Таблица КБМ — определение коэффициента бонус-малус

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица КБМ — определение коэффициента бонус-малус». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 1 апреля 2022 года базовый коэффициент, который присваивается начинающим водителям, увеличивается с 1 до 1,17. Верхние и нижние границы «коридора» КБМ расширяются. Минимальный коэффициент станет меньше на 4 процентных пункта, снизившись с прежних 0,5 до 0,46. То есть скидка за езду без аварий будет уже 54% вместо прежних 50%. При прочих равных условиях средняя цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя, по оценке Российского союза автостраховщиков, станет меньше на 8% по сравнению с той, которая была ранее. Но в рамках коридора каждый страховщик имеет возможность управлять тарифами, поэтому цена может различаться в разных компаниях для одного и того же водителя.

Максимальный коэффициент, который применяется к автовладельцам, наиболее часто становящимся виновниками ДТП, напротив, увеличивается с прежних 2,45 до 3,92. И полис может подорожать до 60%.

Таблица расчета КБМ, приведенная в указании ЦБ от 08.12.2021 № 6007-У

Источник: Банк России

№ п/п

Класс КБМ на период КБМ

Коэффициент КБМ на период КБМ

Класс КБМ

0

страховых возмещений за период КБМ

1

страховое возмещение за период КБМ

2

страховых возмещения за период КБМ

3

страховых возмещения за период КБМ

Более 3 страховых возмещений за период КБМ

1

2

3

4

5

6

7

8

1

М

3,92

0

М

М

М

М

2

0

2,94

1

М

М

М

М

3

1

2,25

2

М

М

М

М

4

2

1,76

3

1

М

М

М

5

3

1,17

4

1

М

М

М

6

4

1

5

2

1

М

М

7

5

0,91

6

3

1

М

М

8

6

0,83

7

4

2

М

М

9

7

0,78

8

4

2

М

М

10

8

0,74

9

5

2

М

М

11

9

0,68

10

5

2

1

М

12

10

0,63

11

6

3

1

М

13

11

0,57

12

6

3

1

М

14

12

0,52

13

6

3

1

М

15

13

0,46

13

7

3

1

М

Как считается коэффициент бонус-малус

Директор страховой вертикали Банки.ру Елена Перфильева считает, что продлить полис заранее имеет смысл тем автомобилистам, у которых срок действия ОСАГО заканчивается в апреле и КБМ высокий. Например, действующий до 1 апреля 2022 года коэффициент 2,45, в этом случае даже при безаварийном вождении после 1 апреля значение КБМ вырастет до 2,94. То есть страховка подорожает на 20% (2,94/2,45 * 100 = 1,2). Еще один пример: в прошлом году вы не попадали в ДТП по своей вине, но ваш КБМ был 1,55. Первоапрельское изменение коэффициентов повысит его с 1,55 до 1,76, а вместе с ним ОСАГО подорожает примерно на 13,5%. Плюс с учетом повышения базовых тарифов может получится, что даже для безаварийных водителей стоимость полисов вырастет.

«Поскольку с 1 апреля коэффициенты КБМ для части автомобилистов вырастут, имеет смысл приобрести страховой полис заранее, то есть до 1 апреля 2022 года, — говорит она. — На Банки.ру работает единственный на рынке сервис, который позволяет физлицам использовать метод быстрой пролонгации. После заполнения анкеты на этапе выдачи цены первыми мы показываем предложения по пролонгации полиса в прошлой компании, которые, как правило, дешевле для клиента, а потом все остальные».

Приведенная таблица поможет рассчитать КБМ для скидок по обязательному страхованию в зависимости от количества ДТП.

Класс на начало годового срока страхования Значение коэффициента (КБМ) Класс на окончание годового срока страхования, после N страховых выплат
0Страховых выплат 1Страховых выплат 2Страховых выплат 3Страховых выплат 4+Страховых выплат
М 3,92 0 М М М М
0 2,94 1 М М М М
1 2,25 2 М М М М
2 1,76 3 1 М М М
3 1,17 4 1 М М М
4 1 5 2 1 М М
5 0,91 6 3 1 М М
6 0,83 7 4 2 М М
7 0,78 8 4 2 М М
8 0,74 9 5 2 М М
9 0,68 10 5 2 1 М
10 0,63 11 6 3 1 М
11 0,57 12 6 3 1 М
12 0,52 13 6 3 1 М
13 0,46 13 7 3 1 М

Какой должен быть КБМ у водителя-новичка

Кбм (коэффициент бонус малус) – система скидок за управление автомобилем без аварий, а также надбавок при совершении аварий. Он участвует в формуле расчета цены страхового полиса ОСАГО.

Бонус малус – как рассчитать?

Во время первого страхования Вам присваивают класс 1. Если в течение года вы не инициировали ДТП, в следующем году цена полиса будет на 5% меньше (Кбм 0,95). Таким образом езда без аварий длительностью десять лет сможет снизить ваши выплаты на страхование в два раза при Кбм 0,5.

Наоборот, в сторону увеличения происходит, когда в течение промежутка времени страхования происходят случаи по вине застрахованного. Кбм в такой ситуации растет с количеством страховых случаев.

