Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На этапе заключения контракта участнику закупок может потребоваться предоставление обеспечения исполнения контракта. Это гарант того, что участник закупки, определенный в качестве победителя процедуры, исполнит условия контракта.

Обеспечение исполнения контракта предоставляется участником закупки так же, как и обеспечение заявки: по собственному выбору в виде денежных средств или в виде независимой гарантии. Размер такого обеспечения может быть установлен в диапазоне от 0,5% до 30% от НМЦК (стандартный вариант), однако, если закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, такое обеспечение устанавливается не от начальной цены контракта, а от цены, по которой заключается контракт.

Более того, участники из числа СМП, СОНКО вправе вообще не предоставлять обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств в том случае, если подтвердят свою добросовестность, даже если по закупке применяются антидемпинговые меры.

В этом случае победитель закупки «только для СМП/СОНО» может быть освобожден от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом антидемпинговых мер, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации из реестра контрактов, заключенных заказчиками. Она должна подтверждать исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о ней.

В случае применения антидемпинговых мер при проведении конкурса или аукциона с НМЦК 15 млн руб. или менее на общих основаниях, победитель также может предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в извещении.

К сведениям, подтверждающим добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пени). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем 20% от НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.

В остальных случаях участники предоставляют обеспечение исполнения контракта, если оно установлено, в виде денежных средств или в виде независимой (банковской) гарантии.

При выборе обеспечения в виде денежных средств участнику необходимо перечислить требуемую сумму на счет заказчика до подписания контракта. Участникам рекомендуется заранее перечислять требуемую сумму, закладывая на данную операцию один банковский и один рабочий день.

Также при предоставлении обеспечения в виде гарантии на момент подписания контракта участником гарантия должна быть включена в реестр гарантий. Срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые обеспечиваются такой банковской (независимой) гарантией, не менее чем на один месяц.


Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Подавая заявку, необходимо учитывать сроки, в которые она должна быть подана. Делаем акцент на том, что в некоторых случаях, которые курируются законодательной базой РФ, сроки проведения аукциона могут меняться.
При внесении изменений, необходимо проверить соответствует ли заявка новым заявленным требованиям и подать новую, предварительно отозвав старую, при несоответствии. Помимо сроков, необходимо также учитывать время, которое будет затрачено при подготовке документации на участие.

В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС либо приглашения принять участие направлены с 01 мая 2022 года, не может превышать 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Обеспечение в закупках в 2022 году: независимая гарантия

Статья 94 Закона №44-ФЗ дополнена новой частью 16, согласно которой обмен документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением сторонами условий контракта проводится с использованием ЕИС путем направления электронных уведомлений (Федеральный закон от 28 июня 2022 г. №231-ФЗ).

Новая норма касается контрактов, заключенных по результатам электронных процедур и закрытых электронных процедур (но есть исключения).

В версии ЕИС 12.2 работа с претензиями реализована в блоке «Реестр документов об исполнении контракта» (вкладка «Переписка и уведомления»). Чтобы данный блок был доступен, заказчику необходимо назначить соответствующие права доступа пользователю.

С указанной даты указанную процедуру регламентирует часть 12.1 ст.95 Закона №44-ФЗ (в редакции Закона №360-ФЗ).

При одностороннем отказе от контракта, который заключили по итогам электронных процедур, заказчику достаточно разместить решение в ЕИС (есть исключения, например, закупки с гостайной). Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта формируется и размещается заказчиком в разделе ЕИС «Реестр документов об исполнении контракта» (вкладка «Переписка и уведомления»).

Решение автоматически направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). С момента поступления решения поставщик (подрядчик, исполнитель) считается надлежаще уведомленным о расторжении контракта.

Контракт в этом случае заключается в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый контракт. Порядок заключения контракта со «вторым» (и последующими) участниками предусмотрен пунктами 1 и 2 части 2, частями 3-5 статьи 51 Закона №44-ФЗ, он аналогичен порядку заключения контракта с победителем закупки. Если участник отказался от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал свою заявку.

Указанные нормы содержатся в части 17.2 ст.95 Закона №44-ФЗ.

Соответствующие доработки реализованы в версии ЕИС 12.2.

Напомним, что ранее заключение таких контрактов осуществлялось в бумажной форме.

Теперь в РНП включается информация о любых поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по контракту, а также об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов (ч.2 ст.104 Закона №44-ФЗ).

Согласно новой ч.22.2 ст.95 Закона №44-ФЗ в случае одностороннего отказа поставщика от исполнения контракта, заказчик должен направить обращение о включении информации о поставщике в РНП.

Если контрольный орган сочтет отказ поставщика необоснованным, сведения о нем включат в РНП.

Сроки, в течение которых заказчик обязан направить обращение о включении информации об участнике закупки (поставщике) в РНП:

Обеспечение заявки по 44-ФЗ – это денежная сумма, которую участник закупки передает другой стороне в качестве доказательства заключения контракта в результате определения поставщика. Фактическое поступление денежных средств на банковский счет является задатком и образует обеспечение заявки по 44-ФЗ. Определение задатка дается в статье 380 Гражданского кодекса.

Особенность обеспечения заявки по 44-ФЗ в том, что оно не засчитывается в счет других платежей по контракту и подлежит либо возврату, либо удержанию.

Механизм обеспечения заявок описан в статье 44 федерального закона. В целом обеспечение заявки по 44-ФЗ – это гарантия, что участники осознанно принимают участие и уверены, что в случае победы смогут подписать контракт. Дополнительно обеспечение служит фильтром: возможность получить банковскую гарантию и обеспечить заявку в состоянии участник с хорошей репутацией, а сомнительный участник обычно не готов рисковать большой суммой и, в случае неисполнения контракта, потерять свои деньги, внесенные в качестве обеспечения.

Заказчик обязан установить обеспечение заявки в пределах 0,5 – 5%.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ предоставляется в виде денежных средств или независимой гарантии на усмотрение участника. Заказчик обязан установить требование обеспечения заявки, если НЦК больше 1 млн. рублей. Если НЦК меньше, то такое требование не обязательно, и его наличие зависит от желания заказчика.

В том случае, если на специальном счете не будет достаточно денежных средств на момент окончания подачи заявок или независимая гарантия не будет в реестре (банковская гарантия), то заявка будет отклонена.

При подаче документов прикладывается оригинал платежного поручения о перечислении денежных средств на расчетный счет заказчика, указанной в документации. Документ должен быть подписан, иметь дату и отметку банка об исполнении. Для электронных процедур исполнитель сам должен открыть счёт в банке, который входит в перечень, утверждённый Правительством РФ, и внести полагающуюся на него сумму.

Не запрещается перечисление денежных средств на специальный счет для обеспечения заявки другим лицом вместо участника. Однако заказчик в требованиях в конкурсной документации может указать, что деньги должны быть перечислены исключительно участником.

При вскрытии конвертов комиссия проверяет наличие платежного документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки, и оглашает факт наличия такого обеспечения. Денежные средства должны поступить на расчетный счет заказчика до даты окончания подачи заявок. Иначе считается, что участник не предоставил обеспечение заявки по 44-ФЗ. Таким образом следует рассчитывать время, необходимое на проведение банковских операций – они могут длиться несколько дней.

С 1 января 2022 года список альтернативных источников, кроме денежных средств, которые могут быть обеспечением заявки значительно расширился. В настоящий момент кроме банковской гарантии обеспечения заявки поставщик может предоставить независимые гарантии, выданные:

  • Гарантийными фондами и фондами поручительства;
  • Евразийским банком развития;
  • Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ».

Обеспечение заявки возвращается участнику (за исключением победителя) после:

  1. Подписания протокола рассмотрения и оценки, протокола подведения итогов;
  2. Отмены конкурса или аукциона;
  3. Отклонения или отзыва заявки участника;
  4. Подачи документов после окончания сроков;
  5. Отстранения участника закупки, в случае выявления несоответствия требованиям;
  6. Получения заказчиком решения контрольного органа (ФАС)

В 44-ФЗ в статье 44 определено, что заказчик обязан установить требования к обеспечению заявок на участие в двух конкретных процедурах: в конкурсе и аукционе.

Только две процедуры попадают под обеспечительные меры. Если заказчик проводит котировку либо запрос предложений, то обеспечение заявок при этом способе закупки не требуется.

В статье 44 указано, что обеспечительные меры устанавливаются в том случае, если начальная максимальная цена закупки превышает 5 млн рублей, далее идет оговорка — если Правительством РФ не установлено иное. В дополнение к статье 44 — Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 №439, в соответствии с которым пороговое значение для установления обеспечительных мер снижено и составляет 1 млн и выше.

Применение преимуществ для СМП с 2022 года с учетом разъяснений Минфина

Правомерно ли со стороны заказчика установить обеспечение заявки для закупок с начальной максимальной ценой до 1 млн рублей?

Согласно Постановлению Минфина, заказчик вправе установить обеспечительные меры и для закупок с начальной максимальной ценой до 1 млн рублей.

Заказчик проводит по результатам несостоявшейся закупки запрос/предложение. Этот запрос/предложение осуществляется в полном соответствии, на тех же условиях, на которых проводился аукцион. Обеспечение заявки в этом случае будет перетекать в запрос/предложение или нет?

Существует разъяснение Министерства финансов по данному вопросу. Если запрос/предложение проводится по результатам несостоявшегося конкурса/аукциона, то в этом случае может быть установлено обеспечение в том же размере, на тех же условиях, которые были предусмотрены в извещении, документации о несостоявшейся закупке. Но это исключение из правил.

Каждый оператор электронной площадки (существует 8 федеральных площадок) заключает соглашение с каждым из банков. В этом соглашении указывается ответственность оператора и прописывается взаимодействие банка и электронной площадки. Данное соглашение заключается исключительно в электронной форме.

Банк вправе открывать спецсчета участникам закупок только после того, как он получил соответствующее соглашение. Требования и условия к таким соглашениям установлены Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018.

Банки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ перед участником закупки за соблюдение установленного срока прекращения блокировки его денежных средств на специальном счете.

Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018 утверждены:

Обязательно ли участник закупки должен открыть отдельный специальный счет, чтобы работать на рынке государственных и муниципальных закупках или можно использовать свой счет для текущей деятельности в банке, если банк попадает в перечень, установленный в распоряжении?

При заключении дополнительного соглашения с банком в качестве специального счета участник закупки может использовать свой текущий счет. Но зачастую участники закупки открывают новый счет, чтобы было проще контролировать наличие денежных средств.

В отношении особенностей ведения спецсчета были даны разъяснения Минфина РФ. В своем письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659 «Об осуществлении закупок в электронной форме» ведомство пояснило, что специальный счет имеет иммунитет на блокирование средств списания на иные цели. Например, если есть задолженность по налогам или какие-то другие основания для списания, то у этого счета будет иммунитет. Специальный счет может быть пополнен не только денежными средствами от текущей хозяйственной деятельности, но и денежными средствами, взятыми участниками закупки в кредит. Если идет расторжение банковского счета, то блокировка денежных средств на специальном счете участника закупки не осуществляется.

Участниками закупки могут быть как юр.лица, так и физ.лица. Физическое лицо также может открыть специальный счет и пользоваться им без каких-либо ограничений.

Когда вносятся деньги на специальный счет, происходит их блокировка. Оператор электронной площадки передает соответствующую информацию в банк, и банк блокирует денежные средства до того момента, пока не пройдет процедура закупки, либо закупка будет отменена, либо отклонена заявка участника.

Денежные средства, которые вносятся в качестве обеспечения заявки, не остаются у банка. Они возвращаются, если процедура закупки прошла и участник не стал победителем.

Регламентом Единого агрегатора торговли предусмотрено, что при участии в закупке вносится обеспечительный депозит. Размер депозита составляет 10% от стоимости товаров, работ, услуг, указанных заказчиком в заявлении на закупку.

Кроме этого, в регламенте предусмотрено, что обеспечительный депозит не возвращается участнику закупки по аналогии с конкурентными закупками в случае отказа от заключения контракта без каких-либо на то причин.

Регламентом ЕАТ установлено, что по истечении 30 дней с наступления даты подписания контракта, если контракт не был подписан, денежные средства заказчика в адрес оператора ЕАТ подлежат перечислению заказчику на его расчетный счет. Но есть оговорка — если заказчик такое заявление не написал по каким-либо причинам, то через 60 дней с даты подписания контракта денежные средства вернутся заказчику, поставщику, исполнителю. Из этих денежных средств депозита оператор электронной площадки спишет комиссионный сбор.

Большинство участников закупки работают с заказчиками, которые осуществляют закупки и по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Также есть заказчики, которые работают в двух правовых режимах параллельно — по 44 и 223-ФЗ.

Форма электронного запроса котировок по 44 ФЗ, примечательна строгостью сроков, отведенных на всю процедуру по законодательству. Эти сроки зависят только от уровня стоимости контракта, в отличие от бумажного. Заказчику требуется опубликовать извещение как минимум за 5 рабочих дней до начала самой процедуры запроса в ЕИС, чтобы поставщикам хватило времени составить заявки на участие и отправить их.

В апреле 2021 года изменились нормативы, применяемые к участникам запросов котировок. К примеру, к заявке необходимо будет прикрепить лицензию (если заказчик укажет этот момент в требованиях). Лицензия станет подтверждением того, что участник имеет законное право на оказание определенных видов услуг на территории РФ.

После того, как заказчик размещает в ЕИС извещение о закупке (электронном запросе котировок), у участников будет минимум четыре рабочих дня, чтобы направить свои заявки. По желанию, заказчика срок подачи заявок можно сдвинуть в большую сторону. Дата завершения регистрации в этот срок не включается.

После завершения загрузки извещения заказчик теряет возможность вносить коррективы. Если необходимость исправления ошибок все же возникнет, придется отменять запрос котировок. Важно успеть сделать это хотя бы за час до того, как истечет срок подачи заявок участников. Ошибочное извещение нужно отменить и подать новое, с исправлениями.

Для ускорения процесса получения денег поставщиками были введены новые сроки. Момент их вступления в силу зависит от вида заказчика и типа закупки. Новые правила уже действуют для федеральных заказчиков, к которым относятся органы исполнительной власти, автономные и бюджетные учреждения.

Рассмотрим изменения в таблице.

Категория закупок Сроки оплаты, действовавшие до 30.04.2022 Сроки оплаты, действующие с 01.05.2022
Закупки с преимуществами для малого бизнеса до 10 рабочих дней до 7 рабочих дней
Закупки на общих основаниях до 15 рабочих дней до 10 рабочих дней для закупок на бумаге либо с казначейским сопровождением

Заявка будет состоять из 2-ой и 3-ей частей, если заказчик в извещении не установил:

  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров
  • использование результатов работ (п. 2 ч. 1 ст. 32 44-ФЗ)
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (п. 3 ч. 1 ст. 32 44-ФЗ)

Схожие правила одностороннего отказа от исполнения контракта будут схожими для заказчиков и поставщиков в электронных закупках (ч. 12.1, ч. 14.1, ч. 20.1 и ч. 22.1 ст. 95 44-ФЗ):

  • одна из сторон формирует и размещает в ЕИС решение об отказе
  • ЕИС в течение 1 часа направляет решение второй стороне, что будет считаться надлежащим уведомлением. При этом датой поступления решения контрагенту будет считаться дата его размещения в ЕИС с учётом часовой зоны контрагента
  • если решение ещё не вступило в силу и какая-либо из сторон (поставщик или заказчик) решили его отменить, им нужно не позднее одного дня, следующего за днём отмены, сформировать извещение об отмене решения и разместить его в ЕИС
  • Аукционный вестник №579 (22 июля 2022 г.)
  • Аукционный вестник №578 (15 июля 2022 г.)
  • Аукционный вестник №577 (08 июля 2022 г.)
  • Аукционный вестник №576 (01 июля 2022 г.)
  • Аукционный вестник №575 (24 июня 2022 г.)
  • Аукционный вестник №574 (17 июня 2022 г.)
  • Аукционный вестник №573 (10 июня 2022 г.)
  • Аукционный вестник №572 (3 июня 2022 г.)
  • Аукционный вестник №571 (27 мая 2022 г.)
  • Аукционный вестник №570 (20 мая 2022 г.)

8 изменений в 223‑ФЗ с 1 июля 2022 года

  • Сокращается количество конкурентных способов закупок – остается всего три основных
  • Меняется процедура проведения закупок
  • Новые требования к участникам
  • Исполнение контракта
  • О приятном: существенно сократились сроки оплаты по контрактам
  • И в заключение
  • С этой статьей читают:

Конкурентные способы закупки:

  • Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
  • Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
  • Аукционы (открытый аукцион в электронной форме);
  • Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
  • Запрос котировок в электронной форме.
  • При проведении открытых конкурсов и при аукционах Заказчики разрабатывают только извещение, документация необязательна. Но обоснование НМЦК и проект контракта Заказчики обязаны размещать.
  • Заявка в аукционе и запросе подается по единой форме без разделения на части, как раньше. Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми.
  • Иностранные участники подписывают документы электронными подписями, которые выпущены по нормам иностранного государства, международным стандартам и признаны в России.
  • Электронный аукцион проводится через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Сокращается с 10 до 4 минут срок подачи ценового предложения, торги ограничиваются 5 часами.
  • После ценовых предложений участников оператор ЭТП формирует протокол, и заказчик начинает рассматривать заявки. До этого заявка не рассматривается. Это сократит время для проведения аукционов, запросов.
  • При открытом конкурсе первая часть заявки рассматривается в течение 2 рабочих дней (для ряда закупок – 5 рабочих дней), то есть срок рассмотрения также сокращен.
  • Новый вид обеспечения заявки и контракта: независимая гарантия. Расширен перечень организаций, которые вправе выдавать такие гарантии (теперь это не только банки).
  • Обеспечение заявки потребуется при участии в закупке с НМЦК от 1 млн. рублей.
  • Появляется новое основание для отклонения заявки: несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

На всех этапах проведения закупочных процедур будет предусмотрен электронный документооборот.

В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:

  • акт приемки товара, работы или услуги;
  • односторонний отказ от исполнения контракта;
  • обжалование.

Для электронных процедур, как правило, бывает достаточно скана БГ, который нужно прикрепить на портал площадки вместе с остальными документами.

В некоторой документации указывается, что вместе с гарантией на обеспечение участия потребуется предоставить дополнительные документы от банка (например, доверенность на подписанта, нотариально заверенная доверенность на подписанта и т.д.), соответственно, при выборе банка и подаче заявки нужно эту информацию донести до сотрудников или Вашего агента, чтобы заранее узнать, сможет ли банк эти документы предоставить и как быстро.


Данный документ надо рассматривать в совокупности с последними изменениями в Бюджетном Кодексе (далее — БК РФ), 244 ФЗ от 01.07.2021г., 146 ФЗ от 28.05.2022г., законом о бюджете на 2022 год N 390-ФЗ от 06.12.2021г., Постановлением № 2271 от 13.12.2021г (приостановлено до 31 декабря 2022г), письмами Минфина № 09-02-06/108295 от 30.12.2021, № 09-02-09/1648 (Казначейства N 07-04-05/04-479) от 14.01.2022.

Некоторые документы необходимо будет заполнять и подписывать в электронном виде. Специальные бланки можно будет найти на сайте ЕИС, скачать их оттуда и использовать в своей работе:

  • акт приемки товара, работы или услуги;
  • бланк одностороннего расторжения контракта;
  • форма обжалования.

Некоторые документы будут полностью исключены для процедур. Конкурентные электронные закупки будут проводиться без документации. Требования к заявке и правила по ее подготовке войдут в форму извещения о проведении мероприятия.

Для большинства закупок извещение об их проведении станет главным документом, в котором будут даваться все необходимые сведения. На сегодняшний день алгоритм пока такой: в извещении указана только общая информация, а для конкретизации некоторых моментов нужно будет открыть документацию о закупке, которая идет вместе с извещением.

Закупочная документация никуда не исчезнет для закрытых конкурентных мероприятий – конкурсов и аукционов закрытого формата.

Банковским гарантиям посвящена статья 45 44-ФЗ, в которой с 1 января 2022 года также произойдут изменения. Во-первых, само название статьи изменится на «независимые гарантии», но не это главное. А, во-вторых, расширится перечень организаций, уполномоченных на выдачу таких гарантий.

Нужно понимать, что банки никуда не денутся, и участники, как и раньше, смогут обращаться в них за выдачей БГ для предоставления обеспечения контракта. Дополнительно появится государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», куда смогут обращаться поставщики. Также начнут свою деятельность по выдаче независимых гарантий региональные гарантийные организации – они будут предоставлять финансовую услугу малому бизнесу.

А если участник закупки зарегистрирован в одной из стран ЕАЭС, то таким компаниям-участникам будет выдавать независимые гарантии Евразийский банк развития.

Часто задаваемые вопросы. Обеспечение заявки

Обеспечение заявки на участие — это денежный задаток, который участник предоставляет как гарант того, что он действительно намерен участвовать в торгах. Его возвращают, если участник не выигрывает торги. А если выигрывает, то получает задаток обратно, как только заключит контракт с заказчиком.

Если же участник выигрывает торги, но отказывается подписывать контракт, обеспечение заявки ему не вернут.

До этого обеспечение заявки нужно было в тех случаях, когда НМЦК превышала 5 млн руб. Запросы котировок под это требование не попадали, потому что в них НМЦК была меньше. Теперь же обеспечение понадобится и в этой процедуре.

С нового года торговая площадка, а не заказчик, будет следить за тем, соответствует ли заявка участника требованиям заказчика. Например, заказчик установил запрет на поставку иностранных изделий, а участник как раз указал их. В этом случае оператор ЭТП вернет участнику его заявку.

Площадка будет быстро сообщать участникам об изменениях в закупке, на которую они претендуют. К примеру, если заказчик внесет изменения в извещении, то оператор ЭТП сообщит об этом в течение часа.

Данные участников будут конфиденциальными. Так площадка закрывает поле госзакупок от тех, кто в них не участвует, а значит, необязательно должен располагать специальной информацией.

Еще одна хорошая новость: аккредитация участника закупок на всех площадках после регистрации в ЕИС будет не только автоматической, но и бессрочной. Исключение — площадка «АСТ ГОЗ». Чтобы аккредитоваться на ней, придется подать заявление. Это потому, что там заказы размещают МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, которые не торгуются на общих условиях.

С 2022 года на размещение проекта контракта в конкурсах и аукционах у заказчика будет два рабочих дня после публикации итогового протокола закупки. А в запросе котировок — всего три часа.

На то, чтобы подписать проект контракта, у победителя конкурса и аукциона будет пять рабочих дней. А в запросах котировок контракт будут подписывать за один день.

На то, чтобы разместить подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП, у заказчика будет два рабочих дня после подписания. В случае с запросом котировок — один день.

База паспортов потенциальных поставщиков представляет собой электронную базу сведений о потенциальных поставщиках. Данные получают из государственных и негосударственных информационных систем, и формируют на веб-портале госзакупок в соответствии с Правилами осуществления госзакупок. Формировать и вести данную базу будет уполномоченный орган (ст. 12 Закона).

Согласительная Комиссия – это постоянно действующий коллегиальный орган, который создает заказчик в порядке, определенном Законом. СК рассматривает обращения поставщиков, которых включили в РНУ из-за уклонения от заключения договора о госзакупках. В состав СК в обязательном порядке входят представители Национальной палаты предпринимателей РК. Уполномоченный орган утверждает типовое положение, порядок работы СК и порядок обращения поставщиков. Срок на подачу обращения в СК поставщиком составляет – 10 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о включении в РНУ.

При объявлении конкурса на СМР, конкурсная документация должна содержать техническую спецификацию, утвержденную в установленном порядке, проектно-сметную документацию и положительное заключение комплексной вневедомственной экспертизы.

Добавлен новый функционал – предварительное извещение о проведении конкурса. Это право заказчика или организатора размещать на веб-портале объявление заранее, до объявления самого конкурса.

Оно позволит сократить срок на прием заявок, после размещения объявления о закупке.

Что изменится в 44‑ФЗ и 223-ФЗ с 1 июля 2022 года

Процедура проведения аукциона изменена по последовательности: на первом этапе участники снижают цены друг друга, то есть непосредственный аукцион, а на втором этапе проверяют квалификацию победителя и соответствие его заявки требованиям аукционной документации, далее – АД.

Стартовая цена – цена, предложенная потенциальным поставщиком до проведения аукциона, прилагаемая к заявке на участие в аукционе, которая не может быть ниже выделенной суммы предмета аукциона более чем на пять процентов.

Еще одно новшество заключается в том, что при проведении аукциона единым оператором в сфере государственных закупок обеспечивается конфиденциальность потенциальных поставщиков до истечения срока проведения аукциона.

Рассмотрение заявок начинают с поставщика, цена которого является наименьшей. Если его заявка соответствует квалификационным требованиям и требованиям АД, формируется протокол об итогах аукциона. При этом заявки остальных участников аукциона не вскрываются.

Если заявка не соответствует, формируется промежуточный протокол об итогах аукциона. И комиссия переходит к рассмотрению заявки поставщика, цена которого является следующей после наименьшей цены. Комиссия рассматривает заявки в течение двух рабочих дней со дня проведения аукциона или размещения промежуточного протокола об итогах госзакупок. Протокол об итогах автоматически формируется и размещается веб-порталом в день окончания рассмотрения заявки. Одновременно направляется уведомление всем членом комиссии и поставщикам, подавшим заявки на участие.

Процедура заключения договора на веб-портале также изменена. В новой редакции Закона, если поставщик, определенный победителем, не подписал в установленные пунктом 3 статьи 43 Закона сроки проект договора, заказчик направляет ему уведомление о необходимости подписания договора в течение 3 рабочих дней. Если он не подпишет договор в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления, заказчик в течение двух рабочих дней направляет договор поставщику, занявшему второе место.

  • Утвержден регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием и видео и фототехники на соответствие информации по контракту (120)
  • Кабмин России уточнил правила ведения РНП в сфере государственного заказа и оплаты договоров с МСП по Закону № 223-ФЗ (87)
  • ВС РФ: односторонний отказ заказчика от государственного контракта не всегда является основанием для включения его в РНП (84)

Промежуточные итоги за 2022 год показывают рост: за первое полугодие объем госзакупок вырос на 10 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (до 5 трлн р.), а объем закупок госкомпаний, наоборот, уменьшился на 58% (до 4,3 трлн руб.). Всего за шесть месяцев этого года заказчики разместили более 1 млн извещений о проведении закупок, что на 3% выше, чем в прошлом году.

Рост показателей особенно впечатляет на фоне мартовского спада: из-за санкций в отношении российской экономики количество закупок во всех отраслях резко сократилось, а число несостоявшихся торгов, наоборот, стало нарастать. Эксперты прогнозировали ухудшение ситуации из-за проблем с импортными поставками – складские запасы компаний быстро пустели.

Пожалуй, именно март стал самым серьезным испытанием для госзакупок: доля несостоявшихся торгов достигла минимального значения за два последних года. Наибольший спад показали закупки дорожной и спецтехники, медицинских товаров, продолжился и строительный спад (рост доли несостоявшихся сделок в этой отрасли начался в 2021 году, но в марте 2022 достиг максимальных значений).

Заказчики высылают приглашения поставщикам, которые подходят под требования закупки. Порядок приглашения зависит от того, в какой части аукционной документации содержатся сведения с гостайной.

Секретные данные содержатся в документах и контракте

Если информация, которая составляет гостайну, содержится только в документах и контракте, то заказчик публикует извещение об аукционе в ЕИС за 30 дней до окончания приема заявок.

Засекречен объект закупки

Извещение в ЕИС не публикуют, если название предмета закупки секретно, а также в закупках по страхованию, перевозке, охране драгметаллов, камней, музейных экспонатов, услуг водителей и клининга для судей и приставов.

Заказчик рассылает приглашения подрядчикам, которые подходят по требованиям, за десять дней до даты вскрытия конвертов. В приглашении госзаказчик пишет свое название, адрес, предмет закупки, место и как можно получить документацию.

Поставщики, которым интересна закупка, отправляют заказчику письменный запрос документации. К запросу прикладывают документы, которые подтверждают их соответствие требованиям 44-ФЗ и наличие доступа к гостайне.

Заказчик может установить плату за документы, которая не может превышать расходы на изготовление их копий.

Документация закрытого аукциона, ее изменения, ответы на запросы о разъяснениях предоставляют только в бумажном виде.

За пять дней до вскрытия конвертов с заявками госзаказчик направляет в ФАС список участников, которым направил документацию, и копии приглашений.

(подп. “б” п. 19, п. 21 ст. 2 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

Статья 95 Закона N 44-ФЗ дополнена новой ч. 22.2, изменены чч. 2, 7 и 11 ст. 104 Закона N 44-ФЗ.

Указанное обращение заказчик должен направить не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Как следует из новой редакции ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в этом случае информация о контрагенте включается в РНП, если отсутствовали основания для одностороннего отказа контрагента от исполнения контракта. Проверяет наличие таких оснований контрольный орган.

(пп. “е” и пп. “ж” п. 33 ст. 5, п. 1 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Начнут применяться положения ч. 12.1 и ч. 14.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

В случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, в т. ч. закрытых:

– заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещает его в ЕИС;

– решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее 1 часа с момента его размещения автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику, подрядчику, исполнителю (далее – контрагент). Датой поступления решения контрагенту считается дата его размещения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрагент;

– поступление решения контрагенту считается надлежащим его уведомлением об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В случае отмены заказчиком не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в ЕИС, заказчик не позднее 1 дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием ЕИС извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещает его в ЕИС.

(пп. “м” п. 33 ст. 5, п. 1 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Начнет применяться п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Контракт в таком случае будет заключаться в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый контракт. При этом в случае, если участник закупки разместил на электронной площадке отказ от заключения контракта либо в установленный срок не разместил такой отказ, но и не выполнил действий, свидетельствующих о согласии заключить контракт, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал в ходе закупки такую заявку.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *