Как юрлицу выбрать арбитражного управляющего: инструкция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как юрлицу выбрать арбитражного управляющего: инструкция». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Право на участие в выборе кандидатуры арбитражного управляющего является одним из основных прав кредитора. Оно подлежит защите, а необоснованный отказ в его осуществлении недопустим. Развивая данную позицию, суды подчеркивают, что Закон о банкротстве не содержит положений, в силу которых при конфликте кредиторов арбитражный управляющий утверждается посредством случайного выбора.

Таким образом, если кандидатура управляющего соответствует требованиям законодательства и он не является аффилированным по отношению к должнику и кредитору, а возражения иных участников процесса носят формальный характер, то предложенная кандидатура будет утверждена судом.

Проблемы назначения арбитражного управляющего

Если суду представлены убедительные доказательства аффилированности предложенного арбитражного управляющего по отношению к должнику или кредитору, то суд обязан руководствоваться методом случайной выборки. Это необходимо для исключения введения в отношении должника процедуры контролируемого банкротства.

В таком случае суд направляет в саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО) предложение представить кандидатуру управляющего. Утверждается кандидатура, которая представлена первой.

В последнее время суды все чаще не назначают предложенных арбитражных управляющих или отстраняют их. В качестве причины называется заинтересованность управляющего по отношению к заявителю по делу о банкротстве или мажоритарному конкурсному кредитору. При этом нередко заинтересованность формально обосновывается конфликтом интересов, если представители заявителя или конкурсного кредитора предлагали эту же кандидатуру управляющего в других делах о банкротстве.

Не могу согласиться с такой позицией судов. Особенно когда это происходит на стадии назначения арбитражного управляющего по заявлению кредитора при введении первой процедуры. Поясню…

К вопросу о правовом статусе арбитражного управляющего

Хоть АУ – ключевая фигура в процедурах несостоятельности, его работа не бесконтрольна. Кредиторы, сам должник всегда могут заявить о нарушениях в его деятельности. Управляющего могут отстранить от работы или привлечь к ответственности – административной, материальной и даже уголовной. СРО, в котором состоит АУ, строго контролирует его работу, а при наличии нарушений – аннулирует членство.

Внешнему, временному, конкурсному управляющему, по закону, положено ежемесячное вознаграждение. В зависимости от процедуры банкротства оно варьирует от 15 000 до 45 000. Также предусмотрена процентная часть вознаграждения, величина которой зависит от балансовой стоимости активов предприятия. Вознаграждение финансового управляющего – 25 000 рублей. Предусмотрена и процентная часть – 7% от стоимости реализованного имущества.

Поскольку бытует мнение о солидных заработках арбитражных управляющих, законодатель и правоприменитель всеми силами изыскивает механизмы для недопущения излишнего обогащения арбитражных управляющих.

Инструментов для этого предостаточно. Многие из них – более действенны на фоне стимулирующих выплат.

Фиксированное вознаграждение

Проценты

Проценты за субсидиарную ответственность

Снижение

правовая природа вознаграждения АУ носит частноправовой характер, встречный характер (пункт 1 статьи 328 ГК РФ). Ненадлежащее исполнение обязанностей со стороны управляющего — основание для пересмотра размера его вознаграждения.

Критериями для снижения размера управляющего является: характер совершаемых действий, участие в оспаривании сделок должника, активность управляющего.

К указанному требованию применяется общий срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).

Основания снижения процентов различны:

— при установлении реальной стоимости активов.

— затягивание процедуры со стороны управляющего при отсутствии на то должных причин и обоснований. Поскольку необоснованное затягивание приводит к увеличению размера текущих расходов.

Размер стимулирующего вознаграждения может быть снижен, если будет установлено, что положительный результат в виде пополнения конкурсной массы является следствие не только (и не столько) активных действий управляющего, но и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Лишение

Ненадлежащее исполнение обязательств в рамках процедуры;

неосуществление полномочий

В случае приостановления производства по делу о банкротстве – проценты не выплачиваются;

В выплате стимулирующего вознаграждения может быть отказано, если арбитражный управляющий, привлеченные им специалисты не предпринимали меры, направленные на поиск контролирующих должника лиц и выявление их активов.

Пассивная позиция управляющего – также основание для лишения стимулирующей выплаты.

Увеличение — за счет средств кредиторов, принявших решение о необходимости увеличения вознаграждения управляющего;

— увеличение за счет средств должника при наличии определения арбитражного суда

Для увеличения суду необходимо установить наличие следующих оснований: — наличие решения собрания кредиторов, либо мотивированного ходатайства участвующих в деле лиц; — наличие у должника достаточного количества средств; — подтверждение сложности и объемности проведенной управляющим работы.