В марте 2016 г. Навстречу просьбам водителей и страховщиков по причине некорректного начисления коэффициентов Кбм во время заключения договора ОСАГО, РСА усовершенствовал механизм. В результате чего владелец авто сохраняет набранные бонусы (когда переходит в иную фирму, в случае банкротства компании или произошло прерывание страхования) и гарантированно наживает надбавки по результатам прошедшего года за каждое ДТП по своей вине.

Бонус малус — довольно справедливый механизм поощрения добросовестных водителей, а также наказания небрежных. Он периодически усовершенствуется в соответствии с рекомендациями как автомобилистов, так и страховых компаний.

Второе важное изменение, которое ожидает автовладельцев с 1 апреля 2022 года, — это введение новой таблицы с коэффициентами КБМ:

N
п / п
Коэффициент КБМ на период КБМ Коэффициент КБМ
отстутствие страховых возмещений за период КБМ одно страховое возмещение за период КБМ два страховых возмещения за период КБМ три страховых возмещения за период КБМ более 3 страховых возмещений за период КБМ
1 2 3 4 5 6 7
1 2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2 2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
3 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
4 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
5 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
6 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
7 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
8 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
9 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
10 0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
11 0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
12 0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
13 0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
14 0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
15 0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

КБМ — коэффициент «бонус-малус», применяемый при расчете суммы, которую вы должны будете заплатить за свою страховку ОСАГО. Вообще, все базовые тарифы и показатели коэффициентов установлены на законодательном уровне, поэтому принципы исчисления одинаковы для всех и не могут изменяться по желанию страховой организации (к слову, у последней должна быть лицензия на выдачу полисов ОСАГО).

Однако цены могут быть разными для каждого, кто оформляет или переоформляет страховку. Это связано с тем, что тот или иной водитель-клиент страховой несет для СК риск потери денежных средств: допустим, вы стали виновником ДТП, а страховая потеряет из-за этого около 400–500 тысяч рублей. Чем выше вероятность того, что вы спровоцируете аварию, тем менее выгодным клиентом в глазах страховщика вы становитесь.

Чтобы снизить потери, страховая пытается оценить, насколько высок риск аварийного вождения в каждом конкретном случае, еще на стадии заключения договора и уплаты страховой премии по нему (цены страховки). Оценка происходит с учетом нескольких критериев. Страховщик умножает базовую ставку сразу на ряд коэффициентов.

На то, сколько вы заплатите за свою страховку ОСАГО, кроме КБМ, влияет перечень следующих коэффициентов, установленных пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «Об ОСАГО»:

Клиентам, оформляющим страховку ОСАГО впервые, присваивается коэффициент, равный 1 — нет поощрений, нет наказаний, потому что непонятно, насколько аккуратно будет водитель управлять транспортом. Чем дольше вы за рулем и чем реже вы становитесь виновником ДТП (в идеале, вообще не становитесь), тем больше вам удастся снизить коэффициент.

За каждый год безаварийной езды страховщик должен понижать КБМ на 5% до тех пор, пока не снизит его по максимуму. Например, единичное попадание в ДТП по вашей вине понижает ваш КБМ до надбавочного коэффициента в 1,55, две и больше аварий — до 2,45. После этого необходимо какой-то период безаварийной езды, чтобы вы могли поэтапно добраться до начального коэффициента, а затем получили право на скидку.

Однако вместо цифр 2,45, 0.8 и т.д. вы можете столкнуться с числами 1, 2, 3,… 13 и литерой М. Это обозначения классов. Каждый конкретный коэффициент обозначается классом, к которому принадлежит. Так, начальный = третий, а как мы помним, стартовый коэффициент равен единице. Самый младший (самый дорогой) класс — М. Коэффициент, соответственно, 2.45. А самый высокий класс — 13–й с коэффициентом 0,5. В интернете можно найти полную таблицу классов.

Раньше этот коффициент присваивался автомобилю, сейчас — водителю. Это значит, что при смене авто ваш коэффициент будет применен при заключении договора ОСАГО на новую машину (обязанность сделать это в десятидневный срок с момента приобретения транспорта закреплена законом). А еще это значит, что, если в вашу страховку вписан еще хотя бы один водитель, то его коэффициент «бонус-малус» может отличаться от вашего.

Нужно учитывать, что коэффициент может быть только один, даже если в страховку вписаны несколько водителей. Если их коэффициенты отличаются, то учитываться при расчете страховой премии будет тот, который выше. Оно и понятно — как бы виртуозно и аккуратно вы ни водили 364 дня в год, неопытный водитель, вписанный в страховку, может сесть за руль на 365-й и устроить ДТП.

Все данные по самим водителям и их коэффициентам направляются в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (РСА) — организации, выдающей страховщикам лицензии и контролирующей их деятельность. На сайте РСА можно проверить свой класс КБМ ОСАГО и понять, не нужно ли его снизить. Потребуется ввести свои паспортные данные и VIN (или номер кузова и шасси, если у вас автомобиль японской марки, который не имеет VIN).

