 15 Закона N 40-ФЗ).

Потерпевшему следует обратиться за возмещением вреда в страховую компанию, а не к виновнику ДТП. Страховая компания не вправе отказать потерпевшему в возмещении вреда по договору ОСАГО на том основании, что виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО (п. 2 ст. 6 Закона N 40-ФЗ).

Если ущерб, причиненный транспортному средству потерпевшего, превышает сумму в 400 000 руб. или вред, причиненный здоровью потерпевшего, превышает сумму 500 000 руб., то указанные суммы возмещаются страховой компанией, а оставшаяся сумма ущерба должна быть возмещена виновником ДТП (ст. 7 Закона N 40-ФЗ).

  • Автострахование
    • ОСАГО
    • КАСКО

    Здесь всё зависит от наличия виновности невписанного водителя в случившемся происшествии.

    Обратите внимание, что наличие того факта, что лицо за рулём не допущено по полису к управлению, то европротокол в этой ситуации оформлять нельзя. Гражданская ответственность владельца не застрахована, так как по закону владельцем является именно управляющий (понятия владельца и собственника различны в законодательстве).

    Здесь потерпевшим (выгодоприобретателем) по ОСАГО будет признан только собственник машины. А невписанный в страховку водитель получит штраф от приехавших сотрудников ГИБДД.

    Страховое возмещение по ОСАГО: ответы на нестандартные вопросы

    Если автомобиль не застрахован по ОСАГО вообще, то возмещение ущерба будет полностью переложена на водителя. В первую очередь необходимо будет направить ему досудебную претензию. В ней нужно изложить требование по выплате компенсации со ссылками на законы. Часто такой претензии достаточно для получения возмещения.

    Если виновник аварии отказывается платить компенсацию после претензии, то пострадавший будет иметь право обратиться в суд. В этом случае размер компенсации и порядок ее взыскания определяется в ходе судебного разбирательства.

    Если автомобиль застрахован по ОСАГО, но водитель в полис не вписан, то оформлением компенсации занимается собственник транспортного средства. Он должен будет в установленном порядке собрать документы и подать заявление на компенсацию в свою страховую компанию. Дальнейшие разбирательства осуществляет страховщик. Порядок возмещения ущерба — такой же, как и обычно.

    Если виновник ДТП имеет заверенную нотариусом доверенность на управление транспортным средством, то никаких дальнейших действий не потребуется. В противном случае страховщик будет иметь право взыскать с виновника сумму компенсации через суд.

    Если автомобиль не был застрахован по ОСАГО, то пострадавшие должны будут определить размер нанесенного ущерба здоровью, жизни и имуществу. Затем они будут должны собрать документы по ДТП и направить виновнику досудебную претензию. Если ответа на нее не последует, пострадавшие должны будут обратиться в суд по месту регистрации виновника.

    Если виновник аварии не вписан в полис, но управлял машиной на законных основаниях (вписан в доверенность), то страховая компания производит выплаты в полном объеме. Повреждения автомобиля будут компенсированы в рамках действующего законодательства и расчета причитающейся выплаты. Но у страховой есть право потребовать у водителя, виновного в ДТП и не вписанного в полис, регрессивную выплату, то есть возмещение уплаченной суммы из собственных средств. Как правило, страховые активно пользуются своим правом в подобных ситуациях. Данная практика распространяется и на собственника автомобиля, если он не включил себя в круг лиц, управляющих транспортным средством.

    У страховых компаний отсутствует право отказа в выплате, если водитель не вписан в ОСАГО, но у него есть разрешение на управление. Если авария совершена водителем, который управляет автомобилем незаконно, то страховщик имеет полное право отказать в выплате. В этом случае все зависит от СК или судебного решения. Решение о взыскании может быть предъявлено сразу к водителю. На быстрые выплаты рассчитывать не приходится – все зависит от платежеспособности ответчика.

    Виновная сторона, воспользовавшись услугами адвоката, может снизить сумму взыскания или включить в нее издержки на проведение судебного процесса. Предоставленные данные экспертизы проверяются, оспаривается правомерность ее проведения. Поэтому перед проведением автомобильной экспертизы необходимо оповестить ответчика телеграммой о месте и времени ее проведения. Но в целом, иски подлежат удовлетворению в пользу потерпевшей стороны.

    Перед подачей искового заявления потерпевшая сторона может попробовать решить вопрос о выплате в досудебном порядке. В этом случае составляется досудебная претензия к водителю, виновному в ДТП, у которого не оформлена страховка или он в нее не вписан.

    Если после совершения ДТП не удается договориться о компенсации и заключить соглашение или составить расписку, то перед обращением в суд можно попробовать еще раз обратиться с претензией. К этому моменту нужно иметь на руках заключение экспертизы о сумме ущерба. Виновному материально выгоднее согласиться на оплату компенсации на этом этапе. В случае подачи искового заявления все судебные издержки и услуги адвоката будет оплачивать виновная сторона.

    Составление досудебной претензии зависит от желания пострадавшего, оно не является обязательным. Как правило, досудебная претензия составляется в случаях, если виновник ДТП сам заинтересован в досудебном решении проблемы. Также она может потребоваться, если стоимость ущерба превысила максимальную выплату по ОСАГО. Оставшаяся часть взыскивается с виновного.

    Досудебная претензия подается в течение трех лет со дня совершения ДТП, если нанесен материальный ущерб транспортному средству (имуществу). Подача претензии на возмещение вреда здоровью не имеет предельных сроков.

    Начнём мы с самого главного, так как многие автолюбители не знают этой тонкости. Страхование ОСАГО покрывает гражданскую ответственность на дороге, а не страхует имущество. То есть Вы застрахованы от обязательств выплачивать ущерб в том случае, если окажетесь виновным в ДТП.

    Ошибкой является считать, что автогражданка страхует Ваш собственный автомобиль. Это не так, ущерб Вашей машине Вам возместят только в случае Вашей невиновности. А возмещает его страховая виновника (даже когда Вы обращаетесь в свою страховую, и она Вам выплачивает, всё равно затем Ваша взыскивает возмещённый Вам ущерб со страховщика виновника аварии).

    Водитель купил ОСАГО, но его все равно заставили платить за ущерб

    В таких авариях возможны целых 3 варианта развития событий:

    • не вписанному лицу ничего не будет (кроме штрафа), а собственнику этого автомобиля страховая возместит ущерб,
    • регресс от страховщика в размере возмещённой суммы к данному водителю в случае его вины (собственнику авто ничего не будет),
    • требование о возмещении от страховщика к собственнику ТС, которым управлял не допущенный к управлению,
    • в предыдущих двух пунктах для собственника также будет повышение коэффициента бонус-малус в следующем страховом периоде, то есть страховка обойдётся ему дороже из-за наличия ДТП.

    Для выставления регресса у страховщика есть 3 года (стандартный срок исковой давности по Гражданскому кодексу). Это значит, что если в Вашем случае страховая долго «молчит», то расслабляться ещё рано. Срок в 3 года начинается с даты, когда страховой стало известно о наличии у неё права регресса – то есть с даты возмещения ущерба.

    В целом же, на практике порядок такой:

    1. происходит ДТП, в котором один из участников не вписан в страховку и признаётся судом или ГИБДД виновным в ДТП,
    2. участники оформляют аварию с сотрудниками полиции или самостоятельно, заполнив европротокол,
    3. потерпевшая сторона обращается за возмещением,
    4. страховая возмещает потерпевшему вред, причинённый не вписанным в ОСАГО водителем,
    5. через некоторое время виновнику приходит письмо по адресу регистрации с досудебным требованием в добровольном порядке возместить страховой указанную сумму на основании части 1 статьи 14 ФЗ «Об ОСАГО»,
    6. не вписанное лицо либо добровольно возмещает выплаченную сумму, либо через суд; если через суд, то сумма возрастает на дополнительные издержки страховой – работа юриста, оплата госпошлины, почтовые мелкие расходы.

    В некоторых случаях это может быть бесплатно – само увеличение количества вписанных водителей никак не влияет на стоимость страховки ОСАГО. А, если применяемые коэффициенты у лица, которое требуется добавить, меньше, чем у каждого из вписанных, то это будет бесплатно.

