Отличие обыска от осмотра места происшествия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие обыска от осмотра места происшествия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ответственным за проведение обыска является следователь. Оперативные работники полиции занимаются охраной места обыска, исключением преждевременной огласки его результатов, производством личного обыска (если предполагается личный обыск женщины, в состав группы включается сотрудница), ведут наружное наблюдение за помещением или участком местности.

В качестве специалистов могут быть приглашены технические работники жилищно-эксплуатационных служб (сантехник, электрик, плотник), а также ювелир, антиквар, художник, переводчик, если владелец обыскиваемого объекта не знает языка судопроизводства, и врач. Врач может понадобиться, во-первых, для оказания помощи (при необходимости) участникам обыска; во-вторых, если в обыскиваемом помещении находится тяжелобольной, когда у следователя есть основания полагать, что при больном или в его постели сокрыты искомые объекты. Медицинская помощь и рекомендации врача в таких ситуациях помогут продолжить обыск по запланированному порядку.

В зависимости от конкретных обстоятельств дела в состав участников обыска допустимо включать и иных субъектов, которые окажут следователю активное содействие в обнаружении отыскиваемых предметов, используя для этой цели свои навыки, поисковые приборы и другие средства. Понятых следует подбирать заранее, еще до выезда к месту обыска, особенно когда при проникновении в помещение можно ожидать сопротивление; в случаях, не терпящих отлагательства, и в ночное время. Обыск лучше проводить в присутствии обыскиваемого лица или совершеннолетних членов его семьи. Если это невозможно, обязательно приглашение работников домоуправления или местной власти. При обысках в офисах учреждений, предприятий или организаций должен присутствовать их представитель.

Обследование жилых помещений не заменяет обыск

В конце октября 2019 года с разницей всего в несколько дней председатель Советского районного суда г. Красноярска вынес три практически идентичных решения о проведении оперативно-розыскного мероприятия (далее – ОРМ) в трёх разных квартирах. Объединяло эти решения то, что все три квартиры принадлежали учредителям и органам управления одного юридического лица. Как водится, в самих решениях не было никакой конкретики, там содержалось лишь общее указание на то, что по указанным адресам могут быть сокрыты важные документы, подтверждающие преступные действия. Уголовное дело по фактам, описанным в решениях суда, возбуждено не было.

Все три решения были обжалованы отдельно от самих ОРМ в Восьмом кассационном суде общей юрисдикции. Все три жалобы рассматривал один судья вышестоящего суда и вынес одинаковые отказы в их удовлетворении. В дальнейшем мы с коллегами решили отправлять жалобы в Верховный Суд России не разом, а с разницей в одну неделю. Таким образом все жалобы попали к разным судьям и получили три принципиально разных ответа.

В обоих случаях действия способствуют установлению истины. А отличие осмотра от обыска заключается, прежде всего, в целях их проведения. Роль осмотра многогранна. Такое мероприятие направлено на получение информации о месте происшествия, обстановке, признаках совершенного преступления. При этом в процессе детального исследования могут выполняться какие-либо замеры, фотографирование. Иногда попутно производится изъятие некоторых предметов, но это не является главной задачей.

Обыск же подразумевает именно обнаружение объектов, интересующих следствие, а также их конфискацию. Целью в этом случае является, например, найти похищенные вещи, нечестно полученные драгоценности, спрятанные орудия преступления или важные документы. Кроме того, в ходе таких действий может производиться поиск определенных лиц, например скрывающихся нарушителей.

Отличия между рассматриваемыми понятиями касаются оснований проведения таких процедур. Если говорить о транспортных средствах, осмотр проводится в таких случаях:

  1. Выполнение спецоперации. В такой ситуации должностные лица должны действовать по распоряжению начальства.
  2. Потребность в сверке обозначений авто с информацией в документах. Это требуется при получении ориентировки об угоне аналогичного автомобиля.
  3. Проверка соответствия груза информации в сопроводительной документации. Обычно это относится к грузовикам.
  4. Выявление неисправности автомобиля, при которой его нельзя использовать.

При досмотре представитель правоохранительных органов может осматривать и щупать личные вещи человека. Также он может пользоваться специальной техникой. При этом полицейский не должен причинять вред здоровью или создавать опасность для жизни досматриваемого человека. Помимо этого, недопустимым считается повреждение личных вещей.

При осмотре разрешается лишь визуальное обследование вещей. При этом пользоваться специальными техническими приспособлениями или касаться имущества человека нельзя.

При остановке водителя сотруднику ГИБДД разрешается провести осмотр багажника, салона, зоны под капотом. При этом он просит водителя самостоятельно открывать все дверцы и крышки.

Для проведения досмотра требуется присутствие водителя и 2 понятых. При этом полицейский обязательно должен составить протокол и отразить в нем все сведения о процедуре. Важно, чтобы в ходе всех действий сохранялась целостность авто и личных вещей.

Обыск и обследование – 5 важных отличий схожих контрольных мероприятий

Личный досмотр хоть и производится в рамках одной статьи с досмотром вещей, но тем не менее не является аналогичной процедурой.

Так, досмотр вещей подразумевает их визуальный осмотр без нарушения конструктивной целостности.

Как правило производится досмотр вещей, находящихся в карманах одежды или в сумке нарушителя, тогда как при личном досмотре может быть осуществлено полное раздевание (до гола, включая носки и трусы) подозреваемого.

После личного досмотра обязательно должен составляться протокол ДЛ САП — протокол досмотра лица, совершившего административное правонарушения.

Досмотр вещей составления отдельного протокола не требует. Запись о нем делается в основном протоколе (о доставлении, о задержании и т.д.).

Проверить полномочия полицейских важно с той точки зрения, что часто обыск маскируют под обследование с целью раздобыть больше информации о правонарушениях компании путем расширения своих полномочий.И при обыске, и при проведении обследования проверяющие обязаны предъявить свои служебные удостоверения и документ, на основании которого они проводят мероприятие.

В распоряжении о проведении обследования представителю компании нужно обратить внимание на следующую информацию: основание для проведения мероприятия, наименование юрлица и адрес, по которому проводится обследование, ФИО и должности сотрудников (форма утверждена приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199). Копию распоряжения должны вручить под роспись уполномоченному представителю компании.

