Фиксируют ли камеры отсутствие полиса ОСАГО в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фиксируют ли камеры отсутствие полиса ОСАГО в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 1 марта нынешнего года планировалось внедрить еще одно нововведение — проверку с помощью дорожных камер наличия диагностических карт у авто, для которых техосмотр обязателен (вступили в силу изменения в КоАП, позволяющие штрафовать водителей за управление машинами без техосмотра на 2 тыс. рублей).

Однако камерам оказалось совсем непросто отличать легковой автомобиль от грузового, определить год выпуска и проверить, находится ли, например, авто в реестре такси. И проверки так и не стартовали.

Осенью нынешнего года ГИБДД планирует запустить на всей территории России автоматическую систему «Паутина». Камеры ГИБДД смогут выявлять нарушителей в автоматическом режиме. «Паутина» объединит и унифицирует сведения из всех комплексов видеофиксации в России. Также она будет анализировать данные с камер фотовидеофиксации, распознающих номера автомобилей. Главное достижение — «Паутина» будет следить за автомобилем по запросу не только в момент нарушения правил (как это происходит сейчас), а все время. То есть это должна быть анализирующая система, подключенная ко всеми дорожным камерам и базе ведомства. Пока в разных регионах применяются как разные комплексы фото- и видеофиксации, так и разное программное обеспечение к ним. Пока возможность использования системы есть в 42 регионах России.

В конце июня Госдума во втором чтении приняла законопроект, который вводит серьезные штрафы за выброшенный из автомобиля мусор: в размере 10–15 тыс. рублей для физлиц, при повторном нарушении в течение года — 20–30 тыс. рублей. Причем документ позволяет фиксировать факт правонарушения при помощи фото- и видеокамер.

Есть и хорошие новости: в конце июня депутаты Госдумы предложили внести изменения в статью 12.5.1 КоАП РФ. Суть их в том, чтобы отменить наказание за мелкие нарушения ПДД, заменив их предупреждениями. Например, наказания за грязный номер, забытые дома права или документы на машину, а также за невключенный указатель поворота и нарушение правил пользования световыми приборами.

За ряд других нарушений предлагается наказывать строже. Например, за непристегнутый ремень увеличить штраф с 1 тыс. до 5 тыс. рублей. Если во время поездки ребенок без детского кресла — с 3 тыс. до 5 тыс. рублей. За повторное превышение скорости на 40–60 км/ч хотят ввести штраф в размере 2–5 тыс. рублей либо лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев.

Новые технологии могут дать сбой и зафиксировать правонарушение неверно. В этом случае штраф от ГИБДД можно отменить, если:

— за рулем был не владелец автомобиля;

— были проблемы с видимостью разметки на дороге (она была стерта или, к примеру, заметена снегом);

— есть ошибки в постановлении, которое выписывает сотрудник ГИБДД (неправильно указанное время нарушения);

— это вынужденное правонарушение (аварийная остановка, объезд препятствия).

Чтобы опротестовать штраф, его сначала придется оплатить. Водителю потребуются:

— заявление на возврат уплаченного штрафа;

— копия паспорта;

— реквизиты банковской карты;

— платежные документы, которые подтверждают перечисление денег;

— копия решения об отмене постановления.

Эти документы необходимо доставить в МВД, куда был зачислен платеж. Если нарушение правил дорожного движения зафиксировала видеокамера, можно опротестовать его в форме электронного документа с использованием портала «Госуслуги» либо заполнив форму на официальном сайте суда (ч. 3.1. ст. 30.2 КоАП РФ).

Срок подачи жалобы — 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Есть мнение, что система может ошибаться и выписывать постановления тем, у кого есть полиса страхования автомобилей. На деле этого быть не может. Программа работает следующим образом.

Камера фиксирует государственный номер автомобиля, отправляет запрос на сервер. Сервер обрабатывает фотографию, определяет гос. номер и делает запрос в единую базу ОСАГО. Если страховки нет, то будет выслано постановление.

