Теория государства и права. Тесты для самопроверки. Вариант 1

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Теория государства и права. Тесты для самопроверки. Вариант 1». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Программа государственного экзамена подготовлена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета ВГУ.

Такое ограниченное понимание правового сознания сохранилось до середины 70-х годов ХХ в.

Правосознание определялось как форма общественного сознания, выступающая как система взглядов, убеждений, оценочных представлений, отражающих социально-правовую действительность, совокупность правовых идей, отражающих общественное бытие через призму классового отношения и воплощенных в нормах права.
Но обыденное правосознание определяет поведение множества людей, т.е. всех тех, кто не имеет специальной юридической подготовки, следовательно, оно имеет важное социальное значение.

Теория государства и права. 1. Представителями исторической школы права являются

При этом надо помнить, что реализация права может быть как непосредственной, осуществляемой самими гражданами, так и правоприменительной, осуществляемой специальными государственными органами. В зависимости от этих видов реализации права следует рассматривать и роль правосознания.

Выделять виды правосознания можно и по другим критериям, в частности по количественной характеристике субъектов, являющихся ее носителями. В таком случае речь идет о правосознание индивидуальную и коллективную, последняя в свою очередь подразделяется на групповое, массовое и общественное.

Таким образом, исходя из вышесказанного, нотариус может быть государственным или частным, несмотря на это и в том и другом случае его деятельность включает в себя самые разные юридические аспекты, регулируемые определенными законодательными актами: Конституция РФ, закон о нотариате, Гражданский, Налоговый и Семейный кодексы.

Но профессиональному правосознанию свойственны и деформации, порождаемые прежде всего юридической практикой, в том числе обвинительный уклон, известный формализм, стремление действовать в соответствии с «буквой», а не «духом» закона и др.

При этом чаще всего правовая информация поступают к таким индивидам не в ходе фактического анализа ими действующего права или правоприменительной практики, а через средства массовой информации, непосредственное наблюдение юридической деятельности государственных органов, должностных лиц и так далее.

Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права: гражданская правосубъектность, гражданская дееспособность и правоспособность.

Анализируется профессиональное правосознание юристов-практиков с точки зрения диалектического подхода, акцентирующего внимание как на положительных, так и на отрицательных его свойствах. Утверждается, что высокий уровень недеформированного правосознания выступает основой правовой культуры юристов.

Правовое сознание и его функции. Виды и формы правового сознания. Правосознание и правовая культура. Деформация правосознания. Существуют различные формы общественного сознания , с помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное нравственное , эстетическое, этическое, религиозное , правовое сознание.

О правосознании // Русская философия права: философия веры и нравственности (Литология) / Сост.: Л.П.Альбов, Д.В.Масленников, Л.И.Числов, С.В.Филиппова. — СПб.: 1997. — С.394.

Различают отдельные виды правового сознания. Классификации обычно проводятся по двум основаниям: по субъектам и по уровню правосознания.

Задание 1 : К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность идей, теорий, концепций, чувств, эмоций, настроений, в которых выражаются отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому»?

Задание 4 : Какое явление характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института не в отдельных его проявлениях, а в качестве самостоятельного элемента общества?

I основание классификации : В зависимости от сочетания в правосознании рационально­го и эмоционального компонентов принято выделять обыденное, профессиональное и теоретическое, или научное, правосознание. По данным критериям делится на три уровня : Первый уровень – обыденное правосознание .

Тест по правоведению с ответами (часть 2)

Право, рассматриваемое как явление духовной жизни, относится к сфере индивидуального и общественного сознания. Можно рассматривать такие элементы, как нормативные акты, нормы права, правоприменительные решения и иные юридические феномены в качестве своеобразных проекций культуры (теоретических и практических).

В этом случае для обозначения последних науке требуется специальное понятие. Им и является правосознание граждан, групп и общества в целом.

Для понимания того, что есть, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его качественную характеристику. По данным критериям правосознание делится на три уровня.

Правовая идеология – 1) это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность; 2) это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или одобрении всей правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов и т.п. — оценочная функция — проявляется в определенном отношении к праву.

Источник: http://juridicheskii.site/nositeljami-kakogo-vida-pravosoznanija-javljajutsja-uchenye-juristy-38415/

Основой его формирования выступает повседневная практика взаимодействия людей с определенными правовыми предписаниями.

При этом чаще всего правовая информация поступают к таким индивидам не в ходе фактического анализа ими действующего права или правоприменительной практики, а через средства массовой информации, непосредственное наблюдение юридической деятельности государственных органов, должностных лиц и так далее.

Источник: http://vash-yurist102.site/nositeljami-kakogo-vida-pravosoznanija-javljajutsja-uchenye-juristy-78892/

Высший уровень правовой культуры индивида — его социально-правовая активность, то есть использование им правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка.

Правовую культуру индивида, социальной группы, всего народа можно определить, исследовав, прежде всего, их правовые знания (правовую информированность), отношение к правовым явлениям (правотворчеству, реализации права, законности, правопорядку), к своей роли в них и готовность следовать действующему законодательству.

При этом наибольший результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права. Правовое воспитание имеет цели, во-первых, дать индивиду необходимый минимум юридических знаний, во-вторых, научить его юридически грамотно защищать себя (свои права и свободы) от незаконных действий других субъектов права.

С точки зрения общества правовое воспитание способствует укреплению законности и правопорядка, снижению числа правонарушений.

После этого осуществляется подготовка проекта нормативно-правового акта.

Согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации3 право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Государственную Думу: а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов; б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР; в) поправок к законопроектам. Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к его оформлению.

Срочно!! ( 20баллов1. Какие противоречия накопились в политике Англии к нач 19 века 2. Что позволило избежать революцонного взрыва? 3.

Одним из видов коллективного является групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

Красота глаз не зависит от знака зодиака. Это в большей степени зависит от внешности самого человека. Знак зодиака под которым родился человек, никак не влияет на красоту глаз.

На текущий момент в юридической науке обнаруживается множество подходов к определению правосознания, водораздел между которыми обусловливается различным пониманием сознания.

Такое ограниченное понимание правового сознания сохранилось до середины 70-х годов ХХ в. Правосознание определялось как форма общественного сознания, выступающая как система взглядов, убеждений, оценочных представлений, отражающих социально-правовую действительность, совокупность правовых идей, отражающих общественное бытие через призму классового отношения и воплощенных в нормах права.

Тема Правосознание и правовая культура не является Носителями какого вида правосознания являются ученые-юристы Носителями какого вида правосознания являются ученые-юристы правосознания в Тема 9. Формирование, основные элементы и структура общественного Правосознание Студенческий городок Правосознание что правовой нигилизм является Ученые юристы являются носителями Правосознание.

В каждом году по разному. Если говорить про 2021 год, то крайние сроки уже давно прошли. Документы нужно было подать до 29 июля.

В каком Правосознание, Носителями, какого вида правосознания являются ученые-юристы? Правосознание и правовая культура.

Обычного цвета, у меня была обычная, ничего сверхестественного. Да и вообще протекала как обычная простуда, только ужасная слабость была во время и после, и несколько месяцев потом отходила от неё. Больше полгода прошло, а последствия до сих пор проявляются.

Адвокат в Минске Ведение уголовных, гражданских дел, консультации г.Минск, ул. Красная, 18 Юридическая помощь: раздел Задать онлайн вопрос юристу бесплатно с целью получить предварительное разъяснение могут все граждане РБ. г.Минск, ул Адвокат в Минске, Взыскание долгов, Регистрация ООО, г.Минск, ул.Мельникайте 2 оф.1710 Время работы с 9:00 — 18:00 S, Беларусь Адвокат в Минске.

Тест 9. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности»?

Установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях общественных объединений, основанных на членстве, для реализации и достижения целей их функционирования.

Представления о структуре правосознания в юриспруденции являются результатом развития представлений о структуре общественного сознания, в котором на определенном этапе развития отечественной социальной психологии ученые стали выделять идеологию и общественную психологию.

Различают отдельные виды правового сознания. Классификации обычно проводятся по двум основаниям: по субъектам и по уровню правосознания.

Особую роль играет правосознание в процессе применения права. В этом случае первостепенное значение принадлежит профессиональному правосознанию, т.е. правосознанию судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других работников правоприменительных органов.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Ученые юристы являются носителями. Ученые- юристы являются носителями правосознания Элемент правовой нормы, в котором предусмотрены определённые нежелательные для субъекта последствия материального, физического, психического характера называется.

Поступки людей, не оказывающие никакого влияния на общественные отношения, являются, как принято считать, безразличными для права; 3) волевой и осознанный характер. Выделять виды правосознания можно и по другим критериям, в частности по количественной характеристике субъектов, являющихся ее носителями. В таком случае речь идет о правосознание индивидуальную и коллективную, последняя в свою очередь подразделяется на групповое, массовое и общественное.

Ученые юристы являются носителями правосознания.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания , представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми. В психологии и педагогике под правосознанием понимается система психических свойств, реализующихся в когнитивной и чувственно-эмоциональной сфере и детерминирующих субъективное отражение правовой действительности, а также социально-правовое поведение человека [1]. Правосознание — это одна из приоритетных составляющих известной теоретической конструкции теоретическое тело более сложных форм правовых сознаний например, национального «российского правового сознания», «белорусского правового сознания» др. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии.

Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении – одна из бед нашего общества.

Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 1999 г. по делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации».

Управление обществом в целях обеспечения его существования и развития является… сущностью государства социальным назначением государства признаком государства 2.

Оно, базируясь на основных идеях общественного правосознания, вместе с тем содержит ряд особенностей, отражающих специфические интересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или должны обеспечиваться в законодательстве соответствующего государства.

Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.).

Оно, отражая в принципе общественное правосознание, имеет свои особенности и в ряде случаев противопоставляется правовым идеям иных коллективов и групп (например шахтеры и работники энергетического блока).

Тесты для самопроверки.

Вариант 1 Решение тестов онлайн На нашем сайте представлена лишь часть ответов из теста по дисциплине «Теория государства и права». Если у Вас нет времени на подготовку к тестированию или Вы по какой-то другой причине не можете сдать тест самостоятельно, то обращайтесь за помощью к нам. Мы поможем решить тесты любых учебных заведений правильно и быстро.

Для ознакомления с условиями выполнения тестов и оформления заказа, перейдите в раздел «Решение тестов». 1.

Управление обществом в целях обеспечения его существования и развития является… сущностью государства социальным назначением государства признаком государства 2.

Как вы думаете, чем отличаются понятия «правовая культура» и «культура права»?

К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, настроений, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни»?

Какие элементы выделяют в структуре правосознания?

Правовая идеология и правовая психология.

Правовая идеология и правовая активность.

Правомерное поведение и правонарушения.

К какому структурному элементу правосознания относятся чувства, правовые переживания, эмоции, настроения?

К поведенческим элементам.

К правовой идеологии.

К правовой психологии.

Носителями какого вида правосознания являются ученые-юристы?

Тест 5 Правовая идеология – это совокупность

Идей, принципов, взглядов, отражающих отношение государства к человеку.

Теорий, идей, взглядов, отражающих и оценивающих правовую реальность.

Идей, принципов, взглядов, отражающих отношение людей к государству.

Тест 6 На уровень правовой культуры непосредственно не влияет:

Состояние правоприменительной деятельности.

Уровень производственных отношений в обществе.

Уровень подготовки юридических работников.

Какая категория обозначается понятием: «Совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, характеризующая качественное состояние правовой жизни общества»?

Какие показатели характеризуют правовую культуру общества?

Уровень совершенства законодательства, правосознания, законности и правопорядка, развития юридической техники.

Знание, понимание и уважение права индивидом, сознательное соблюдение им законов.

Нормы права, правовые отношения, реализация норм права.

К какому понятию относится негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву, законности и правопорядку?

Какая категория обозначается понятием: «Планомерный, управляемый, организованный, систематичный и централизованный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры»?

Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной правовой культуры работников правоохранительных органов и других должностных лиц. Под правовой культурой понимается «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека».

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: правовая идеология, правовая психология, юридически значимое поведение.

Правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Таким образом, правовая культура включает в себя следующие уровни:

– уровень правосознания и правовой активности общества,

– степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов),

– степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: состоянием законности и правопорядка в стране, реальной потребностью в праве, степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

Итак, в теории государства и права понятие правовой культуры рассматривается в широком и узком понимании. В широком понимании правовая культура является разновидностью общей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую технику и стабильный правопорядок. В узком понимании правовая культура – это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Она не только результат, но и способ деятельности (нормы и стандарты поведения). Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законности деятельности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Социально-правовую активность необходимо отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат.

Правовая активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности. Доктринальный уровень опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений и вырабатывается коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический источник права.

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Правовая культура, в целом, зависит от уровня развития правового сознания населения (глубины освоения правовых ценностей, правовая информированность). Уровень развития правосознания проявляется в правоотношениях различного рода, в различных сферах правовой деятельности (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной). Существенную роль на развитие правовой культуры общества оказывает властная деятельность государственных органов (правоприменение). Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов институционального (структура и порядок взаимоотношений органов госаппарата) и не институционального характера (компетентность, правовая информированность). Правовая культура связана с реализацией права на всех уровнях правовой деятельности.

Правовая культура включает в себя и всю систему законодательства (конституцию, федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные акты, акты органов местного самоуправления). Определяющее значение имеет и степень освоения этими нормативно-правовыми актами общепризнанных ценностей международного права, немаловажна и технико-юридическая составляющая законодательства (уровень правовой техники, совершенство формы нормативно-правового акта, информативность и непротиворечивость законодательства, совершенство правореализационного механизма). Все это свидетельствует о качественной стороне правовой культуры.

В целом структура правовой культуры может быть представлена как системное трехуровневое образование: уровень правосознания, уровень правовой деятельности, уровень развития системы законодательства. Хотя единства в этом вопросе среди специалистов нет. Некоторые авторы считают, что элементами правовой культуры являются все общезначимые компоненты правовой действительности: право, правосознание, правоотношения, законность, правопорядок и др. Другие считают, что элементами правовой культуры являются такие уровневые состояния, как правосознание, субъекты правовой культуры, правовые тексты, правовая деятельность. Существует точка зрения, что в состав правовой культуры входят следующие культурные комплексы – право, правотворческая деятельность, правовая наука, правоотношения, правовые учреждения, правовое поведение.

Правовая культура является отражением интересов и отношений различных социальных групп и личностей. Она способствует формированию определенных стандартов правомерного поведения, предполагает определенный уровень правового мышления и специфических способов правовой деятельности. Правосознание (знание права, отношение к праву, навыки правового поведения) и правовая культура выступают средствами обеспечения правового воздействия. Правовая культура является результатом всей юридической деятельности.

Профессионально-правовую культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную и как содержательную категории. Профессионально-правовая культура предполагает глубокие, формализованные знания законодательства, понимание механизма правового регулирования и наличие качественных навыков предметно-практической деятельности. Профессионализм юриста проявляется во взаимодействии с другими сферами культуры. В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой культуры и культуры нравственной, религиозной, политической и др. Основными составляющими профессионально-юридической культуры являются в целом и профессионально-правовая, и профессионально-нравственная сферы культурной деятельности.

Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д. служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и для определения позитивных тенденций правового воздействия, обеспечения действенности правовых средств. Будучи субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и творит ее.

Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что: носителем правосознания является человек или общность людей; она отражает государственно-правовые явления; выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий; носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью; тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т.

Права и свободы человека и гражданина

Правовая психология личности связана с внутренней мотивацией поведения. Правовые чувства, эмоции в значительной мере формируются под влиянием общения с другими людьми.

Находясь в том или ином окружении, человек подчас думает и чувствует иначе, чем если бы он был изолирован от других людей.

Поэтому определение социально-ценностных ориентаций соответствующих групп (коллективов) имеет большое значение для выявления уровня правосознания конкретных индивидов.

В правовой психологии есть более и менее стойкие компоненты.

Помимо прочего, объяснение такого положения следует видеть в том, что сам юридический позитивизм охватывает собой комплекс концепций, построенных на различных философско-методологических основаниях. Среди исторических и социокультурных оснований формирования концепций юридического позитивизма указываются и многовековая догматическая традиция континентальной юридической традиции, и завершение формирования национальной государственности и «бессословного» гражданского общества буржуазной эпохи (индивид–атом), и монополизация государственным регулированием важнейших сфер жизнедеятельности общества (XVII – XIX вв.), и господство политического абсолютизма XVI – XVIII вв.

I основание классификации : В зависимости от сочетания в рационально­го и эмоционального компонентов принято выделять обыденное, профессиональное и теоретическое, или научное,. По данным критериям правосознание делится на три уровня : Первый уровень – обыденное правосознание .

Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.

Существуют различные формы общественного сознания.

с помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное. правовое сознание. Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.

Задание 1 : К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность идей, теорий, концепций, чувств, эмоций, настроений, в которых выражаются отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому»? Задание 4 : Какое явление характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института не в отдельных его проявлениях, а в качестве самостоятельного элемента общества?

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности.

Основаниями разделения на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику. По данным критериям делится на три уровня. Первый уровень – обыденное правосознание.

Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также ᴇᴦο психофизиологических особенностей. Уровень культуры, образования, социальное положение и ряд других факторов обусловливают особенности правосознания каждого человека. Групповое правосознание отражает специфику какой-либо социальной группы.

Оно определяет, в частности, социальная группа имеет как общие цели и задачи, практического участия в правовой сфере жизни общества, на это органы опеки могут не согласится, то можно выделить две сферы его функционирования сферу правообразования и правоприменения.

Оно, базируясь на основных идеях общественного правосознания, вместе с тем содержит ряд особенностей, отражающих специфические интересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или должны обеспечиваться в законодательстве соответствующего государства.

Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.).

Оно, отражая в принципе общественное правосознание, имеет свои особенности и в ряде случаев противопоставляется правовым идеям иных коллективов и групп (например шахтеры и работники энергетического блока). Индивидуальное правосознание — совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида. Будучи в принципе неспособным полно и глубоко охватить весь комплекс правовых явлений в обществе, оно отражает лишь некоторые наиболее существенные его черты.

Носителями какого вида правосознания являются ученые юристы

После этого осуществляется подготовка проекта нормативно-правового акта. Согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации3 право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Государственную Думу: а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов; б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР; в) поправок к законопроектам. Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к его оформлению.

  • Для школьников
  • Для дополнительного образования
  • Для ВУЗов
  • Тесты на английском
  • Викторины и олимпиады
  • Таможенное дело и ВЭД
  • Вопросы для викторин
  • Бухгалтерский учёт и аудит
  • Юриспруденция, государство и право
  • Финансы, кредит, страхование
  • Международная экономика
  • Информационные технологии
  • Менеджмент и маркетинг
  • Экономика и предпринимательство
  • Зарубежное право
  • Биология
  • Воспитание и обучение
  • Естествознание
  • Инженерные дисциплины
  • История
  • Культура и искусство
  • Лингвистика, филология, языкознание
  • Литература
  • Математика и статистика
  • Медицина
  • Общеобразовательные дисциплины
  • Общественные науки
  • Профессиональные тесты
  • Русский язык
  • Физкультура и спорт
  • Философия и психология
  • Иностранные языки

Задание 2 – (4). Правовое сознание структурно состоит из двух взаимосвязанных компонентов: правовой идеологии и правовой психологии. Правовая психология – иррациональный элемент правосознания, включающий чувства, эмоции, настроения и другие элементы.

Правовая идеология – рациональный элемент, систематизировано отражающий отношение к государству и праву и включающий в себя мысли, идеи, концепции, доктрины.

Второй уровень – профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.

Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях.

Обыденное (эмпирическое) правосознание – это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности.

Обыденное правовое сознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни личного опыта и правового образования, доступного населению.

В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывая конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества, уровень общественного сознания, социальную психологию, общественные интересы.

Теоретический уровень правосознания предстает в виде идеологии. Правосознание не только характеризует качество существующих правоотношений, оно показывает также тенденции его развития, выступая во взаимодействии с другими формами общественного сознания.

Правосознание является одной из форм общественного сознания, наряду с религией, моралью, искусством, наукой и т.д. Некоторые авторы, например, С.С.

Алексеев, наряду с теорией государства и теорией права, выделяют в составе теории государства и права теорию правосознания как самостоятельный раздел данной науки. Правовая психология соответствует обыденному уровню правового сознания и включает чувства, эмоции, переживания, на­строения, которые возникают у людей в связи с действующим законодательством и практикой его реализации .

Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д. служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и для определения позитивных тенденций правового воздействия, обеспечения действенности правовых средств. Будучи субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и творит ее.

Исследования правосознания юристов

правосознание, общественное сознание, индивидуальное сознание., индивидуальное сознание

С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура представляет собой часть обшей культуры.

Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов:

• идеологический элемент (правовая идеология);
• психологический элемент (правовая психология);
• поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности.

Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм. Она зависит от многих показателей.

К ним, в частности, относятся:

• уровень теоретической, научной мысли в обществе, правовой науки;
• уровень законодательства (научная обоснованность, эффективность и др.);
• уровень правосознания граждан и должностных лиц;
• уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов;
• состояние правового образования, правовою воспитания и др.

Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.

Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Из правовой культуры каждого человека в совокупности формируется правовая культура социальных групп и правовая культура всего общества.

Правовая культура личности зависит от следующих показателей:

• знания и понимания права;
• уважения к праву в силу личного убеждения;
• умения пользоваться правом;
• подчинения своего поведения требованиям норм права.

Вопрос о формировании правосознания представляется весьма сложным и неоднозначным и является прерогативой не только юридической, но и ряда других гуманитарных наук.

Сформировать правосознание личности означает необходимость создать такие условия, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву, уважение к правотворческим, правоприменительным, да и вообще ко всем государственным органам и организациям.

Содействие в формировании правосознания должны оказывать психологи, педагоги, культурологи, правоведы, социологи, философы путем выработки тех мер, которые эффективно воздействуют на сознание индивида, на его отношение и оценку реальной действительности.

Одним из средств, косвенно воздействующих на формирование правосознания, является так называемое правовое воспитание, т.е. целенаправленная деятельность по передаче правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. Что касается правового воспитания в узком смысле, то последнее отличается своей направленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной.

Очень важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Особенно важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, то есть в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

Можно согласиться с Е.А. Фроловой, которая пишет в своей статье «Правосознание (Теоретико — философский аспект) что, одной из характеристик, имеющих особое значение для правового сознания, является мотивация поведения людей. Мотивы, по которым человек соблюдает право, не только не безразличны, но заключают в себе самый корень правосознания. Учёт мотивов поведения индивида важен во всех сферах жизни человека, однако в сфере морали и правосознания этот аспект приобретает первостепенное значение. В области правового сознания речь идёт в основном о «правовом чувстве», склонностях, настроениях, мнениях и иных проявлениях субъективности личности, которые позволяют видеть в праве творческую, активную, действующую индивидуальность, а не только физическое лицо, обладающее правосубъектностью.

Формы правосознания:

1. Правовой инфантилизм – неполноценное ориентирование населения в правовой действительности в связи с недостатком жизненного опыта и незнанием основ действующего законодательства;
2. Правовой идеализм – переоценка возможностей права;
3. Правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву;
4. Перерожденное правосознание – негативное отношение к праву, которое вызывает осознанные противоправные поступки.

Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности.

Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, то есть правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства.

Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества.

Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне.

Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно связано с политическим сознанием.

Существуют и другие формы общественного сознания — это нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание.

Особенность правосознания, как одной из форм общественного сознания в следующем:

В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни, но прежде, чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни.

Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность.

Тесты по теории государства и права 1. Какое из определений правильно отражает предмет теории государства и права: а) предметом ТГП является изучение возникновения и развития конкретных государств и правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные государственно-правовые явления и процессы; б) предметом ТГП является исследование определенной сферы государственной жизни и конкретной отрасли права и законодательства; в) предметом ТГП являются основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также сопутствующие им иные социальные явления и процессы.

Правосознание: понятие, структура, виды. Правосознание и правовое поведение.

С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное.

Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое — индивидов с однородными интересами. Различна и роль этих разновидностей правосознания. На правообразование, например, решающее влияние оказывает массовое правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческим органом в согласованном, сбалансированном виде.

Вопрос касательно проблематики правосознания в России является достаточно актуальным.

Вопросы, которые посвящены правосознанию и правовой культуре граждан на протяжении всего развития общества имели и имеют большое значение для всех сфер деятельности государства. Проблемы и задачи, которые стоят перед современным обществом, имеют свое начало в прошлом. Только изучив опыт прошлого, а также ошибки, допущенные в нем, мы можем говорить о настоящем, и пытаться построить ближайшее будущее.

Общепринятой точкой зрения многих ученых является то, что правосознание есть понимание права индивидом, совокупность представлений и чувств, которые выражают отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Однако правосознание отражает не только отношение людей к праву, но и к правосудию, законности, деятельности государственных органов, чиновников и т.д. То есть можно сказать, что правосознание весьма широкое понятие, в которое можно включить всю правовую действительность того или иного общества.

Объектом исследования является рассмотрение такого правового явления как правосознание.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты международного и внутригосударственного уровня, научные воззрения ученых в данной области, материалы общей и специальной литературы.

Целью курсовой работы является изучение вопросов, связанных с определением сущности правосознания как правового феномена.

Исходя из поставленной цели, для ее достижения определены следующие основные задачи курсовой работы:

— раскрытие понятия «правосознание»;

— рассмотрение его структуры;

— изучение видов и функций правосознания;

— анализ государственной политики России в сфере развития правосознания граждан;

— раскрытие ценностей права и правосознание граждан России;

— изучение проблемы правосознания российского общества: состояние и пути решения.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

В настоящее время интерес к систематическому изучению правосознания не иссякает и является одной из самых значимых тем при изучении в социальной философии. «Если современный «просвещенный» человек склонен сомневаться в значении родины, патриотизма и национализма, или просто отвергать все эти драгоценные основы жизни, то о правосознании, о его сущности, о его глубоких источниках и о его жизненной необходимости он вряд ли и вспомнит»[9]. «Правосознание – это один из аспектов нормативно-ценностной и оценочной функции человеческого сознания, включающий в себя представления о должном и справедливом»[10].

Основными подходами к анализу правосознания можно назвать такие подходы как психолого-правовой подход и духовно-культурный подход.

В психолого-правовом подходе основную роль играют такие структурные элементы как правовая психология и правовая идеология. Правовая психология — это представление общества, которое формируется в результате текущей деятельности людей и развития общества в целом и представляет собой эмпирическое, обыденное сознание людей.

Правовая психология структуры правосознания важна для социума особенно во времена постоянных перемен. Это взгляды, представления, идеи о праве. В течение года в Российской Федерации выпускается более 6000 законов. Проблема взаимоотношения общества с правовыми институтами особенно ярко выражена в недоверии населения к деятельности государственной власти, что приводит к правовому нигилизму. В практике реализации идей права, относится к важнейшим сферам жизнедеятельности общества и государства, но здесь необходимо учитывать степень развития правосознания граждан.

Трудность заключается в том, что структура ценностных ориентаций для общества зависит в основном от нравственных установок. Прежде всего – это низкий уровень правовой информированности граждан, явно выраженный правовой нигилизм в оценке деятельности всех ветвей власти, а также качества и силы действующего законодательства Российской Федерации. Правовое просвещение в Российской Федерации, является одним из основных направлений главы государства Путина В.В. В Указе Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы», говорится о мерах «по повышению эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям»[11]. Правовая психология непосредственно связана с психосоциальными особенностями его субъекта. Субъектами правосознания являются обычные люди, а им свойственно психологическое состояние. Ильин И.А. указывал «что необходимо начать борьбу за укрепление и очищение, и укрепление современного правосознания»[12].

Правовая идеология является осмыслением права и имеет под собой научную основу. Правовая идеология прежде всего включает в себя нравственные ценности, переживания, чувства, настроения, привычки, убеждения граждан. Идеология играет важную роль в жизнедеятельности любого общества и по своей природе выражает саму сущность права, его основу. Правовая идеология в России относится к конституционному правосознанию, так как в Конституции содержатся основополагающие идеи, убеждения, ценности, цели, понятия. В истории существовали разные источники права, например, правовые доктрины Платона и Аристотеля или Ганса Кельзена, Рудольфа Иеринга. На современном этапе примером может являться доктрина правового государства. На сегодняшний день, согласно Конституции РФ статьи 13: 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность»[13]. Идеология — это целая система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную реальность, общество и его взаимодействие. Важность идеологии заключается в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена либо на изменение, либо на преобразование существующих в обществе порядков и отношений.

Правовая психология и правовая идеология имеют отличительную особенность. Правовая идеология – это процесс теоретического сознания индивидов, имеет под собой научную систему правовых взглядов различных групп и слоев общества. В ее разработке участвуют специалисты в данной области (юристы, политологи, экономисты), которые учитывают необходимые условия. Правовая психология основывается на чувственном сознании, которая включает в себя совокупность чувств, ценностей, настроений, переживаний, характерных для конкретной группы людей (нации, народности, коллектива) или общества в целом. Основой идеологии являются обычаи, традиции, привычки разных слоев общества.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что правовая психология и правовая идеология являются взаимодействующими элементами. Правовая психология – это нравственное сознание, а правовая идеология – политическое правосознание. Правосознание – это социальное явление, и оно занимает центральное место в духовной сфере жизни общества, так как помогает раскрыть противоречия между политикой и моральными ценностями общества. Это обеспечивает равновесие между всеми структурными элементами.

Духовно-культурный подход дает возможность обобщить правовую реальность, духовную ментальность, н��авственность и другие явления, происходящие в социуме. Основой духовно-культурного подхода является правосознание и все его проявления в реальной повседневной жизни общества, в том числе и правовой. Особенностью данного подхода является то, что мысли, возникающие в процессе жизни постоянно изменяются и могут влиять на те или иные социальные институты, процедуры и механизмы реализации права и правовых норм. «Мысль не просто идеальна, но она имеет и характер сущего в обществе. Юридическая мысль не исключение из данного правила, на ее основе созидается право, правовая культура общества и личности»[14]. Структурным элементом духовно-культурного подхода является индивидуальное, групповое и общественное сознание.

Все названные подходы взаимодействуют между собой. Каждый отдельный компонент правосознания может изменяться при наличии эффективных механизмов воздействия. Их комбинация дает возможность формировать правовую культуру и правосознание, а также может создавать изменения в совершенствовании правовой культуры российских граждан.

Огромное значение имеет исключительное право государства – принуждение. На наш взгляд, только право обладает огромными возможностями в создании системы формирования массовой нравственно-правовой культуры. «Именно право регулирует деятельность и поведение при помощи соответствующих дозволений и запретов. Устанавливая взаимозависимость должного и возможного поведения, единство и равенство взаимных прав и обязанностей, право очерчивает границы свободы, становясь ее мерой»[15].

Для более глубокого понимания, что такое правосознание, следует рассмотреть его виды. Мотивами разделения правосознания можно назвать степень потребности права, серьезность вникания в сущность права и правовых явлений в обществе, которые могли бы дать доброкачественную характеристику. По предложенным критериям правосознание подразделяется на следующие уровни.

Первый уровень: обыденное правосознание. Данный уровень характерен для большей массы населения. Он формируется в повседневной жизни в обстановке регулирования права. В обыденной жизни люди встречаются с правовыми предписаниями, например, из средств массовой информации. В данной разновидности правосознания знание общих принципов права тесно взаимодействует с нравственными взглядами.

Второй уровень: профессиональное правосознание. Данный вид образуется при специальной подготовке, например, при получении юридического образования. Люди этого уровня обладают определенными знаниями действующего законодательства, какими-то навыками и умениями. Ввиду отсутствия профессионализма в правоприменении и правотворчестве возникают проблемы в нашем обществе.

Третий уровень: теоретическое правосознание. Данный уровень предназначен для исследователей, которые занимаются проблемами правового регулирования отношений в обществе.

По субъектам правосознание можно поделить на массовое, групповое и индивидуальное.

Индивидуальное правосознание характеризуется тем, что отдельная личность выражает определенные чувства и представления к праву в общественной жизни.

Групповое правосознание – это коллективное представление о праве, конкретных социальных групп, классов, объединений[19].

Общественное правосознание означает представление о праве и его явлениях населения страны, определенных нации и народов. Именно на данном типе правосознания формируются индивидуальное и групповое правосознания, но также общественное правосознание не может действовать за пределами индивидуального.

По временной направленности можно выделить следующие виды правосознания, например, перспективное, адекватное и ретроспективное.

Ретроспективное означает то, что оно сформировалось в отношении уже ранее существующего, но ныне отмененного права.

Адекватное правосознание – это то, которое существует в отношении действующего права.

Перспективное правосознание является тем, которое складывается в отношении будущего права.

Населению России характерна фальсификация правосознания этическими суждениями. Для этого типа общества является значимой цель создания той правовой системы, которая могла бы гармонизировать с духовностью народа, традициями, гарантировало бы формирование правомерного поведения и правового государства. Правосознание в России разнородно, двойственно и во многом деформировано.

Основным элементов демократического, правового государства сегодня, является сформированное правосознание общества в целом и отдельных его граждан в частности. Формирование правосознания современного российского общества становится приоритетным направлением всей государственной политики.

Все это происходит в период социально-экономических и политических изменений в нашей стране. В связи с этим, одной из важных задач, стоящих перед нашим обществом, является создание благоприятных условий для формирования способности к толерантности и конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности[22].

Одно из первых направлений это формирование индивидуального, на строгом подчинении правосознания научным знаниям, а также построения правильных ориентиров для становления правовой культуры российского общества в целом[23].

Актуальность создания эффективной системы формирования правосознания очень значима для граждан России, особенно подрастающего поколения, что подтверждают последние принятые постановления правительства России[24].

В последние годы мы продвинулись в создании в стране условий для формирования правового государства. В Конституцию РФ 1993 г. включен ряд норм о правах человека и гражданина, в равной мере относящихся к любым лицам, независимо от их гражданства или его отсутствия[25].

Начиная с прошлого века, происходят очевидные изменения в политической, социальной, экономической жизни всего российского и международного сообщества. Эти изменения затронули науку и общество от однопартийной системы до всеобщих и альтернативных выборов, многопартийности, осознанием каждым членом причастности к государственным делам и своей собственной судьбе. В современном мире, каждому человеку ежедневно приходиться делать выбор. Например, как питаться здоровой или вкусной едой. Одеваться по погоде или креативно. Однако, существуют выборы, которые мы делаем не часто, иногда единственный раз в жизни, но от них зависит вся дальнейшая жизнь и карьера[26].

На этой основе отношение к правовым явлениям и в частности к праву, есть индивидуальное отношение граждан, которое может быть, как положительным, так и отрицательным. А это напрямую зависит от правосознания, правовой культуры, полученных знаний и представлений о праве.

Если брать за базис право, как объективную реальность, бытие права, то обратная сторона этого процесса субъективная реакция граждан на правоотношения по поводу реализации своих прав и обязанностей. Это, безусловно, показывает отношение граждан, которые обладают волей и сознанием для принятия решения. Это выражается в процессе правотворчества, следовательно, право является итогом этой деятельности. Необходимо обратить внимание, что государство является, в соответствии с Конституцией РФ статья 1 демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Это означает, что граждане осознанно принимают решения на референдуме по поводу выбора Президента РФ и Правительства РФ. Правосознание – это одна из форм, видов общественного сознания.

В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляются через волю и сознание граждан. Всё это и вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п[27].

Правосознание зародилось еще в древнем Риме, когда торжествовало римское право. Но развитие правосознания получило в период социальных перемен, революций. Но пока идет ломка действующего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы и цели революционных перемен. Правосознание выполняет роль важнейшего критерия, в правотворчестве и правоприменительной практике[28].

Эти идеи подтверждают, что правосознание теснейшим образом связано с самой идеей права. Главное в них право жизни, личная свобода, социальное равенство всегда служили мерой человеческого поведения, и потом они имеют законодательное подтверждение цивилизованных государств, в своих правовых актах. Правовое сознание генетически и исторически предшествует всякому позитивному праву, законотворческому процессу. Приоритет социальной ценности личности, его индивидуальных прав, их естественного характера – уже говорит о том, что законодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободы человека и гражданина.

Первыми обратили на это внимание западные ученые, которые предсказали, что будущий век – это век информации, и предложили новые подходы к обучению. Сегодня немыслимо образование, которое ведется без применения средств компьютерных технологий, современных программ индивидуально-личностного развития[29].

Совершенствование системы образования и его доступности, еще решает одну злободневную задачу адаптацию осужденный через формирование правосознания необходимого для созидательной жизни в будущем. Это возможно посредством внедрения дистанционного образования[30].

Отличительная черта правосознания и правовой культуры российского общества – несовместимость права с моралью, совестью. Закон, нормы права ассоциируются с карательными мерами. Кроме того, в мент��литете присутствует отрицательное отношение к праву. С этим связан правовой нигилизм, неверие законам, что все перед законом равны присущий русскому народу. Многие правовые идеи настоящего времени заимствованы. Но их мало заимствовать, их надо было пережить. Между тем правосознание русской интеллигенции никогда не было охвачено всецело идеями прав личности и правового государства[31].

Формирование правовой культуры является важным требованием современной жизни России и неотъемлемым компонентом образования[32].

Характерной особенностью правосознания в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования[33].

Другой своеобразной чертой, присущей российской правовой действительности, является ее смешанный евразийский характер. Для отечественной правовой системы характерны черты и европейской цивилизации, и восточной культуры с присущими ей коллективистскими началами. Смешанная природа российского права не всегда способствовала его стабильности и согласованности правовых институтов[34]. Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учета в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности.

В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правового сознания. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов.

Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правового сознания общества. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правового сознания.

Проблемы правосознания в современном российском обществе приобрели особую значимость. Данная проблема для нашего государства приобрела не только теоретическую, но и практическую актуальность[41].

Глубокие экономические, политические, социальные и иные преобразования в различных сферах общества, осуществляемые в нашем государстве на протяжении десятилетий, значительным образом изменили российское правосознание.

Правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно и противоречиво, подвержено деформации, в связи с чем можно видеть процветание правового нигилизма среди всех слоев населения, скептическое отношение к праву, законам.

Основной причиной и одновременно проблемой аномальности правосознания является правовой нигилизм, который выражается в отрицании и игнорировании правовых установок и требований законов. Нестабильность в социально-политической сфере и материальное благосостояние граждан также влияет на аномальность правосознания общества[42].

Российский философ И. А. Ильин в ХХ веке писал, что каждый человек обладает правосознанием[43]. И человек же принимает и претворяет в жизнь законы в соответствии со своим правосознанием. И здесь проявляется еще одна проблема такого низкого правового сознания общества, в котором мы живем. Мы полагаем, что большинство принятых нормативно-правовых актов носят декларативный характер и их реальное исполнение крайне затруднительны. Часто законы и подзаконные акты крайне неэффективны. Однако стоит отметить, что в целом в последнее время в данной сфере ситуация хоть и медленно, но меняется. Существующая и развивающаяся из года в год система законодательства более или менее стала выходить на необходимо-достаточный уровень. В. Н. Синюков отмечает, что в стране в целом грамотно принимаются законы и «законодательствуем по-европейски»[44]. Но крайне низкая осведомленность и информированность населения о положениях законодательства, не вовлеченность граждан в отстаивание и защиту своих прав сказываются и проявляются на столь низкое правосознание всего общества. Главными причинами не только нигилизма, но и всего подобного кризисного состояние общества и правосознания является низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан.

Со временем возникла проблема формирования общероссийской правовой идеологии. Необходимо показать обществу путь дальнейшего развития, в направлении которого движется вся страна, и который был бы основан на общенациональной идее. Провозглашение правовой идеологии непосредственно бы повлияло, как и на правовую культуру в целом, так и на правосознание каждого гражданина, в частности.

Мы уже отмечали проблемы обыденного правосознания, присущего большинству граждан России. Стоит обратить внимание на проблемы профессионального сознания, сознания юристов.

Профессиональное юридическое правосознание формируется в процессе исторического развития общества, функционирования юридической науки и в особенности юридического образования. Особую роль при формировании профессионального сознания юриста играет действующая в стране система образования, особенно высшего образования[45]. Мы полагаем, что в данной сфере также существуют проблемы, которые непосредственно влияют на правосознание как уже состоявшихся в своей профессии юристов, так и студентов-юристов.

Во-первых, подготовка профессиональных юристов стала осуществляться в своем большинстве непрофильными высшими учебными заведениями, которая активно началась с середины девяностых годов и, несмотря на некоторые сделанные попытки по ее снижению, столь же активно продолжается по сегодняшний день. Необходимо оставить право на обучение юридическому образованию только профильным ВУЗам и классическим университетам с большой историей и своими собственными школами права, разработанными на протяжении многих лет.

Во-вторых, постоянно сокращается количество бюджетных мест на юридических факультетах ВУЗов всей страны, предоставляемых Минобрануки РФ. Это приводит к тому, что возрастает количество студентов, обучающихся на внебюджетной основе. И в этом таится большая проблема, поскольку практически любой выпускник школы, не имеющий должных знаний, полученных в школе, может поступить на юридический факультет. Получается так, что у выпускников школ и будущих абитуриентов нет стимулов для саморазвития и качественного обучения в школе, так как он подсознательно понимает, что и без должных знаний он может поступить практически в любой ВУЗ на внебюджетной основе. В итоге можно констатировать о том, что из-за данной проблемы из года в год падает общая начальная планка, необходимая для получения достойного образования.

В-третьих, во многих высших учебных заведениях можно отметить отсутствие четких и выработанных подходов к проблеме формирования личности студента-юриста.

На наш взгляд, все вышеперечисленные проблемы с большей или меньшей степенью влияют на профессиональное сознание. Формирование уровня профессионального правосознания, необходимого для эффективного функционирования правовой системы России носит комплексный характер. В связи с этим 26 мая 2009 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым был подписан Указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации», целью которого является прекращение выпуска неквалифицированных кадров, повышение правово�� культуры и правосознания всего общества нашей страны[46].

Таким образом, формирование правового государства, развитие гражданского общества в стране, невозможны без должного уровня правосознания в обществе и в умах каждого индивида. В связи с этим и определяется чрезвычайная важность правосознания в качественно новом преобразовании всей системы общества в целом, в преодолении тех проблем, которые существует на данном этапе развития, как государства, так и общества, в котором мы живем.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

Основными подходами к анализу правосознания можно назвать такие подходы как психолого-правовой подход и духовно-культурный подход.

Непосредственное участие правосознания в системе социально-правового регулирования и воспроизводстве духовной жизни общества позволяет выделить ряд таких важнейших для общества функций, как познавательная, оценочная, регулятивная, воспитательная, коммуникативно-интегративная и социально-преобразовательная.

В науке принято выделять три уровня правосознания:

— обыденное;

— научное;

— профессиональное;

Обыденное правосознание свойственно основной массе членов общества, оно формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования; чаще всего складывается под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Для людей с этим уровнем правосознание характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

Научное правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей социально-правовой действительности и специальных исследований в области права. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики, так как нет ничего более практичного, чем хорошая теория.

Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. В правосознании юриста в зависимости от предмета отражения образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений (например, хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и т. д.). Юристы традиционно входят в перечень представителей идеологического сословия.

Таким образом, формирование правового государства, развитие гражданского общества в стране, невозможны без должного уровня правосознания в обществе и в умах каждого индивида. В связи с этим и определяется чрезвычайная важность правосознания в качественно новом преобразовании всей системы общества в целом, в преодолении тех проблем, которые существует на данном этапе развития, как государства, так и общества, в котором мы живем.

Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) – сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. К правовой идеологии можно отнести и рассуждения о праве умудренного жизнью сельского старца, и работу Г. Гегеля «Философия права». Роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна:

• на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество;

• важны рациональные компоненты и в процессе реализации права.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Эти вопросы будут изучаться при прохождении учебного курса по уголовному праву.

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент – информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания – обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент – оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий – волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, – все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т.е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику. По данным критериям правосознание делится на три уровня.

Первый уровень – обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т.д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.

Второй уровень – профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении – одна из бед нашего общества.

Третий уровень – это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное.

Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. В марксистско-ленинской литературе подчеркивается противоположность, противоречивость правосознания эксплуататоров и эксплуатируемых. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации – работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.

Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное правосознание». Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей.

Например, рядом особенностей отличается правосознание российского общества. К.Д. Кавелин в статье «Взгляд на юридический быт древней России» указывал на предопределенность этих особенностей историческими условиями развития российского менталитета. Русскому народу присущ взгляд на право как на обязательные предписания стоящих на вершине власти людей, что свойственно для обществ патриархального типа. Вл. Соловьев в работе «Оправдание добра» пишет, что право русским народом понимается как средство принудительного осуществления минимального добра. Такое понимание права характерно для феодальных обществ, для неограниченных монархий, полицейских, тоталитарных государств, где право существует для пресечения деяний порочных, нерадивых, злых.

Российскому обществу свойственна подмена правосознания этическими воззрениями. В течение столетий идеи права и свободы, правового государства и прав личности не имели места в русском историческом опыте. Российскому общественному сознанию присущи правовой нигилизм, неуважение к праву и закону. Э.Ю. Соловьев иронически замечает, что если общественный договор по-европейски – это согласие подданных и власти об обоюдообязательном законе, то общественный договор по-российски – это молчаливый сговор народа и власти об обоюдной безнаказанности при нарушении закона.

При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей нельзя забывать громадный вклад русских юристов – ученых и практиков в дело формирования права и правосознания в России в конце XIX – начале XX вв. Но процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 г. Существенный урон зарождавшемуся российскому правосознанию нанесла марксистско-ленинская мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии завершает XX в. в условиях глубокого дефицита правопонимания и правосознания.

В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость. Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.