Будут ли еще повышать пенсионный возраст?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Будут ли еще повышать пенсионный возраст?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 2016 году мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины — 55. В следующем, 2022 году белорусские женщины начнут уходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины — в 63 года. Это заключительный этап реформы по повышению пенсионного возраста, с 2023 года его увеличивать не будут (но это не точно).

Сейчас многие эксперты полагают, что с 2023 года начнется второй этап реформы, в результате которого пенсионный возраст для женщин сравняют с мужским. Такой вариант правительство Беларуси рассматривало еще на этапе реализации действующей реформы, но потом от него отказались.

Пенсионный возраст в Беларуси увеличится с 1 января 2022 года

Трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и накопившим страховой стаж.

Общеустановленный пенсионный возраст в 2022 г.:

– 63 года – для мужчин;

– 58 лет – для женщин.

Соответственно, право на пенсию получат

– мужчины 1959 (II полугодие) года рождения;

– женщины 1964 (II полугодие) года рождения.

Право на пенсию возникнет у «молодых» пенсионеров во второй половине 2022 г.

Трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа, в который включаются периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН.

Страховой стаж в 2022 г. составляет 18 лет 6 месяцев.

Он будет расти ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет в 2025 г.

Есть категории получателей трудовых пенсий по возрасту, для которых страховой стаж составляет 5 лет (например, инвалиды с детства I и II группы) или 10 лет (например, матери четверых детей).

Напомним, что повышение пенсионного возраста на 3 года для мужчин и для женщин началось с 1 января 2017 г. и в 2022 г. заданная пенсионной реформой планка будет взята. Поднимать ее пока не планируют. Закончится также переходный период, особенностью которого было действие требований к пенсионному возрасту и стажу в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), на который они предусмотрены. Для пенсионеров очень важна была дата обращения за пенсией.

Например, если у женщины право на пенсию возникло в декабре 2021 г. (достигла в декабре общеустановленного пенсионного возраста 57 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж, требуемый для назначения пенсии в 2021 г. (18 лет)), но она обратится в орган по труду, занятости и социальной защите за пенсией в январе 2022 г., то для определения ее права на пенсию будут применяться новые требования к пенсионному возрасту и страховому стажу, действующие с 1 января 2022 г. (58 лет и 18 лет 6 месяцев соответственно).

Ежегодно также на 1 год увеличивается период, из заработка за который исчисляется пенсия. В 2022 г. пенсия будет рассчитываться из заработка за последние 28 лет подряд стажа работы.

С работниками-пенсионерами контракты заключаются и продлеваются по общим правилам. Однако в законодательстве о труде есть гарантии для тех, кому до пенсии не хватает двух лет – работникам предпенсионного возраста.

Контракты, заключенные с такими работниками, продлеваются (заключаются новые) с учетом общеустановленного пенсионного возраста, определенного на календарный год.

С работником предпенсионного возраста контракт продлевается (заключается новый) при условии, что сотрудник выполняет работу добросовестно, не нарушая производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину. Тогда в соответствии со ст. 261-5 ТК наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт с ним на срок до достижения общеустановленного (в текущем году) пенсионного возраста. Два обстоятельства – дисциплина и возраст – применяются в совокупности. Это означает, что дисциплинарные взыскания или меры правового воздействия (например, лишение/снижение премии) снимают с нанимателя обязанность продлевать контракт с предпенсионером.

Предпенсионный возраст в 2022 г. составит:

– 61 год для мужчин;

– 56 лет – для женщин.

Что касается прекращения контракта, то, достигнув пенсионного возраста, работник может потребовать прекратить трудовые отношения досрочно в любой момент, причем сам определить дату своего увольнения и указать ее в заявлении. Ссылка в приказе об увольнении по требованию работника в связи с достижением пенсионного возраста (выходом на пенсию по возрасту) производится на п. 3 ч. 2 ст. 35 ТК (а не на ст. 41 ТК).

В 2016 году мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины — 55. В следующем, 2022 году белорусские женщины начнут уходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины — в 63 года. Это заключительный этап реформы по повышению пенсионного возраста, с 2023 года его увеличивать не будут (но это не точно).

Сейчас многие эксперты полагают, что с 2023 года начнется второй этап реформы, в результате которого пенсионный возраст для женщин сравняют с мужским. Такой вариант правительство Беларуси рассматривало еще на этапе реализации действующей реформы, но потом от него отказались.

Важные пенсионные изменения в Беларуси, которые произойдут до конца 2022 года

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Прокат любого платья либо костюма

Наши услуги:

  • индивидуальный пошив одежды
  • ремонт одежды
  • прокат нарядов для праздников и фотосьемок
  • пошив детских фатиновых, нарядных платьев
  • пошив выпускных, свадебных, вечерних платьев
  • Брендированная упаковка кофе к 8-му марта (100%-ая арабика)
  • Подарочный сертификат
  • Стильное муссовое пирожное «Амур»
  • Тематические открытки
  • Неожиданный сюрприз «Подвешенный кофе»
  • Подбор и изготовление очков
  • продажа контактных линз
  • консультация врача-офтальмолога в Слуцке и Солигорске
  • ремонт очков в Слуцке

В 2016 году мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины — 55. В следующем, 2022 году белорусские женщины начнут уходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины — в 63 года. Это заключительный этап реформы по повышению пенсионного возраста, с 2023 года его увеличивать не будут (но это не точно).

Сейчас многие эксперты полагают, что с 2023 года начнется второй этап реформы, в результате которого пенсионный возраст для женщин сравняют с мужским. Такой вариант правительство Беларуси рассматривало еще на этапе реализации действующей реформы, но потом от него отказались.

Нет. Существуют и социальные факторы. Для примера Катерина Борнукова приводит любую 58-летнюю женщину, которая выходит на пенсию.

— Это еще достаточно молодой и полный сил человек, впереди его ожидают почти 25 лет жизни. В итоге на пенсии женщина проведет ее треть, а это не совсем правильно. К тому же большинство женщин трудоустроены на таких работах, которые позволяют им быть активными и после наступления этого возраста, — добавляет экономист. — Определенные нюансы есть с мужчинами. Многие из них не доживают до пенсии, кто-то еще во время работы приобретает хронические заболевания. Это мешает им продолжать свою трудовую деятельность на том же уровне, что и раньше.

По мнению экономиста, именно то, что возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин у нас совершенно разный, кажется ей странным. И здесь важно обратить внимание на продолжительность жизни обоих полов.

— Ситуация такая: у 55-летней женщины возраст дожития составляет 26,5 года. У 60-летнего мужчины — 16. Получается, последние живут меньше, а их ожидаемая продолжительность жизни на пенсии еще ниже. Почему же они при этом позже выходят на пенсию? Думаю, сначала было бы правильнее начать повышать пенсионный возраст только для женщин, — говорит Катерина Борнукова.

С 1 января наступившего года размер базовой ставки для оплаты труда работников бюджетных и приравненных к ним организаций составляет 207 рублей — на 4,5 процента выше по сравнению с прежним значением. Базовая ставка — это определяемая Правительством величина, на основании которой, через систему коэффициентов и доплат, с 2020 года формируется зарплата работников бюджетной сферы.
В Минтруда и соцзащиты отмечают, что нынешнее повышение затронет примерно 850 тысяч работников.

Изменилась минимальная зарплата

Размер месячной минимальной заработной платы (МЗП) с 1 января составляет 457 рублей. МЗП — это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве нижней платы за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных правовых актов и трудового договора (такое определение дает Минтруда и соцзащиты). Данный показатель устанавливается Правительством ежегодно с 1 января. Напомним, что с начала 2021 года месячная минимальная заработная плата в Беларуси была установлена в размере 400 рублей.

Министерство антимонопольного регулирования и торговли с 1 января ввело ценовое регулирование на предметы гигиены — подгузники для взрослых и прокладки (пакеты) женские гигиенические, установив на эти товары предельную максимальную торговую надбавку в размере 30 процентов сроком на 90 дней. Кроме того, ­МАРТ в первом квартале сохраняет ценовое регулирование на социально значимые товары, перечень которых составляет три десятка позиций (свежие картофель, свекла, морковь, белокочанная капуста, лук, помидоры, яблоки, детское питание, крупы, ряд сортов колбас, сахар, растительное масло, ряд мясных, молочных и рыбных товарных позиций и др.).

Кто выходит на пенсию в 2022 году и при каких условиях она будет назначена

В 2016 году мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины — 55. В следующем, 2022 году белорусские женщины начнут уходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины — в 63 года. Это заключительный этап реформы по повышению пенсионного возраста, с 2023 года его увеличивать не будут (но это не точно).

Сейчас многие эксперты полагают, что с 2023 года начнется второй этап реформы, в результате которого пенсионный возраст для женщин сравняют с мужским. Такой вариант правительство Беларуси рассматривало еще на этапе реализации действующей реформы, но потом от него отказались.

Страховой стаж — это количество лет, за которые поступали взносы за работника в ФСЗН. До 2014 года он составлял 5 лет, в 2014-м вырос до 10 лет, в 2015-м — до 15. Его же стали ежегодно повышать на шесть месяцев во время реформы. К 2025 году он достигнет 20 лет.

Если такого стажа не хватает, вместо пенсии по возрасту человек будет получать низкую социальную пенсию. Но есть и исключения (например, многодетные матери).

Также с 2021 года вступил в силу указ, который уменьшил количество тех, кому не хватило стажа. Если мужчины старше 65 лет и женщины от 60 наработали не менее 10 лет страхового стажа, они получат право на трудовую пенсию по возрасту (а не социальную). Ее размер составит 73% наибольшей величины БПМ пенсионера (сейчас это 218 рублей) плюс еще по 3% за каждый дополнительный год страхового стажа. Но для этого пенсионерам нужно сходить и написать заявление в свой отдел ФСЗН.

Продолжительность жизни увеличивается во всем мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодежи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.

Есть три типичных решения: менять пенсионную систему, увеличивать пенсионный возраст или два варианта сразу.

Самое простое решение — повысить пенсионный возраст. Например, российская реформа продлится девять лет — к 2028-му возраст выхода на пенсию увеличат на пять лет для обоих полов. Мужчины пойдут на отдых в 65 лет, женщины — в 60. В Японии лишние пять лет пенсионного возраста растянули на 25-летнюю реформу. К 2025-му японцы обоих полов станут выходить на пенсию в 65 лет.

Дата рождения Пенсионный возраст, лет Период выхода на пенсию
женщины мужчины женщины мужчины
01.01-30.06.1962 01.01-30.06.1957 55,5 60,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1962 01.07-31.12.1957 56 61 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1963 01.01-30.06.1958 56,5 61,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1963 01.07-31.12.1958 57 62 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1964 01.01-30.06.1959 57,5 62,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1964 и младше 01.07-31.12.1959 и младше 58 63 01.07-31.12.2022

Катерина Борнукова, эксперт Центра экономических исследований BEROC

Повышение пенсионного возраста начнется с января 2017 года и будет продолжаться в течение шести лет. Сможем ли мы позволить себе остановиться после этого в 2022 году? К сожалению, демографические реалии таковы, что пенсионная система Беларуси вряд ли будет сбалансированной без дальнейшего повышения возраста. Страна переживает демографический переход: снижается рождаемость (правда, в последние годы этот тренд удалось переломить, но незначительно), растет продолжительность жизни. Это приводит к тому, что в структуре населения увеличивается доля людей пенсионного возраста. По прогнозам НИЭИ Министерства экономики, уже к 2035 году на 10 человек трудоспособного возраста будет приходиться в среднем 6 пенсионеров. Это слишком высокий уровень нагрузки и на экономику, и на Фонд соцзащиты.

У старения населения есть еще один аспект: будет сокращаться количество людей трудоспособного возраста. Это вызов для экономики даже без учета пенсионной системы. Сокращение рабочей силы повлечет негативные эффекты для ВВП. Проще говоря, некому будет работать. К 2035 году экономика страны от сокращения работоспособного населения может потерять около 10% ВВП.

Получается, в 2022 году перед нами снова встанет сложный выбор. Альтернатива повышению пенсионного возраста — это снижение размера пенсий. По-другому добиться сбалансированности бюджета ФСЗН невозможно при нашей сегодняшней демографии (а демография вещь долгосрочная, упрямая и не изменится в корне даже через 20 лет). Расчеты показывают, что для сохранения сегодняшнего отношения пенсий к зарплатам (средняя пенсия составляет около 40% средней зарплаты) в долгосрочном периоде пенсионный возраст надо будет поднять до 65 лет для обоих полов.

Согласна, цифра 65 многих пугает. Это существенное увеличение, особенно для женщин. Но надо понимать, что движение к ней будет постепенным. В частности, чтобы увеличить возраст выхода женщин на пенсию до 65 лет, нам понадобится целых 20 лет. За это время, например, вырастет продолжительность жизни, существенно изменятся социальные роли пожилых людей. Например, традиционная роль бабушки для женщины на пенсии с каждым годом отодвигается все дальше — белоруски предпочитают рожать все позже. Поэтому для многих выход на пенсию в 55 кажется преждевременным. Даже с повышением пенсионного возраста государству и обществу стоит задуматься, как вовлечь в продуктивную деятельность тех, кто уже вышел на пенсию, но еще полон сил и энергии.

Переоценены также страхи о том, что повышение пенсионного возраста приведет к недостатку рабочих мест для молодежи. Проблема у нас будет, скорее, в другом — некому станет работать. Поэтому постепенное повышение пенсионного возраста поможет остановить сокращение рабочей силы. Кроме того, старшее поколение и молодежь претендуют на совсем разные рабочие места.

Повышение пенсионного возраста — это, безусловно, не единственная реформа, которая нас ждет. Со временем будут развиваться альтернативные способы обеспечения безбедной старости — например, различные накопительные фонды. Однако создание новых механизмов невозможно осуществить мгновенно. На построение накопительных фондов уйдут годы и десятилетия, а для их успешного существования нужна макросреда с низкой инфляцией. Тем не менее начинать развивать накопительные пенсионные фонды стоит уже сегодня. Опыт России показывает, что появление таких фондов приносит “длинные” деньги в экономику, то есть те деньги, которые можно использовать для долгосрочных инвестиций.

А значит, такой пенсионный фонд может стать источником развития финансового рынка и толчком для экономического роста. Вместе с тем полностью отказываться от сегодняшней распределительной пенсионной системы не стоит. Она всегда будет служить социальной подушкой безопасности для тех, кто по каким-либо причинам не смог накопить себе на старость.

Пенсионный возраст в Беларуси будет увеличен с 1 января 2022 года

Повышение пенсионного возраста в Беларуси началось в 2017 году. Ежегодно планка поднимается на 6 месяцев. С 2022 года мужчины смогут выходить на пенсию в 63, а женщины — в 58 лет.

После этого планируется завершить реформирование пенсионной системы. Несмотря на это, власти страны продолжают обсуждать повышение пенсионного возраста в будущем, но только для женщин. В Международном валютном фонде советуют не прекращать реформы в этой сфере.

В Минсоцзащиты Беларуси поясняют, что перерасчёт пенсионных выплат проводится в двух случаях:

  • по результатам увеличения средней заработной платы (минимум один раз ежегодно согласно указов главы государства и при наличии доступных средств внебюджетного фонда соцзащиты);
  • при изменении среднего бюджета прожиточного минимума на душу населения, что влияет на минимальный размер трудовой и социальной пенсии, доплаты лицам, достигшим 75-летнего возраста и надбавки.

Граждане Белоруси имеют право на получение трудовой пенсии по достижению пенсионного возраста. Они объединяют не только выплаты по возрасту на общих основаниях, социальные и досрочные пенсии, выплаты за выслугу лет, в случае потери кормильца и за особые заслуги перед страной.

Трудовые пенсии полагаются гражданам, которые в период своей трудовой деятельности, в том числе творческой и предпринимательской, делал обязательные страховые отчисления.

Возможность оформить трудовую пенсию по возрасту могут пенсионеры с трудовым стажем от 25 лет для мужчин и от 20 лет для женщин.

Трудовой стаж является обязательным условием начисления пенсионных выплат за выслугу лет и по возрасту с отчислением средств во внебюджетный фонд соцзащиты. Этот период также называется страховым стажем.

Продолжительность страхового стажа изменилась за последние 5 лет на 3 года и достигнет к 2025 году 20 лет.

Год Страховой стаж
2016 15,5 лет
2021 18 лет
2022 18,5 лет
2023 19 лет
2024 19,5 лет
с 2025 20 лет

Современная пенсионная система пенсионного обеспечения в Беларуси включает ряд пенсионных выплат для определённых категорий граждан:

  • пенсии по возрасту;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии;
  • пенсия за особые заслуги перед РБ;
  • повышения пенсий.

В 2022 году новшеством для системы пенсионного обеспечения Беларуси станет правительственное постановление № 505. Согласно этому документу, некоторые категории граждан будут лишаться пенсионных выплат за особые заслуги.

Эта мера предусмотрена в отношении лиц, совершивших преступления против интересов государство и нацбезопасности, при лишении государственных наград или начислении пенсий на основе недостоверной информации.

Стоит отметить, что в случае восстановления гражданина в правах решение о возобновлении выплат пенсии за особые заслуги может быть приянто специальной комиссией.

С 1 января следующего года в Беларуси повышается пенсионный возраст – ровно на полгода.

Если в уходящем году белоруски могли оформить пенсию в 57,5 лет, то в 2022-м – уже с 58 лет.

Что касается мужчин, то выйти на пенсию они смогут в 63 года. Ранее их пенсионный возраст составлял 62,5 года.

Отметим, что повышать пенсионный возраст начали с 2017 года, а до этого длительное время мужчины отправлялись на заслуженный отдых в 60 лет, а женщины – в 55 лет.

В 2017-м возраст повысили до 60,5 и 55,5 лет соответственно. А затем каждый год увеличивали ровно на полгода, пока в 2021-м пенсионный возраст не составил 62,5 (мужчины) и 57,5 лет (женщины).

В 2019 г. пенсионный возраст в стране равняется 56.5 годам для лиц женского пола и 61.5 лет для мужчин. Своеобразная реформа была произведена Приказом номер 137 «Об улучшении пенсионной системы», который был подписан главой государства весной 2016 г., где утверждается постепенное увеличение возраста выхода на пенсию (суммарно на 36 месяцев).

В январе 2017 года началось постепенное повышение возраста выхода на пенсию. На тот момент мужчины выходили на отдых в 61 год, а женщины в 56 лет. Проект подразумевал изменения каждые полгода в виде прибавки к пенсионному возрасту на 6 месяцев. Таким образом к 1 января 2022 года лица мужского пола будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

В 2022 году повышается пенсионный возраст. Как будут начислять пенсии в Беларуси

Досрочно стать пенсионером можно, если вы постоянно проживаете на территории страны. Также нужно достигнуть определенного возраста, установленного ст.11 закона РБ от 5 января 2008 г. номер 322 «О профессиональном пенсионном страховании». Кроме того, необходимо наработать предусмотренный этим же законодательным актом рабочий стаж.

Люди, которые вправе оформить как досрочную, так и другую пенсию, могут выбрать любую из них. Что касается величины выплат, то она рассчитывается посредством нахождения частного суммарных пенсионных накоплений и предполагаемого периода предоставления пенсионного обеспечения (в месяцах).

Периодом предоставления досрочного пенсионного обеспечения считается период с месяца, который следует за месяцем подачи заявления об оформлении выплат, по месяц, когда гражданин достигнет соответствующего возраста.

В Японии, США, большинстве государств Европы люди обоих полов выходят на пенсию в одинаковом возрасте, который в разных странах находится в диапазоне 60-65 лет.

В России экономические власти проводят реформу, начавшуюся в 2019 году, она будет длиться до 2028 года. В результате пенсионный возраст поднимется до 65 и 60 лет (это касается соответственно мужского и женского населения). Именно такие показатели сегодня в Польше, где в 2017 г. пенсионный возраст резко снизили (до этого он был 67 лет для всех).

В государствах Прибалтики сейчас проводится пенсионная реформа, которая закончится в Эстонии и Литве в 2026 году, а в Латвии на один год раньше. Граждане этих стран станут выходить на пенсию в 65 лет.

Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.

В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:

  • Закон РБ «О пенсионном обеспечении»
  • Указ Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения»
  • Указ Президента РБ «О стимулировании научной деятельности и совершенствовании оплаты труда»
  • Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Новая пенсионная реформа в Беларуси – хитрый ход с «котом в мешке»

В Беларуси пенсии разделяются на 2 вида: трудовые и социальные. В течение года указанные выплаты пересчитываются 4 раза. Это связано с изменением прожиточного минимума, к которому привязаны все государственные выплаты.

Трудовые пенсии назначаются при наличии трудового стажа по возрасту, за особые трудовые достижения перед Республикой, за выслугу лет. Их размер зависит от средних выплат по РБ и возможностей ВСЗН.

Социальные назначаются при условиях, определенных требованиями законодательных актах, как правило их получателями являются лица с ограниченными возможностями и люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Трудовые начисления по выходу на пенсию выплачиваются официально трудоустроенным белорусам, которые в течение трудового периода проводили отчисления в ФСЗН. Кроме указанного лица должны иметь предусмотренный действующим законодательством страховой стаж, иметь минимальный общий трудовой стаж и достичь соответствующего для выхода на пенсию возраста.

Страховым считается период, за которые работник делает страховые выплаты. К примеру, в 2021 году он составляет 18 год, в 2022 году 19 лет на конец декабря. Трудовой стаж белорусов увеличивается на полгода ежегодно. Реформирование будет проводиться до момента, пока показатель не достигнет отметки 20 лет.

Под общим трудовым стажем подразумеваются года, в которые входит минимальный страховой стаж, декретный отпуск, обучение в техникумах, высших учебных заведениях и последипломных. Также в стаж входит уход за больными родственниками, с официально подтвержденной инвалидностью.

Год назад в трудовой стаж стала включаться служба срочников, поскольку от них стали поступать отчисления в ФСЗН.

Прежде чем узнавать сколько пенсия 2022 в РБ необходимо ознакомиться с таблицей, в которой указана градация возрастного периода для выхода на заслуженный отдых. Указанную информацию можно узнать на официальных правительственных сайтах и благодаря интернет-ресурсам. Согласно последней информацией в 2022 году мужчины-белорусы могут получить трудовую пенсию при достижении 63-летнего возраста, женщины – с 58 летнего.

Пенсии в Беларуси сегодня

Совсем недавно ситуация в РБ была благоприятной в сравнении с другими бывшими республиками СССР. Связи с неблагоприятной политической обстановкой жизнь белорусов ухудшилась, в том числе и государственные выплаты вместе с зарплатами. Повышение пенсий в РБ ожидают многие. К сожалению, печальная статистика показывает о ее снижении.

В чем причина, не ужели Лукашенко не замечает настроение народа и сознательно игнорирует его? Вопрос, который на сегодняшний день считается самым актуальным.

Недавно последние новости о выплате пенсий в 2022 году в Беларуси сообщили общественности о первых позитивных изменениях. Речь идет об изменении выплат в августе 2021 года. Ни для кого не секрет, что размер пенсионных выплат напрямую зависит от ПМ, который со следующего месяца должен измениться. Если такое произойдет, вырастут и денежные начисления пенсионерам.

В последний раз они имели место в декабре 2020 года. Новые размеры трудовых и социальных пенсионных выплат, которые предусматриваются в августе этого года продержатся до октября. Дальше ситуация снова изменится.

Современная ситуация в республике остается по-прежнему нестабильной в экономическом и политическом плане. Подтверждением тому является недовольство белорусов всех возрастных категорий. Работающие считают, что к ним относятся сильно строго и платят слишком мало денег.

Пенсионеров волнует вопрос, когда повысят пенсии в РБ и как скоро это случится.

В последнее время пенсионеров кормят обещаниями, а воз остается и ныне там. Пенсионеры считают, Лукашенко забыл о пенсионерах, не считается с ними. Получаемые сегодня выплаты достаточно низкие. Одинокие люди не в состоянии себя обеспечить. Денег с трудом хватает на питание и оплату коммунальных услуг.

Про лекарственные препараты даже говорить не стоит. Они представлены примитивными таблетками. Купить серьезные препараты от давления, сердца невозможно вследствие отсутствия достаточного количества средств. О культурных благах и новой одежде говорить вообще не стоит. При этом пожилая часть населения уверена в лучшее будущее. Они считают, когда поднимут пенсии народ заживет по-иному. Поэтому каждый из них вспоминает былые времена и Советский Союз.

Большинство белорусов это нововведение не одобряют, но и не протестуют против него. Такую реакцию населения социолог Елена Артеменко объясняет, в частности, тем, что после череды экономических кризисов, начиная с 2008 года, у белорусов снижались ожидания от государства и его социальной направленности, а все негативные тенденции в экономике списывались на кризис в мировой экономике или в РФ.

Со ссылкой на данные НИСЭПИ (опрос прошел в июне 2016-го, уже после подписания указа о повышении пенсионного возраста), Артеменко отмечает, что только 19 процентов опрошенных поддержали увеличение пенсионного возраста, а 70 процентов отнеслись к этому негативно.

Конечно, люди всегда недовольны, когда государство урезает социальные гарантии, отмечает в интервью DW Екатерина Борнукова, академический директор Центра экономических исследований BEROC: «Многие чувствуют себя обманутыми, особенно люди предпенсионного возраста — государство всю жизнь обещало им одно, а дает другое. Говорят и о том, что некоторые мужчины не доживают до пенсии».

Наблюдения экспертов подтверждает и блиц-опрос десятка минчан, согласившихся ответить на вопросы DW. Марина, сотрудник одного из институтов Академии наук, в знак протеста против повышения пенсионного возраста вышла из профсоюза: «Считаю, что мои интересы ущемлены. Обидно при стаже 38 лет перерабатывать год. Пенсию мне назначат в 56 лет». Назначат, — потому что об уходе с работы Марина даже не думает. Как и большинство собеседников DW, она рассматривает пенсию как дополнительный к зарплате доход около 150 долларов в эквиваленте: «К моему среднемесячному заработку в 300 долларов — это не роскошь, а необходимость».

Аналогичное мнение высказывает и строитель Сергей с гораздо более высокой зарплатой. Реформа ему категорически не нравится, на пенсию он выйдет в 63 года: «Несмотря на механизацию, приходится иногда и мешок с цементом поднять, и на строительных лесах на большой высоте работать, а это и сегодня уже тяжелее, чем даже 5 лет назад». При сравнении средней зарплаты и средней пенсии становится понятно, что при выходе на пенсию доходы падают более чем на 60 процентов. Поэтому большинство пенсионеров работают в первые годы после выхода на пенсию.

Среди приветствующих реформу — минчане не занятые тяжелым физическим трудом, часто с высоким социальным статусом. Госслужащая Ольга будет «даже рада, если пенсионный возраст в Беларуси повысят до 68, как в Англии. Сам статус пенсионера не радует. Претендующие на мое место коллеги на работе не будут косо смотреть на меня в мои 55, ожидая пока я освобожу путь для их карьерного роста».

Социолог Елена Артеменко называет серьезной проблемой незащищенность людей старшего возраста на рынке труда (непродление контракта в связи с приближающейся пенсией, трудности при поиске работы). По ее словам, при повышении пенсионного возраста уязвимая группа расширилась: нижняя граница уязвимого возраста вряд ли увеличивается, а верхняя отодвигается до 58 лет для женщин и 63-х для мужчин.

Многие эксперты — белорусские и из международных финансовых институтов — уверены, что пенсионный возраст в будущем придется повысить, а возраст выхода на пенсию мужчин и женщин уравнять. «Запланированного повышения пенсионного возраста недостаточно, — утверждает Екатерина Борнукова из BEROC. — Расчеты показывают необходимость увеличения пенсионного возраста до 65 лет для всех».

Кроме того, по оценкам экспертов, в обществе однозначно есть запрос на более четкую связь между пенсией, взносами и стажем. Сейчас пенсии в Беларуси выплачивают за счет взносов работающих и нанимателей в Фонд социальной защиты (ФСЗН) в размере 1 и 28 процентов соответственно. Нынешней реформой, уверена социолог Елена Артеменко, проблема дефицита ФСЗН не решается, а откладывается, потому что доля населения старшего трудоспособного возраста продолжит увеличиваться (сейчас — 25 процентов, к 2050 году достигнет 35 процентов).

Но если бы пенсионный возраст не подняли, замечает Екатерина Борнукова, дефицит ФСЗН сейчас был бы еще больше, и государству пришлось бы значительно снизить пенсии. По ее мнению, негативных последствий в данный момент больше от новых требований по стажу, из-за чего многие оказались в пенсионной ловушке, получая лишь социальную пенсию, которая ниже прожиточного минимума.

Для решения проблем с пенсиями, резюмирует Елена Артеменко, нужны масштабные реформы — уход от исключительно распределительной модели, дополнительные механизмы накоплений работниками лично и предприятиями: «чтобы снизить риски бедности для самих пенсионеров, стоило бы менять механизмы расчета пенсий: в частности, повышать их в зависимости не от увеличения заработных плат, а исходя из инфляции».

Как и большинство стран, некогда являвшихся частью СССР, Беларусь находится в сложном демографическом положении. Еще во второй половине двадцатого века темпы рождаемости сначала стали замедляться, а затем и вовсе значительно снизились. Развал СССР только ухудшил положение. И усилия нового государства в лице Министерства труда Республики Беларусь особой роли не сыграли. Рождаемость падала и падает до сих пор, что приводит к уменьшению числа работающего населения. Несмотря на определенные успехи, ситуация ухудшается, число умерших по-прежнему выше уровня рождаемости.

Пенсионный возраст в Белоруссии на начало 2017 г. равнялся 60,5 годам для мужчин и 55,5 – для женщин. Из населения немногим менее десяти млн человек пенсионеры составляли четверть. А соотношение работающих и пожилых людей было еще хуже. По информации Министерства труда и социальной защиты, на 100 трудящихся в республике приходится 61 пенсионер. Министерство труда РБ и статистика утверждают, что тенденция такова, что в последующие пятнадцать лет количество пожилых людей в общем составе общества вырастет как в абсолютном, так и в относительном числе.

В Беларуси предлагают поднять пенсионный возраст для женщин до 63 лет

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1962 01.07 — 31.12.2017 55,5 01.07 — 31.12.1962 01.07 — 31.12.2018 56 01.01 — 30.06.1963 01.07 — 31.12.2019 56,5 01.07 — 31.12.1963 01.07 — 31.12.2020 57 01.01 — 30.06.1964 01.07 — 31.12.2021 57,5 01.07 — 31.12.1964 и младше 01.07 — 31.12.2022 58

Рождённые в:

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.

Помимо РБ в ближайшей перспективе планируют повышение пенсионного порога такие государства, как:

  • Российская Федерация, где дискутируется повышение возраста для обоих полов до 65 лет;
  • Казахстан, в чьих планах уравнять возраст для женщин с мужским (63 года) с 2018 года;
  • Соединённые Штаты Америки, где порог может повысится с 65 до 69 лет;
  • Эстония, в которой в 2026 году возраст составит 65 лет для всех.

В конце уходящего года страна получила новый закон «О дорожном движении», это значит, что в 2022-ом автомобилисты должны уже следовать новым правилам. Например, сдавать экзамен в ГАИ можно будет на автомобиле с автоматической коробкой передач. Также начнут выдавать водительские удостоверения международного образца.

Кроме того, Минздрав будет вести учет выданных медсправок для водителей и тех, кто не допущен к вождению транспорта по результатам медосвидетельствований. Медики предоставят такую информацию ГАИ. И если водителю противопоказано управлять автомобилем, информация будет внесена в базу данных, водителя направят на переосвидетельствование. Если его не пройти за 60 дней, то водитель будет считаться «бесправником».

Как изменится пенсионный возраст в Беларуси в 2022 году

В правительстве отмечают, что действующий в России порог нетрудоспособности был введен еще в 1928 году – с тех пор изменилось многое: повысилась средняя продолжительность жизни, улучшилось здравоохранение и условия труда. При принятии решения о повышении пенсионного возраста, Правительство опиралось на международную практику.
Так, пенсионный возраст в других странах в 2022 году составляет:

  • Пенсионный возраст для женщин будет увеличен наравне с мужчинами и составит 60 лет. Минус 3 года от предлагаемого первоначального варианта.
  • Многодетные матери будут выходить на пенсию раньше в зависимости от количества воспитываемых детей. Досрочный выход на пенсию положен если женщина имеет три ребенка — на 3 года раньше, четыре ребенка — на 4 года раньше. В случае пяти и более детей — возраст выхода на пенсию не изменится и составит — 50 лет.
  • На 6 месяцев раньше смогут оформить пенсию граждане, которым первым придется испытать на себе новую пенсионную реформу в 2022 и 2022 году.
  • Предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице в 2 раза с 4 900 рублей до 11 280 рублей с 1 января 2022 года.
  • Вводится понятие предпенсионного возраста, которое будет составлять 5 лет. Будут введены программы переквалификации и поддержки граждан предпенсионного возраста, в том числе и социальная защита от увольнений в этот период.
  • Работникам предпенсионного возраста работодатель будет обязан предоставлять 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты каждый год с обязательным сохранением зарплаты.
  • Пенсионная реформа не коснется малочисленных народов Севера.
  • На время переходного периода сохранятся льготы для пенсионеров на недвижимость и земельные участки и прочие льготы для пенсионеров. Сохранят возрастной порог получение льгот независимо от реформы — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
  • С 1 января 2022 года предлагается начать выплаты 25 % надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе со стажем не менее 30 лет в сельском хозяйстве.
  • Сохранятся ли действующие региональные льготы — должны решить регионы.
  • Уменьшиться стаж, дающий право на получение досрочной пенсии для женщин до 37 лет и для мужчин до 42 лет.
  1. 90 % скидки предоставляется на лекарства, которые приобретаются в государственных аптеках по рецепту лечащего врача.
  2. Протезирование в государственных клиниках также предоставляется бесплатно, но при применении недорогостоящих материалов.
  3. 50 % скидки предоставляется на оплату использования жилых помещений и стоимости техобслуживания.
  4. Бесплатно предоставляется и специальное медицинское оборудование, которое требуется для реабилитации и нормальной жизнедеятельности.
  5. В первую очередь предоставляется жилье пенсионерам-инвалидам, имеющим открытую форму туберкулеза.
  6. По врачебным показаниям может бесплатно предоставляться и санаторно-курортное лечение. При необходимости путевка может предоставляться и лицу, ухаживающему за больным.
  7. Гаражи и дачи, располагающие не по месту проживания пенсионера, не облагаются налогом.
  8. Не берется и плата за земельные участки, если на жилой площади не зарегистрированы граждане предпенсионного возраста.
  9. Для пенсионеров уменьшается и транспортный налог.

Если в 2022 году требовалось наличие не менее 16 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, в 2022 году – 16 лет 6 месяцев, то в 2022 году требуется наличие не менее 17 лет страхового стажа.

Однако следует обратить внимание , что возраст выхода на пенсию зависит не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Если женщина, родившаяся в июне 1963 года, не обратится за назначением пенсии в декабре 2022 года, а обратится в январе 2022 года, то возраст ее выхода на пенсию в 2022 году будет увеличен еще на полгода.

Светлана Петровна, Быхов:
– Для оформления пенсии по возрасту в управлении социальной защиты у меня попросили справку с места работы о периоде нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Работодатель такую справку мне не выдал, поскольку приказ о предоставлении этого отпуска не сохранился. Каким образом я могу подтвердить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком?

Олег Мысин, Минский район:
– Мне 32 года, собираюсь работать в Чехии. Слышал, что Беларусь с Чехией заключила пенсионный договор. Так ли это? Если достигнув пенсионного возраста буду жить в Республике Беларусь, то кто мне будет платить пенсию за чешский стаж.

При этом результатом реформы станет неизменное число трудоспособного населения. Сегодня это около 5,5 млн человек. «Число занятых в экономике до 2022 года сохраняется практически на 100-процентном уровне к 2022 году (99,6%). Удерживается действующее соотношение численности людей трудоспособного возраста и старше трудоспособного до 2027 года (2,3 к 1)».

«Сегодня трудятся 663 тысячи пенсионеров, или 25% от их общей численности, — говорит он. — По статистике, в первый год после назначения пенсии продолжают трудовую деятельность почти 68% женщин и более половины мужчин. Через пять лет после назначения пенсии продолжают работать 40% женщин и 30% мужчин».


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.