Есть вероятность, что база ошибочно выдаст результат. Но в ходе тестовых проверок, таких ошибок не было выявлено.

Могут ли камеры на дорогах проверить ОСАГО и какие нарушения они фиксируют

Водители задаются вопросом: когда заработают камеры на ОСАГО, сколько штрафов может получить автолюбитель в течение дня? Стоит отметить, что официального приказа с разъяснением пока нет.

Если верить общедоступной информации, то камеры фиксации ОСАГО будут учитывать каждое нарушение. Если в течение дня их несколько, то водитель может оплатить только один. Миф это, или реальность — участники движения узнают, когда закон вступит в силу.

В любом правиле есть исключения. В результате этого есть лица, которых не штрафуют за отсутствие обязательного договора.

Избежать наказания смогут только иностранные граждане. В рамках закона такая категория водителей может купить как ОСАГО, так и Зеленую карту. На практике именно второй полис пользуется спросом.

Бывает, что полисы оформляются с ошибкой. Полученный протокол следует обжаловать. При наличии полиса несложно отстоять свои права.

В завершение можно отметить, что проверяют ОСАГО пока только в Москве. При этом штрафы пока автолюбители не получают, поскольку система не может получить информацию об отсутствие или наличии бланка из базы РСА.

В течение какого срока будут устранены недочеты — пока неизвестно. В любом случае нововведение вступило в силу и в скором будущем на всей территории РФ будут установлены фото и видео камеры, которые с легкостью будут фиксировать отсутствие бланка ОСАГО и направлять штраф собственнику.

Для начала было предложено проверить наличие полиса у владельцев ТС столицы. Нововведение коснется не всех фиксирующих приборов, а лишь отдельных устройств на определенном дорожном участке. Госавтоинспекция не сообщает точные адреса и прочие данные, чтобы водители не перестали ездить по указанным дорогам.

Дальше на очереди:

  • Санкт-Петербург;
  • Казань.

Разработка системы определения наличия ОСАГО с помощью камер началась еще в 2016 году. Примерные сроки запуска системы были установлены на 1 сентября 2018 года. Позже запуск был перенесен на 1 ноября того же года, затем — на 1 февраля 2019 года. Задержки были вызваны техническими проблемами при запуске системы и спорными моментами, в которых ГИБДД и РСА не могло прийти к соглашению.

С весны 2019 года система проверки ОСАГО по камерам заработала в тестовом режиме в Москве. В случае успеха эксперимент продолжится и в других регионах. Конкретных сроков перехода в следующую фазу ГИБДД и РСА пока не сообщают.

По состоянию на август 2019 года, тестирование системы отслеживания ОСАГО с помощью камер работает только в Москве. В случае успеха эксперимент планируется расширить на Санкт-Петербург и Казань. Если и в этих городах система будет работать стабильно, то ее постепенно введут и в других регионах страны.

Помимо Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, о готовности к участию в эксперименте сообщили еще более 10 городов — среди них есть Великий Новгород, Челябинск, Нижний Новгород и другие. О том, когда они присоединятся к системе, пока не известно.

7 августа 2019 года ГИБДД, РСА и Центр организации дорожного движения в Москве отчитались о промежуточных итогах тестирования. За три месяца им удалось выявить более 700 000 нарушений. Но при повторной проверке только небольшая часть водителей из нарушивших требования оформили страховку.

Работа системы затрудняется из-за большого количества ручной проверки данных. Сервис автоматического обмена данными между ГИБДД, РСА и ЦОДД требует серьезных доработок. После исправления проблемы система сможет заработать на полную мощность, и ее начнут внедрять в других регионах.