Обыск производится на основании постановления следователя (п. 2 ст. 182 УПК РФ). До начала обыска полицейские обязаны предъявить постановление о производстве обыска. Или судебное решение, разрешающее его производство (п. 4 ст. 182 УПК РФ).

В нем указывается дата, номер уголовного дела, место проведения обыска и название организации. Все такие сведения должны быть указаны верно.

Если, к примеру, в постановлении указан адрес (например, место его государственной регистрации), который отличается от фактического места, куда нагрянули полицейские, то обыск незаконный.

Как правило, цель полицейских – найти доказательства. Все важное и сокровенное у компаний обычно спрятано в сейфах и закрытых помещениях. Соответственно, цель проверяющих – получить доступ к информации.

Если они это делают в рамках обыска, то сотрудники правоохранительных органов могут вскрывать запертые помещения, шкафы и сейфы. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества (п. 6 ст.

182 УПК РФ).

Если же у полицейских в наличии распоряжение на проведение обследования, то ломать замки и двери они не вправе. Компания может отказаться открывать запертые на ключ помещения, шкафы, столы и т. д.. В такой ситуации конкретным сотрудникам можно отвечать, что у них на это нет должностных полномочий, ключей и т.п.

Кто конкретно – зависит от того, что хотят открыть. Если секретаря просят открыть тумбочку главбуха, то логично, что у него нет соответствующих полномочий. Или, к примеру, бухгалтера-кассира просят предоставить ключи и открыть дверь на складе.

Отсутствие возможности сделать это также объясняется тем, что должностные обязанности не предусматривают наличие у работников бухгалтерии ключей от складских помещений.

Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска (п. 8 ст. 182 УПК РФ). В случае проведения обследования полицейские не вправе запрещать сотрудникам общаться, передвигаться по офису и даже покидать его.

Если же такое случилось, то спокойно спросите у сотрудника, на основании какой нормы закона, вы не вправе передвигаться и общаться с коллегами. Возможно, это напомнит полицейским, что в рамках обследования у них таких полномочий нет. Тогда эти нарушения позже будут являться одним из оснований для признания контрольного мероприятия незаконным.

Так как оно было проведено с нарушением законной процедуры.

Перед осмотром следователь (или дознаватель) должен предъявить вам свое служебное удостоверение и объяснить, какое преступление у вас произошло и какие помещения он будет осматривать.

Если с осмотром пришли другие сотрудники полиции, они обязаны показать еще и поручение следователя на проведение этого следственного действия.

Осматривать следователь может любые помещения и открытую местность. Для осмотра жилого помещения без согласия проживающих в нем граждан необходимо решение суда (ч. 5 ст. 177 УПК РФ).

Обычно вместе со следователем на осмотр приезжают оперативники и эксперт-криминалист. Они помогают следователю осматривать помещения, предметы, документы и т. д. Всех приехавших следователь записывает в протокол как участников следственного действия. Кроме сотрудников полиции, в осмотре могут участвовать приглашенный специалист и представитель фирмы.

Задача специалиста – помочь следователю разобраться в вопросах, которые требуют специальных познаний. Например, оценить изымаемое имущество, «взломать» компьютерную программу, установить, какие документы свидетельствуют об уклонении от уплаты налогов, и т. п.

Закон требует, чтобы в осмотре помещений фирмы участвовал кто-нибудь из ее администрации (руководитель, его заместитель, главный бухгалтер). Если присутствие представителя фирмы невозможно, об этом делают запись в протоколе. Так сказано в пункте 6 статьи 177 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Однако нарушение этого требования не всегда означает, что осмотр незаконен. Если обеспечить присутствие руководства невозможно (директор «в бегах», болен, в командировке и т. д.), следователь делает запись об этом в протоколе и проводит осмотр без официального представителя фирмы.

Закон разрешает следователю изымать только те предметы и документы, которые относятся к уголовному делу. Так записано в части 3 статьи 177 УПК РФ.

Возражайте против изъятия (письменно отразите это в протоколе), если считаете, что документы и предметы, которые хочет забрать следователь, не имеют отношения к расследованию преступления.

Нередки случаи, когда следователь изымает компьютерную технику. Ваша задача – не допустить, чтобы он забрал помимо системного блока еще и монитор, клавиатуру и т. д.: получить все это назад будет очень сложно, а иногда и невозможно. Постарайтесь объяснить сотрудникам полиции, что необходимая им информация находится именно в системном блоке, а все остальное оборудование абсолютно ни при чем.

Изъятие проводится по определенным процессуальным правилам. Вот они.

Все изъятые предметы должны быть предъявлены участникам осмотра, а затем упакованы и опечатаны. На упаковках следователь обязан сделать записи о том, где (в каком помещении) обнаружен и изъят предмет.

Если следователь считает, что на территории фирмы или у предпринимателя находятся документы или предметы, имеющие значение для расследования, он может провести обыск (ч. 1 ст. 182 УПК РФ).

Когда следователь точно знает, что хочет найти, он проводит выемку. При этом изъять он вправе только те предметы или документы, которые указаны в постановлении о проведении этого следственного действия.

Обыск и выемку проводят только после возбуждения уголовного дела.

Имейте в виду: уголовное дело может быть возбуждено как по вашей фирме, так и в отношении партнера по бизнесу. Во втором случае вы нужны следствию только как источник информации. Такая ситуация менее опасна, поскольку «роют» не под вас, а под вашего контрагента.

Глава 6. Подмена обыска осмотром места происшествия и оперативными мероприятиями

Цель личного обыска – обнаружить непосредственно у гражданина предметы и документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Обязательное условие – обыскивающий и понятые должны быть одного пола с обыскиваемым.

Обратите внимание: нельзя проводить личный обыск свидетеля или потерпевшего (ч. 1 ст. 184 УПК РФ).

Чтобы обыскать человека, следователь должен с согласия руководителя следственного органа получить решение суда (п. 6 ч. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 165 УПК РФ).

В ходе судебно-бухгалтерской экспертизы эксперт анализирует финансово-хозяйственные операции фирмы.

