Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Старый срок – 30 дней.

Новый срок – 14 календарных дней.

Также сократили сроки, на которые допускается продление рассмотрения заявления.

Старый срок продления – до 45 дней.

Новый срок продления – до 20 календарных дней.

Таким образом, стандартные и продленные срок рассмотрения заявлений сократили в 2 раза.

Старые сроки, установлены в пунктах 7 и 7.1 статьи 39.15 и пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса.

Обобщенная сравнительная таблица сроков внизу статьи.

Таблица сроков получения земельных участков в 2022 году

Земельные аукционы могут проводиться по инициативе:

  • уполномоченных органов (администрация),
  • заинтересованных лиц (граждан и организаций).

Подготовка аукциона по инициативе заинтересованного лица проходит разные этапы.

Все этапы изложены в пункте 4 статьи 39.11 земельного кодекса.

Один из этапов – проверка оснований и принятия решения.

Для данного этапа установлена следующая продолжительность:

  • старый срок – до 2-х месяцев,
  • новый срок – не более 14 календарных дней.

Условия и этапы, сопровождающие процедуру раздела участка, смотрите в статье 11.4 земельного кодекса.

Изменения затронули сроки принятия решений по разделу участков предоставленных:

  • на праве постоянного (бессрочного) пользования,
  • аренды,
  • безвозмездного пользования.

Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.


1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Несмотря на предусмотренное законодательством решение, что стороны, вступающие в правовые земельные отношения, имеют право сами устанавливать периоды, определяющие действие договора аренды, некоторые категории земли и особенности ее целевого использования обязывают стороны руководствоваться нормами и правилами устанавливаемых государством законов.

На минимальный период времени до 1 года разрешено предоставлять территории для нужд государственных или муниципальных структур, а также для проведения на выделенных участках работ связанных с изыскательской деятельностью.

В одной из статей я писал, что собственник дома, здания и сооружения имеет право получить в аренду без торгов земельный участок, на котором находится его недвижимость.

Срок аренды земельного участка не может превышать 49 лет.

Следует также знать, что, арендовать земельный участок сроком до 49 лет могут не только собственники зданий и сооружений, но и собственники помещений, расположенных в этих зданиях и сооружениях.

Иными словами, для реализации права аренды не обязательно иметь в собственности здание целиком.

Достаточно быть собственником помещения в здании.

49-летний срок аренды земельного участка для собственников зданий, сооружений и помещений установлен в подпункте 17 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Необходимо также отметить, что 49-летний срок аренды имеет универсальный характер.

Универсальность его состоит в том, что данный срок применяется всегда, когда конкретный срок не указан в пункте 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Другими словами, если для каких-то участков срок аренды не установлен в пункте 8 статьи 39.8 ЗК РФ, то применяется предельный 49-летний срок аренды.

По большому счету самые интересные для граждан сроки аренды земельных участков уже рассмотрены.

Оставшиеся случаи для широких кругов не столь интересны.

Тем не менее, рассмотрим их для полноты освещения вопроса.

Земельные участки можно делить, выделять из одного участка один или несколько участков поменьше.

При таких преобразованиях срок аренды вновь образованного участка не может превышать срок аренды исходного участка.

Иными словами, срок аренды нового участка не может быть больше, чем срок аренды участка, из которого новый участок получился.

См. подпункт 5 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Земельные и лесные участки могут представляться для добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Срок аренды таких земельных участков должен быть равен сроку действия охотхозяйственного соглашения.

Указанные соглашения могут заключаться на срок от 20 до 49 лет.

Соответственно и срок аренды земельного участка под эти цели имеет диапазон от двадцати до сорока девяти лет.

Подробности см. в подпункте 7 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Органы власти вправе заключать различного рода концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.

Если в рамках этих соглашений предоставляется земельный участок в аренду, то срок аренды должен быть равен сроку действия договора или соглашения с органами власти.

См. подпункт 8 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Государственные и муниципальные власти могут заключать договоры для освоения территории.

Целями освоения территории может быть строительство и эксплуатация наемного дома коммерческого или социального использования.