Кроме существенных ограничений при выплату вознаграждения управляющему, не стоит забывать об обязательных расходах, которые несет каждый арбитражный управляющий.

  1. Для осуществления своей профессиональной деятельности, арбитражный управляющие обязаны заключить договор обязательного страхования. При этом, тарифы устанавливаются страховыми организациями с большой долей усмотрения. При этом, судебная практика находится на стороне страховых организаци.
  2. Членские взносы в СРО
  3. Взносы в компенсационный фонд. Взносы могут быть крайне значительными, минимальный размер составляет 200 000 руб.

Подводя итоги финансовой привлекательности деятельности арбитражного управляющего, стоит констатировать, что в общем и целом, такая деятельность с точки зрения буквального прочтения законодательства о банкротстве, представляется не особо привлекательной. Безусловно, есть управляющие крупных предприятий, которые имеют неплохие проценты и дополнительное стимулирование, однако, в общем и целом баланс сил в настоящий момент явно не на стороне арбитражных управляющих.

Из фиксированного среднего вознаграждения управляющего в размере 30 000 руб., последний должен уплатить налоги (минус 13 %), выплатить обязательные затраты в СРО (минимальный единоразовый платеж 250 000 руб.), оформить страховку (средняя стоимость составляет около 40 000 руб. в год). Все взоры управляющего устремлены к дополнительным бонусам и стимулирующим вознаграждениям. Безусловно, это хороший и правильный стимул побуждения к работе. Однако, может быть стоит подобные правила распространить, например и на чиновников?

Согласно Закону о несостоятельности, ст. 20.5 к АС саморегулируемая организация направляет ходатайство по поводу освобождения АУ от обязанностей по ведомому им делу в случае, когда АУ выходит из СРО.

Важно: Если АУ освобождают от исполнения взятых им обязанностей в процессе по несостоятельности, а решение о выборе нового специалиста не принято на протяжении 10 дн., СРО обязана предоставить АС кандидатуру нового АУ для дальнейшего ведения процесса.

СРО обязана направить суду кандидатуру нового специалиста одновременно с ходатайством предыдущего об отстранении от данного дела. Организация может не предлагать новую кандидатуру, когда ни один из ее специалистов не огласил согласие на ведение рассматриваемого процесса по несостоятельности. СРО обязана известить суд, что у нее отсутствует возможность предоставить новую кандидатуру АУ.

Процедура при банкротстве — юридических лиц или физических, неважно – одинакова. Финансовый управляющий предыдущего этапа подает судье отчет. По его результатам принимается решение о переходе к финальной стадии банкротства – продаже активов «с молотка». Конкурсным управляющим назначается либо тот же менеджер, что вел предыдущий этап, либо новый.

ВНИМАНИЕ! Собрание кредиторов вправе подать суду ходатайство о смене не только самого управляющего, но и СРО, которую он представляет.

Чем больше активов осталось у компании ко времени завершающего этапа, тем легче найти конкурсного управляющего. Вознаграждение конкурсного управляющего, помимо фиксированной платы за этап (25 000 руб. за банкротство физлица, 30 000 руб. за банкротство юрлица), составляет до 7% средств, вырученных на торгах. Это серьезная мотивация. Если же продавать фактически нечего, поиски управляющего могут затянуться.

Банкротство компаний по причине некомпетентного управления ими – не такое уж редкое явление. Если на этапе наблюдения суд обнаруживает, что причиной несостоятельности явился именно этот фактор, он назначает административного, а затем и внешнего управляющего из числа менеджеров, более грамотных и опытных, нежели прежнее руководство компании.

Специалист по банкротству на протяжении установленного законом срока пытается вывести компанию из глубокого кризиса, восстановить ее нормальное функционирование, а с ней и платежеспособность. Удается это сделать не всегда.

Конкурсный управляющий вступает в игру, когда становится ясно — «спасение утопающего» невозможно. Его цель – максимально выгодно продать имущество, которое осталось. Сформировать конкурсную массу, которая позволила бы расплатиться с как можно большим количеством лиц, внесенных в реестр кредиторов. Естественно, ему тоже необходимо экономическое либо юридическое высшее образование, как и менеджеру по банкротству. Более того, без образования и сдачи квалификационного экзамена он не сможет стать членом СРО. Но задачи перед конкурсным управляющим стоят совсем другие, требующие иных знаний и навыков, чем у временного управляющего.

На данный момент данный ресурс предлагает самую точную и актуальную информацию обо всех финансовых управляющих России. Если, например, выбранный вами специалист покинул СРО, информации об этом на сайте арбитражного суда может не быть. На сайте ЕФРСБ напротив его фамилии обязательно будет пометка – «не состоит в СРО». Есть на сайте и список дисквалифицированных управляющих. Важно, чтобы фамилии «вашего» в нем не было.

Если же все в порядке, вы найдете на сайте профессиональную карточку финуправа, в которой содержится его полный послужной список. Услуги управляющего, который успешно провел несколько десятков дел о банкротстве, не имел отводов/самоотводов в их процессе, будут стоить весьма дорого. Так что рекомендуется искать не «звезду», а просто крепкого профессионала, на счету которого несколько успешных дел. Особое внимание обращайте на самоотводы – вам не нужен специалист, который «кинет» вас в ходе процесса, если ему покажется, что что-то пошло не так, как он планировал.

Официального и централизованного – нет. Доверять ли множеству неофициальных, предлагаемых крупными юридическими компаниями – дело ваше. Степень их достоверности находится под большим вопросом, поскольку понятно, что те или иные компании заинтересованы в продвижении «своих» кандидатов. Разумеется, они все будут сертифицированными членами СРО, имеющими право заниматься такой работой. Но вот объективна ли их высокая оценка – неизвестно.

Так что лучше включайте свои аналитические способности и ориентируйтесь на официальную информацию ЕФРСБ. Или советуйтесь с юристами, которыми приходилось сталкиваться с тем или иным управляющим во время своей работы.

Профессиональное несоответствие – весьма редкая причина «отставки» конкурсного управляющего. Все-таки СРО довольно высоко «держат планку» для своих потенциальных членов. И полных непрофессионалов в свои ряды не допускают. Нечасто встречается и злонамеренное причинение убытков, нарушения КоАП, «изгнание» специалиста из СРО,

Пальму первенства уверенно держит простая человеческая забывчивость и невнимательность. Например, финуправ «заработался» и забыл о том, что публиковать на ЕФРСБ данные о ходе банкротства следует вовремя. На первый раз оштрафуют. На второй – могут и отстранить.

Часто встречаются также ошибки при оценке стоимости лотов. Как правило, они не имеют признаков злого умысла, но весьма раздражают собрание кредиторов. Если специалист ошибся крупно, кредиторы будут настаивать на его замене. Нередкой причиной отстранения служат небрежно составленные отчеты собранию кредиторов. Или заставят переделать, или отстранят.

Одним словом, работа конкурсного управляющего происходит под пристальным наблюдением множества глаз, имеющих свой интерес в деле и желающих быть уверенными, что их интересы неукоснительно соблюдаются. Так что ему необходимо постоянно заботиться о корректности своих действий и не совершать крупных просчетов

Ответ, казалось бы, — в вопросе. Это специалист, который управляет финансами должника в случаях и пределах, предусмотренных законом «О несостоятельности (банкротстве)». Но на самом деле функции и полномочия ФУ гораздо шире.

Чтобы управлять финансами, их нужно найти, что и делают ФУ. Они собирают сведения о доходах должника и его имуществе (а также об имуществе супруга).

Финансовые управляющие могут требовать у Арбитражного суда, чтобы он принял меры для сохранности имущества должника (если есть серьёзное подозрение, что имущество может «уйти» из-под носа кредиторов).

Если должник дарил или продавал имущество в последние три года, ФУ пристально изучит эти сделки. А вдруг должник за год до банкротства подарил двоюродному дяде квартиру, хотя у самого уже были проблемы с финансами? Налицо как минимум очень серьёзные подозрения, что должник выводил имущество, чтобы оно не досталось кредиторам.

Кстати, подтвердить честность или найти доказательства фиктивного банкротства — прямая обязанность ФУ. Если только он обнаружит признаки, указывающие, что гражданин банкротится нечестно, то должен сообщить об этом суду (а если речь идет о суммах свыше 2 миллионов, то и в полицию).

Без финансового управляющего банкротство невозможно. Он оценивает ситуацию должника и представляет ее в суде.

Выбрать ФУ нужно еще до подачи заявления. Иначе дело может затянуться или вовсе не начаться.

Чтобы не попасть на недобросовестного или неопытного ФУ, внимательно изучите его практику на соответствующих ресурсах.

Чтобы заручиться согласием ФУ на работу с вами, будьте готовы ему доплатить.

МАЯК партнёрствует с опытными и порядочными финансовыми управляющими. Поэтому у наших клиентов нет головной боли «где найти управляющего и как понять, можно ли ему верить».

За участие в деле о банкротстве финансовый управляющий получает вознаграждение, которое выплачивается в размере фиксированной суммы и процентов.
Размер фиксированной суммы составляет 25 000 руб. за одну процедуру, применяемую в деле о банкротстве, независимо от срока, на который она была введена. Всего таких процедур может быть три: реструктуризация долгов, реализация имущества и мировое соглашение.
Поэтому должник при подаче заявления о признании себя банкротом должен внести на депозит суда 25 000 руб. (за одну процедуру) либо попросить отсрочку до первого судебного заседания. Эта сумма должна поступить на депозит до того момента, как будет введена одна из процедур, в противном случае производство по делу будет прекращено.