    Речь идёт о таких коэффициентах:

    • КБМ (скидка за безаварийное вождение),
    • по возрасту и стажу,
    • по наличию нарушений ФЗ «Об ОСАГО» (не путать с нарушениями ПДД).

    Договор ОСАГО можно заключить в отношении как ограниченного, так и неограниченного круга лиц (п. 2 ст. 15 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

    Если в полисе перечислены водители, допущенные к управлению транспортным средством, то страховая премия рассчитывается по каждому водителю с учетом его возраста, водительского стажа, отсутствия или наличия страхового возмещения в предшествующие периоды (п. 2 ст. 9 Закона N 40-ФЗ). По всем этим показателям берутся наивысшие коэффициенты. При этом считается, что застрахована ответственность каждого водителя, который вписан в полис.

    Если полис оформлен без ограничения круга лиц, допущенных к управлению автомобилем, то любой водитель может управлять автомобилем на законных основаниях. В этом случае ответственность любого водителя считается застрахованной.

    Порядок возмещения ущерба, если виновник ДТП не вписан в полис

    Если полис оформлен без ограничения круга лиц, допущенных к управлению автомобилем, то ответственность лица, причинившего вред, считается застрахованной и возмещение вреда осуществляется по полису ОСАГО.

    Если в полисе указано ограниченное количество водителей, а виновник ДТП в этот список не входит, причинение вреда все равно является страховым случаем по договору ОСАГО (п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 15 Закона N 40-ФЗ).

    Потерпевшему следует обратиться за возмещением вреда в страховую компанию, а не к виновнику ДТП. Страховая компания не вправе отказать потерпевшему в возмещении вреда по договору ОСАГО на том основании, что виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО (п. 2 ст. 6 Закона N 40-ФЗ).

    Если ущерб, причиненный транспортному средству потерпевшего, превышает сумму в 400 000 руб. или вред, причиненный здоровью потерпевшего, превышает сумму 500 000 руб., то указанные суммы возмещаются страховой компанией, а оставшаяся сумма ущерба должна быть возмещена виновником ДТП (ст. 7 Закона N 40-ФЗ).

    Правовые последствия для виновника ДТП

    Страховщик вправе предъявить к виновнику ДТП, не включенному в полис ОСАГО, регрессные требования в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения (пп. «д» п. 1 ст. 14 Закона N 40-ФЗ).

    Виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО

    Обязательная страховка гражданской ответственности для водителя является некой «подушкой безопасности» при дорожных происшествиях. Полис может быть заключен на ограниченное и неограниченное число лиц, которые вправе управлять ТС (транспортным средством).

    Во втором случае ответственность любого водителя, допущенного к управлению конкретного авто, считается застрахованной.

    Так как любые лица могут находиться за рулем на вполне законных основаниях, то на СК (страховую компанию) возлагается обязанность по компенсации нанесенного ими ущерба.

    Но неограниченные полисы заключаются достаточно редко. Чаще круг лиц, допущенных к управлению, четко оговорен страховым договором. Что делать водителю-виновнику ДТП, не включенному в данный список? Ему придется лично компенсировать пострадавшему все расходы, и не только связанные с ремонтом автомобиля, но и иные затраты, например:

    • услуги независимого оценщика/эксперта, проводившего осмотр поврежденного авто и составившего заключение;
    • услуги юриста, если таковой будет привлекаться;
    • услуги эвакуатора;
    • почтовые расходы и т. п.

    Каким образом должны вести себя стороны, не вписанные в полис, при дорожном происшествии? Последовательность действий должна быть такой:

    1. Вызвать сотрудников ГИБДД.
    2. До их приезда нежелательно передвигать ТС. Если же они мешают другим участникам движения, их убирают с места аварии, предварительно зафиксировав местоположения с помощью фото- (видео-) съемки.
    3. Нужно найти свидетелей происшествия, записать их контактные данные.
    4. Аналогичные данные (номер и серию паспорта, место регистрации и проживания, номера телефонов и т. д.) следует взять и у виновника. Если же он отказывается предоставлять сведения о себе, они будут отражены в протоколе, их можно переписать оттуда.
    5. По прибытию сотрудников автоинспекции, пострадавший вправе потребовать от них направления виновника на мед. освидетельствование на предмет выявления у последнего опьянения (алкогольного либо наркотического).
    6. Предъявление инспекторам всех документов и информации, необходимых для выполнения ими своих служебных обязанностей.
    7. Надлежит удостовериться в том, что факт отсутствия в полисе ОСАГО виновника отмечен в протоколе.