Список нарушений которые способны фиксировать современные камеры видеофиксации:

  • превышение скорости
  • проезд на запрещающий сигнал светофора
  • выезд за стоп-линию
  • выезд на встречную полосу движения
  • проезд под знак «Въезд запрещен»
  • проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено»
  • выезд на полосу для маршрутных транспортных средств
  • выезд на тротуар
  • движение грузовиков далее второй полосы на автомагистралях и дорогах для автомобилей
  • нарушение требований дорожной разметки
  • выполнение поворота из второго ряда
  • не включенный ближний свет фар или дневные ходовые огни
  • нарушение правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков
  • непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах

С 1 марта врачи будут тщательнее проверять водителей на предмет злоупотребления алкоголем или наркотиками. Если врач увидит подозрительные признаки во внешности человека, его поведении или мимике, он может сразу отправить водителя на сдачу лабораторных анализов.

Изначально Минздрав хотел отправлять всех, кто впервые получает права, на более серьезные исследования. Медучреждения посчитали, что тогда получение справки обойдется в несколько раз дороже, чем обычно, а она уже сейчас стоит от 1 до 7,5 тыс. рублей. В итоге текст документа многократно меняли, и в его финальном варианте «чистые» автомобилисты будут проходить медкомиссию по-старому.

Штрафуют ли камеры за ОСАГО сегодня?

Этого пока неизвестно. Дело в том, что материально-техническая база для возможности выписывания постановлений за вождение без страховки уже практически работает, фактически ни одна камера на дорогах не проверяет наличие договора ОСАГО.

Чтобы понять, что на данный вопрос в настоящее время нет ответа, давайте проследим хронологию событий и узнаем, сколько раз запуск планировался, но откладывался.

  • Самые первые новости о начале видеофиксации за езду без ОСАГО появились ещё в конце 2015 года – тогда это было ещё инициативой с задачей проработать техническую часть.
  • В 2021 году по интернету начали ходить «фейки» в виде последних новостей о том, что камеры начали штрафовать водителей за отсутствие ОСАГО. Это оказалось неправдой.
  • Такие же публикации облетали интернет в период до 2021 года – причём, с явно прослеживающейся сменой начала фиксации езды без страховки, а затем информацией, что проверку наличия полиса отложили.
  • Между тем, в то же время Российский союз автостраховщиков (РСА) начал утверждать о готовности базы данных с госномерами машин для определения отсутствия ОСАГО. Но в ГИБДД ещё не были готовы.
  • Не так давно РСА снова пригрозилось о скором начале запуска фиксации этого нарушения камерами.
  • Но однажды такую автофиксацию запустили в тестовом режиме – вот только владельцам авто приходили не штрафы, а просто уведомления об отсутствии страховки. Таким образом система была протестирована и застрахована от последствий ошибок, собственно, отсутствием таких последствий, ведь наказания не назначались.
  • По состоянию на 08 Ноября 2021 года всё ещё идёт подготовка системы для начала запуска, планируется, что это произойдёт в Москве.

Сложность и главное отличие фиксации других нарушений ПДД и езды без полиса ОСАГО заключается в интеграции сразу нескольких баз, ведь это не такое нарушение, которое может увидеть камера сразу на картинке.

Таким образом, необходимо плотное взаимодействие 3 структур:

  1. базы данных РСА, которая содержит информацию о наличии ОСАГО у конкретных автомобилей с госномерами застрахованных машин,
  2. базы ЦОДД, оперирующей камерами автофиксации, которая, собственно, считывает номера авто и проверяет при взаимодействии с первой базой наличие страховки,
  3. ГИБДД, которая впоследствии в автоматическом режиме будет выписывать штрафы (постановления) с камер, если проверка покажет отсутствие в базе РСА полиса.

Ранее сообщалось о том, что штрафы с камер, фиксирующих отсутствие ОСАГО, будут настроены так, что на владельца не будет выписано более одного постановления в день.

Однако, согласно последним новостям, такую инициативу отменили. Вероятно, из-за отсутствия технической возможности или нежелания её внедрять по отдельному ограничению частоты выписывания штрафов.

