Самостоятельная жизнь в своей квартире: как получают жилье московские сироты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самостоятельная жизнь в своей квартире: как получают жилье московские сироты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На первый взгляд кажется, что порядок получения жилья не так уж и сложен. Но на практике многие дети-сироты сталкиваются с разного рода проблемами, некоторые дожидаются своей очереди десятилетиями. Чтобы процесс обеспечения жильём не растянулся на десятилетия, рекомендуем прислушаться к советам экспертов.

Юрист фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов рекомендует при получении жилья обращаться прямо в суд. По его словам, такая практика в разных регионах сокращает сроки ожидания до 2-5 лет.

Бывший уполномоченный РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова отмечает, что заниматься вопросом обеспечения сирот жильём должно именно Министерство строительства, которое в курсе дел с качеством жилых площадей. Это связано с тем, что очень часто выпускники детских домов и интернатов получают совершенно непригодные для жилья помещения и в конечном итоге остаются ни с чем.

Для получения квартиры необходимы следующие документы:

  • письменное заявление ребенка-сироты;
  • паспорт;
  • документы, подтверждающие статус сироты;
  • справка с места жительства (пребывания);
  • свидетельство о браке (если имеется);
  • свидетельство о рождении ребенка (если имеется);
  • справка об отсутствии иного жилья в собственности или пользовании;
  • справка о составе семьи;
  • документы, которые подтверждают окончание учебного заведения, прохождения срочной военной службы, отбытия наказания в исправительном учреждении;

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:

  • Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
  • Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
  • Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
  • Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
  • Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
  • Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

Как сиротам получить жилье от государства?

Пунктом 7 Постановления № 397 установлен основной перечень документов, необходимый для включения в список на предоставление жилья.

Заявителю нужно предоставить в орган опеки и попечительства следующие документы:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорт ребенка;
  • договор социального найма;
  • документ о полномочиях законного представителя (приказ о назначении опекуна, приказ о назначении директора организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • документ об отсутствии родительского попечения (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, справка формы № 25 от отсутствии отца у ребенка, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы, акт об оставлении ребенка, заявление родителей о согласии на усыновление);
  • документ о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления)

Как правило, органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства. Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению. В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.

В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.

Наиболее существенными из них являются:

  • Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
  • Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
  • Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
  • Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект о внесении изменений в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Данными изменениями предусматривается возможность сокращения в определенных случаях срока договора специализированного найма на два года.

По новому закону 5-летний срок может быть сокращен при наличии у нанимателя совокупности следующих факторов:

  • наличие одного или нескольких детей;
  • достижение возраста 23 лет;
  • постоянный доход в течение последних 12 месяцев;
  • отсутствие долгов по налогам и сборам;
  • надлежащее исполнение условий договора специализированного найма;
  • отсутствие судимости;
  • наниматель не состоит на учете у нарколога или психиатра по причине лечения от зависимостей и психических расстройств.
  • Преференции в области образования
  • Обеспечение жильем
  • Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
  • Трудовые льготы
  • Пенсионные выплаты
  • Господдержка в области медицины
  • Выплаты для детей-сирот
  • Выплаты для опекунов и усыновителей
  • Другие льготы

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья при соблюдении одного из следующих условий:

  • Достижение возраста 18 лет;
  • Признание дееспособности в установленном законом порядке (например, вступление в брак);
  • Выпуск из социального учреждения (детские дома, интернаты);
  • Окончание военной службы, окончание обучения в образовательном учреждении.

Для обеспечения жильем детей-сирот в каждом субъекте формируется региональный список нуждающихся. Порядок включения в список заявительный. Детей-сирот в него включают с 14 лет.

Как правило, с заявлением о включении в региональный список обращаются законные представители, органы опеки, попечительства и патронажа по месту жительства) детей-сирот.

На органы опеки и попечительства возложены обязанности по организации работы по включении детей-сирот в список нуждающихся своевременно.

Законом также предусмотрена возможность подачи заявления детьми-сиротами самостоятельно в следующих случаях:

  • Достижение ими возраста 18 лет;
  • Признание их дееспособности в установленном законом порядке (например, вступление в брак);
  • Достижение ими возраста 23 лет, в случае если ребенка-сироты нет в списке нуждающихся.

Нет, гарантированное государством право на жилье ребенку-сироте нельзя заменить другими формами государственной поддержки.


После включения в список придется подождать, пока жилое помещение будет предоставлено. Скорость предоставления жилья зависит от финансирования в каждом субъекте, а также от количества детей-сирот, стоящих в очереди в регионе.

Что нужно знать о праве сирот на жилье

Законодательство предполагает проверку кандидата на получение жилого помещения на соответствие некоторым требованиям:

  1. У сироты не должно быть выделенного ему ранее социального жилого помещения (занимаемого им на основании договора найма). Кроме того, такой квартиры не должно быть и у близких родственников и членов семьи, которые проживали бы совместно с сиротой.
  2. У сироты не должно быть во владении социальной квартиры (взятой по договору найма).
  3. Нынешние условия проживания в имеющейся квартире нельзя назвать приемлемыми для нахождения в ней. Тогда основанием для выделения новой квартиры станет формулировка «отсутствие возможности проживания в имеющемся жилье». Причинами могут служить:

Когда детям-сиротам исполняется 14 лет, они вносятся в специальный реестр несовершеннолетних, лишенных попечения родителей и нуждающихся в предоставлении им квартиры. Чтобы получить от государства квартиру, необходимо действовать по следующей схеме:

  1. Встать на учет как сирота, нуждающаяся в получении жилья. Заявление может подать попечитель, опекун, администрация социального учреждения, в котором пребывал несовершеннолетний.
  2. В случае, если никто не поставил ребенка на учет, он подает заявление самостоятельно по достижении возраста 18 лет. Документы нужно собирать при исполнении 17 лет, поскольку местные власти подбирают жилье для выдачи его в будущем году.
  3. Подать заявление в органы опеки и попечительства.
  4. Оформить справку в образовательном учреждении о завершении обучения, в военкомате об окончании военной службы, из мест лишения свободы об освобождении после тюремного заключения, от работодателя (в зависимости от того, как складывается жизнь у сироты — у каждого набор документов свой).
  5. Подготовить бумаги об отсутствии квартиры в личном пользовании. Если жилое помещение имеется, надо доказать, что жить с родителями или другими членами семьи не представляется возможным.
  6. Ожидать, пока заявку не рассмотрят (примерно 4 недели).
  7. Уполномоченный орган подбирает подходящее для ребенка жилье, сообщает об этом сироте и заключает с ним договор найма на новую квартиру. Одним из условия договора является использование квартиры только для проживания в ней, сдавать площадь в аренду запрещено.
  8. Через 5 лет необходимо позаботиться о переоформлении заключенного договора в стандартный договор социального найма с правом бессрочного пользования квартирой. Для этого необходимо предоставить справку от коммунальных служб об отсутствии задолженностей по оплате услуг ЖКХ.

Правительство России дает гарантию того, что все дети, лишенные попечения отца и матери или оставшийся без родителей, бесплатно получит пригодное и комфортное для проживания жилье. К квартирам, предназначенным для сирот, предъявляются следующие требования:

  1. Жилищная площадь должна быть отдельной (тогда как раньше допускалось предоставлять только комнату в коммуналке).
  2. Квартира должна быть подключена ко всем коммуникационным системам — электричеству, водоснабжению, отоплению и пр.

Заявление о постановке на учет должно подаваться в государственное учреждение, под ведомством которого находится внесение сирот в реестр нуждающихся в социальном жилье. В каждом субъекте РФ данным вопросом занимаются разные органы власти, а потому стоит уточнить, куда обращаться, в Администрации поселения — она направит заявителя по адресу.

Требуемые бумаги собираются за год до исполнения заявителю 18 лет или сразу при достижении им совершеннолетия, поскольку региональные власти рассматривают заявления и бумаги, а также решают вопрос о предоставлении жилья или об отказе в его выделении на будущий год, не на текущий. Тогда сирота будет обеспечен жильем уже на следующий год, процесс может продлиться дольше, если в регионе недостаточный жилой фонд.

Рекомендуется изучить следующие документы:

ст. 121 СК РФ Понятие ребенка, лишенного родительского попечения
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” О лишении ребенка родительского попечения
ст. 54 СК РФ, ст. 123 СК РФ, ст. 292 ГК РФ Нормативы жилых помещений, предоставляемых сиротам

Закон о предоставлении жилья детям сиротам (ФЗ №159) в ч.7 ст.8 устанавливает, что жилье предоставляеися на условиях заключения договора социального найма (то есть в собственность не передается).

Такой договор заключается сроком на 5 лет, а по их истечению может продлеваться еще каждые 5 лет, если детдомовец и дальше будет нуждаться в жилплощади. То есть по сути жилье предоставляется в соцнайм бессрочно.

Однако данное правило действует только с 1 января 2019 года, а до этого – договор мог продлиться однократно еще на 5 лет и не более того.

Порядок предоставления данной льготы носит заявительный характер, то есть «автоматически» ребенок-сирота не получит жилье при достижении 14 лет. Для этого нужно составить и подать заявление на получение жилья.

В какой именно орган подавать – зависит от региона, поскольку обеспечение жильем сирот относится к полномочиям местных, а не федеральных органов власти. В виду этого названия органов могут отличаться: обычно – это органы опеки и попечительства, но их полномочия могут быть делегированы и другим департаментам.

Как бы не назывался орган, его сотрудники обязаны разъяснить процедуру оформления и предоставить заявителю перечень необходимых документов.

— Сиротам положено жилье после того, как им исполнится 18 лет, но многие его не получают. Почему так происходит?

— Из-за того, что денег на эту статью расходов в регионах не хватает, образуется очередь. В некоторых субъектах ожидание в этой очереди составляет 5–12 лет. Хотя Верховный суд уже разъяснял, что право на жилье у сироты наступает в 18 лет, и, независимо от того, есть ли деньги в субъекте Российской Федерации, жилье обязаны предоставить. Некоторые ребята либо сами, либо через прокуратуру обращаются в суды, чтобы ускорить процесс получения жилья. Эти судебные дела являются бесспорными (по ним истцы всегда выигрывают). И если есть решение суда, которое обязывает уполномоченные органы предоставить сироте жилье, то органы власти вынуждены выделить ему жилье быстрее. Но даже по тем делам, где суд обязал органы власти безотлагательно предоставить сиротам жилье, образуется своя, отдельная очередь, и порой даже с исполнительными листами сироты ожидают жилье и три года, и четыре. В сентябре 2021-го Европейский суд по правам человека вынес решение в отношении девяти российских сирот, которые в течение нескольких лет не могли получить жилье (в деле «Кадала и другие против России» истцам помогали юристы из фонда «Соучастие в судьбе».— “Ъ”). В этом решении говорилось, что Россия обязана в кратчайшие сроки предоставить истцам жилье; кроме того, ЕСПЧ присудил истцам компенсации в размере от €2,5 тыс. до 5,3 тыс.

— Сколько сирот сегодня стоит в очереди на получение жилья?

— Около 200 тыс. человек по всей стране. А в год квартиры получает порядка 30 тыс. сирот. В последние несколько лет из федерального бюджета ежегодно выделяется по 10 млрд руб. на обеспечение жильем сирот в регионах. Ежегодно депутаты Госдумы и сенаторы, обсуждая бюджет на следующий год, говорят, что денег на обеспечение жильем детей-сирот не хватает, и размер субсидии на эти цели из федерального бюджета надо срочно увеличивать. Но дальше разговоров и призывов дело не идет.

— То есть 10 млрд руб. в год недостаточно?

— Да, этих средств не хватает. Субъекты Российской Федерации обязаны предоставлять жилье сиротам за счет собственных бюджетов — при возможном субсидировании из федерального. То есть льгота установлена на федеральном уровне, но субъекты реализуют ее в зависимости от своей финансовой обеспеченности.

Где есть деньги, там жилье дают, где денег нет — там образуются очереди. Очередности с обеспечением жильем сирот нет только в десяти регионах.

С 2008 года регионы ежегодно стали получать из федерального бюджета дополнительные средства на эти цели — субсидию. Сначала она составляла 500 млн руб., потом увеличивалась, а в последние три года выделяется по 10 млрд руб. Но эта федеральная субсидия предоставляется региону, только если он вкладывает собственные средства в приобретение на вторичном рынке или в строительство социального жилья для сирот. То есть субсидия дается не вместо тех денег, которые должен выделить регион, а в дополнение к ним. Однако в России много регионов, которые не имеют средств, и их вложения в жилье для сирот крайне скудные. Сегодня общая сумма, которая ежегодно тратится субъектами совместно с Федерацией,— порядка 30 млрд руб. в год. Этих денег катастрофически не хватает. В год обеспечивается жильем примерно 30 тыс. детей-сирот, а надо обеспечить почти 200 тыс. человек. И каждый год совершеннолетия достигают новые ребята, которым тоже нужно предоставить квартиры. И даже если бы новые сироты не появлялись, при том уровне финансирования, которое мы имеем, потребовалось бы шесть-семь лет, чтобы ликвидировать нынешнюю очередь. Все эти ребята рано или поздно получат жилье, но очень плохо, что им приходится так долго ждать. Это время для них очень трудное, они только вышли из детского дома, еще не встали на ноги, нет работы, очень трудно социализироваться — и надо постоянно думать о том, где найти крышу над головой. В ситуации отсутствия жилья сироты становятся крайне уязвимыми, траектория их жизни меняется, часто становится неблагополучной.

Решить проблему могло бы погашение задолженности по сиротскому жилью из средств федерального бюджета. Достаточно было бы три-четыре года направлять на эти цели повышенное финансирование, а потом, когда задолженность будет ликвидирована, вернуться к нынешнему механизму обеспечения — за счет средств регионов при субсидировании из федерального бюджета в том размере, который есть сейчас.

— Министерство просвещения предлагает ввести жилищные сертификаты для сирот, которые сократят очередь и позволят им покупать жилье, более комфортное, чем предоставляет государство,— с использованием тех денег, что накапливаются на счетах сирот до их 18-летия. Что вы об этом думаете?

— Предоставление жилья сироте подменяется выделением ему некоей суммы, на которую он может самостоятельно это жилье приобрести. Все эксперты профильных НКО выступают против введения сертификатов. Очередь это не сократит, так как не подразумевает увеличение финансирования. Но возникнут новые проблемы. Во-первых, вырастут риски мошеннических действий с сертификатами и с жильем, которое с их помощью будет приобретаться. Во-вторых, будет утрачен контроль государства за качеством приобретаемого жилья. И наконец, в-третьих, как показал опыт субъектов Федерации, которые уже ввели сертификаты как дополнительную региональную гарантию, размер сертификата меньше реальной стоимости жилья. То есть сироты будут вынуждены искать дополнительные средства (брать кредиты, ипотеку), которые вместе с сертификатом позволили бы приобрести нормаль��ое жилье, а не развалюху на окраине региона. Я считаю, что это плохая идея. Государственная гарантия на благоустроенное жилье для сирот заменяется некой схемой, при которой государство лишь софинансирует покупку сиротой жилья. И лоббирует эту подмену ведомство, которое обязано защищать права и интересы сирот.

Для каждого претендента на вручение ключей от квартиры формируется индивидуальный пакет документов, к основным относятся:

  • паспорт, подтверждающий российское гражданство;
  • документы, доказывающие статус сироты: свидетельства о смерти родителей, решение суда о лишении родительских прав, решение суда о признании гражданина погибшим или иные бумаги;
  • справка о составе семьи по форме №9 из ЖЭКа с указанием всех зарегистрированных лиц и степенью их родства с заявителем;
  • справка из Росреестра об отсутствии собственной жилплощади.

Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам

Региональные власти РФ вправе устанавливать свои особенности предоставления мест для последующего проживания детей-сирот и лиц, приравненных к ним. В связи с этим суды должны принимать в расчет региональные правовые акты.

Примером может стать решение Шадринского районного суда Курганской области от 07.09.2018 года по делу № 2-1041/2018. В нем суд удовлетворил иск прокурора, предъявленный от имени гражданки, оставшейся без попечения собственных родителей.

Местная администрация против требований возражала со ссылкой на то, что существует очередность по рассматриваемой категории лиц. Однако суд эти доводы отклонил.

Он обязал ответчика предоставить девушке жилое помещение с общей площадью не менее 15 квадратных метров. Именно такие нормы действуют в Курганской области для сирот.

Зачастую местные органы власти, отказывая в помощи, ссылаются на перечень детей-сирот, которые на самом деле нуждаются в улучшении условий проживания.

Однако суды однозначно стоят на той позиции, что данный список не равносилен традиционной квартирной очереди.

В качестве иллюстрации можно привести решение Илимпийского районного суда Краснодарского края от 07.09.2018 г. по делу № 2-221/2018 года. Он удовлетворил иск прокурора, предъявленный в интересах сироты.

Судья указала, что формирование официального списка для цели предоставления жилья не означает установления порядковой очереди на него.

Кроме того, в решение отмечено, что отсутствие финансирования не должно влиять на механизм надлежащего обеспечения жилплощадью.

По достижении ребенком, лишившимся родительской опеки, 14-летнего возраста, он включается в реестр детей-сирот, нуждающихся в получении жилого помещения. Чтобы стать в очередь на получение квартиры необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя или администрации помещения, в котором на данный момент проживает ребенок.

В случае, когда по каким-либо причинам, заявление на включение в реестр на получение государственного жилья не было оформлено, ребенок вправе сделать это самостоятельно, но лишь по достижении им совершеннолетия. Заявления принимаются специальным государственным органом, уполномоченным опекаться судьбой детей-сирот.

За год до достижения ребенком-сиротой 18-летнего возраста законные опекуны или администрация учреждения, в котором находится несовершеннолетний, подготавливают специальный пакет документов, необходимый для получения жилого помещения. Для каждого субъекта РФ требуется свой пакет документов, поэтому узнавать о них следует заранее. При условии успешного прохождения всех инстанций уже в следующем году сразу после достижения 18-летнего возраста ребенок должен получить жилье.

После того, как государством будет принято решение о выдаче квартиры, совершеннолетний вместе со своими попечителями рассматривает предложенные варианты. Как только будет найдена подходящая площадь, заключается двусторонний договор найма специализированного жилого помещения.

Условиями договора предусмотрено, что площадь может быть использована лишь в целях личного проживания на ее территории. Срок действия договора составляет 5 лет, далее в индивидуальном порядке договор может быть продлен еще на один срок.

Выдача квартир сиротам осуществляется при следующих условиях:

Сироте могут отказать в социальных гарантиях. Причиной может быть недостаточная обоснованность потребности в жилплощади. Например, не предоставлены необходимые документы, подтверждающие права заявителя.

Или же предоставленные документы не отражают наличия необходимости в дополнительных социальных гарантиях. Отказ может быть связан и с неправомерными действиями чиновников на местах.

При получении отказа целесообразно обратиться в суд. Как показывает судебная практика, решение по делам подобного рода обычно принимается в пользу истца.

Жилье для детей-сирот в 2022 году: как получить и что для этого нужно

Детей-сирот старше 23 лет не бесконечное количество, многие из них уже встали в очередь на получение жилья, считает Алексей Головань. В ближайшие год-два приток достигнет своего максимума и пойдет на спад. Государство будет иметь дело только с текущими сиротам, новые «взрослые» появляться не будут. Если руководители регионов, представители министерств и департаментов будут контролировать решение жилищной проблемы детей-сирот, ничто не помешает им разобраться с большим количеством должников и выйти на плановое обеспечение жильем, когда человек, оставшийся без попечения родителей, получает квартиру в год своего восемнадцатилетия.

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Даже когда сироты и другие дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускаются из интерната, государство обязано заботиться о них. Эта программа называется постинтернатным сопровождением. Она включает в себя педагогическую, психологическую и даже юридическую поддержку. После достижения возраста совершеннолетия воспитанники заключают со своими наставниками индивидуальный договор, содержащий планы на ближайшее время вплоть до 23 лет. Также выходцы спецучреждений получают бесплатно продукты и одежду благодаря благотворительным фондам и другим некоммерческим организациям.

Но самое важное право бывших детдомовцев заключается в получении отдельного жилья на безвозмездной основе. Жилищные права сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

Во избежание недочетов, которые имели место раньше, было принято решение о проверке имущественных прав каждого претендента. Такой шаг позволяет уменьшить риски возникновения мошеннических действий в отношении сирот.

Имущественные критерии, которым должен отвечать претендент:

  1. Отсутствие в распоряжении помещений, принятых по договору социального найма.
  2. Отсутствие собственного жилья.
  3. Невозможность проживания в имеющейся квартире, в силу таких обстоятельств, как:

Читатели интересуются, где предоставляется жилье претенденту и что это будет за помещение? Выделить должны отдельное помещение, где есть условия для круглогодичного проживания. При этом должны быть соблюдены требования по площади.

Постановка на учет – заявительное мероприятие. Самого основания недостаточно для того, чтоб стать претендентом. Нужно подать ходатайство в государственный орган вместе с другими бумагами. Обращаться может совершеннолетний льготник, а также законный представитель малолетнего гражданина.

  • заявление;
  • гражданский паспорт;
  • бумага о подтверждении законности полномочий представителя + его паспорт;
  • договор социального найма, при условии проживания в муниципальном помещении;
  • документ, устанавливающий нуждаемость в жилище (справка о заболевании родственника, экспертиза оценки жилищных условий);
  • бумаги, подтверждающие факт утраты родительской опеки.

Мы уже отмечали выше, что право на жилье сохраняется за претендентом, который стал старше 23 лет. Другое значимое нововведение определяет условия владения, предотвращающие мошенничество. Порядок распоряжения:

  • Объект выделяется по договору социального найма дееспособному претенденту.
  • Срок действия договора 5 лет.
  • Продление договора еще на 5 лет.
  • Выделение жилья в пожизненное пользование.

С новыми поправками в законе, дети, являющиеся владельцами жилых помещений либо родственниками таких лиц, не могут пользоваться льготным получением жилья. Но если этим сиротам невозможно проживать на собственной территории или у родных людей, право на обеспечение помещением он не теряет. Однако сначала необходимо подтвердить наличие объективных причин.

Жилые объекты полагается распределять поочередно. В качестве основания для жительства подписывается договор социального найма. Документ действует всего 5 лет. Потом появляется возможность продлить соглашение на бессрочное время.

Право получения возникает в день совершеннолетия, т.к. именно в этом возрасте люди становятся полностью дееспособными. Однако ничто не мешает детям получить дееспособность раньше: жениться, трудоустроиться или стать индивидуальным предпринимателем.

Поправки в закон лишили сирот возможности получать жилье без очереди. Чтобы после наступления 18 лет обрести помещение быстрее, надо подавать заявление с 14 лет.

Квартиры выдаются сиротам в социальный найм. Полученную площадь нельзя оформить на себя или передать третьему лицу. Соглашения заключаются на 5 лет, после истечения которых можно оформить квартиру в бессрочное пользование.

Предоставление жилья детям сиротам

Во всех регионах случается, когда на всех не хватает квартир в жилфонде. Право на жилье есть и оно зарегистрировано, а помещений фактически нет. В такой ситуации остается ожидать окончания строительства домов.

Многие юристы советуют отправлять письма Президенту губернатору, градоначальнику, обращаться к региональным депутатам.

Претендовать на выдачу жилых объектов недвижимости сироты могут даже полностью дееспособными и трудоустроенными. Раньше делалось возрастное ограничение до 23 лет, после наступления которых молодые люди теряли свое право. Новые поправки позволяют сиротам ожидать положенное жилье до фактического его получения, т.е. с исполнение 23-летнего возраста право больше не утрачивается.

  1. Во-первых, квартиру смогут получить только сироты, достигшие возраста 18 лет, или при достижении дееспособных качеств (устанавливается врачом). Но в этом случае могут быть исключения из общих правил, которые могут установить местные власти.
  2. Претендовать на получение собственного жилья от государства могут сироты, выпустившиеся из детских учреждений, до момента достижения 23-летнего возраста.

    Если к этому периоду сирота не заявит о своих планах на получение жилья, не встанет в очередь, по достижении 23-летия он убирается из списка претендентов на отдельную квартиру.

  3. Кроме этого пункта, у этой категории граждан не должно быть жилья: не только в собственности, но по социальному найму, путь и небольшой площади.

    Но если ребенок лишился родительской опеки в связи лишением их родительских прав, и ребенок, достигший совершеннолетия, может в принципе проживать на жилплощади родителей, то ему не выдадут жилье по льготной категории.

  1. Конечно, государство само по себе точно не знает, кому и когда необходимо выделить бесплатное жилье, и чтобы иметь эту возможность, необходимо встать на учет по обеспечению жильем. Но для этого необходимо признания органами местной власти вас остро нуждающимся в жилом помещении: пишите туда заявления о своем ходатайстве.

    Некоторые попечители делают это заранее, но если этот факт не зафиксирован, то следует самому пройти эту процедуру.

  2. Подать ходатайство местным властям с просьбой признать вас нуждающимся в жилье как сироту.
  3. К заявлению необходимо приложить несколько справок: выписку из детского дома, что вы там проживали такой-то период, об адресе временного проживания, и о состоянии семейного положения гражданина — холост или женат (замужем или нет).

    Также необходимо выписка из ЕГРП – реестра прав на недвижимость об отсутствии у вас жилья в собственности, или заключенного договора найма жилья с муниципалитетом.

  4. Если был заключен договор найма, но условия проживания не удовлетворяют установленным нормам, то в заявлении указать нарушение санитарных норм на каждого проживающего, если такое присутствуют.
  5. На руки будет выдана расписка, подтверждающая прием заявления, а через 30 рабочих дней будет принято решение, которое заявителю пошлют по почте.
  1. Заявление с просьбой предоставления жилья как сирота.
  2. Общегражданский паспорт гражданина.
  3. Подтверждающий сиротство документ.
  4. Если у гражданина есть семья — подтверждение регистрации брачных отношений и наличие детей.
  5. Справка о составе семьи.
  6. Выписка из реестра прав на недвижимость об отсутствии жилой площади.
  7. При прохождении срочной службы в армии, при пропуске срока – военный билет и его ксерокопия.
  8. Справка с места трудоустройства (органов занятости, если сирота временно не трудоустроен и состоит на учёте);
  9. Документ, подтверждающий прохождение обучения в ВУЗе.
  10. Если гражданин отбывал наказание в исправительных учреждениях – справка об этом.

Как сиротам получить бесплатное жилье в 2021 году: пошаговая инструкция

Статус данных граждан определен в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 этого закона, к рассматриваемой категории лиц относятся несовершеннолетние дети:

  • сироты — у которых умерли оба или единственный родитель;
  • оставшиеся без попечения родителей — обоих или единственного из них.

Ранее выдача квартир для таких детей была внеочередной. На практике это означало, что после окончания воспитательного учреждения дети получали недвижимость по договору найма, могли далее ее приватизировать.

Став собственником, сирота часто в силу неопытности и юного возраста терял свою недвижимость по различным причинам:

  • продажа квартир и расходование денежных средств;
  • обмен на невыгодных условиях;
  • недобросовестные действия третьих лиц (родственников, риэлторов, квартиросъемщиков и т.д.);
  • передача права собственности другим гражданам;
  • порча имущества вследствие пожара, затопления и т.д.

Акты законодательства, на которые опираются специалисты при решении вопроса, таковы:

  1. Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дата принятия – 21.12.1996 (последнее изменение от 31.12.2014).
  2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …».

По действующим в 2020 году нормам законодательства жилыми метрами сирот и граждан, лишенных родительской заботы, обеспечивают муниципалитеты. Квартиры им положено выдавать из социального фонда, если он имеется.

Жилплощадь сироте могут заменить сертификатом на целевые средства. Потратить их разрешено только на приобретение жилья.

Сам механизм обеспечения домами граждан данной категории претерпел серьезные изменения. Коснулись они практически всех аспектов вопроса, кроме главного — получателя госпомощи.

В 2020 году жильем будут обеспечивать молодых людей, подпадающих под следующие критерии:

  • имеет статус сироты или дитя, лишенного родительской опеки;
  • возраст гражданина должен находиться в промежутке от 18, но возможно получение жилья раньше;
  • этот человек заявил официально о том, что нуждается в господдержке по решению жилищной проблемы.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.