Для того чтобы определить цену полиса, нужно учесть ряд обстоятельств, таких как: мощность двигателя; регион регистрации; возраст шофера; стаж управления автомобилем; безаварийная езда; срок договора страхования. В формуле расчета все поправочные коэффициенты умножаются на базовую ставку.

Общая стоимость ОСАГО составляет 3 500–4 942 руб. Как правило, страховщики устанавливают цены в этих рамках. Прежде чем выбрать, где вы собираетесь оформить полис, просмотрите предлагаемые варианты, прозвоните все компании, чтобы узнать базовую тарифную ставку.

Изначально этот показатель для всех автовладельцев является одинаковым. Потом он увеличивается или уменьшается в зависимости от ДТП, в которых участвовал человек.

Так, новому водителю может быть присвоен М, 0, а также 1 или 2 класс, зависящий от группы риска. Если эта группа не установлена, тогда присваивают КБМ без стажа, то есть 3 класс водителя. Если он только получил права и весь следующий год ездил без аварий, то показатель будет увеличен на 1 единицу. Обновление этого показателя происходит ежегодно. Обновление коэффициента происходит в тот день, когда человек получал водительское удостоверение (дата обозначена на самом документе).

Государство создало простейший способ стимулировать водителей ездить аккуратно – снижать КБМ и цену ОСАГО (объем страховой премии).

Чем больше лет клиент ездит без аварий, тем меньше рисков видит в нем компания, оформляющая автогражданку, и обеспечивает более выгодные условия договора.

Подход к расчету единый и простой – КБМ таблица с ежегодным выгодным обновлением коэффициента аккуратным водителям.

Очередному классу соответствует новое значение. Когда полис оформляется в первый раз, всем страхователям дается третий класс и полная цена. Без ДТП делает страховку выгоднее на 5 % в каждом следующем году. Например, если за 6 лет не допустить аварий, то скидка будет 30 %.

В то же время, очень рисковым водителям приходится платить больше, но при благоприятных условиях можно подняться с класса «М» до «3» всего за 4 года. Шаги от 2,45 до 1 КБМ:

  • 0,15;
  • 0,75;
  • 0,15;
  • 0,4.

Независимо от исходного значения, если в годовой истории страхования водителями совершено более трех выплат по текущему договору, в следующем применяется самый высокий КБМ.

То есть, будь у водителя третий класс (при оформлении полиса впервые), или тринадцатый (с 50-% скидкой) – если страхователь спровоцировал 4 и более аварий в году, руководствуясь таблицей, он полностью теряет бонусы по КБМ и существенно переплачивает за новое ОСАГО по минимальному классу.

Даже если до этого клиент страховой 10 лет ездил без единого ДТП, а теперь спровоцировал 4, то он заплатит за следующий полис в три раза больше. Если авария была только одна, то КБМ таблица покажет снижение класса с 13 до 7, а цена вырастет на 30 %.

Рост коэффициента будет только в тех случаях, когда страхователь признан виновным в создании аварийной ситуации.

При открытом (неограниченном) ОСАГО в полис не вписывается ни одно лицо, кроме владельца транспортного средства. КБМ изменяется в соответствии с таблицей по вышеуказанному принципу, но распространяется исключительно на указанное ТС. Коэффициент никак не связан с другими водителями, к какому классу они бы ни относились.

При заключении страховки на другую машину значение будет как для вновь обратившегося клиента: класс 3 и КБМ 1. Снижение коэффициента на конкретное авто происходит отдельно.

Если такой автомобиль попадает в ДТП, и им в этот момент управлял другой водитель, то все равно снижается класс автовладельца.

В следующем году можно оформить ограниченную страховку этого ТС, беря в расчет водителя с более выгодным КБМ.

Таблица для расчета КБМ в 2020 году

КБМ − коэффициент бонус-малус − это величина, которая участвует в калькуляторе расчета стоимости полиса ОСАГО. Данный коэффициент индивидуален для каждого водителя и зависит от наличия или отсутствия ДТП в течении календарного года. Соответственно КБМ может быть как повышающим коэффициентом в случае, если в течении года было зафиксировано ДТП по Вашей вине и страховая компания выплатила потерпевшей стороне за ремонт, так и понижающим для водителей, которые не попадали в дорожно-транспортные происшествия и проездили весь предыдущий год без аварий.

В случае безаварийной езды в первый год Ваш класс повысится с 3 на 4 и новый страховой полис ОСАГО будет рассчитан с новым значением КБМ = 1, таким образом Вы получите 17% скидку при оформлении новой страховки. На последующий год без ДТП Вы получите уже 5 класс с КБМ = 0,91 и еще 9% скидки (итого 26%)… и так далее…

Если же Вы участник ДТП, то в силу вступает коэффициент аварийности Малус (М повышение КБМ), который напрямую зависит от количества аварий. Например, в первый год страхования у Вас было было 2 ДТП, тогда класс понизится до М, а значение КБМ = 3,92. На следующий год расчет Вашего класса переместится на самый верх таблицы, откуда и пойдут последующие расчеты. Другой пример, класс водителя 9 (КБМ = 0,68), за год у водителя было 2 аварии, соответственно при оформлении нового полиса ОСАГО класс водителя станет 2, а КБМ = 1,76 и страховка подорожает на 76%.