Если власть заключает подобные договоры для освоения территории, то сроки аренды земельных участков, должны быть равны срокам действия договоров на освоение территории.

Подробности см. в подпункте 8.1 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут создавать некоммерческие организации для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования.

Срок аренды земельных участков, предоставляемых таким некоммерческим организациями под указанные цели, будет устанавливаться законами субъектов РФ.

Иными словами, в каждом регионе власти сами установят срок аренды земельного участка.

См. подпункт 8.2 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Органы местного самоуправления могут изымать землю в целях предоставления для комплексного развития территории.

Органы местного самоуправления также могут предоставлять свободную землю для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур лицу, в рамках договоров о комплексном развитии территории.

В этих 2-х случаях, срок аренды земельного участка и срок действия договора о комплексном развитии территории должны быть равны.

Подробнее см. в подпункте 8.3 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Земельный участок, находящийся в собственности или аренде может быть изъят для государственных или муниципальных нужд.

Если изымаемый участок находился в аренде, то власть обязана взамен предоставить в аренду аналогичный участок.

Срок аренды нового участка не может превышать оставшегося срока аренды изымаемого участка.

Иными словами, если вы арендовали участок на 20 лет, а через 15 лет власть решила его изъять, то вам должны предоставить другой участок в аренду сроком на 5 лет, то есть на оставшийся период.

Если оставшийся период срока аренды меньше 3 лет, то срок аренды вновь предоставляемого участка не может быть меньше трехлетнего срока.

Другими словами, если вы арендовали участок на 20 лет, а через 19 лет власть решила его изъять, то вам должны предоставить другой участок в аренду сроком на 3 года, а не на 1 оставшийся год.

Это конечно слабое утешение, когда у вас изымают участок.

Подробности см. в подпункте 9 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Федеральная власть может принимать законы, в которых устанавливать минимальные и (или) максимальные сроки аренды для определенных видов земельных участков или арендаторов.

При предоставлении такого земельного участка, срок аренды должен устанавливаться в определенных федеральным законом пределах.

Подробнее см. в подпункте 16 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Деятельность резидента свободного порта Владивосток осуществляется на основании соглашения.

Срок действия соглашения определяет сам резидент в своей заявке на получение этого статуса.

Срок действия соглашения не может превышать срок, на который создан свободный порт Владивосток. На текущий момент этот срок составляет 70 лет.

См. подпункт 18 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Компания — имеет право на упрощенный бухучет.

Во временном пользовании компания имеет помещение склада (используется в производственной деятельности). По условиям договора арендная плата в месяц составляет 120 000 руб. (в том числе НДС — 20 000 руб.). Срок аренды — 2 года.

Номинальная стоимость арендного обязательства составляет 100 000 руб. х 24 мес. = 2 400 000 руб.

Эта же сумма характеризует стоимость первоначальной оценки обязательства по аренде.

ППА отражается проводкой:

Дебет 01 Кредит 08

— 2 400 000 руб.

— учтено право пользования активом.

Сумма амортизации составит 100 000 руб. (2 400 000 руб. : 24 мес.). Ее нужно отражать в учете ежемесячно.

Дебет 20 Кредит 02

— 100 000 руб. — начислена амортизация по ППА (отнесена к расходам производственного характера).

По окончании договора аренды ППА будет полностью самортизировано. Его нужно будет списать.

Первоначальная оценка обязательства по аренде также составляет 2 400 000 руб.

Бухгалтер сделает проводку:

Дебет 08 Кредит 76

— 2 400 000 руб. — отражено арендное обязательство (первоначальная оценка обязательства по аренде).

Арендное обязательство будет ежемесячно уменьшаться.

Арендатор учитывает расчеты по арендным платежам проводками:

Дебет 19 Кредит 76

— 20 000 руб. — учтен входной НДС по арендной плате;

Дебет 68 Кредит 19

— 20 000 руб. — входной НДС поставлен к вычету на основании счета-фактуры;

Дебет 76 Кредит 51

— 120 000 руб. — перечислен арендный платеж, в том числе НДС.

По окончании срока аренды арендное обязательство будет погашено.