    Обязательная страховка гражданской ответственности для водителя является некой «подушкой безопасности» при дорожных происшествиях. Полис может быть заключен на ограниченное и неограниченное число лиц, которые вправе управлять ТС (транспортным средством). Во втором случае ответственность любого водителя, допущенного к управлению конкретного авто, считается застрахованной. Так как любые лица могут находиться за рулем на вполне законных основаниях, то на СК (страховую компанию) возлагается обязанность по компенсации нанесенного ими ущерба.

    Но неограниченные полисы заключаются достаточно редко. Чаще круг лиц, допущенных к управлению, четко оговорен страховым договором. Что делать водителю-виновнику ДТП, не включенному в данный список? Ему придется лично компенсировать пострадавшему все расходы, и не только связанные с ремонтом автомобиля, но и иные затраты, например:

    • услуги независимого оценщика/эксперта, проводившего осмотр поврежденного авто и составившего заключение;
    • услуги юриста, если таковой будет привлекаться;
    • услуги эвакуатора;
    • почтовые расходы и т. п.

    Как было сказано ранее, если ответственность виновного в ДТП не застрахована, то априори отсутствует та СК, которая готова взять на себя выплату компенсации пострадавшей стороне. Пострадавшему может быть нанесен:

    • ущерб имущественного плана;
    • вред здоровью/жизни его или пассажирам авто, которым он управлял.

    Даже если в момент остановки автомобиля сотрудниками ГИБДД владелец транспортного средства сидит на сиденье пассажира, а за рулем сидит водитель, который не вписан в страховку, полицейский все равно выписывает штраф.

    Отличие такой ситуации от обычной заключается лишь в том, что ответственность может понести не только водитель, но и владелец авто.

    Однако в такой ситуации можно и обойти законодательство. Если водитель управляет авто, а собственник транспортного средства в этот момент находится с ним, сотрудник ГИБДД не может привлечь их ответственности, если оформлен договор безвозмездного пользования.

    На практике такой способ не пользуется большой популярностью. Но если оформить его на один или несколько дней, в течение этого промежутка времени водитель сможет ездить на чужом авто, не опасаясь штрафом.

    После заключения такого договора, у сторон есть 10 дней, в течение которых они должны внести изменения в полис страхования. Однако при этом, если срок действия такого договора составляет всего 10 дней, внесение изменений в документы не требуется. Стороны сделки могут просто каждые 10 дней составлять новый договор.

    Данный способ не пользуется популярностью из-за того, что нужно найти опытного водителя, который точно не будет злоупотреблять своими правами на пользование транспортным средством.

    Ст. 16 действующей редакции Федерального закона N 40-ФЗ позволяет оформлять договоры ОСАГО с ограничением круга лиц, допущенных к управлению и/или времени использования (сезонное использование в течение 3-х и более месяцев в календарном году).

    При изменении ситуации собственник автомобиля обязан проинформировать об этом страховую компанию, и страховщик вправе потребовать доплаты по соответсвующим тарифам соразмерно увеличению риска.

    Самостоятельно вносить изменения в страховку нельзя — это равносильно подделке документа. Нужно посетить страховую компанию и сообщить о своем намерении внести изменения, а также указать данные лиц, которые получают право управлять вашим транспортным средством.

    Страхование автомобиля и автогражданской ответственности является обязательным в России, при этом на машину оформляется отдельный полис, в который вносятся данные одного или нескольких водителей.

    При этом есть полисы, в случае с которыми управлять автомобилем может широкий круг лиц, даже не вписанных в страховку.