Страховой полис ОСАГО — это обязательный документ любого водителя. Не допускается управление авто без соответствующей страховки. Получают полис через любую страховую компанию, которая имеет соответствующую лицензию и предлагает такие страховые услуги.

На сумму страховки влияет ряд факторов. Это и водительский стаж, и возраст, и марка транспортного средства. Есть даже дополнительная скидка или надбавка за вождение без аварий и нарушений. Например, если водитель в прошлом году ни разу не воспользовался страховкой, то есть не попадал в аварии, то для него стоимость ОСАГО существенно снижается. И наоборот. Если за прошедший год за автолюбителем числились аварийные случаи, то коэффициент увеличит сумму страхования.

Следовательно, коэффициент напрямую влияет на конечную цену ОСАГО. Он определяется в зависимости от наличия страховых случаев в прошедшем страховом периоде.

Коэффициенты определяются в прямом отношении к количеству страховых случаев. Чем чаще автолюбитель обращается в страховую компанию за выплатами, тем выше его коэффициент аварийности. А следовательно, и выше стоимость страховки. Если водитель продолжительное время не обращался за страховыми премиями, не допускал оплошностей на дороге и не становился участником ДТП, следовательно, ему положена скидка. И чем больше период безаварийности, тем выше бонусы.

По сути, расчет коэффициента бонус-малус по ОСАГО производится на основании присвоенного класса водителя. Затем уже учитывается количество аварий и страховых случаев.

Например, за один год вождения без аварий покупателю ОСАГО причитается скидка в 5%. Дисконт начисляется нарастающим итогом. Максимальное значение скидки — 50%, при которой КБМ равен 0,5. Это нижняя позиция бонус-малус ОСАГО, таблица актуальных значений приведена ниже.

Наличие страховых случаев увеличивает стоимость страховки. Максимальная сумма накрутки составляет 145%, КБМ равен 2,45.

Водителю, который заключил договор впервые, присваивается класс 3, для которого КМБ равен 1. Рассчитывать на скидки не стоит. Но и ждать надбавки к цене тоже не придется.

Как снизить КБМ ОСАГО?

За каждый год вождения без страховых случаев автолюбитель может рассчитывать на 5% скидки. Определите конечную стоимость полиса и сумму накрутки или дисконта самостоятельно. Для этого сумму коэффициента вычтите из единицы и переведите полученный результат в проценты.

Пример.

Водителю присвоен класс 9. Это КБМ 0,7. Рассчитываем скидку:

(1 — 0,7) × 100% = 30%.

Следовательно, при заключении договора ОСАГО гражданин получить 30% скидку на стоимость страховых услуг.

КБМ, или коэффициент «‎бонус-малус» — это параметр, который представляет собой скидку за безаварийное вождение. Его используют страховые компании, чтобы рассчитать стоимость полиса ОСАГО.

КБМ обновляется каждый год 1 апреля для всех автомобилистов. Он одинаков для всех видов транспорта, которыми вы владеете. Коэффициент не будет меняться в течение года, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Проверить свой КБМ можно на сайте Российского союза автостраховщиков.

Основные колонки в таблице: класс, значение КБМ и 5 столбцов, по которым можно определить класс, в случае наличие или отсутствия ДТП за страховой период. Для удобства, мы добавили столбец, на котором наглядно видно изменение скидки с увеличением стажа.

Класс — это показатель безаварийности водителя, можно считать как рейтинг. Каждый водитель начинает страховую историю с 3 класса, что соответствует значению КБМ — 1,17. Далее, каждый год, класс растет, значение КБМ падает, что увеличивает скидку на ОСАГО.

Максимальный класс — 13, при значении КБМ — 0,46. Это максимальная скидка, которая уменьшает стоимость полиса ОСАГО почти на 61% от начального значения. Максимальную скидку можно получить через 10 лет непрерывного и безаварийного вождения. Водить необязательно, достаточно быть вписанным в действующий полис.

Приобретая обязательный полис ОСАГО впервые, начинающий водитель не вправе рассчитывать на получение скидки по КБМ. Обычно для таких водителей значение коэффициента вначале устанавливается на отметке не выше «1». Однако при аккуратном вождении без аварий через год у только начинающего водителя показатель может измениться и будет равен 0,95.

Первоначально страховая компания присваивает водителю 3 класс, а за безаварийные поездки у него есть все шансы в следующем году получить 4 класс. По завершении одного безаварийного года показатель будет уменьшаться, но аварии, совершенные в предыдущие годы забыты не будут, а останутся в базе и будут влиять на процент скидки.

КБМ полностью зависит от водительского стажа. Класс будет присваиваться каждому автовладельцу после покупки полиса. Всего их 14. Новичок с нулевым стажем получит класс М, то есть минимальный. Кстати, нулевой класс может быть присвоен также тем, у кого стаж насчитывает более 10 лет, если они в предыдущие годы стали участниками четырех и более аварий. Новичкам следует быть предельно внимательными во время поездок, так как любое совершенное ДТП приведет к удорожанию страхового полиса. На протяжении первого года страхования это бывает особенно важно.

Новички без страхового стажа должны всяческими способами избегать повышенной страховой ставки. Частыми становятся ситуации, когда начинающие водители не спешат оформлять страховку, чтобы их КБМ не менялся. Поцарапав капот автомобиля соседа или разбив случайно фару при выезде из гаража, они не обращаются к страховщику. Всегда можно договориться с другим водителем и возместить ему ущерб либо устранить последствия столкновения самостоятельно. Цена вопроса иногда составляет всего 1500-2000 рублей. Если оформить происшествие в СК, то класс водителя будет понижен, а КБМ будет больше единицы.

Если новичок недавно прошел обучение в автошколе и имеет трехлетний водительский стаж, то для него могут быть применены скидки, соответствующие классу от 0 до 2. Размер скидки рассчитывается путем умножения стоимости ОСАГО на коэффициент бонус – малус.

При попадании водителя в аварии КБМ будет повышающим, а при безаварийных поездках, наоборот, понижающим. Его значение будет сохранено, если будет продлен полис у прежнего страховщика или совершен переход в другую страховую компанию.

Какой бывает КБМ? Максимальное его значение устанавливается на отметке 2,45 для класса М, а минимальное — 0,5, которое устанавливается для самого высокого 13-го класса. Чем больше лет водитель проездил без совершения наездов на пешеходов и аварий, тем выше будет у него класс и ниже коэффициент бонус-малус. Следовательно, будет понижаться и цена договора автогражданского страхования. Стал автовладелец виновником ДТП, обратился за страховкой – класс тут же понижается, а коэффициент возрастает. Если класс становится выше, то и стоимость страховки уменьшается. Все предельно просто.

КБМ каждый год рассчитывается заново, при этом учитывается его значение во время заключения договора ОСАГО в прошлом году, а также число страховых случаев (денежных выплат) за период действия страховки.

Какие новые скидки по КБМ с 1 апреля 2022 года? Таблица изменения коэффициентов

Чтобы КБМ менялся так, как это выгодно автовладельцу, нужно по возможности избегать аварий. Но если все-таки год выдался не совсем удачным, даже в самом наихудшем случае надбавка к стоимости полиса ОСАГО не превысит 145%.

Уровень коэффициента в соответствии с присвоенным классом выглядит следующим образом:

  • 3 кл. – КБМ равняется 1;
  • 4 кл. – 0,95, при этом скидка составит 5%;
  • 5 кл. – 0,9 и так далее.

С момента введения ОСАГО каждому водителю присваивался класс вождения. Водитель-новичок при оформлении первого полиса становился «третьеклассником» — 3 класс. Этому соответствовал «базовый» КБМ, равный единице. В течение времени, в зависимости при отсутствии страховых возмещений за каждый истекший период класс водителя рос на 1 в год, а Коэффициент бонус-малус КБМ снижался на 5%. У нарушителей наоборот: класс, когда заканчивался период КБМ, становился ниже, коэффициент бонус-малус – увеличивался. Вместе с ним росла и стоимость страховки. В 2019 году от «классификации» водителей отказались. Теперь возвращаются к старой системе и с этого года понятие «Класс КБМ» снова будет использоваться. Кроме того, изменения коснулись и самих коэффициентов, влияющих на расчет стоимости полиса ОСАГО в 2022 г. Эти нововведения продолжают дополнять закон об индивидуализации тарифов по ОСАГО, который приняли в 2020 году. Таким образом Центробанк продолжает политику, направленную на сдерживание цен на ОСАГО для аккуратных водителей. В то же время происходит постепенное подорожание полисов для аварийщиков. Повышение КБМ для этой категории зависит от количества страховых возмещений, выплаченных по их вине за период действия предыдущего полиса.

Проверить КБМ можно на сайте РСА или в личном кабинете на Пампаду. Наверняка всем встречались клиенты солидного возраста с большим стажем безаварийного вождения, но минимальными скидками. У меня в практике был случай, когда при пролонгации ОСАГО человек столкнулся с тем, что КБМ у него упал с 50% до 10%. Причем полис пытались продлить там же, где был оформлен предыдущий. На письменный запрос Страховщик ответил, что аварий не было, но скидка, согласно базе РСА, все равно стала на 40% ниже. Я помогла собрать документы и обратиться в Российский Союз Автостраховщиков. Итог: водителю вернули «законные» 50% скидки. Затраты на страхование автомобиля для него снизились. А я теперь страхую несколько авто, дом и коммерческую недвижимость, которые ему принадлежат. Стоит отметить, что в личном кабинете на Пампаду все намного проще. Вам нужно заполнить данные на клиента и оставить заявку на восстановление КБМ. Остальное сделают наши специалисты.

Пролонгируя страховку заранее, можно предложить владельцам достаточно «свежих» автомобилей подумать о КАСКО. Вопрос в настоящее время достаточно актуальный. Стоимость ремонта растет быстро, как и число водителей, которые не страхуют автогражданку. А это значит, что пострадавший в ДТП автовладелец, точно не сможет отремонтироваться за счет страховой компании. Направление на ремонт в качестве возмещения ущерба, тоже становится проблематичным. Автосервисы просто отказываются работать со страховыми компаниями, не укладываясь в перечисленные им суммы. С учетом этого эксперты прогнозируют рост количество угонов автомобилей в этом году просто потому, что не хватает запчастей.

Поэтому полис КАСКО, пусть даже с минимальным покрытием, сможет стать хорошим подспорьем в этой ситуации.

Коэффициент бонус-малус — это ваша водительская история. Страховщики опираются на этот показатель при оценке стоимости договора ОСАГО. КБМ хранится в базе РСА и при каждом расчете полиса страховая должна получать актуальное значение. Коэффициент отражает, были ли аварии по вашей вине за текущий период страхования или вы относитесь к осторожным автолюбителям. И для каждого случая существуют поощрения и наказания: не бил другие машины — вот пряник и талон на скидку; стал виновником ДТП — кнутом тебя и штрафом в виде удорожания полиса на следующий год.

Таблица КБМ — рассчитываем свой класс на примерах

Понятие «класса водителя» (он же «класс аварийности») — отправная точка в таблице. Это значение отражает предыдущий опыт вождения водителя. Так, по уставу РСА (Российского союза автостраховщиков) новичок получает 3 класс. По таблице КБМ класса водителя равен 1. То есть коэффициент никак не влияет на стоимость страхового полиса. Если в течение года автолюбитель не становился виновником ДТП, то в следующем году показатель снижается на 0,5 — до КБМ 0,95. Соответственно, полис ОСАГО уже можно получить дешевле на 5%.

Тут все как привычные нам бонусные накопительные системы магазинов: за каждый год без аварий — дополнительная 5%-ная скидка. Так можно скинуть стоимость полиса вдвое — до 50%. При условии 10 лет аккуратного безаварийного вождения. В таком случае автолюбитель достигает высшей касты — ему присваивается 13 уровень!

Важный нюанс: если ранее осторожный водитель в текущем году стал виновником ДТП, то класс КБМ по ОСАГО в таблице снова поднимается наверх. А значит, и стоимость его ОСАГО вырастет.

Полярные показатели коэффициента по таблице ОСАГО: 0,5 и 2,45. В приложении цены полиса это значит, что максимальная скидка может составить 50%. Для этого необходимо на протяжении 10 лет (подряд!) не становиться виновником аварий. А верхняя прибавка — увеличит цену полиса почти в 2,5 раза. Таким образом, при средней стоимости полиса в 5 000 рублей один из водителей может заключить договор за 2 500 рублей, а другому придется раскошелиться на 12 250 рублей, что уже практически в 3 раза больше.

Страховые выплаты

Таблица КБМ отражает только те аварии, в результате которых страховая компания выплатила пострадавшей стороне компенсацию. Иными словами, если под словом «авария» на деле случилось легкое касание автомобилей (осторожно сдавал задом и дотронулся до бампера соседа) и стороны договорились на месте без протокола, то такой случай не отразится в вашей страховой истории и, соответственно, на показателе бонус-малус. Иными словами: не было обращений в страховую — не было аварии.

Коэффициент бонус-малус — значение, формируемое на основании страховой истории водителя и существенно влияющее на общую стоимость полиса ОСАГО. Размер КБМ не статичен, и варьируется от 0,5 до 2,45, что представляет собой скидку либо же увеличение цены страховки.

Коэффициент зависит от количества ДТП, произошедших по вине водителя за последние 12 месяцев. При их отсутствии — понижается, в ином случае возрастает.

Благодаря безаварийной езде на протяжении долгого времени можно получить скидку в размере 50 %, а за регулярные аварии, наоборот, увеличить стоимость ОСАГО практически в 5 раз.

Информация о КБМ всех водителей хранится в единой базе данных Российского союза автостраховщиков, вносить изменения в которую вправе только страховые компании. Однако запросить сведения и посмотреть свой коэффициент может каждый желающий. С помощью этого легко контролировать правильность действий страховщика и не переплачивать за оформление полиса.

Порядок расчета коэффициента не является закрытой информацией, ознакомиться с ним может каждый водитель. Для удобства вся необходимая информация внесена в единую унифицированную таблицу КБМ от РСА.

Для определения присвоенного коэффициента необходимо знать свой текущий класс. Класс также можно рассчитать по таблице, исходя из своего водительского и страхового стажа.

Водители без опыта и стажа, впервые оформляющие ОСАГО, получают 5 класс с коэффициентом 1. От этих значений следует отталкиваться при проведении расчетов.

Для расчета нужно взять период с 01.04 по 31.03 предыдущего года. Если за это время не было ДТП, произошедших по вине водителя, класс повышается на единицу, а коэффициент снижается на 5 % (исключением являются классы 1–5, где КБМ изменяется большими шагами). При наличии страховых возмещений, выполненных в период действия предыдущего договора ОСАГО, класс водителя понижается на определенное количество единиц (зависит от текущего уровня и количества страховых случаев).

Изменились правила определения коэффициента «бонус-малус»

Вы можете бесплатно проверить онлайн кбм по базе рса на нашем сайте.

В связи с тем, что последнее время наблюдаются большие проблемы с покупкой страховых полисов обязательного страхования, вы можете купить ОСАГО онлайн.

Перед покупкой рекомендуем сделать расчет стоимости полиса ОСАГО на калькуляторе 2022 года, наш калькулятор не только расчитает для вас цену полиса но и покажет наиболее выгодные предложения в различных страховых компаниях.

Свой КБМ определить легко. Достаточно взять актуальную таблицу значений (последний изменения внесены 1.04.2020) и действующий или истекший полис ОСАГО.

Самый простой способ определения КБМ. Таблица не нужна. Берем полис, напротив своей фамилии или в пункте 7 находим свой КБМ и вычитаем из указанного значения 0,5.

Если водитель признан виновником ДТП, то на КБМ повлияет количество инцидентов в течение страхового года (с 1-го апреля по 31-ое марта). Для определения КБМ в таблице ищем свой класс (указан в полисе напротив фамилии или в пункте 7). В графе с количеством аварий выбираем подходящее число. На пересечении будет искомое значение.

Каждый год 1 апреля КБМ пересчитывается. Новый страховой класс зависит от истории езды за последние 12 месяцев. Безаварийным водителям дают скидку, к виновникам дорожных инцидентов применяется повышающий коэффициент.

Важно понимать, что досрочное расторжение безубыточного договора (хоть за сутки, хоть за час до истечения) отбирает у водителя накопленную за период скидку. При покупке нового полиса страховщик применит тот же КБМ, что в начале действия досрочно закрытого договора.

При перерыве в страховании свыше 12 месяцев накопленная скидка больше не обнуляется.

Повышающий коэффициент при длительном перерыве также не обнуляется. История страховых событий хранится в РСА.

При первом страховании (полис приобретается впервые) автоматически присваивается 3 класс (с КБМ = 1). Поскольку истории страхования нет, то поощрять или наказывать не за что. В дальнейшем при безаварийной езде КБМ ежегодно снижается на 0,5 единиц, скидка постепенно увеличивается. При признании водителя виновником ДТП применяется повышающий коэффициент. Величина зависит от количества инцидентов за год (учитываются только те, в которых виноват страхователь). Например, владелец полиса попал в 5 ДТП, виноватым признан в двух случаях. Накажут, соответственно, за 2 аварии.

Следует учитывать, что страховой год длится с 1 апреля по 31 марта.

Самые частые причины обнуления КБМ следующие:

  1. технические ошибки;
  2. неправильные действия сотрудников страховой компании или аккредитованных агентов;
  3. смена ФИО;
  4. замена водительского удостоверения (если страховщик своевременно не уведомлен).

Коэффициент бонус-малус (КБМ) 2022

Для восстановления КБМ требуется написать письмо страховщику. Необходимо указать следующую информацию:

  • паспортные данные страхователя;
  • серия и номер прав (действующих и предыдущих);
  • сведения о страховом договоре;
  • суть проблемы.

Чтобы самостоятельно рассчитать значение коэффициента бонус-малуса требуется учесть:

  • значение КБМ из прошлого полиса страхования;
  • количество страховых выплат за предыдущий период страхования.

При этом следует учесть, что коэффициент всегда будет равен единице для:

  • новичков;
  • владельцев ТС, у которых был перерыв в оформлении ОСАГО на протяжении 12 месяцев и более;
  • владельцев ТС, вписывающих в полис более одного водителя.

Чтобы определить с ее помощью свой коэффициент бонус-малус, необходимо начать с первого столбца. Отыщите показатель своего КБМ на текущий момент. Не забудьте про правила, указанные выше, относительно коэффициента равного единице для некоторых случаев.

Далее в последующих столбцах выберите и остановитесь на значении, соответствующем вашей ситуации с историей страховых выплат. То есть, отыщите количество аварий, в которых вы были виновником ДТП, за прошлый год. На пересечении этих двух показателей и будет находится ваш КБМ.

КБМ из прошлого полиса
(для новичка приравнивается 1)
Коэффициент КБМ, который будет применен при оформлении нового полиса
Страховых выплат за год не было 1 страховая выплата за год 2 страховых выплаты 3 страховых выплаты Более 3 страховых выплат
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Страховые компании для удобства отображения перспективы водителя при оформлении договора используют также значение класса КБМ. Он привязывается к определенному коэффициенту и рассчитывается по аналогии с предыдущей таблицей в точке пересечения соответствующих показателей истории водителя.

По сути, используя таблицу классов, также можно узнать какой коэффициент ожидает вас при покупке нового ОСАГО. Читать таблицу следует, начиная со второго столбца.

Сначала найдите в нем свой КБМ. Рядом в первом столбце можно узнать класс. В другую сторону, начиная с третьего и до конца, можно определить перспективу смены класса при покупке нового полиса с учетом истории выплат за текущий год. Для новичков всегда присваивается третий класс, ведь ему соответствует КБМ равный единице.

Класс из прошлого полиса
(новичкам присваивается третий класс)
КБМ Количество выплат по прошлому полису
0 1 2 3 Более 3
М 2.45 0 М М М М
0 2.3 1 М М М М
1 1.55 2 М М М М
2 1.4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0.95 5 2 1 М М
5 0.9 6 3 1 М М
6 0.85 7 4 2 М М
7 0.8 8 4 2 М М
8 0.75 9 5 2 М М
9 0.7 10 5 2 1 М
10 0.65 11 6 3 1 М
11 0.6 12 6 3 1 М
12 0.55 13 6 3 1 М
13 0.5 13 7 3 1 М

Собственно все просто, заходим на сайт РСА и видим надпись «Калькулятор ОСАГО». Переходим и видим много не сложных полей. Таких как:

  • Владелец ТС
  • Тип ТС
  • Мощность двигателя
  • Срок договора
  • Период использования
  • Класс водителя
  • Несколько пунктов о регионе и городе
  • Далее информация о водителях, если два или три то вбиваем всех

Новые правила расчета коэффициента КБМ – 2020

Многие переживают при переходе из одной компании в другую за свою скидку, правильнее нужно сказать за свой класс или показатель КМБ. Однако беспокоиться здесь не о чем. При переходе ваша бывшая компания должна вам предоставить ваш показатель КМБ. Если они уперлись и говорят что это якобы секретная информация, то ее можно узнать у представителей РСА (Российского Союза Автостраховщиков), ведь там сейчас должна храниться вся ваша страховая история.

Поэтому страхование при переходе в другую компанию должен начаться именно с показателя на конец предыдущего года. Допустим, вы ушли с «5» классом, значит должны и начать именно с него.

Кстати, сейчас на многих страховых полисах указывают ваш КБМ на конец периода, это также информация для нового страховщика.

Кого считать начинающими водителями? Новичками, для целей страхования ОСАГО согласно таблицам Центробанка считают лиц возрастом до 21 года и со стажем от нуля до трех лет. У этой категории самый высокий коэффициент КВС – 2,27. Это не означает, что после прохождения возрастного рубежа и увеличения стажа, повышающих не будет. Стоимость страховки ОСАГО на автомобиль снижается для новичков постепенно. Так при стаже 3-4 года, цена на полис увеличивается на 1,65, если водитель не достиг 22 лет и до 1,13 – для автовладельцев от 22 до 24 лет.

Повышающий будет и у страхователя, который, к примеру, в 40 лет впервые садится за руль. Для новичка средних лет увеличение стоимости страховки ОСАГО составит 1,5. Эти правила распространяются как на самих страхователей, так и на начинающих водителей, которых вписывают в ограниченный полис.

ОСАГО — обязательное страхование для всех автомобилистов. При этом стоимость полиса считает не страховая компания по своему желанию, а рассчитывает по методике, которую устанавливает Банк России. При этом, методика расчета для всех полисов в основном одинаковая, но получить свою скидку можно через коэффициент бонус-малус.Приведем пример расчета:

Допустим водитель страхует автомобиль уже 5 лет и не попадает в аварии уже более 5 лет, в таком случае его КБМ будет равен 0.75 — скидка на ОСАГО 25%. Если водитель попадает в аварию по его вине его КБМ будет уже равен 0.9 и скидка всего 10%. Для полного анализа можно ознакомится с таблицей КБМ.

Часто, водители не в курсе своего коэффициента бонус-малус: оформили новый полис, оплатили и поехали. Но бывают ситуации, когда коэффициент бонус-малус рассчитывается неверно не по вине автовладельца: ошибка в базе РСА, невнимательность страхового менеджера и замена водительского удостоверения или паспорта. Рассмотрим каждую ситуацию отдельно:

Смена водительских прав или паспорта

У автовладельца поменялся паспорт или ВУ по нескольким причинам: потеря, кража или истечение срока действия. Автовладелец меняет права или паспорт, приходит в страховую, чтобы перезаключить договор. Страховой менеджер вводит данные и отправляет их в базу РСА. База не опознает данные водителя и присваивает ему первоначальный коэффициент.

Невнимательность страхового менеджера

Автовладелец обращается в новую страховую компанию. Страховой менеджер вписывает основные данные, чтобы отправить их в базу Российского Союз Автостраховщиков. И допускает ошибку в фамилии или в цифре серии или номера паспорта, или водительского удостоверения. База РСА распознает водителя без скидки по ОСАГО и приравнивает КБМ к 1.

Ошибка в базе РСА

Автовладелец решает добавить члена семьи или друга в страховку. Обращается в страховую компанию. После страховой менеджер вносит нового водителя в страховку и отправляет данные дополнительного водителя в РСА. База РСА рассчитывает новый КБМ и при этом берет во внимание нового водителя, а не старого. КБМ обнуляется до 1 или более высокого коэффициента нового водителя.

Учтите, КБМ не заносится в единую базу данных Российского Союза Автостраховщиков. Там содержится только информация о предыдущих страхованиях на автомобиль. А вот коэффициент рассчитывается и проверяется непосредственно в страховой компании при покупке полиса водителем. СК обязаны применять классы КБМ по ОСАГО, а также вносить в базу данных информацию об авариях, участником которых были водитель на своем автомобиле.

Поэтому именно в страховых компаниях у вас и могут проверить КБМ и предоставить соответствующую информацию.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.