Рассматриваемое соглашение предусматривает переход прав от одного субъекта к другому. Собственник надела имеет правомочия по взиманию платы за предоставление надела и требовать от арендатора ухода за землей. В то же время лицо, получившее землю в пользование, наделяется правами по получению урожая, прибыли за счет использования земли.

Устанавливаются правомочия на передачу надела в субаренду, при этом арендатор должен уведомить об этом хозяина земли. Срок, который прописан в соглашении субаренды, не может быть более того, что предусмотрен арендным договором. Когда собственник земель против перехода прав на участок посредством такого способа, по данные положения включаются в соглашение. Залог земельного участка не может осуществляться арендатором.

Внесение изменений в составленное соглашение может происходить каждый год, что связано с динамикой развития рынка. Данное правило действует относительно договоров, оформленных на долгий срок. Зачастую корректируются положения, связанные с внесением арендных платежей. Кроме того основанием для внесения изменений может стать кончина одной из сторон.

В таком случае разрабатывается отдельный акт, который прилагается к основному документу. При его разработке указываются сведения относительно первоначального соглашения, данные сторон, дата корректировки.

Следует помнить, что если в документе не обозначены какие – либо пункты, то это не говорит о возможности совершения таких действий или их не совершения. Это говорит о том, что договор подчиняется актам, разработанным на федеральном, региональном и местном уровнях.

Для того, чтобы избежать ситуаций недопонимания с арендодателем, прежде чем составлять договор необходимо ознакомиться с условиями, действующими относительно того вида наделов, который будет оформлен в аренду.

Следует отметить, что арендатор не наделяется преимущественным правом на заключение нового договора. Некоторые ситуации предусматривают уступку арендного права.

В законодательных актах предусматривается, что самый долгий срок, на который может быть заключено соглашение относится к выделению земель под сооружение линий электропередач, магистралей, трубопроводов, производства с/х продукции, организация хозяйств, имеющих фермерский или крестьянский характер.

Законодатель предусматривает такое предоставление наделов в случае, когда на нем расположены капитальные строения, в том числе жилые дома. В законах максимальный срок устанавливается равным 49 годам. Предоставить на долгий срок могут такие участки, которые зарегистрированы надлежащим образом.

Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629

В соответствие с главой 32 НК РФ, для определения налоговой базы в отношении налога на имущество граждан может использоваться значение стоимости объекта, утвержденное по итогам государственной кадастровой оценки. С какого времени регионы обязаны перейти на кадастровую стоимость? На переходный период до 2020 года законодательство позволяло регионам самостоятельно выбирать принцип определения налоговой базы:

  • от показателя кадастровой стоимости участка, дома, дачи, квартиры или иного строения;
  • от значения инвентаризационной стоимости объектов.

Расчет кадастровой стоимости осуществляется по состоянию на 1 января, даже если оценка фактически проводится позже в течение года. Вот стадии этой процедуры, утвержденные Законом № 237-ФЗ:

  • принятие и публикация решения о государственной оценке недвижимости;
  • предварительный сбор и анализ сведений из Росреестра, документов собственников, ответов на запросы из государственных и муниципальных ведомств;
  • обработка сведений об объектах, для которых кадастровая стоимость была снижена через Комиссию при Росреестре или в суде;
  • определение кадастровой стоимости в соответствие с Приказом МЭР № 226 (оценивается сразу группа объектов);
  • подготовка отчета по результатам гос. оценки недвижимости, передача документа на утверждение;
  • утверждение и опубликование отчета органом власти;
  • обновление Росреестром сведений ЕГРН.

В качестве примера расчета суммы налога, исходя из показателя кадастровой оценки, можно привести сравнение по двум аналогичным объектам, расположенным в разных субъектах РФ. При всех равных показателях, размер кадастровой стоимости будет различаться на 500 000 руб. Данный объект обладает следующим перечнем характеристик:

  • квартира;
  • площадь объекта – 70 кв.м.;
  • кадастровая стоимость 1 500 000 руб. (один субъект РФ) и 1 000 000 руб. (второй субъект РФ);
  • количество собственников – 1 человек;
  • период владения – 12 месяцев;
  • налоговый вычет – 20 кв.м.;
  • ставка налога – 0.1 %.