    Но чаще всего в страховку попросту не вписывают временного водителя, в таком случае хозяин получит штраф, но никаких дополнительных санкций к нему применено не будет и он сможет ехать дальше.

    Обязательное страхование гражданской ответственности было введено, чтобы виновник ДТП не возмещал ущерб чужому имуществу и здоровью из собственного кармана.

    При наступлении страхового случая страховая компания возмещает ущерб всем пострадавшим лицам, и в некоторых случаях может потребовать выплаты этой суммы от виновника аварии, которым всегда будет хозяин автомобиля, если за рулем не сидел другой человек, вписанный в страховой полис.

    Если у человека нет полиса ОСАГО, то при остановке сотрудником ГИБДД, ему будет назначен штраф, который нужно будет оплатить как и прочие штрафы.

    Страховой полис ОСАГО действует ровно один год с момента оформления, это сказано в законах Российской Федерации. Ранее допускалась норма о том, что договор продляется автоматически на 30 дней по истечении года, чтобы хозяин автомобиля мог успеть оформить новую страховку.

    Сейчас такая норма перестала действовать, и о продлении срока действия ОСАГО нужно позаботиться заранее, ведь по истечении года инспектор ГИБДД может оштрафовать водителя за просроченный полис, даже если он едет его переоформлять.

    Сейчас в Министерстве финансов РФ планируют увеличить длительность договора ОСАГО до 3-5 лет, и больше склоняются к трем годам. Водителю будет предоставлен выбор срока, на который тот хочет оформить страхование, это от года до трех лет.

    Одновременно с этим предлагаются изменения в плане расчета стоимости полиса, которая будет зависеть от количества нарушений водителя, превышений скорости и вождений в пьяном виде.

    Что такое регресс в страховании по ОСАГО и можно ли его избежать

    • Отсутствие лица, причинившего вред в ДТП, в числе вписанных людей (кроме случая, когда полис неограниченный), влечёт право регрессного требования от страховщика такому причинителю в будущем.
    • Регресс – это требование всей выплаченной (или потраченной на ремонт повреждённого авто потерпевшего) суммы с виновника ДТП.
    • И основано такое право страховщика на подпункте «д» пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО:

    Обязательная страховка гражданской ответственности для водителя является некой «подушкой безопасности» при дорожных происшествиях. Полис может быть заключен на ограниченное и неограниченное число лиц, которые вправе управлять ТС (транспортным средством).

    Во втором случае ответственность любого водителя, допущенного к управлению конкретного авто, считается застрахованной.

    Так как любые лица могут находиться за рулем на вполне законных основаниях, то на СК (страховую компанию) возлагается обязанность по компенсации нанесенного ими ущерба.

    В соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в договор ОСАГО могут быть включены условия либо о неограниченном, либо об ограниченном круге лиц, допущенных собственником к управлению автомобилем.

    О том, как происходит возмещение ущерба, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО, мы поговорим ниже.

    Каждый потенциальный водитель, допущенный к управлению транспортным средством, принадлежащим страхователю, увеличивает размер стоимости страховки в зависимости от возраста допущенного водителя, его водительского стажа и т.д.

    То есть страховщик, принимая на себя обязательства по возмещению страховых случаев по ОСАГО, поднимает размеры страховых премий в зависимости от количества водителей, допущенных к управлению. При этом происходит страхование ответственности каждого из водителей.

    При оформлении полиса ОСАГО с неограниченным кругом водителей, каждое из лиц, управляющих автомобилем страхователя, будет считаться застрахованным и проблем с возмещением ущерба не возникает ни для кого.

    Иное положение дел при страховании ограниченного круга лиц, допущенных к управлению. В этом случае водитель, совершивший ДТП и не включенный при этом в ограниченный круг лиц, будет считаться незастрахованным. Однако это не отменяет того факта, что случай ДТП все равно будет считаться страховым случаем.

    Лицу, не виновному в ДТП и получившему ущерб в результате этого ДТП, следует обратиться за возмещением вреда в страховую компанию, а не к виновнику ДТП.

    Страховая компания не вправе отказать потерпевшему в возмещении вреда по договору ОСАГО на том основании, что виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО (п. 2 ст. 6 Закона N 40-ФЗ).