Подведем итоги

После того как подорожали базовые тарифы, увеличилось количество поддельных страховок. РСА разработал бланки нового образца с защитной голограммой. Далее водителям было предложено оформление электронного документа, защищающего от мошенников. Несмотря на все попытки, многие автовладельцы и не подозревают, что приобрели поддельный полис. Некоторые предпочитают ездить без страховки, отделавшись небольшим штрафом. Успешный запуск проекта поможет выявить число водителей, управляющих транспортом без полиса ОСАГО.

Сервис автострахования

Традиционно новую систему контроля начнут запускать в пилотных городах, в которых и ранее тестировали новые технические возможности в административной среде:

  • в Москве камеры на ОСАГО начнут проверять в первую очередь,
  • далее после первых тестов фиксацию расширят на Санкт-Петербург,
  • Казань (Татарстан),
  • и Ленинградскую область.

В ГИБДД рассказали о штрафах с камер за отсутствие ОСАГО

Согласно статистике, полученной от страховых компаний, более 7% водителей пользуются своими транспортными средствами, не оформляя обязательный полис ОСАГО или используя фальшивые страховые документы. Эти данные подтвердила и статистика, полученная с дорожных видеокамер на столичных дорогах.

Всего несколько дней работы системы видеофиксации позволили выявить около 5 тысяч подобных нарушений. Все эти водители отделаются лишь уведомлением без необходимости платить штраф.

Подробности проекта

Запуск проекта должен был состояться еще в прошлом году. Но объединение информационных баз ГИБДД и РСА было сопряжено с определенными техническими трудностями, поэтому сроки на подготовку были увеличены.

В тестовом режиме система начала использоваться лишь после того, как расхождения по данным МВД и РСА свелись к минимуму и составили меньше 1%.

Руководство РСА отметило важность достаточной продолжительности переходного периода. Автомобилисты должны привыкнуть к новшеству и подготовиться к нему. Поэтому тестирование продлится 2-3 месяца, а потом будет решаться вопрос о введении штрафов.

Пока нарушители, управляющие транспортным средством без ОСАГО, будут получать лишь уведомления, штрафы им начисляться не будут.

Над проектом работали лучшие эксперты страны. Они сделали все, чтобы избежать любых возможных ошибок. Проверка водителя, управляющего попавшим в объектив дорожной камеры автомобилем, будет двойной.

Первая будет осуществляться сразу после видеофиксации ТС камерой. В случае отсутствия у водителя действующего договора ОСАГО ровно через 10 дней будет проведена вторая проверка. Если в базе по-прежнему будут отсутствовать сведения о наличии «автогражданки», водитель будет признан нарушителем.

В течение переходного периода такой автомобилист получит лишь оповещение о нарушении, а впоследствии ему придется платить штраф.

Проект планировали запустить в Москве в 2018 году, но перенесли на 2019-й, а ввести по регионам в течение полугода с запуска. Хотите узнать точную дату, когда введут штраф за ОСАГО по камерам? Тогда следите за новостями нашего сайта.

Законопроект тщательно и усиленно разрабатывается на законодательном уровне. Заминка происходит потому, что у РСА и ГИБДД возникли юридические вопросы и уточнения. Еще не решено, как будут работать камеры на ОСАГО и количество штрафов в сутки, потому что водитель в среднем попадает в поле зрения 6–7 раз. Аналитики пришли к выводу, что нововведения автолюбителей ждут в начале следующего года. Совет профессионалов — оформить полис, если его еще нет. Это обойдется дешевле, чем оплачивать штрафы после вступления законопроекта в силу. Не ждите, когда будут штрафовать по видеофиксации без ОСАГО, а действуйте. Проводить оформление нужно с помощью проверенной фирмы, которая качественно выполнит процедуру страхования.

Посмотреть штрафы за управление авто без полиса можно через приложение «Госуслуги», официальный сайт ГИБДД, «Яндекс Деньги» и кабинет приложения «Сбербанк Онлайн».

Поиск осуществляется по данным автомобиля. Порталам потребуется информация о госномере, СТС, VIN-коде авто.