В результате допущенных нарушений в процессе государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, кадастровая стоимость может быть необоснованно завышена. Недостоверность сведений может устанавливаться в результате ошибок, допущенных в ходе проведения оценки. Перечень ошибок, влияющих на размер кадастровой стоимости, регламентирован в ст. 21 Федерального закона № 237-ФЗ:

  • разовая техническая ошибка, допущенная в отношении единичного объекта недвижимости (описка или опечатка в документах, арифметическая ошибка в расчетах и т.д.);
  • системная погрешность, допущенная в отношении группы объектов (аналогичные нарушения: описка, опечатка, арифметическая ошибка и т.д.);
  • единичная методологическая ошибка, возникшая в результате несоответствия результата оценки методическим указаниям (выбор неправильного метода оценки, либо нарушение установленной методики);
  • системная методологическая ошибка – аналогичное нарушение в отношении группы объектов.

ФСБУ 25/2018: как изменится бухгалтерский учёт аренды с 2022 года

Чтобы оспорить размер кадастровой стоимости, собственникам необходимо получить официальный документ с ее значением. До 2019 года таким документом была справка о кадастровой стоимости. В 2022 году необходимо получать выписку ЕГРН одним из следующих способов:

  • на сайте Росреестра путем использования специальных онлайн-сервиса;
  • путем обращения в территориальное подразделение Росреестра;
  • путем обращения в Многофункциональный центр (МФЦ).

Если по запросу собственников органы Росреестра представляют справку с пустыми графами, это может означать следующее:

  • объект не поставлен на кадастровый учет;
  • в отношении объекта не проведена государственная кадастровая оценка.

Стоимость процедуры аренды земельного участка рассчитывается в зависимости от вспомогательных действий, производимых в процессе оформления договора. Сюда входит процедура межевания и постановка надела на учет в кадастре.

Кроме того, регистрация договора аренды в Росреестре предполагает оплату обязательной государственной пошлины в размере 350 рублей. В случае если договор аренды заключается без ограничения права пользования, размер сбора для граждан составит 2000 рублей, а для предприятий и организаций – 22000 рублей.

Аренда земельных площадей у государства по-прежнему является востребованной процедурой. При этом процесс имеет множество тонкостей и нюансов, начиная от определения целей использования участка и заканчивая подготовкой необходимых бумаг. К вопросу следует подойти крайне ответственно, а для повышения шансов на скорейшее завершение процедуры, следует заручиться поддержкой грамотного юриста.

Вопросы, описывающие порядок разрыва аренды ЗУ, обычно отображаются в отдельном разделе договора. Основания для разрыва арендных отношений регламентируются ст. 45 ЗК РФ. Сюда можно отнести:

  1. Использование ЗУ не по назначению.
  2. Нанесение вреда ЗУ.
  3. Задержка с арендной оплатой и пр.

В этом разделе отмечаются дополнительные условия, которые не были прописаны в предыдущем тексте договора. Здесь можно отметить:

  1. Срок, на который оформлен ДАЗУ.
  2. Число экземпляров подписанного документа, имеющего одинаковую силу.
  3. Порядок изменения условий договора.

Учет аренды по ФСБУ 25/2018: общие положения стандарта

Законодательство требует от государственных и муниципальных органов обязательного проведения аукционов, победитель которых получает право на заключение договора аренды. Избежать эту процедуру может только ограниченная категория организаций и физических лиц в случаях, когда:

  • имеется Указ Президента РФ или Распоряжение Правительства о наделении землей в целях реализации инвестиционного проекта;
  • сельхозпредприятие или фермерское хозяйство участвуют в программе господдержки;
  • перезаключается договор аренды, срок действия которого истек.

Стоимость аренды земель, находящихся в государственной собственности, регулируется Постановлением Правительства от 16.07.2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы…». Согласно утвержденным Правилам, федеральные органы исполнительной власти самостоятельно определяют размер платежа, руководствуясь одним из способов:

  • на основе кадастровой стоимости;
  • по итогам торгов, проведенных в форме аукциона;
  • по рыночной стоимости, определяемой на основе оценки.

Для продления важно, чтобы срок действия договора не истек.

Если срок договора аренды уже истек, то подавать заявление о продлении нет смысла.

Другими словами, продлить аренду, по которой срок действия договора истек, не получится.

Обратите внимание, что данный фактор имеет значение только на момент подачи заявления.

Для ясности рассмотрим пример.

Допустим, срок действия договора истекает 31 марта.

Заявление о продлении подано 30 марта.

В этом случае, отказать в продлении не могут, потому что на момент обращения срок действия договора еще не истек.

Так же важно, чтобы на момент обращения, в суде не было иска о расторжении договора аренды.

Иными словами, администрация не должна успеть обратиться в иском о расторжении аренды.

Данное условие состоит в следующем.

У администрации не должно быть информации о нарушении арендатором земельного законодательства.

Если такая информация есть, то нарушение должно быть устранено.

В противном случае, срок договора аренды земельного участка не продлят.

На какой срок продлят договор аренды земельного участка?

В законе 58-ФЗ установлен предельный срок – 3 года.

Это означает, что продлить аренду можно максимум на три года.

Кто определяет продолжительность срока продления в законе не сказано.

Вероятнее всего желаемый срок продления определяет арендатор в заявлении, которое подает в администрацию.

В любом случае, больше чем на 3 года аренду не продлят.

07 марта 2019 года между мной и администрацией города заключен договор № 125/19 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:25:236598:45, площадью 1200 кв.м. сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации:

Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды.

Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.

На основании вышеизложенного,

Возможность продления срока договора аренды земельного участка имеет временные рамки.

Заявление о продлении можно подать в период с 14 марта 2022 до 01 марта 2023 года.

Иными словами, власти дали примерно 1 год, в течение которого можно продлить аренду.

Если вам действительно важно продление договора аренды, то не откладывайте в «долгий ящик».

Что должна сделать администрация?

Под администрацией понимается арендодатель.

У сотрудников администрации есть 5 рабочих дней для заключения соглашения.

Пятидневный срок исчисляется с даты получения заявления (обращения).

Администрация обязана не перезаключить новый договор, а сделать дополнительное соглашение к действующему.

Другими словами, к основному договору должно прилагаться подписанное дополнительное соглашение.

В соглашении должно быть отражено увеличение срока аренды, на период, указанный в заявлении, но не более 3-х лет.

Указанное дополнительное соглашение заключается без каких-либо торгов.

Если основной договор проходил регистрацию в ЕГРН, то дополнительное соглашение тоже надо регистрировать.

Как правило, договоры аренды, заключенные более, чем на 1 год, подлежат регистрации в ЕГРН.

Для тех, кто не знает.

ЕГРН – это единый государственный реестр недвижимости.

Поэтому, если основной договор зарегистрирован в ЕГРН, то любые дополнительные соглашения тоже надо регистрировать.

Предвижу уловку со стороны чиновников, которые могут сказать, что дополнительное соглашение регистрировать не обязательно.

Не верьте подобным утверждениям.

Если ГБУ приняло решение, не удовлетворяющее заявителя, он вправе продолжить спор, обратившись, либо в суд, либо в досудебные органы. Досудебным органом является комиссия по оспариванию результатов кадастровой стоимости при Росреестре региона.

Помимо основного пакета документов нужно приложить решение ГБУ.

Суд

Последняя инстанция, куда может обратиться заявитель – суд. Подача искового заявления имеет свои сроки, в зависимости от того, что вы хотите оспорить. Подать документацию можно лично либо в электронной форме – таким правом граждане наделены с января 2017 года.

Кадастровую оценку недвижимости проводит кадастровый инженер, который во время оценки руководствуется множеством факторов. Специалист принимает во внимание местоположение объекта недвижимости, размер, в какой зоне находится объект (например, санитарно-защищенная зона), какие особые условия использования недвижимости, целевое предназначение объекта.

При оценке помещения во внимание принимается материал, из которого сделаны стены, срок службы здания и его износ, относится постройка к аварийным зданиям или нет.

Если один из пунктов был не учтен или кадастровый инженер допустил ошибку при внесении данных, оценка является недостоверной, заявитель вправе подать обращение на исправление ошибок результатов кадастровой стоимости.

К заявлению об исправлении кадастровой стоимости прикладываются данные из Единого Государственного Реестра Недвижимости, справка из БТИ (Бюро Технической Инвентаризации).

В Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 сказано, что арендная плата определяется, исходя из принципа экономической обоснованности (должна учитываться доходность земли, которая в свою очередь устанавливается прежде всего по назначению земли и разрешённому её использованию) и принципа простоты расчёта.

Она может определяться тремя способами: по кадастровой стоимости, по ставкам арендной платы, утверждённых для наделов федеральной собственности, и по рыночной стоимости.

Второй и третий способ являются исключительными и применяются только в особых случаях, которые обыкновенного арендатора — физическое лицо — не затрагивают никак.

Сроки аренды муниципальной земли могут существенно варьироваться в зависимости от того, на какие цели берется участок. Возможная длительность данной сделки прописана в пункте 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Аренду земельных наделов у муниципалитета принято разделять на краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочный вид оформляется максимально на 5 лет. Такую сделку заключают при аренде участков для строительства временных сооружений или организации парковок и тому подобное.

Долгосрочную аренду, срок которой превышает 5 лет, заключают для развития и последующего ведения фермерского хозяйства или, например, если собираются выкупить землю в собственность. Максимальный срок аренды земли у государства равен 49 годам.

Для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с учетом требований, установленных извещением о проведении аукциона, заявителю необходимо представить следующие документы:

  1. Заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета заявителя для возврата задатка;
  2. Копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для физических лиц);
  3. Документы, подтверждающие внесение задатка (представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке).

Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

  1. непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
  2. непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе на счет, указанный в извещении о проведении аукциона;
  3. подача Заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами не имеет права быть Участником аукциона и приобрести земельный участок в аренду.
  1. Для участия в аукционе устанавливается требование о внесении задатка. Заявители обеспечивают поступление задатков в порядке и в сроки, указанные в извещении о проведении аукциона.
  2. Документом, подтверждающим внесение задатка, является платежное поручение, квитанция об оплате или иной документ, подтверждающие перечисление задатка, с отметкой банка о его исполнении.
  3. Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.
  4. Плательщиком денежных средств в качестве задатка может быть исключительно заявитель. Не допускается перечисление денежных средств в качестве задатка иными лицами. Перечисленные денежные средства иными лицами, кроме заявителя, будут считаться ошибочно перечисленными денежными средствами и возвращены плательщику.
  5. Денежные средства в качестве задатка для участия в аукционе вносятся заявителем платежом на расчетный счет по банковским реквизитам, указанным в извещении.
  6. Информацией о поступлении денежных средств от заявителя в качестве задатка в установленные сроки на расчетный счет, указанный в извещении о проведении аукциона, является справка получателя платежа, предоставляемая на рассмотрение аукционной комиссии.
  7. Задаток заявителя, подавшего заявку с опозданием (после окончания установленного срока приема/подачи заявок), возвращается такому заявителю в порядке, установленном для участников аукциона.
  8. Задаток заявителя, отозвавшего заявку до окончания срока приема/подачи заявок, возвращается такому заявителю в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки на участие в аукционе. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема/подачи заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
  9. Задаток заявителя, не допущенного к участию в аукционе, возвращается такому заявителю в течение трех рабочих дней со дня оформления (подписания) протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.
  10. Задаток лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем, возвращается в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона.
  11. Задаток участникам, не участвовавшим в аукционе, возвращается в срок, предусмотренный извещением о проведении аукциона.
  12. Задаток, внесенный лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесенный иным лицом, с которым договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, засчитываются в счет арендной платы за него. Задатки, внесенные этими лицами, уклонившимися от заключения договора аренды земельного участка, не возвращаются.
  13. В случае принятия арендодателем решения об отказе в проведении аукциона, поступившие задатки возвращаются заявителям в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.
  14. В случае изменения реквизитов заявителя/участника аукциона для возврата задатка, указанных в заявке, заявитель/участник направляет в адрес организатора аукциона уведомление об их изменении, при этом задаток возвращается заявителю/участнику в порядке, установленном настоящим разделом.

Аукционная комиссия формируется организатором аукциона и осуществляет следующие полномочия:

  1. обеспечивает в установленном порядке проведение аукциона;
  2. рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным извещением о проведении аукциона, и соответствия заявителя требованиям, предъявляемым к участникам, устанавливает факты соответствия полноте и срокам поступления на счет получателя платежей денежных средств от заявителей для оплаты задатков;
  3. принимает решение о признании заявителей участниками аукциона или об отказе в допуске заявителей к участию в аукционе, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок, подписываемое аукционной комиссией не позднее одного дня со дня рассмотрения заявок и размещается на официальном сайте торгов не позднее, чем на следующий день после дня подписания указанного протокола;
  4. направляет (выдает) заявителям, признанными участниками аукциона и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, уведомления о принятых решениях в отношении их не позднее дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок;
  5. выбирает аукциониста путем открытого голосования;
  6. составляет протокол о результатах аукциона, один из которых передает победителю аукциона или уполномоченному представителю под расписку в день проведения аукциона.

На регистрацию для участия в аукционе допускаются участники аукциона: физические лица, при предъявлении паспорта; представители физических, имеющие право действовать от имени физических лиц, на основании доверенности, оформленной в соответствии с действующим законодательством, прилагаемой к заявке соответствующего участника, при предъявлении паспорта. Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона, указанной в извещении о проведении аукциона, на «шаг аукциона».

Аукцион проводится в следующем порядке:

  1. до начала аукциона участники или их уполномоченные представители должны пройти регистрацию и получить пронумерованные карточки участника аукциона;
  2. в аукционный зал допускаются зарегистрированные участники аукциона, а также иные лица, по решению аукционной комиссии;
  3. аукцион начинается с объявления представителем аукционной комиссии о проведении аукциона и представления аукциониста;
  4. Аукционистом оглашается порядок проведения аукциона, номер (наименование) Объекта (лота), его краткая характеристика, начальная цена предмета аукциона, «шаг аукциона», а также номера карточек участников аукциона по данному Объекту (лоту) аукциона;
  5. при объявлении аукционистом начальной цены предмета аукциона, участникам аукциона предлагается заявить цену предмета аукциона, увеличенную в соответствии с «шагом аукциона», путем поднятия карточек;
  6. Аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первый поднял карточку после объявления аукционистом начальной цены предмета аукциона, увеличенную в соответствии с «шагом аукциона»;
  7. каждая последующая цена предмета аукциона, превышающая предыдущую цену на «шаг аукциона», заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек;
  8. если до троекратного объявления последней подтвержденной цены предмета аукциона ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более высокую цену предмета аукциона (не поднял карточку), аукцион завершается;
  9. по завершении аукциона аукционист объявляет Победителя аукциона, номер его карточки и называет размер предложенной им цены предмета аукциона.
  1. по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе была подана одна заявка;
  2. на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение о допуске к участию в аукционе и признании участником только одного заявителя (Единственный участник);
  3. в аукционе участвовал только один участник (участник единственно принявший участие в аукционе);
  4. по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не было подано ни одной заявки;
  5. на основании результатов рассмотрения заявок принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей (подозрение аукционной комиссии на мошенничество);
  6. при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона;
  7. после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона.

С 1 марта 2015 года в ЗК РФ, регулирующий в том числе арендное использование земель, находящихся в федеральной и региональной собственности, были внесены значительные изменения (закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации…» от 23.06.2014 № 171-ФЗ). Корректировки коснулись среди прочего и порядка предоставления земли в аренду. В частности, обязательны стали торги в форме аукциона для выбора субъекта, которому будет предоставлен участок (ст. 39.3 и 39.6 ЗК РФ).

Торговые процедуры являются обязательными, за исключением ряда поименованных случаев, перечень которых является закрытым. При этом цель предоставления земли значения не имеет (ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ).

Таким образом, с 01.03.2015 пролонгация договора по аренде земли не допускается в отношении земель, находящейся в государственной и муниципальной собственности.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.