    Если ущерб, причиненный транспортному средству потерпевшего, превышает сумму в 400 000 руб. или вред, причиненный здоровью потерпевшего, превышает сумму 500 000 руб., то указанные суммы возмещаются страховой компанией, а оставшаяся сумма ущерба должна быть возмещена виновником ДТП.

    КАК ВОЗМЕЩАЕТСЯ УЩЕРБ, ЕСЛИ ВИНОВНИК ДТП НЕ ВПИСАН В ПОЛИС ОСАГО?

    В случае невиновности лица, которое управляло автомобилем, попавшим в ДТП, ущерб автовладельцу будет возмещен полностью. Как было упомянуто выше, договор страхует ответственность, а не ущерб за имущество. Поэтому отвечать будет виновник, если он также вписан в договор, и вообще имеет полис ОСАГО.

    Необходимо знать, что отсутствие вины должно быть у не вписанного лица, управлявшего машиной. Это решает инспектор ГИБДД или в некоторых случаях суд. Это означает, что на него не наложат штрафа за нарушение Правил. Другому участнику происшествия будет вынесено постановление о наказании. Его копия передается вам, чтобы вы смогли обратиться к страховщику за возмещением ущерба.

    Для внесения в страховой полис лиц, осуществляющих управление транспортным средством, в документе предусмотрено всего пять строк. Но при этом ограничений на то, сколько может быть таких лиц, не существует.

    Передача руля человеку, не вписанному в страховку, чревата санкциями, потому что невнесение управляющего машиной является нарушением требований законодательства. Собственнику авто необходимо побеспокоиться, чтобы все, кому может быть произведена передача управлением, были своевременно включены в договор страхования, ведь предусмотрен штраф, если управлявший машиной не вписан в страховку.

    Если в полисе не хватает строк, данные указываются на обратной стороне, с заверением печатью компании-страховщика.

    Внимание! Количество людей, которые могут быть внесены в автостраховку, не ограничивается пятью строками полиса.

    Данные лица должны заноситься в оформленный полис бесплатно, в любом необходимом количестве. Но следует учесть, что если человеку, управляющему транспортным средством, меньше двадцати двух лет, и опыт вождения не превышает трех, может потребоваться некоторая доплата в связи с необходимостью применения повышающего коэффициента при расчете. Такая же ситуация характерна для лиц, имеющих проблемы с безопасным вождением. Если подобных лиц будет несколько, ограниченная автостраховка не желательна с экономической точки зрения.

    Если сидящий за рулем автомобиля не вписан в страховку, какой штраф грозит при наличии хозяина? Не зависимо от того, присутствует хозяин рядом или нет, ограниченная страховка на автомобиль, даже если хозяин рядом, предусматривает обязательность указывания лица, ведущего ТС в страховом договоре. За это нарушение административное наказание неизбежно, но в нормативно-правовых актах имеются разночтения по поводу того, кто ему подвергается: владелец транспортного средства или находящийся у руля.

    Как правило, штраф за то, что водитель не вписан в страховку, оформляется на управляющего машиной. Величина суммы на данный момент составляет пятьсот рублей.

    Как уже было сказано выше, отсутствие хозяина авто в кабине не освобождает от ответственности за данное правонарушение. Но имеются некоторые тонкости. Все дело в том, что в настоящее время не требуется наличия доверенности. Необходимо иметь при себе лишь:

    • водительские права;
    • документ о регистрации машины;
    • полис ОСАГО.

    О размерах штрафных санкций уже было сказано. Оплачиваться они должны в любом финансовом учреждении. Возможна оплата по безналичному расчету, через интернет и т. п.

    Если не вписан в страховку находящийся за рулем, сколько времени допускается на уплату штрафа? Сумма должна быть оплачена полностью, не позже истечения двух месяцев от момента фиксации факта нарушения закона.

    Но существуют некоторые уточнения:

    • возможна уплата в половинном размере в течение первых двадцати дней;
    • допускается предоставление отсрочки уплаты, но это требует дополнительного оформления. Платеж может быть отложен на срок до трех месяцев.


    Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.