Оплатить штрафы можно онлайн на тех же ресурсах или через кассу банка по реквизитам квитанции. Чтобы узнать, сколько будет стоить оплата взыскания, нужно посмотреть размер выставленного штрафа, разделить его на два при оплате в 20-дневный срок с даты протокола о нарушении и добавить комиссию банка за проведение платежа.

Устоявшаяся судебная практика свидетельствует о том, что суды встают на сторону ГИБДД. Рассчитывать на успешное обжалование по неисполнению требования инспектора ДПС крайне сложно.

Однако, в пример можно привести одно решение Верховного Суда в пользу водителя. Правда, оно не по ОСАГО, а по тонировке (что, в общем-то, схоже по привлечению к ответственности).

ВС РФ признал арест автолюбителя незаконным. Только это произошло не из-за факта незаконности требования ИДПС об устранении правонарушения, а ввиду отсутствия сроков устранения тонировки.

Вдобавок было нарушено право задержанного водителя на привлечение его адвоката (Постановление ВС РФ по делу №9-АД 19-7 от 18.04.2019 года).

Но хоть гражданин и добился морального удовлетворения, до этого ему пришлось отсидеть трое суток.

Противоположных примеров подавляющее большинство. К примеру, в городе Ухта молодого водителя арестовали на 7 суток за неоднократную езду без полиса ОСАГО и неисполнение требований сотрудников полиции.

А вот предостережение вполне законно.

Регламент предусматривает для стражей порядка не только требование (предписание) о прекращении правонарушения, но и так называемое предостережение водителям. Право сотрудников ДПС выносить такие предостережения указано в ФЗ «О полиции», образец документа закреплён в Приложении № 2 к Приказу МВД № 119, там же содержится порядок вынесения, объявления, вручения и т.д.

И вот предостережение о недопустимости действий, создающих условия для административного правонарушения – выглядит вполне законным. Однако, на практике сотрудники ГИБДД всё равно выписывают требования. И суды не усматривают в этом ничего критичного.

Аннулировать требование даже через Верховный Суд – напрасная трата времени. Суды просто «завернут» дело и примут сторону ГИБДД.

Но как тогда быть? Вместо того, чтобы обжаловать требование по ч. 1 ст. 19.3 КоАП, водителю имеет смысл застраховать автогражданскую ответственность.

Приобретение ОСАГО избавит вас от штрафа за отсутствие страховки и возможного ареста за неисполнение законных требований сотрудников полиции.

Но если у вас много свободного времени и обострённое чувство справедливости, можете попытаться обжаловать привлечение к ответственности.

Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.

Что же это за новый закон? Действительно, это самый настоящий Федеральный закон – если быть точнее, его проект, который приобретёт статус ФЗ, когда его примут, чего пока не случилось. Но давайте обо всём по порядку!

19 июня 2019 года законодатели внесли на обсуждение в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 12.37 КоАП, которая как раз и отвечает за наказания в сфере ОСАГО. В 1 её части ответственность за невписанных водителей, во второй – за отсутствие страховки.

Камеры не должны штрафовать за отсутствие ОСАГО до марта 2022 года

Между тем в разгар пандемии ГИБДД очень оперативно запустила систему «Карантин», проверяющую с помощью дорожных камер цифровые пропуска. Так что с аналогичной проверкой полисов не должно возникнуть проблем. По крайней мере в Москве — именно с нее планируют начать автоматическое слежение за наличием ОСАГО.

Обсуждение вопроса о возможности проверки в иных регионах состоится после анализа итогов московского этапа, сообщили в РСА. Однако автоэксперт Игорь Моржаретто уже называет следующие на очереди самые продвинутые в плане систем фото- и видеофиксации регионы — Московская и Ленинградская области, Санкт-Петербург и Татарстан.

В целом опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценивают внедрения контроля за ОСАГО с помощью камер. Автоматическая проверка позволит сделать водителей ответственнее и снизит количество мошенничеств с полисами обязательного страхования автогражданской ответственности.