Выплата суммы процентов осуществляется за счет денежных средств, полученных:
— в процедуре реструктуризации долгов — в размере 7 % от удовлетворенных требований кредиторов. Другими словами, если должник погасил долг в размере 100 000 руб. финансовому управляющему необходимо заплатить 7 000 руб.
— в процедуре реализации имущества — в размере 7 % от размера выручки от реализации имущества. Например, продано имущество на 100 000 руб., из этих денег финансовый управляющий получит 7 000 руб., остальные 93 000 руб. пойдут на оплату расходов в деле о банкротстве и погашение требований кредиторов.

Может так сложится, что ни один финансовый управляющий из выбранного СРО не даст своего согласия на участие в деле о банкротстве, так как за установленное по закону вознаграждение в размере 25 000 руб. за процедуру сроком минимум 6 месяцев управляющие берутся крайне неохотно. Особенно это распространено в ситуации, когда у должника нет недвижимого имущества, на которое может быть обращено взыскание. Ведь в этом случае, он также лишается права на получение вознаграждения в виде 7% от суммы реализации.

В случае, если СРО, указанное в заявлении, не предоставит кандидатуру финансового управляющего, заявитель вправе указать другое СРО, однако ситуация может повториться. При этом, если финансовый управляющий не найдется в течение трех месяцев, суд прекратит производство по делу, заявление о признании должника банкротом так и не будет рассмотрено.

Финансовый (арбитражный) управляющий

Замена финансового управляющего в деле о банкротстве возможна в случае:

  • освобождения финансового управляющего от возложенных на него обязанностей по его заявлению. Управляющий в любой момент может отказаться от дальнейшего ведения дела без объяснения причин. Иногда финансовый управляющий дает свое согласие на участие в деле, рассчитывая получить дополнительное вознаграждение с должника (или кредитора), и не получив его, теряет интерес к делу.
  • отстранения финансового управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей за серьезные нарушения в работе.
  • при переходе из процедуры реструктуризации долгов в процедуру реализации имущества на основании решения собрания кредиторов. Мнение должника при этом никак не учитывается.

Вы не указываете ФИО финансового управляющего в заявлении о банкротстве, а пишете наименование саморегулируемой организации. СРО сама предоставляет кандидата, и суд его утвердит после проверки.

В заявлении физического лица о признании его банкротом обязательно указывается саморегулируемая организация, из состава которой назначит ответственное лицо для конкретного дела. При отсутствии данной информации суд откажет в рассмотрении.

Выбрать СРО не проблема — только по Москве и Московской области действуют десятки организаций, в состав которых включены от 3–4 до сотен фин управляющих.

Тогда зачем договариваться заранее?

  1. Оценка текущего финансового положения гражданина-банкрота. Это первое, что проверяет финуправляющий при банкротстве гражданина. Для выявления движимого и недвижимого имущества физлица управляющий рассылает запросы в госучреждения и органы.

    Также финуправляющий проверяет то имущество, которое ранее принадлежало гражданину, но было продано или подарено им в течение трех лет до момента обращения в арбитражный суд с исковым заявлением. Запросы рассылаются во все органы, осуществляющие регистрацию прав собственности: ГИБДД, Росреестр, ГИМС, Гостехнадзор, Федеральную налоговую службу и другие.

  2. Арбитражный управляющий по банкротству физических лиц, анализирует материалы дела, выявляет наличие или отсутствие признаков мошеннических действий гражданина, фиктивного или преднамеренного банкротства. Если такие признаки будут выявлены, то соответствующая информация публикуется в Едином реестре, и направляется в арбитраж и правоохранительные органы.
  3. Управляющий проводит анализ всех сделок, которые совершались гражданином до момента открытия дела о банкротстве (на протяжении последних трех лет).

В Госдуму в середине мая был внесен пакет поправок в закон о банкротстве общим объемом на 519 страниц. Нижняя палата парламента должна была их обсудить и принять до конца весенней сессии. Но пока что рассмотрение поправок не стоит в повестке Думы. А вступить в силу они должны в полном объеме только через год после их опубликования, то есть, скорее всего, к осени — зиме 2022 года.

Но пока обсуждение поправок отложено. Их будет принимать Госдума нового созыва. Эти новшества уже давно, еще в 2019 году, были разработаны Минэкономразвития. Тогда их довольно жестко раскритиковали заинтересованные структуры и ведомства. Но и сейчас ясно, что в Думе предстоит жесткая битва буквально за любое новшество.

Законопроект с поправками даже вносит новое название для уже давно действующего закона. В новой редакции он называется — федеральный закон «О реструктуризации и банкротстве». Упор в нем делается именно на реструктуризацию долгов — как юр лиц, так и физиков.

Сначала вариант поправок обсуждался на совещании у президента 10 февраля 2021 года. Но тогда его разбило в пух и прах управление правовой информации президента. Президент дал поручение устранить все нарекания и внести согласованный министерствами и ведомствами проект в Думу до 10 апреля 2021 года. И вот, более чем через месяц от обозначенной даты «Ч» — свершилось. Поправки начали обсуждать в комитетах Думы.

Арбитражным управляющим
Успехов пожелаем,
Труд их впечатляющий
Народ оберегает

От последствия банкротства,
Горестных долгов!
Пусть всегда им светит солнце,
Радует любовь,

Добро душу наполняет
И растёт зарплата!
Поздравленья принимайте
В праздник этот знатный!

Поздравляем смелых, неподкупных
Арбитражных управляющих сегодня!
Пожелаем в доме им уюта
И успехов в непростой работе!

Пусть успешны все дела их будут,
И за помощь их благодарят,
Милосердье люди не забудут,
Пусть добром сияет светлый взгляд,

Радость праздник этот пусть наполнит,
Тосты и стихи пусть прозвучат,
О трудах великих люди помнят,
Непрестанно будут восхвалять!

Арбитражный управляющий, сегодня
Профессиональный день встречай,
Пусть успех всегда тебя находит,
Ты велик и мудр, так и знай!

За работу говорим «спасибо»,
Славим честные труды твои,
Процветает пусть твой опыт, сила,
Согревает пусть тепло любви,

Пусть бокалы в этот день сверкают
Блеском от игристого вина!
С праздником чудесным поздравляем,
За твоё здоровье пьём до дна!

Арбитражный управляющий при банкротстве

Нажмите на репост, чтобы скопировать в соц. сеть

17 июля — праздник представителей уникальной профессии — арбитражных управляющих. Так была увековечена дата, когда в постановлении Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году впервые появилось название новой специальности. Рождение этого юридического направления было вызвано быстрым становлением частного предпринимательства, которое неминуемо сопровождалось многочисленными банкротствами. Для решения возникающих острых проблем потребовались специалисты нового профиля — арбитражные управляющие. В их ведении оказались дела о банкротстве. Их обязанность — обеспечивать правильность исполнения закона, справедливо определять величину возврата долга каждому кредитору. Работа арбитражных управляющих является частной практикой. Их решения для всех участников безоговорочно окончательны и обязательны для выполнения.

Реализация процедуры банкротства, согласно действующему законодательству, дает возможность организации-должнику устранить свои финансовые проблемы с помощью пересмотра графика выплат по обязательствам, рефинансирования задолженности и определенной отсрочки произведения платежей.

Немаловажным фактором того, что крайне необходимо воспользоваться возможностью инициирования процедуры банкротства является защита от рейдерского захвата. К тому же, организация-должник может самостоятельно выбрать арбитражного управляющего для ведения процедуры банкротства. Обобщая преимущества инициирования процесса признания финансовой несостоятельности, можно назвать следующие моменты:

С

ложная экономическая ситуация в России сейчас не дает большинству предприятий успешно вести свою хозяйственную деятельность. Многие когда-то эффективно работавшие структуры приходят в упадок, пересекают финишную ленту и устремляются в финансовую пропасть. Весной 2020 года экономика России попала в очередной шторм: пандемия коронавируса, закрытие государствами границ, падение цен на нефть, падение рубля и, как следствие, нервно-эмоциональное настроение населения. Все это повлияет на число банкротств юридических лиц.

Даже в странах с развитой экономикой в бескризисные годы количество банкротств исчислялось тысячами и десятками тысяч. В кризисные периоды количество банкротств увеличивается и «жертвами» могут стать как небольшие, так и средние, крупные компании, в т.ч. лидеры рынка в определенных сегментах. В России о значительных убытках уже заявляют туроператоры, авиаперевозчики, игроки индустрии развлечений, красоты, общественного питания и многие другие.

Когда компания входит в процедуру наблюдения, в первое время вы можете думать, что предприятие работает в обычном режиме. Появится луч света в темном царстве финансовых проблем. Более того, счета предприятия разблокируют, приостановятся исполнительные производства, без задержек будет выплачиваться заработная плата. Слово «Надежда!» будет витать в воздухе, а в кабинетах компании впервые за многие месяцы будут слышны радостные голоса. Но настанет день, когда в отдел документационного обеспечения придет на регистрацию запрос документов от временного управляющего. Это будет начало «запросопада» документов, который будет сопровождать отдел документационного обеспечения до окончания процедуры банкротства.

Блеск и нищета арбитражных управляющих

Порядок назначения арбитражных управляющих установлен законом «О банкротстве» и выглядит следующим образом:

Сначала в Арбитражный суд подаётся заявление о признании должника банкротом.

В этом заявлении указывается наименование и адрес саморегулируемой организациии, из числа членов которой нужно определить арбитражного управляющего.

Далее саморегулируемая организациия получает определение арбитражного суда о принятии заявления и представляет арбитражному суду информацию о кандидатура арбитражного управляющего.

После этого, если кандидатура арбитражного управляющего удовлетворяет установленным требованиям, то арбитражный суд утверждает этого кандидата.

Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Сбор сведений о должнике.

В рамках первого этапа основной обязанностью арбитражного управляющего является проведение объективного анализа финансового статуса должника как для юридических, так и для физических лиц. Арбитражный управляющий проверяет имущественные активы должника, его деятельность и собирает любые другие сведения, необходимые для принятия решения. Кроме этого, арбитражный управляющий обязан выяснить, существуют ли основания для подозрения должника в фиктивном или преднамеренном банкротстве.

Этап 2. Извещение кредиторов.

На этом этапе арбитражный управляющий извещает кредиторов о проведении процедуры банкротства. При этом арбитражный управляющий ведет реестр кредиторов, в котором учитывается вся задолженность.

Этап 3. Составление плана внешнего управления.

На этом этапе арбитражный управляющий составляет план внешнего управления и представляет его кредиторам. В этом документе содержатся меры по восстановлению платежеспособности организации или физического лица, порядок реализации данных мер и предстоящие расходы на проведение указанных мероприятий.

Этап 4. Собрание кредиторов.

На этом этапе арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов, на котором обсуждается возможность восстановления платежеспособности должника и принимаются решения между кредитором и должником. Также собрание обсуждает план внешнего управления или выносит решение о проведении конкурсного производства.

Этап 5. Передача утвержденного плана в судебную инстанцию.

План внешнего управления или конкурсного производства обязательно передаются в арбитражный суд.

Этап 6. Судебное заседание и получение решения арбитражного суда.

Арбитражный суд назначает заседание, на котором подводятся итоги деятельности арбитражного управляющего и выносится определение о дальнейших действиях в отношении должника.

Этап 7. Реализация имущества должника.

Институт банкротства физических лиц в новой России имеет относительно короткую историю. Поэтому многие граждане пока ещё с опаской относятся к процедуре признания финансовой несостоятельности, предпочитая менее цивилизованные и более сложные способы борьбы с кредитными нагрузками.

Одни уходят в подполье, другие устраиваются на дополнительную работу и живут на хлебе и воде, чтобы рассчитаться с долгами, третьи берут новые кредиты, чтобы рассчитаться со старыми. Между тем во многих ситуациях легче и дешевле официально признать себя банкротом и начать финансовую историю с «чистого листа».

Предприятиям и коммерческим компаниям проще инициировать эту процедуру: механизм банкротства юрлиц вполне отлажен и строго регламентирован на законодательном уровне.

Но и здесь далеко не все руководители до конца представляют себе все последствия этого мероприятия, что сказывается как на финансовых перспективах компаний, так и на дальнейшей судьбе их владельцев.

Итак, первое, что должны знать рядовые граждане и руководители организаций о банкротстве: эта процедура невозможна без участия арбитражного управляющего. Иногда его называют финансовым управляющим или даже менеджером по банкротству.

Задача такого сотрудника – финансовое оздоровление должника. Специалист проводит «реанимационные» процедуры для спасения компании или гражданина от полного разорения. Для восстановления платежеспособности клиента используются только законные финансовые процедуры.

На время процедуры финансового оздоровления управляющий приостанавливает начисление штрафов, пеней и неустоек. Отменяются также новые штрафные санкции кредиторов. Управляющий инициирует реструктуризацию долга и составляет реальный график погашения платежей.

Пример

Гражданин Сидоров взял кредит в Сбербанке на сумму 500 000 рублей на строительство дома. Он успел рассчитаться с половиной долга, как вдруг в компании, в которой он работал, решили сократить его должность.

Выходного пособия не хватило, чтобы рассчитаться с долгами. Он остался должен банку ещё 200 000 рублей. Знакомый юрист посоветовал инициировать процедуру банкротства. Назначенный арбитражный управляющий помог организовать реструктуризацию долга.

Сидорову увеличили срок выплат ещё на 2 года, уменьшили размер ежемесячных выплат, а на время, пока он не устроится на новую работу приостановили начисление пени.

Обязанность арбитражного управляющего – провести объективный анализ финансового статуса должника. Он проверяет его кредитную историю, имущественные активы, трудовую деятельность, родственные связи и любые другие сведения, необходимые суду для принятия справедливого решения.

Желательно также выяснить, не предпринимал ли должник умышленных действий, которые привели к банкротству, не переписывал ли в недавнее время имущество на имя супруги (супруга), детей и прочих родственников.

Подозрения в мошенничестве и попытках скрыть активы – повод для суда прекратить процедуру банкротства. В таких случаях о списании долгов можно забыть.

На собрании кредиторов обсуждается, возможна ли процедура реструктуризации, рассматриваются другие компромиссные решения между кредитором и должником, в частности – мировое соглашение.

Собрание решает, согласно ли оно с планом внешнего управления или будет ходатайствовать об инициации конкурсного производства.

На практике долги гражданину никто, конечно, не простит (тем более, кредитная организация) поэтому наиболее вероятный исход – реализация активов должника на торгах.

Гражданин не обязан приходить на собрание кредиторов. Вместо себя он имеет право отправить на собрание представителя или вообще обойтись без всякого присутствия на мероприятии.

Конкурсный управляющий — это арбитражный управляющий, которого утверждает арбитражный суд для проведения конкурсного производства.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, занимается частной практикой и является членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО).

Арбитражный конкурсный управляющий должен соответствовать определенным требованиям:

  • быть гражданином Российской Федерации;
  • иметь высшее образование, преимущественно, юридическое или экономическое;
  • быть членом СРО*,
  • не менее года отработать в качестве руководителя.

Ответственность может быть гражданской или административной.

Так как конкурсный управляющий выступает в качестве руководителя должника, то он может быть привлечен и к уголовной ответственности по ч.1 и ч. 2 ст. 195 УК РФ (сокрытие имущества должника, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, если сумма (стоимость) превышает два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей (крупный ущерб) или девять миллионов рублей (особо крупный).

К основным видам ответственности арбитражного управляющего следует отнести отстранение его от исполнения возложенных обязанностей, взыскание убытков, причиненных должнику, а также дисквалификацию за совершение административного правонарушения.

Основания для отстранения арбитражного управляющего от исполнения обязанностей предусмотрены п. п. 1 — 3 ст. 20.4 Закона о банкротстве:

  • недобросовестное исполнение обязанностей;
  • исключение из СРО в связи с нарушением условий членства в саморегулируемой организации, требований Закона о банкротстве, иных нормативных актов;
  • дисквалификация за совершение административного правонарушения.

Арбитражный управляющий — это лицо, осуществляющее профессиональную деятельность и являющееся челном СРО, которого назначают для проведения процедуры банкротства организации или гражданина.

В зависимости от процедуры банкротства и выполняемых функций арбитражный управляющий может быть назначен в качестве:

  • временного управляющего (процедура наблюдения);
  • административного управляющего (процедура финансового оздоровления);
  • внешнего управляющего (процедура внешнего управления);
  • конкурсного управляющего (процедура конкурсного производства);
  • финансового управляющего (процедуры банкротства граждан).

Как мы выяснили, роль управляющего в деле о банкротстве очень значительна. Ввиду этого, просто необходимо, чтобы он исполнял свои обязанности добросовестно, исходя из баланса интересов как кредиторов, так и должника. В случае, если управляющий не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои функции он будет привлечен к ответственности по правилам ст. 20.4 Закона №127-ФЗ.

То, насколько законно и в интересах сторон действует АУ, уполномочен решать только суд.

суд получает сведения по факту осуществляемых управляющим действий → проводит анализ сведений → устанавливает факт неисполнения/ненадлежащего исполнения обязанностей АУ → выносит решение с назначением определенных законом мер ответственности (в рамках Закона о несостоятельности — отстранение АУ от исполнения обязанностей — дисквалификация)

Кроме того, арбитражный управляющий может быть привлечен к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в рамках положений Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ведение дела о банкротстве требует не малых организаторских способностей вкупе с хорошей профессиональной подготовкой и знаниями нормативной базы, ввиду чего предусмотрена конкретная процедура становления арбитражным управляющим, которая не ограничивается получением определенного образования. В процессе стажировки кандидат на должность набирается опыта и облегчает работу уже действующего управляющего. Альтернативой стажера для помощи разработана автоматизированная программа.

Для чего нужен управляющий

Круг обязанностей помощника перекликается с деятельностью самого управляющего. Эта должность должна дать практический опыт для самостоятельного «плавания», а также оценить профессиональную профпригодность будущего специалиста. В ходе практики кандидату предстоит:

С правовой точки зрения арбитражный управляющий – это назначенное арбитражным судом лицо, которое занимается непосредственным осуществлением процедуры банкротства организации или гражданина. Перечень его функций чрезвычайно обширен и регламентируется двумя базовыми законодательными актами. Первый – это Гражданский кодекс РФ (часть 1, часть 2, часть 3 и часть 4), а второй — №127-ФЗ, введенный в действие 26 октября 2002 года.

Федеральный закон, определяющий порядок проведения процедуры банкротства, регулярно изменяется. Актуальная на сегодня редакция документа принята 2 декабря 2019 года. Положения №127-ФЗ четко формулируют перечень требований, выполнение которых является обязательным для назначения физического лица арбитражным управляющим. Он включает:

Приведенный выше набор квалификационных требований является минимальным и установлен на федеральном уровне. Любая ассоциация АУ имеет право установить более жесткие условия для вступления и участия в профильной СРО.

Участие в профильной саморегулируемой ассоциации – одно из обязательных требований для назначения АУ, установленное положениями №127-ФЗ. СРО относятся к некоммерческим организациям. Их деятельность регламентируется несколькими законодательными и нормативными актами:

Целью создания СРО выступает передача контролирующих функций от государства непосредственным участникам рынка. Поэтому основные задачи любой ассоциации арбитражных управляющих – контроль над деятельностью своих участников и финансовая ответственность за их профессиональные действия.

При вступлении в члены СРО к АУ предъявляется комплекс требований, которые делятся на две группы. К первой относятся квалификационные условия членства в ассоциации, которые касаются уровня профессиональной подготовки и опыта работы специалиста. Каждая организация разрабатывает собственный стандарт требований, который не может быть ниже установленного в №127-ФЗ.

Вторая категория включает финансовые требования. Они состоят в необходимости оплаты разового вступительного и регулярного членского взноса, а также внесении средств в компенсационный фонд СРО. Назначение последнего – создание возможности для несения саморегулируемой организацией коллегиальной материальной ответственности за неправомерные или неквалифицированные действия участников.

Зачем вам нужен финансовый управляющий при банкротстве?

Анализ перечисленных выше прав и обязанностей наглядно демонстрирует значимость специалиста в деле о банкротстве. Она также выражается в серьезном уровне ответственности, возложенной на АУ. В соответствии со статьей 20.4 №127-ФЗ, управляющий несет различные виды рисков – материальных, репутационных и дисциплинарных – непосредственно касающихся ведения профессиональной деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить крайне слабую проработанность в действующей правовой базе вопроса об административной ответственности АУ. Разные законодательные и нормативные акты нередко попросту противоречат друг другу, предоставляя возможность неоднозначных трактовок. Как правило, специалисты рекомендуют руководствоваться пояснениями, данными Высшим арбитражным судом РФ.

Положения документа допускают возможность административных действий контролирующего органа в лице Росреестра по отношению не к конкретному специалисту, а к СРО, участником которой он является. В любом случае, данная законодательная норма нуждается в дальнейшей доработке или дополнительных разъяснениях со стороны соответствующих инстанций.

Перечень операций, осуществляемых АУ в рамках процедуры банкротства, определяется его обязанностями и правами, а также текущим состоянием и стадией дела. Стандартный набор предпринимаемых АУ действий, выглядит следующим образом:

Профессиональная деятельность арбитражного управляющего с некоторой долей условности может быть разделена на 4 основных направления, каждое из которых имеет серьезное значение для итоговой эффективности работы специалиста. В указанное число входят:

Обязательное требование к деятельности АУ – четкое соблюдение действующего законодательства. Любое отклонение от правовых норм становится основанием для принудительного отстранения от дела о банкротстве и последующей его замены на другого специалиста.

Финансирование деятельности арбитражного управляющего, включая оплату труда — его и привлеченных специалистом третьих лиц, осуществляется за счет финансовых ресурсов должника. Перечень расходов АУ, подлежащих компенсации, определяется ст. 59 №127-ФЗ. Он включает следующие статьи затрат:

Каждый участник разбирательства имеет право оспорить обоснованность любой статьи расходов АУ. Если судья признает претензии обоснованными, компенсация затрат не производится, что становится проявлением материальной ответственности арбитражного управляющего за собственную профессиональную деятельность.

Процедура банкротства предполагает обязательную отчетность от временного управленца, адресатом которой являются кредиторы организации. Но также информацию о ходе конкурсного производства может запросить и суд.

Законодательство о признании несостоятельности содержит указания на типовую форму данного документа и его основные информационные разделы:

  • сведения о собственности, принадлежащей должнику, которая может быть использования для удовлетворения кредиторских требований (первоначальный размер конкурсной массы, данные о поступлениях на счета и пр.);
  • сведения о размере кредиторских требований, в том числе в разбивке по очередям;
  • данные о результатах работы управляющего за отчетный период: какие требования удалось удовлетворить, какое имущество вернуть или реализовать, какие расходы пришлось понести и прочее;
  • информация о результатах кадровой политики: количество уволенных сотрудников, сколько работников осталось на своих местах и прочее.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.