Судебно-бухгалтерская экспертиза может установить точный размер ущерба, причиненного преступлением. Например, каковы убытки от продажи пиратских видеокассет, дисков.

С помощью этой экспертизы можно определить финансовый результат взаимоотношений разных фирм: кто, кому, за что и сколько должен. Можно выяснить прибыльность как отдельных сделок, так и предприятия в целом, установить, какие действия привели к банкротству фирмы и т. п.

Чаще всего судебно-бухгалтерская экспертиза назначается при расследовании налоговых преступлений.

Следователи, как правило, плохо разбираются в тонкостях бухучета и налогообложения. В спорных вопросах им приходится доверять мнению эксперта. Тем более что за свои выводы он отвечает «головой» – за заведомо ложное заключение эксперт может попасть на скамью подсудимых.

Бывают ситуации, когда следователь специально не назначает судебно-бухгалтерской экспертизы. Например, если в деле есть акт документальной проверки, проведенной налоговой инспекцией. Зачем следователю заключение эксперта, раз под рукой обвинительные выводы, сделанные специалистами? Ведь экспертиза может свести на нет все их усилия. В такой ситуации обращайтесь к независимым экспертам.

Результаты произведенных обыска и выемки фиксируются в протоколе, который должен содержать сведения о ходе этих действий и их результатах. В процессе обыска следователю рекомендуется применять диктофон для того, чтобы использовать необходимую информацию полученную по ходу обыска при составлении протокола. Так, в протоколе отмечается, какие объекты выданы добровольно, что и где обнаружено, каковы индивидуально-определенные признаки обнаруженных объектов (внешний вид, размер, вес, количество, цвет, дефекты), документов (материал, реквизиты, способ исполнения, цвет красителя, начальная и конечная фраза текста), отмечаются негативные обстоятельства, причины принудительного вскрытия хранилищ, что и как было вскрыто, не оказывал ли противодействие обыскиваемый, применялись ли научно-технические средства. Изъятое описывается в протоколе, но при этом не следует делать каких-либо выводов об их ценности, сорте, качестве, формирование которых возможно только при проведении экспертных исследований. При обнаружении тайников подробно указываются места их расположения, устройство, размер предметов, признаки упаковки. Обнаруженные в нем предметы фотографируются. В тех случаях, когда изымается множество предметов, составляется опись, которая прилагается к протоколу. В качестве дополнительного иллюстративного материала в процессе обыска или выемки возможны графические средства фиксации (планы, схемы). В протоколе также отражается факт применения фото-, киносъемки, а иногда видеозаписи. Доказательственное значение фотоснимков как носителей сведении об обстоятельствах дела повышается, если к делу приобщаются не только фотоснимки, но и негативные пленки. Приобщение к делу негативной пленки позволяет убедиться в подлинности фотоснимков. В протоколе должно быть указано, какие конкретные предметы изымаются и приобщаются к делу, какие передаются на хранение и кому (под сохранную расписку). Все изымаемые объекты снабжаются бирками, ярлыками, жетонами с удостоверительными подписями лица, у которого произведено истребование, понятых и других присутствующих при этом лиц.

Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается обыскиваемому или лицу, у которого производилась выемка. В случае отказа обыскиваемого или представляющих его лиц от подписи применяется правило ст. 142 УПК об удостоверении факта отказа от подписания протокола следственного действия.

1. Основанием осмотра являются сведения о том, что в результате обозрения доступного для следователя объекта можно получить имеющую значение для дела информацию. Доступность объекта сводит принуждение при осмотре к минимуму (оцепление, запрет дорожного движение в месте осмотра). Это позволяет проводить осмотр на основе любых данных, даже когда источник осведомленности неизвестен. Поэтому для производства осмотра не требуется вынесение постановления. Исключение составляет принудительный осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц (см. коммент. к ч. 5 ст. 177).

2. Осмотр следует отличать от сходного с ним следственного действия — обыска. Об этом см. коммент. к ст. 182.

3. Часть вторая комментируемой статьи указывает особенности осмотра места происшествия. Местом происшествия считается то место, где произошло интересующее следствие событие, например оставлены какие-либо следы преступления. В этом значении (по объекту осмотра) местом происшествия может быть любая местность, жилище, иное помещение, что на практике может вызывать вопросы: например, если жилище является местом происшествия, а проживающие в нем лица возражают против осмотра, то можно ли осмотр жилища произвести до возбуждения дела как осмотр места происшествия? Представляется, что осмотр места происшествия как разновидность этого следственного действия выделяется не только и не столько по объекту осмотра, сколько по другому критерию — его неотложности. Главное для осмотра места происшествия — наличие неотложной ситуации, угрозы утраты следов преступления и т.д. (о понятии неотложной ситуации см. коммент. к ст. 157, ч. 5 ст. 165). В судебном следствии также может быть проведен осмотр местности и помещения (ст. 287 УПК), которые вполне могут являться и местом совершения преступления, местом обнаружения следов и которые во время предварительного расследования могли осматриваться как место происшествия. Один и тот же объект (например, квартира убитого) во время предварительного расследования может являться местом происшествия, а во время судебного следствия перестает считаться таковым и рассматривается просто как помещение. Таким образом, в судебном следствии никогда не может быть осмотра места происшествия, потому что всегда отсутствует неотложная ситуация. Во-вторых, место происшествия должно быть доступно (общее правило). Поэтому осмотр места происшествия не сопряжен с процессуальным принуждением.

Таким образом, осмотр места происшествия определяется необходимостью неотложного исследования доступного объекта. Из этого вытекают важные практические следствия:

1) до возбуждения уголовного дела можно проводить только осмотр места происшествия (места, где имеются следы преступления). В том числе под осмотр места происшествия подпадает осмотр местности, помещений и жилища, предметов и документов, трупа (если нет необходимости в принудительной эксгумации), животных;

2) осмотр местности, жилища и иных помещений не является осмотром места происшествия, и его нельзя проводить до возбуждения дела, если с его помощью устанавливаются не следы преступления, а иные подлежащие доказыванию обстоятельства. Например, осмотр места жительства несовершеннолетнего обвиняемого для выяснения его условий жизни и воспитания; осмотр места, описанного обвиняемым, где он якобы находился в момент совершения преступления, для проверки его алиби;

3) повторного осмотра места происшествия быть не должно. После первого осмотра обычно утрачивается неотложность ситуации, поэтому последующие осмотры являются уже осмотром местности, помещения (а не осмотром места происшествия);

4) жилище, иное помещение, охраняемый участок местности, которые по объекту являются местом происшествия (в них находятся следы преступления), при возражении или сопротивлении заинтересованных лиц не могут быть осмотрены до возбуждения дела, так как осмотр места происшествия непринудителен. При возражениях проживающих лиц осмотр жилища проводится по правилам ч. 5 ст. 177 УПК. При сопротивлении владельцев иного помещения или участка местности (железные двери, охрана, мощное ограждение) может быть проведен принудительный обыск (а затем при необходимости фиксации внешней обстановки — осмотр). Чтобы обосновать применение процессуального принуждения, надо хотя бы располагать достаточными данными о наличии признаков преступления, которые и составляют основание для возбуждения дела (ч. 2 ст. 140 УПК).

ОРМ, обследование и обыск: чего хотят полицейские?

При проведении обыска следователь имеет право вынести запрет на перемещение и общение между находящимися на месте обыска работникам предприятия. Т.е. сотрудники фирмы, которые находятся на месте проведения обыска, не имеют право покидать данное помещение, а так же разговаривать и вообще общаться между собой. Личный обыск при обыске в компании имеет законную силу. Главной задачей поиска улик обыск например руководителя и главного бухгалтера просто необходим. А вот автомобили руководителей обыскивать можно только тогда, когда нашли ключи от них. Ломать двери транспортных средств запрещено. Но это всё в рамках правового действия, как обыск, а что же с обследованием компании?

Права и обязанности сотрудников полиции при обследовании компании — сразу же отметим, личный обыск запрещён. Так же сотрудники полиции не могут наложить запрет на передвижение сотрудников, они могут ходить куда им захочется и разговаривать между собой. Если вдруг какой ретивый проверяющий начнёт запрещать передвижения и разговоры между сотрудниками, ему надо напомнить о том, какое правовое действие проходит сейчас на предприятии. Ведь любой факт нарушения или превышения полномочий проверяющих будет основанием для того, что бы признать данное правовое действие незаконным.

Любой из работников предприятия может не отвечать на вопросы сотрудников полиции, как при обыске, так и при обследовании компании. Но лучше не злить полицейских, а на их вопросы отвечать , что согласно ст.51 Конституции РФ вы не хотите отвечать. Данная статья гласит о том, что любой человек имеет право не свидетельствовать против себя.

Еще один добрый совет: обязательно ведите аудио и видеосъёмку происходящего, но постарайтесь, что бы всё происходило анонимно. Так как чаще всего происходит, что все записи с видимых устройств изымаются сотрудниками полиции.
И обязательно, позвоните своему юристу или адвокату — пусть поприсутствует во время действий оперативников.

обыск, следственные действия, выемка, УПК РФ

1. В ч. 1 ст. 176 УПК РФ не содержится определения осмотра. Указывается только на основные цели этого следственного действия: обнаружение следов преступления, выяснение других обстоятельств, имеющих значение для дела. Этот перечень целей осмотра может быть расширен и детализирован. Так, к целям осмотра относятся также предварительное исследование обнаруженных объектов, их фиксация. К другим обстоятельствам, имеющим значение для дела, но не указанным в данной норме закона, относится собирание сведений об обстоятельствах, облегчивших или затруднивших совершение преступления, о личности преступника и др.

2. Кроме указанных в ч. 1 ст. 176 УПК РФ объектов, осмотру могут подвергаться и другие объекты: похищенные домашние животные и птицы; участвовавшие в ДТП транспортные средства; производственные агрегаты и механизмы, при эксплуатации которых были нарушены правила техники безопасности, что повлекло за собой увечья людей; труп и пр. Если труп входит в число объектов, подлежащих осмотру на месте происшествия, то его осмотр представляет собой составную часть осмотра места происшествия.

3. В связи с изложенным осмотр возможно определить как следственное действие, заключающееся в непосредственном восприятии и исследовании объектов, имеющих значение для уголовного дела, в обнаружении предметов, документов, веществ и других следов, которые имеют или могут иметь доказательственное значение.

Согласно УПК РФ, осмотр места происшествия направлен на:

  • Выявление следов преступления. К ним необходимо относить все предметы, имеющие признаки вещественных доказательств.
  • Выяснение прочих значимых обстоятельств. Данная цель предполагает формирование представления об обстановке места преступления.

Разница между осмотром и обыском

Учитывая вышесказанное, можно заключить следующее:

  • До возбуждения дела допускается выполнение только неотложного осмотра места происшествия, в том числе жилища, иного помещения, а также местности, документов, предметов.
  • Повторного производства рассматриваемого следственного действия не должно быть. После первого осмотра неотложность ситуации устраняется. Соответственно, впоследствии будет иметь место обследование не места происшествия, а помещения, местности и пр.

1. Обнаружение следов преступления (ст. 176 УПК). Следы здесь понимаются в широком смысле, в том числе, к ним относятся предметы, обладающие признаками вещественных доказательств.

[3]

2. Выяснение других обстоятельств, имеющих значение для дела. Эта цель предполагает выяснение обстановки места осмотра, обнаружения трупа и т. д. Не является целью осмотра — обнаружение разыскиваемых лиц, так как это одна из специальных целей обыска.

3. Процессуальная фиксация признаков осматриваемых объектов (в том числе изъятие и упаковка обнаруженных следов преступления, отражение их в протоколе).

В уголовно-процессуальном законе выделяются следующие виды следственного осмотра:

[2]

По нашему мнению, к указанному перечню необходимо добавить осмотр животных, поскольку их в полной мере нельзя отнести ни к одному из перечисленных объектов осмотра.

Кроме того, следственные осмотры подразделяются по последовательности и объему обследования объектов на первоначальный и повторный, основной и дополнительный. Дополнительный осмотр предполагает обследование неисследованной части уже осмотренного объекта. При повторном осмотре проводится обследование объекта, осмотренного ранее.

Осмотр места происшествия завершается критической оценкой следователем проделанной работы с точки зрения ее полноты и успешности. Высоко оценивая важность следственного осмотра места происшествия, следователь в то же время должен помнить, что данные осмотра, не подкрепленные другими доказательствами, недостаточны для разрешения дела по существу.

2.2 Осмотр трупа на месте его обнаружения

Эта разновидность осмотра регламентирована в УПК отдельно в виду необходимости соблюдения при нем ряда специфических правил. 10

Осмотр трупа осуществляется следователем в присутствии понятых с обязательным участием судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия — иного врача 11 .

На месте обнаружения трупа следователь производит его наружный осмотр. Наружный осмотр трупа состоит из двух стадий общего и детального осмотра.

При этом обязательно исследуется следующее:

1. Поза трупа и его положение на месте происшествия. Общий осмотр начинается с фиксации местонахождения трупа, его положения по отношению к окружающим предметам на месте происшествия, общего вида и позы трупа, т. е. расположения относительно друг друга его частей. Положение и поза трупа имеют существенное значение для формирования версий о механизме происшествия. Если трупу придана искусственная поза, в которой он удерживается какими-либо приспособлениями, то они должны быть тщательно осмотрены и описаны. Об изменении положения трупа на месте происшествия и его позы против первоначальных свидетельствуют прежде всего расположение и характер трупных пятен. Трупные пятна могут исчезать при перемещении трупа и изменении его положения и образовываться в других частях трупа только в течение первых 6—8 час после смерти. Через 10—12 час трупные пятна не исчезают совсем, лишь частично перемещаются, а к концу первых суток после смерти при перемещении трупа уже не меняют своего расположения.

Материалы дела при допросе должны лежать на столе, в них могут быть сделаны закладки.

Нужно изучить личность допрашиваемого лица. Такая возможность есть не всегда, но определённый минимум знаний необходим. Это знания о возрасте, наличии судимостей, уровень образования, если есть возможность – какую позицию лицо занимало при расследовании предыдущих дел, как он вёл себя при задержании.

Подготовка доказательств, применяемых при допросе. Должны быть сделаны закладки, ксерокопии протоколов и т.д. Могут предъявляться вещественные доказательства, они должны находиться поблизости, чтобы следователь мог оперативно их достать.

Составление плана допроса. По несложным ситуациям он может быть устным. В ряде случаев план допроса необходим, там надо фиксировать ключевые места, которые станут проверяться в ходе других следственных действий.

Подготовка технических средств – запись допроса, может быть демонстрация вещественных доказательств.

Обеспечение участия лиц, которые по закону должны принимать участие в допросе – переводчик, законный представитель, защитник. С ними обговариваются вопросы, связанные с процедурными моментами – время, место.

Такие действия следователя незаконны. В этом случае лицо, в чьем жилище производится обыск, лишается важнейшей процессуальной гарантии, предусмотренной для этого следственного действия — проверки судом достаточности оснований для производства следственного действия, ограничивающего право на неприкосновенность жилища.

Если фактически был произведен обыск, а не осмотр места происшествия, как указано в протоколе: из протокола не следует, что изъятые предметы не были расположены на открытых для наблюдения местах. Чтобы их обнаружить, следователь проводил принудительные поисковые мероприятия, а не фиксировал общую обстановку совершения преступления. Таким образом, следователь подменил следственное действие, требующее больших гарантий прав личности, следственным действием, не содержащим таких гарантий.

Н. Власенко, прокурор управления прокуратуры Саратовской области, кандидат юридических наук.

А. Иванов, доцент кафедры криминалистики Саратовской государственной академии права.

Следственный осмотр — одно из наиболее эффективных действий, с помощью которых обнаруживается и включается в сферу процессуального доказывания значительная часть материальных носителей криминалистической информации.

Для отечественного судопроизводства ч. 5 ст. 177 УПК РФ, устанавливающая порядок производства осмотра жилища, принципиально новая. Остановимся на некоторых проблемах ее трактовки.

До сих пор не ясен ряд вопросов: может ли жилище быть осмотрено до возбуждения уголовного дела в рамках осмотра места происшествия; кого понимать под проживающими в жилище лицами; как должно оформляться согласие проживающих в жилище лиц на его осмотр; нужно ли получать согласие у всех жильцов; что делать, если, несмотря на наличие судебного решения об осмотре жилища, проживающие в нем лица отказываются впустить участников осмотра?

Под местом происшествия, как правило, подразумевают участок местности или помещение, где были обнаружены следы события, требующего расследования. В жилых помещениях нередко совершаются убийства, изнасилования, кражи и иные преступления, в результате которых на месте их совершения остаются различные следы. Поэтому в широком смысле понятие «место происшествия» охватывало собой и участки местности, и помещения (в том числе жилые). В связи с этим ранее результаты осмотра жилого помещения, в котором предположительно имелись следы преступного события, оформлялись протоколом осмотра места происшествия.

Анализ уголовных дел, следствие по которым проводилось после вступления в законную силу УПК РФ, позволяет сделать вывод о том, что на практике еще не выработано единообразного подхода к осмотру жилища и порядку оформления связанных с этим действием процессуальных документов.

В одних случаях следователи возбуждали перед прокурором ходатайство о даче разрешения на осмотр жилища, мотивируя это тем, что проживающее в нем лицо совершило преступление и возражает против производства осмотра в жилище. Однако письменно такое возражение никак не оформлялось и не выяснялось согласие других проживающих в этом жилище лиц.

В другой ситуации следователь проводил осмотр жилища в присутствии и с согласия матери проживающего там лица, совершившего преступление, но опять же в отсутствие этого лица.

В третьем случае при обнаружении в жилом доме трупа мужчины, который проживал один, осмотр жилища проводился вообще без согласия и присутствия каких-либо лиц.

В четвертой ситуации следователь составил протокол осмотра места происшествия вместо протокола осмотра жилища.

Во всех случаях протоколы осмотра жилища или места происшествия недопустимыми доказательствами не признавались и были положены в основу приговора. Однако такое положение дел можно связать с недостаточной активностью стороны защиты.

С принятием УПК РФ осмотр следов преступления в жилище, как уже говорилось, должен проводиться в соответствии с ч. 5 ст. 177 и оформляться протоколом осмотра жилища. Означает ли это, что производство осмотра жилища допустимо только после возбуждения уголовного дела, даже если на то есть согласие проживающих в нем лиц? Уголовно-процессуальный кодекс не дает четкого ответа.

В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В определенных ситуациях жилище может быть местом происшествия. Поэтому полагаем, что в таких случаях осмотр жилища может быть проведен и до возбуждения уголовного дела. Этот вывод основывается на формулировке ч. 5 ст. 165 УПК, устанавливающей, что в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, он может быть проведен на основании постановления следователя без получения судебного решения.

5 ст. 177 подразумеваются совершеннолетние лица, постоянно или временно проживающие в подлежащем осмотру жилом помещении или владеющие им на праве частной собственности, независимо от факта их регистрации в этом жилище .

См., напр.: Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика. М., 2003. С. 82.

Не совсем ясно, нужно ли получать согласие у лица, временно отсутствующего (например, уехавшего в командировку), если другие лица, проживающие в жилище, дали согласие на осмотр. По смыслу закона, нужно выяснять мнение о возможности проведения осмотра жилища у всех проживающих в нем лиц. При этом закон не оговаривает зависимость получения такого согласия лиц от законности их проживания в жилище (в частности, помещение ими может быть самовольно занято, приобретено путем незаконной сделки и т.п.).

В ситуации, когда жилище сдано в аренду, очевидно, нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, а нужно истребовать согласие арендатора, поскольку именно он на этот момент непосредственно владеет и пользуется этим помещением.

Следует подчеркнуть, что согласие испрашивается лишь у надлежащего лица. Согласие иного лица (ребенка, няни, домработницы или соседа и т.п.) в расчет не принимается. Если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, нужно спрашивать согласие на проведение осмотра у их законных представителей.

В случае, если хотя бы один из проживающих в жилище возражает против производства осмотра, должен действовать судебный порядок получения разрешения на осмотр.

Согласие должно быть реальным. Если оно оказалось следствием насилия, угроз или обмана, то оно не расценивается как добровольное и юридического значения не имеет. В США, например, собственник вправе давать согласие на любых условиях: разрешить осмотр первого этажа дома и не разрешить — второго. На наш взгляд, эта практика приемлема и применительно к отечественному уголовному судопроизводству. Если же возникла необходимость осмотреть иные помещения, а проживающие в квартире лица возражают, следователь вправе вынести соответствующее постановление и провести осмотр.

В таком случае следователь в течение 24 часов с момента начала осмотра должен уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия, приложив к уведомлению копии постановления о производстве осмотра жилища и протокола осмотра жилища.

Может возникнуть вопрос: нужно ли в этой ситуации после вынесения постановления составлять новый протокол осмотра жилища? На наш взгляд, не нужно. В этом случае можно продолжать фиксацию хода и результатов осмотра в уже начатом протоколе.

Аналогичным образом, как полагают некоторые авторы, следует поступать и тогда, когда лица, проживающие в жилище, сначала согласившиеся на его осмотр, впоследствии меняют свое решение и возражают против продолжения осмотра жилища . С таким мнением трудно не согласиться, поскольку в противном случае продолжение осмотра жилища без согласия на то проживающих в нем лиц будет нарушением их конституционных прав.

См.: Лопаткина Н. Реализация принципа неприкосновенности жилища в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 2002. N 11.

В законе не указано, как оформлять согласие лиц, проживающих в жилище, на осмотр. Хотя в типовом бланке протокола осмотра жилища отсутствует графа, предусматривающая запись о согласии на осмотр жилища, на наш взгляд, мнение о том, что согласие должно фиксироваться в протоколе следственного действия, справедливо .

См.: Герасимов С.И., Коротков А.П., Тимофеев А.Ф., 400 ответов по применению УПК РФ: Комментарий. М., 2002. С. 19.

В законе не сказано, можно ли проводить осмотр, если в момент его проведения в жилище отсутствуют жильцы. В ч. 5 ст. 177 УПК говорится, что если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со ст. 165. То есть основанием для возбуждения перед судом ходатайства о производстве осмотра жилища является возражение проживающих в нем лиц. А как быть, если у следователя нет ни согласия, ни возражения ввиду отсутствия проживающих в жилище лиц?

Сравнительный анализ ст. ст. 177, 180 и 182 УПК позволяет сделать вывод, что осмотр жилища в отличие от обыска может быть произведен и при отсутствии проживающих в нем лиц. Полагаем, что в таком случае для участия в осмотре должны быть приглашены представители местной администрации или той организации, в ведении которой находится жилое помещение (ЖЭУ, ДЭЗ, ТСЖ и т.д.).

О.

Баев справедливо указывает, что при осмотре жилища одна из первых тактических задач следователя — убеждение проживающих в нем лиц дать согласие на проведение осмотра. Это возможно путем разъяснения целей данного следственного действия, не противоречащих их интересам, негативных последствий отказа . Закон умалчивает, что делать, если, несмотря на уговоры и наличие постановления об осмотре жилища или судебного решения, проживающие в жилище лица отказываются впустить участников осмотра. В отличие от обыска при осмотре жилища уголовно-процессуальный закон не предусматривает возможности вскрывать любые помещения, если владелец отказывается открыть их добровольно.

См.: Баев О.Я. Указ. раб. С. 82 — 83.

Поскольку необходимость производства осмотра жилища мотивирована в постановлении следователя и кроме постановления есть судебное решение, то, на наш взгляд, в случае отказа жильцов добровольно предоставить следователю возможность для осмотра их жилища к ним должны быть применены меры принуждения, аналогичные тем, которые применяются при обыске. Учитывая, что действия правоохранительных органов будут носить законный характер, нарушения конституционных прав проживающих в жилище граждан не произойдет. Впоследствии лица, отказывающиеся выполнить законное требование следователя, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Так, ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Часть 2 ст. 294 УК устанавливает уголовную ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела. В этой связи проживающим в жилище лицам целесообразно разъяснять предусмотренную законом ответственность.

Процедура осмотра мест происшествия – один из самых важных этапов при получении доказательств и любой дополнительной информации, связанной с происшествием.

Без этой части не удастся найти важные улики, которые приводят к необходимости организовать уголовное расследование и дальнейшее преследование преступников. При поиске следователь имеет право изучать все предметы и объекты, которые посчитает заслуживающими интереса. Если кто-то из участников не согласен – об этом пишут в протоколе. Владельцы жилых помещений тоже получают копии документов.

Общеизвестно, что для производства обыска в жилище необходимо постановление суда. Данное требование закона вызвано необходимостью пресекать случаи злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц полиции, оно направлено на соблюдение прав граждан, касающихся неприкосновенности жилья.

Вместе с тем, вторжение в жилище — не единственный случай, когда нужно одобрение суда.

К примеру, если производится личный обыск лица, которое не находится в правомерно обыскиваемом помещении и не задержано в порядке ст. 91 УПК РФ, следователю тоже придется обращаться к суду с ходатайством о разрешении проведения этого действия.

Кроме того, постановление суда необходимо и в некоторых частных случаях, специально предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. Так, в соответствии с определениями Конституционного Суда РФ, решение о проведении обыска в служебных помещениях адвокатского образования (коллегии, кабинета) принимает суд.

Осмотр места происшествия, обыск или выемка?

Современная социально-политическая обстановка в Узбекистане, существующий уровень преступности, предъявляют повышенные требования к деятельности ОВД по расследованию преступлений. Сейчас как никогда ощущается необходимость в повышении качества и эффективности работы правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений. Это обусловлено в первую очередь избранным Республикой Узбекистан самостоятельным курсом обновления и развития, предполагающим построение правового демократического государства.

От качества расследования преступлений, от уровня профессиональной подготовки и компетентности следователей зависит реальное обеспечение охраны конституционных прав и гарантий людей, вера в торжество справедливости, построение правового государства.

В этом аспекте, очень важным представляется повышение эффективности проводимых следственных действий, т. е. тех инструментов, которыми на законном основании пользуется следователь в расследовании преступлений. Огромную помощь здесь может оказать психологическая наука, юридическая психология, изучающая наряду с другими правовыми проблемами и проблемы предварительного следствия.

Конечно, не психология будет устанавливать нормативные предписания, как и когда проводить те или иные следственные действия. Это не её дело. Это дело правовых дисциплин, с которыми она творчески сотрудничает, таких как: уловное право и процесс, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность, криминология и т. д. Но психология и только она может оптимизировать проведение следственных действий, повысить их эффективность, увеличить профессиональный потенциал следователя. От умелого учёта психологических факторов при расследовании преступлений зависит и качество следствия.

Цель лекции заключается в изучении с точки зрения психологии таких важных следственных действий как следственный осмотр и обыск, от которых во многом зависит дальнейшая результативность расследования.

1. Для качественного и эффективного осуществления следственного осмотра и использования полученной информации в дальнейшем расследовании преступления, следователь должен обладать такими познавательными качествами как: наблюдательность, любознательность, высокая концентрация внимания и его переключаемость, логичность и последовательность мышления, высокая ориентировка в ситуации и быстрота принятия необходимых решений.

2. Следы оставляемые преступником на месте происшествия могут дать информацию следователю о некоторых особенностях его личности, а также о том состоянии, в котором он находился в момент совершения преступления.

3. При осмотре места происшествия следователю зачастую приходится сталкиваться с инсценировками. Инсценирование на месте происшествия предпринимается преступниками с целью искажения картины истинного преступного события и запутывания следов.

4. Возможность разоблачения инсценировки обусловлена целым рядом признаков, которые следователь должен иметь в виду при осмотре места происшествия.

Обыск относится к числу неотложных следственных действий направленных на установление и закрепление следов преступления, с целью предотвращения их утраты, либо умышленного уничтожения преступниками.

Для того, чтобы произвести обыск в каком-либо помещении, ином месте, подвергнуть этому действию какое-либо лицо, следователь должен иметь достаточные основания.

В психологическом плане обыск — это отыскание сознательно скрытых объектов при помощи активного, целенаправленного восприятия помещений, предметов и лиц, с последующим мысленным анализом и синтезом собранной информации в условиях высокой неопределённости путей установления места сокрытия.

В психологическом аспекте обыск является сложным и очень специфическим следственным действием.

Психологические особенности обыска:

1. Обнаружение следов преступления (ст. 176 УПК). Следы здесь понимаются в широком смысле, в том числе, к ним относятся предметы, обладающие признаками вещественных доказательств.

2. Выяснение других обстоятельств, имеющих значение для дела. Эта цель предполагает выяснение обстановки места осмотра, обнаружения трупа и т. д. Не является целью осмотра — обнаружение разыскиваемых лиц, так как это одна из специальных целей обыска.

3. Процессуальная фиксация признаков осматриваемых объектов (в том числе изъятие и упаковка обнаруженных следов преступления, отражение их в протоколе).

В уголовно-процессуальном законе выделяются следующие виды следственного осмотра:

  • Осмотр места происшествия,
  • Осмотр местности,
  • Осмотр жилища,
  • Осмотр иного помещения,
  • Осмотр предметов,
  • Осмотр документов,
  • Осмотр трупа.

В ходе подготовки к обыску следователь выполняет следующие действия:

1. Собирает и анализирует данные об искомых объектах, имеющих значение для расследования (их наименование, количество, размер, вес, индивидуальные особенности), информацию о личности обыскиваемого (его отношение к следствию, профессию, привычки, образ жизни, распорядок дня, психологические особенности), сведения о месте вероятного сокрытия искомых объектов (его местонахождение, пути подхода к нему, расположение обыскиваемых и смежных помещений).

2. Составляет постановление о производстве обыска и получает согласие на его производство у прокурора. При необходимости проведения обыска в жилище следователь с согласия прокурора возбуждает ходатайство перед судом о выдаче разрешения на производство данного действия.

3. Подготавливает необходимые поисковые средства, а также технические средства фиксации хода и результатов поисков (см. соответствующую главу учебника).

4. Определяет время проведения обыска. УПК РФ предусматривает проведение обыска днем, т.е. с 6 до 22 часов. В ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств, обыски не допускаются.

Выемка — это следственное действие, заключающееся в истребовании и изъятии известных следователю предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся. Основания и порядок производства выемки предусмотрены ст. 183 УПК РФ.

При выемке производится изъятие строго определенных предметов и документов, если следователю заранее известны их индивидуальные признаки, где и у кого они находятся.

Выемка проводится по постановлению следователя, в производстве которого находится уголовное дело. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, производится следователем с санкции прокурора. Выемка в жилище, а также выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ. В постановлении о выемке указывается местонахождение изымаемых объектов, их наименование и индивидуальные признаки.

Постановление о выемке, а при необходимости и судебное решение, предъявляются лицу, которому принадлежат подлежащие изъятию предметы и документы, или представителю кредитной организации. В случае отказа добровольно выдать предметы, подлежащие изъятию, производится их принудительная выемка. При наличии у следователя достаточных оснований полагать, что лицо, находясь в месте выемки, скрывает при себе искомые объекты, может быть неотложно произведен его личный обыск.

Перед выемкой почтово-телеграфной корреспонденции на нее налагается арест. Осмотр и выемка корреспонденции проводится в присутствии понятых из числа работников почтово-телеграфного учреждения.

Обыск проводится в следующих случаях:

  • Есть необходимые основания предполагать, что похищенные ценности, предметы, документы, вещи, которые важны для гражданского иска, находятся у конкретного человека или в определенном помещении.
  • Если есть данные, что разыскиваемые люди, трупы или животные находятся в конкретном помещении.
  • Имеется мотивированное постановление следователя с санкции прокурора. В таких случаях не допускается обыск жилища или другого владения лица.
  • Обыск жилья проводится только по постановлению судьи.
  • Для обыска помещений, в которых проживают члены дипломатических представительств, а также их семьи, необходимо их согласие или просьба, которое запрашивается через Министерство иностранных дел.

Отличие обыска от выемки состоит и в разнице видов этих процессов.

Законом предусмотрен обыск :

  • Жилья граждан и прилегающих к нему построек и подсобных помещений.
  • Торговых и производственных помещений, офисов, организаций, частых лиц.
  • Помещений, в которых проживают дипломатические лица и их семьи.
  • Непосредственно подозреваемого.
  • Транспортных средств.
  • Земельных участков.

Для того чтобы провести обыск, следователь должен хорошо подготовиться. Для этого ему необходимо:

  • При обыске помещения знать расположение комнат.
  • Необходимы сведения об обыскиваемом.
  • Подобрать для роли понятых людей, которые не заинтересованы в деле.
  • Пригласить специалистов, которые могут понадобиться.
  • Подготовить необходимые технические средства.
  • Определить примерную зону поиска.
  • Принять соответствующие криминалистические меры.

Основное отличие выемки от обыска состоит в следующем:

  • Выемка предполагает, что имеются точные данные о том, где находится предмет или ценность, документ, подлежащий изъятию.
  • Также точно известно, у кого находится предмет, который следует изъять.
  • Анализируемое процессуальное действие осуществляется для обнаружения следов преступного деяния, выявления прочих значимых обстоятельств происшествия.
  • Уполномоченные сотрудники следственных органов производят осмотр документов, предметов, местности, жилого (иного) помещения.
  • Согласно 176 статье УПК РФ, осмотр места происшествия может осуществляться и до возбуждения производства в случае, не терпящем отлагательства.

Следы преступления и прочие обнаруженные предметы обследуются непосредственно на месте выполнения следственного действия. Исключение составляют случаи, предусмотренные в 3 части ст. 177 УПК РФ.

При осмотре места происшествия обследование предметов и следов может быть затруднено или требовать продолжительного времени. В таких ситуациях обнаруженные объекты изымаются, упаковываются, в обязательном порядке опечатываются и заверяются подписью следователя.

Изъяты должны быть предметы, которые предположительно имеют непосредственное отношение к посягательству. Согласно ч. 3 177 нормы УПК РФ, в протоколе осмотра места происшествия по возможности должны быть указаны индивидуальные особенности/признаки этих предметов.

Все, что было обнаружено и изъято при обследовании, предъявляется участникам следственного действия.

Общие правила оформления протоколов следственных действий закреплены в 180 норме УПК РФ. При осмотре места происшествия следователь фиксирует все свои действия; обнаруженные предметы, следы, документы и пр. описываются в том виде, в каком они были найдены.

Протокол оформляется с соблюдением предписаний 180 статьи Кодекса, а также 166, 167 норм.

В документе следователь указывает время, коротко описывает погоду, освещение, при которых проводился осмотр места происшествия. УПК РФ содержит требование об указании в протоколе технических средств, использованных при обследовании, результатов осмотра.

В документе также приводятся характеристики печати, которой были опечатаны изъятые предметы, адрес, по которому они были отправлены после осуществления следственного действия.

После завершения следственного действия субъекты, участвовавшие в нем, и следователь должны подписать заполненный бланк.

По УПК РФ, при осмотре места происшествия должны быть предприняты меры по сохранению целостности обнаруженных документов, следов, предметов, имеющих доказательственное значение.

Осмотр, как выше уже говорилось, нельзя назвать принудительным действием. Кроме того, его цели более широкие, нежели у обыска.

Некоторые сложности возникают при необходимости провести следственное действие в жилище.

Если граждане, проживающие в нем, не соглашаются на осмотр, но отсутствуют причины предполагать, что лица что-то скрывают, то появляется основание для принудительного осмотра.

Отказ может, к примеру, обуславливаться нежеланием впускать посторонних в жилое помещение, тратить время на оказание помощи следствию и пр.

Если вероятность сокрытия лицами следов преступления достаточно высока, то возникает основание для проведения обыска.

Необходимо сказать, что при осмотре не производится принудительный поиск, повреждение имущества, вскрытие хранилищ. При обыске такие действия допустимы.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.