Однако есть и другие мнения. Наиболее эффективно решить ситуацию в сфере автострахования позволит не контроль, а совершенствование продукта и сервиса, уверен директор по отраслевым решениям IT-компании КРОК в страховании Андрей Крупнов. Среди новшеств он называет введение коротких и сверхкоротких полисов ОСАГО, расчет премии на основе пробега, а также внедрение быстрого урегулирования с использованием самостоятельного осмотра и автоматической диагностики повреждений.

  1. Камера в режиме реального времени распознаёт номер и передаёт данные в ГИБДД.
  2. Компьютер автоматически сверяет регистрационный знак с базой данных РСА (Российского союза автостраховщиков).
  3. Если обнаружено отсутствие действующего полиса, выносится постановление о наложении взыскания.
  1. Распознавание большого количества номерных знаков в режиме реального времени.
  2. Обработка огромного массива информации (в одной лишь Москве за сутки фиксируется около 50 млн. проездов 3 млн. транспортных средств).
  3. Сопоставление выявленной информации с базой РСА.
  4. Ручной отсев штрафов, наложенных ошибочно.

Среди возможных проблем и сложностей, которые могут повлиять на корректную работу системы, эксперты называют:

  1. ПДД в ряде случаев допускает вождение без полиса – например, в течение 10 суток после приобретения автомобиля. Камеры же не смогут распознать, перешло ли право собственности на машину при сохранении старых номерных знаков.
  2. Применить систему для ст. №12.3, когда действующий полис у владельца имеется, но он забыл его дома (штраф 500 руб.), не получится. Выявить это нарушение сможет только инспектор ДПС при личной проверке водительских документов.
  3. Открытым остаётся вопрос, сколько раз в день будет налагаться штраф за страховку с камер. Будет ли он выписываться новое взыскание при проезде под очередной камерой, или введётся некое ограничение, пока доподлинно неизвестно.

Система определения наличия ОСАГО объединит сети дорожных камер видеонаблюдения с базами данных ГИБДД и РСА. Принцип работы системы планируется реализовать следующим образом:

  • Камера фиксирует государственные номера автомобиля и передает информацию в базу ГИБДД
  • В базе ГИБДД государственный номер сопоставляется с VIN, номером кузова или шасси автомобиля
  • По VIN, кузову или шасси ищется оформленный на него полис ОСАГО в базе РСА
  • Информация о наличии или отсутствии полиса передается обратно в ГИБДД

В актуальном официальном ответе МВД указано, что до окончания обозначенных работ автоматическое выявление данных правонарушений не осуществляется. Оно будет запущено только после технической подготовки информационных систем.

Как видно из представленного официального ответа ведомства, когда заработают камеры на ОСАГО, не известно. Точная дата не называется. Очевидно, что это произойдет после интеграции и настройки баз данных ГИБДД и РСА.

По традиции пилотный режим автоматической фиксации отсутствия страховки будет запущен в Москве. Следом за столицей камеры начнут выявлять водителей без ОСАГО в Татарстане. В этом регионе также проводятся тестирования различных нововведений ГИБДД. После успешного прохождения испытаний система автоматической видеофиксации отсутствия «автогражданки» заработает на всей территории России.

Главный способ избежать штрафов за отсутствие ОСАГО — это оформить его в одной из страховых компаний. Желательно сделать это как можно скорее после покупки автомобиля. Полис может быть как бумажным, так и электронным — в РСА заносится информация и о тех, и о других.

Однако, многие водители рискуют получить штраф даже при наличии оформленного полиса ОСАГО. Чаще всего это происходит при наличии ошибок или неактуальных данных в базе РСА — например, неправильно указанных номерах. Поэтому всегда сообщайте вовремя об изменениях данных в страховую компанию, проверяйте информацию в базе сами и сообщайте об ошибках. Обратите внимание, что на исправление может уйти до 3-5 рабочих дней.

Также вы можете получить штраф при покупке поддельного полиса ОСАГО. Чтобы избежать такой ситуации, покупайте полис только у страховщиков или проверенных агентов. Если вы хотите оформить ОСАГО через интернет — делайте это только на официальном сайте страховой компании.

Лишение прав за отсутствие ОСАГО – что за новый закон?

Есть существенная тонкость в новой возможности отслеживания вождения без полиса ОСАГО водителями. Заключается она в том, что не всегда это является нарушением.

Дело в том что соответствующий Федеральный закон подразумевает, что после покупки автомобиля (нового или б/у) у владельца есть законное право ездить на нём в течение 10 дней без страховки, но до регистрации в ГИБДД.

В таком случае о том, что будут какие-либо доработки камер, и те будут распознавать такие ситуации, не сообщается. Да и не может быть соответствующей технической возможности – камера никак не узнает о переходе права собственности на машину, если только она не новая и не едет без номеров.

Поэтому в этом случае с большой долей вероятности штраф с камеры за ОСАГО будет выписан и придёт водителю. Далее его необходимо будет обжаловать, предъявив при подаче жалобы копию ДКП.

Проблема в том, что использование подобной системы действительно планируется. Однако в силу ряда обстоятельств, она до сих пор не работает официально. Различные СМИ уже несколько раз «вводили» ее в действие и в 2016 году, и 2017-ом, и 2018-ом, а в 2019-ом даже несколько раз, но, повторюсь, на январь 2020 года за отсутствие ОСАГО камеры по-прежнему не штрафуют.

Вернее, нечто подобное может происходить в тестовом режиме (по нашей информации, например, в Москве система тестируется с августа 2019 года), но составление официальных постановлений и отправка их нарушителям не производится.

Начало функционирования работы системы автоматической проверки ОСАГО должна быть подтверждена соответствующими нормативными документами (скорее всего, приказом ГИБДД или более высокого уровня). Дата выхода такого приказа пока не известна. Причем, скорее всего, речь пойдет о поэтапном внедрении в разных регионах.

Но, и к этому надо быть готовым, автофиксация отсутствия полиса ОСАГО может быть внедрена в любой момент! В том числе и в самое ближайшее время. С какого числа точно будут штрафовать сказать пока невозможно, а официальные ведомства заявляют лишь о «внедрении сразу по окончанию тестирования».

Шутка ли, но действующее на 2021 год законодательство предусматривает возможность ездить с неоформленной страховкой. Такое право владельцу авто даёт ФЗ «Об ОСАГО», предусматривающий возможность ездить 10 дней без ОСАГО после покупки машины – новой или с рук.

Как именно будут определяться такие автомобили, вопрос спорный, учитывая то, что о факте продажи машины до её регистрации на нового собственника будет известно только продавцу и покупателю. Вероятно, если у предыдущего хозяина не было страховки вовсе, то штраф будет приходить ему, а тот уже должен будет обжаловать штраф на основании того, что транспортное средство перешло в другие руки. А новому хозяину штраф так и не выпишут, так как у него есть законное право передвигаться 10 суток без страховки.

Еще по теме Права в другом городе после лишения — как забрать?

Если хозяин оформил страховку только что и сразу поехал домой или куда-либо ещё, попал на камеру, то ему придёт штраф. Потому что требуется определённое время для того, чтобы:

  1. тот, у кого он оформлял страховку (работники страховой, агенты или страховые брокеры) внесли данные полиса в базу данных РСА (а именно из неё будут считываться данные камерами),
  2. информация в базе обновилась даже после внесения.

Штрафы с камер за ОСАГО – как и когда это заработает?

Сложность и главное отличие фиксации других нарушений ПДД и езды без полиса ОСАГО заключается в интеграции сразу нескольких баз, ведь это не такое нарушение, которое может увидеть камера сразу на картинке.

Таким образом, необходимо плотное взаимодействие 3 структур:

  1. базы данных РСА, которая содержит информацию о наличии ОСАГО у конкретных автомобилей с госномерами застрахованных машин,
  2. базы ЦОДД, оперирующей камерами автофиксации, которая, собственно, считывает номера авто и проверяет при взаимодействии с первой базой наличие страховки,
  3. ГИБДД, которая впоследствии в автоматическом режиме будет выписывать штрафы (постановления) с камер, если проверка покажет отсутствие в базе РСА полиса.

Из-за ряда юридических моментов у ГИБДД и РСА возникла необходимость решить этот вопрос на законодательном уровне. Все дело в том, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО не были запущены 01.09.2018 г. по одной причине: возникли сложности привлечения водителя без полиса ОСАГО к ответственности из-за многократного попадания его автомобиля в течение 1 дня под обзор разных камер видеонаблюдения, расположенных по всему городу. То есть, по действующему закону, на водителя нужно было бы столько раз наложить штраф, сколько раз он попадал под эти камеры.

Даже сами сотрудники службы ГИБДД и РСА сочли эту практику неразумной. Ежедневно водитель мог попасть под 5, а то и 7 камер видеонаблюдения в Москве и, соответственно, на несколько десятков тысяч рублей быть оштрафованным.

Но этот проект все-таки будет запущен. Все органы власти столицы, дорожной службы, автолюбителей дали точно понять, что старт проекта назначен на ноябрь текущего года.

Когда в 2021 году представители ГИБДД совместно с РСА выступили с инициативой о внедрении возможности проверки камерами наличия автогражданки, ряд СМИ сообщил о том, что это нововведение будет запущено в январе 2021 года. Когда этого не произошло, те же издания рассказали о переносе сроков начала такого контроля на январь 2021 года.

Позже официальные источники заявили о том, что запуск проекта назначен на 1 марта 2021 года. К этой дате ведомства намеревались «очистить» базу данных от устаревшей информации для того, чтобы избежать назначения неправомерных штрафов. По состоянию на конец марта камеры фиксации по-прежнему не начали отслеживать водителей, управляющих автомобилем без ОСАГО.

Как заявили представители дорожной инспекции, основная сложность заключается в настройке и внедрении в систему двух баз данных:

  • номерной базы ГИБДД;
  • базы данных РСА о действующих страховках.

Этого пока неизвестно. Дело в том, что материально-техническая база для возможности выписывания постановлений за вождение без страховки уже практически работает, фактически ни одна камера на дорогах не проверяет наличие договора ОСАГО.

Чтобы понять, что на данный вопрос в настоящее время нет ответа, давайте проследим хронологию событий и узнаем, сколько раз запуск планировался, но откладывался.

  • Самые первые новости о начале видеофиксации за езду без ОСАГО появились ещё в конце 2015 года – тогда это было ещё инициативой с задачей проработать техническую часть.
  • В 2021 году по интернету начали ходить «фейки» в виде последних новостей о том, что камеры начали штрафовать водителей за отсутствие ОСАГО. Это оказалось неправдой.
  • Такие же публикации облетали интернет в период до 2021 года – причём, с явно прослеживающейся сменой начала фиксации езды без страховки, а затем информацией, что проверку наличия полиса отложили.
  • Между тем, в то же время Российский союз автостраховщиков (РСА) начал утверждать о готовности базы данных с госномерами машин для определения отсутствия ОСАГО. Но в ГИБДД ещё не были готовы.
  • Не так давно РСА снова пригрозилось о скором начале запуска фиксации этого нарушения камерами.
  • Но однажды такую автофиксацию запустили в тестовом режиме – вот только владельцам авто приходили не штрафы, а просто уведомления об отсутствии страховки. Таким образом система была протестирована и застрахована от последствий ошибок, собственно, отсутствием таких последствий, ведь наказания не назначались.
  • По состоянию на 20 Мая 2021 года всё ещё идёт подготовка системы для начала запуска, планируется, что это произойдёт в Москве.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *