Ведение предпринимателя самостоятельно на 3 группе единого налога 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ведение предпринимателя самостоятельно на 3 группе единого налога 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Производство, торговля, предоставление любых услуг, ресторанный бизнес, перевозки — этими бизнесами можно заниматься на 3-й группе.

Ограничение только по видам деятельности, запрещённым для всех единщиков.

Вашими контрагентами и клиентами могут быть обычные физлица, плательщики единого налога, ФЛПФизическое лицо — предприниматель и юрлица на общей системе, иностранные компании и физлица и даже коммунальные предприятия.

Получать доход вы можете в гривне и в валюте, наличными и по безналу.

3-я группа единого налога

Для ФОП 1-2 группы если не подали декларации по ЕН или подали с опозданием будет штраф 50% ставки налога (п. 122.1 НКУ)

В 2021 году штраф за не уплату ЕН составит:

  • 113,5 грн для 1-й группы;
  • 600 грн для 2-й группы

Штраф начисляют за каждый месяц, и чем дольше тянете с уплатой, тем больше заплатите.

Для ФОП 3 группы если просрочите уплату, кроме задолженности по ЕН придётся уплатить штраф, размер зависит от срока задержки уплаты

  • менее 30 дней — 10% от суммы долга по ЕН;
  • более 30 дней — 20% от суммы задолженности.
  1. Первая группа плательщиков единого налога
  2. Вторая группа плательщиков единого налога
  3. Третья группа плательщиков единого налога
  4. Плательщики единого налога четвертой группы
  5. Реестр плательщиков единого налога
  6. Реквизиты для уплаты единого налога
  7. Налоговая декларация плательщика единого налога
  8. Регистрация плательщиков единого налога. Свидетельство
  9. Штраф за неуплату единого налога
  10. Отпуск для предпринимателя-единщика: как не платить налог?
  11. Размер единого налога и единого социального взноса (ЕСВ) в 2020 году

Непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации, — влекут наложение штрафа в размере 340 гривен, за каждое такое непредставление или несвоевременное представление. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, — влекут наложение штрафа в размере 1020 гривен за каждое такое непредставление или несвоевременное представление (ст.120 НКУ).

Неуплата (неперечисление) физическим лицом — плательщиком единого налога первой или второй группы авансовых взносов единого налога в порядке и в сроки, определенные НКУ, влечет наложение штрафа в размере 50 процентов ставки единого налога, выбранной плательщиком единого налога в соответствии с Налоговым Кодексом (ст.122 НКУ).

В случае если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства, — влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25 процентов суммы определенного налогового обязательства. При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу, — влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 50 процентов суммы начисленного налогового обязательства (ст. 123 НКУ).

В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных Налоговым Кодексом, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах: при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем ​​срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга; при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем ​​срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга (ст. 126 НКУ).

Единый налог группы 3 со ставкой 2 % — финальная версия

Лето, как известно, отпускная пора. И индивидуальным предпринимателям тоже хочется немного отдохнуть, но при этом не платить налоги за тот период, когда деятельность фактически не ведется. Налоговый Кодекс предоставляет такую возможность, но не для всех и на определенный срок. Как физическому лицу – предпринимателю не платить единый налог во время отпуска? – расскажет Prostopravo

Согласно п.п.295.5 ст. 295 Налогового Кодекса Украины (НКУ) плательщики единого налога первой и второй групп, которые не используют труд наемных лиц, освобождаются от уплаты единого налога в течение одного календарного месяца в год на время отпуска.

Единый налог
1 группа до 210,20 грн. (до 10% прожиточного минимума для трудоспособного лица на 1 января 2020 года)
2 группа до 944,60 грн.(до 20% минимальной заработной платы в 2020 году)
3 группа (без НДС) 5% от дохода
3 группа (с НДС) 3% от дохода +НДС
ЕСВ
1 группа 1039, 06 грн. (22% минимальной заработной платы)
2 группа 1039, 06 грн. (22% минимальной заработной платы)
3 группа (без НДС) 1039, 06 грн. (22% минимальной заработной платы)
3 группа (с НДС) 1039, 06 грн. (22% минимальной заработной платы)

Для единщиков первой и второй группы ставки налога устанавливаются решениями местного совета в фиксированной сумме на месяц. То есть налог придется платить даже в том случае, если в отчетном месяце дохода не будет.

Если плательщики единого налога первой и второй групп осуществляют несколько видов хозяйственной деятельности, применяется максимальный размер ставки единого налога, установленный для таких видов хозяйственной деятельности (п. 293.6 ст. 293 НКУ).

Если плательщики единого налога первой и второй групп осуществляют хозяйственную деятельность на территории более, чем одного сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных громад, применяется максимальный размер ставки единого налога, для соответствующей группы (п. 293.7 ст. 293 НКУ).

В третьей группе единый налог уплачивается в зависимости от величины полученного дохода. Нет дохода – нет и налога. Но при больших оборотах налоговые обязательства существенно возрастают. При ведении «затратного» бизнеса (т. е. с большим количеством расходов) применение третьей группы может оказаться невыгодным. В этом случае есть смысл сравнить условия работы с условиями общей системы налогообложения и взвесить все за и против.

Доходом единщика первой – третьей группы является доход, полученный в течение отчетного периода в денежной форме (наличной и/или безналичной), материальной или нематериальной форме (ст. 292 НКУ).

В доход единщика также включается стоимость безвозмездно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг).

Безвозмездно полученные товары – это «товары (работы, услуги), предоставленные плательщику единого налога в соответствии с письменными договорами дарения и другими письменными договорами, заключенными согласно законодательству, по которым не предусмотрено денежной или иной компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг) или их возврата, а также товары, переданные плательщику единого налога на ответственное хранение и использованные таким плательщиком единого налога» (п. 292.3 ст. 292 НКУ).

В доход единщика третьей группы – плательщика НДС подлежит включению сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Для единщиков первой и второй группы правильно определять размер полученного дохода нужно в первую очередь для того, чтобы установить, имеет ли он право находиться на упрощенной системе налогообложения и/или применять ее в дальнейшем.

Единщикам третьей группы следует знать размер полученного дохода также для определения суммы единого налога, которую необходимо уплатить в бюджет.

Единый налог уплачивается ежеквартально в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в таких размерах:

в I квартале – 10% (не позднее 30 апреля);
во II квартале – 10% (не позднее 30 июля);
в III квартале – 50% (не позднее 30 октября);
в IV квартале – 30% (не позднее 30 января).

Единый налог в четвертой группе необходимо уплачивать на соответствующий счет местного бюджета по месту расположения земельного участка. Поскольку предприниматели четвертой группы имеют право использовать земельные участки только по месту своего проживания, единый налог подлежит уплате в местный бюджет по месту регистрации.

Единый социальный взнос (ЕСВ) единщики первой – третьей групп, независимо от избранной группы и величины полученного дохода, уплачивают в размере не менее минимального страхового взноса за месяц – 22% размера минимальной заработной платы, установленной в месяце оплаты.

Единщики четвертой группы – ФЛП – главы семейных фермерских хозяйств уплачивают ЕСВ в том же порядке, что и единщики первой – третьей групп.

Члены семейного фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, подлежащим страхованию на других основаниях, уплачивают ЕСВ с суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц. При этом сума ЕСВ не может быть менее размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль).

В случае если они не получили дохода (прибыли) в отчетном периоде или отдельном месяце отчетного периода, имею право самостоятельно определить базу начисления, но не более максимальной величины базы начисления ЕСВ. При этом сумма ЕСВ не может быть менее размера минимального страхового взноса.

Единщики и члены фермерских хозяйств уплачивают ЕСВ ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

От уплаты ЕСВ за себя освобождаются единщики и члены семейного фермерского хозяйства, если они получают пенсию по возрасту или за выслугу лет или являются лицами с инвалидностью, или достигли возраста, установленного ст. 26 Закона Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Такие лица могут быть плательщиками ЕСВ исключительно при условии их добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования.

Также освобождаются от уплаты ЕСВ за себя единщики, которые имеют основное место работы, за месяцы отчетного периода, за которые работодатель уплатил за них ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса. Такие лица могут быть плательщиками ЕСВ при условии самостоятельного определения за месяцы отчетного периода, за которые работодатель уплатил ЕСВ за таких лиц в размере менее минимального страхового взноса, базы начисления, но не более максимальной величины базы начисления ЕСВ.

При этом сумма ЕСВ не может быть менее размера минимального страхового взноса.

Временно освобождаются от начисления, исчисления и уплаты ЕСВ единщики первой группы за периоды с 1 по 31 декабря 2020 года, с 1 по 31 января, с 1 по 28 февраля, с 1 по 31 марта, с 1 по 30 апреля и с 1 по 31 мая 2021 года. Такие лица могут принять решение о начислении, исчислении и уплате ЕСВ за указанные периоды на общих основаниях. В таком случае информация об уплаченных суммах указывается в отчетности о начислении ЕСВ за отчетный период.

Отчитаться о ЕСВ нужно один раз по итогам года.

Начиная с отчетности за 2021 год, предприниматели представляют объединенную отчетность. Отчет по ЕСВ включен как приложение к налоговой декларации плательщика единого налога – физического лица.

Нарушения, которые требуют от плательщика ЕН 3 группы осуществить принудительно переход с упрощенной системы на общую, определенные пп. 298.2.3 ПК. Это в частности:

  • в случае превышения в течение календарного года предельного дохода – сейчас это 7.002.000 грн. Для перехода на общую систему надо заявление не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом пере превышение;
  • в случае применения плательщиком ЕН неденежного способа расчета, то есть бартера, расчет векселями и т. п;
  • в случае осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения (п. 291.5 НК), например осуществление деятельности по организации и проведению гастрольных мероприятий или оптовая продажа пива;
  • в случае осуществления видов деятельности, не указанных в реестре плательщиков ЕН, то есть деятельность по незарегистрированным КВЭД (!);
  • в случае наличия налогового долга 3060 грн на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов (!).

Обязательная форма и регистрация Книг учета с 2021 года отменена. Следовательно книги учета доходов (3 группа – неплательщик НДС) и доходов и расходов (3 группа – плательщик НДС) отныне можно вести в произвольной форме. Отныне это может быть даже тетрадь или файл Excel на компьютере. Однако такую книгу все равно надо вести и помесячно выводить итоги, то есть месячные обороты.

Налоговики уже давно обещают обеспечить и альтернативный вариант – ведение этих Книг учета в электронной форме через Электронный кабинет налогоплательщика. Пока электронная форма технически невозможна, несмотря на ее разрешенность законодательством.

Доход признается на дату получения денежных средств, поэтому уже поступление аванса считается доходом.

У единоналожников-физлиц по п. 292.10 НК не является доходом суммы налогов и сборов, удержанные (начисленные) плательщиком единого налога во время осуществления им функций налогового агента, а также суммы ЕСВ. В доход плательщиков ЕН не включаются полученные ими пассивные доходы:

  • проценты;
  • дивиденды;
  • роялти;
  • страховые выплаты и возмещения.

Памятка-2022 для предпринимателей-единщиков

Возможность ведения упрощенного бухучета единщикам 3 группы предоставлена п. 44.2 и п. 44.3 ПК. Для него им необходим НП(С)БУ 25 “Упрощенная финансовая отчетность”. Упрощенность заключается в таких возможностях:

  • составлять упрощенную финансовую отчетность в составе только баланса и отчета о финансовых результатах по формам 1-мс и 2-мс;
  • начислять обеспечение, например обеспечение оплаты отпусков;
  • не проводить дисконтирование долгосрочной дебиторской задолженности;
  • не проводить переоценку основных средств;
  • не начислять резерв сомнительных долгов.

Независимо от объема дохода РРО в 2021 году нужен, если деятельность связана с реализацией:

  • технически сложных товаров, требующих гарантийного обслуживания;
  • лекарственных средств, медизделий;
  • предоставлением платных услуг в сфере здравоохранения;
  • реализации ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценного камни, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.

Плательщики единого налога 3 группы уплачивают единый налог по повышенной ставке: ФЛП — 15%, юрлица — по своей двойной ставке, то есть 6% или 10%. Это такие ситуации:

  • превышение предельной суммы дохода (в 2021 году – 7.002.000 грн) – на сумму превышения;
  • получение дохода по незарегистрированным КВЭД – на весь такой доход;
  • применение запрещенного способа расчета (бартера – — ко всему такому доходу;
  • получение дохода от запрещенных для ЕН видов деятельности – до всего такого дохода.

Для 1 группы ставка единого налога по-прежнему составляет до 10% от размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, который по состоянию на 1 января 2020 года равен 2102 грн. Соответственно, для ФЛП 1 группы максимальная сумма единого налога — 210,2 грн. Для налогоплательщиков, относящихся ко 2 группе, привязка к показателю минимальной зарплаты также осталась неизменной, а именно до 20% от суммы минимальной заработной платы, которая в 2020 году равна 4723 грн. Соответственно, максимальная ставка единого налога теперь составляет 944,6 грн. В 3 группе ставка единого налога рассчитывается в зависимости от дохода согласно прежней методологии — у плательщиков НДС остается 3%, у неплательщиков — 5%.

Бухгалтерский учет необходим для своевременного ведения операций, правильности начислений уплат и налогов.

Для ФЛП 1, 2 и 3 групп (кроме плательщиков НДС) учет и отображение полученных доходов в Книге учета доходов должны осуществляться ежедневно. Юрлица платят по общей методике упрощенного учета.

Также для 2 и 3 групп независимо от выбранного вида деятельности в случае превышения объема дохода 1 млн. грн. в календарном году применение регистратора расчетных операций является обязательным. Исключение составляют предприниматели, осуществляющие реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту.

Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2022 год!

Прослеживая динамику дополнений и поправок, внесенных в НК в 2019 году, можно сделать вывод: в принципе, никаких кардинальных изменений не произошло. Некоторые правки можно считать уточняющими или относящимися к узкопрофильным предприятиям.

В 2018 году изменения в налогообложении ООО в Украине в первую очередь коснулись предприятий с суммарным объемом дохода более 50-ти миллионов евро в течении последние 12 месяцев. А также тех организаций, у которых за этот же период общая сумма уплаченных сборов и платежей в бюджет превышает один миллион евро.

В настоящее время действующее законодательство предусматривает два режима налогообложения. Это упрощенная или общая система налогообложения юридических лиц (Украина). Каждое предприятие должно выбрать максимально приемлемый для него налоговый режим в зависимости от планируемого вида деятельности, схемы работы, предполагаемых оборотов и прочих важных факторов, которые, так или иначе, будут влиять на хозяйственную деятельность юр. лица.

Какие налоги платит предприятие в Украине в зависимости от выбранного им режима налогообложения? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем рассмотреть детальнее обе системы.

В 2020 году налог на прибыль платят все ООО, использующие общий режим. Следовательно, чтобы определить сумму, подлежащую к уплате в бюджет, следует определить прибыль предприятия, которая рассчитывается по итогам бухгалтерского учета из фин. результата. В 2020 году ставка налога на прибыль составила 18%.

Предприятия с годовым доходом от деятельности (без косвенных платежей) не более 20-ти миллионов гривен подают отчетность по налогу на прибыль один раз в год. Если годовая выручка превышает данную сумму, юр. лицо подает отчетность 1 раз в квартал. Соответственно, уплата этого налога осуществляется либо один раз в год по итогу подачи годовой декларации (до 10-го июня), либо ежеквартально.

Во время карантина 2020 года были внесены некоторые изменения в налоговое законодательство. Нарушение налогового законодательства в период с начала марта 2020 года по последний месяц карантина, не сопровождается штрафными санкциями. Более подробно об изменениях в Законодательстве можно ознакомиться в соответствующих законах.

Если вы заинтересованы в вопросах, которые связаны с оплатой налогов 2021 году, обращайтесь в юридическую компанию «Бухгалтерские-Услуги». Наши юристы прояснят интересующие вопросы и проконсультируют по теме, как платить налог фоп в карантинный период.

Переход на единый налог по ставке 2% является добровольным. Для этого в налоговую нужно предоставить заявление. Срок предоставления – до последнего числа месяца, предшествующего периоду перехода на эту систему налогообложения.

Таким образом, перейти ЕН 2% можно с 1 числа любого месяца, а не только с 1 апреля.

Образовавшиеся субъекты хозяйствования, желающие выбрать ЕН со ставкой 2%, подают заявление по общей процедуре, предусмотренной НКУ для 3 группы плательщиков ЕН для таких случаев, и считаются плательщиками ЕН с даты их государственной регистрации.

В случае перехода на 3 группу ЕН со ставкой 2%, этот налог будет исчисляться от суммы полученного дохода, то есть выручки — суммы поступивших на счет средств или были получены в виде наличных денег (с учетом особенностей для плательщиков ЕН).

Не зависимо от объема доходов, после перехода на 3 группу ЕН со ставкой 2%, налог на добавленную стоимость уплачивать не нужно. Даже если вы до этого были плательщиком НДС. Плательщики ЕН 3 группы со ставкой 2% освобождены от уплаты НДС с операций по поставке товаров, работ и услуг, место снабжения которых расположено на таможенной территории Украины.

Но от уплаты импортного НДС такие плательщики ЕН не освобождены. Поэтому при импорте товаров НДС придется платить в полном объеме, если конечно это не товары, освобожденные от уплаты НДС.

Следует отметить, что в обычных условиях при переходе с общей системы на единый налог, плательщики НДС обязаны осуществить «условную продажу», начислив НДС на остатки товаров и т.д., а его регистрация в качестве плательщика НДС должна быть отменена. К сожалению, в новом Законе об этом нюансе нет ни слова.

Плательщики единого налога третьей группы со ставкой 2%, декларацию по единому налогу представляют в квартал с указанием суммы помесячного дохода. Такая декларация представляется в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода.

Плательщики единого налога 3 группа 2021

Налогообложение ФЛП (ФОП, СПД, ЧП) в Украине всегда было весьма запутанной и непостоянной сферой. Мало того, что статьи кодекса можно трактовать по-разному, так вдобавок еще и постоянное реформирование законов существенно усложняет ведение любого бизнеса. Очень важно иметь хорошего специалиста, который бы не только следил за всеми обновлениями, но умел доходчиво разъяснить их. Наша компания с радостью предоставит вам таких сотрудников. Они, несомненно, объяснят вам все нюансы и обеспечат комплексное ведение бухгалтерского учета ФЛП (ФОП, СПД, ЧП).

В 2016 году вышло новое обновление НК Украины, призванное сделать систему налогообложения более прозрачной. Некоторые нормы остались прежними, другие – полностью изменились. Чтобы полностью понять действие механизмов системы налогообложения, стоит знать не только о новшествах, но и вспомнить устоявшиеся законы.

Итак, закон по АСН — новой системе налогообложения — принят.

Режим примечателен тем, что освобождает налогоплательщиков от сдачи практически всей отчетности в инспекцию и фонды. Расчет налога будут производить налоговики, что исключит ошибки и умысел налогоплательщиков в занижении налоговой базы и величины самого налога.

Насколько удачным окажется эксперимент, покажет время: в ближайшие пять лет его проведут лишь в четырех российских регионах, но не исключено распространение спецрежима в дальнейшем по всей территории Российской Федерации.

Если предприниматель выбирает такую ​​систему, то налог от доходов составит 18%. Кроме этого, необходимо платить единый социальный взнос (ЕСВ) в размере 22% от чистого дохода. Соответствующий способ льгот не предоставляет, то есть все сборы и налоги необходимо обязательно платить. Преимуществом же является то, что размер уплачиваемых доходов зависит от размера доходов. Это значит, если Вы за отчетный период не получили доход от деятельности, то соответствующие налоги не уплачиваются. Также нет ограничений по объемам реализации, видов деятельности, количества работников.

Основной недостаток — сложность. Обязательствами для предпринимателей является ведение учета и документально подтвержденные доходы и расходы. Эта система подходит для тех, кто имеет невысокую рентабельность продаж, ведь объектом налогообложения является чистый доход.

Интересно, что предприниматель в случае нарушения на упрощенной системе (единый налог) может оказаться на общей. Это так называемое наказание и в том случае, если:

  • осуществляются виды деятельности, не указанные в свидетельстве плательщика ЕН предпринимателями первом и втором групп;
  • используются не денежные расчеты;
  • установленный лимит дохода от реализации для соответствующей группы плательщиков ЕН превышен, тому подобное.

Предприниматель не платит часть налогов и сборов. Хотя упрощенную систему уже трудно назвать такой, все равно она имеет преимущества перед общей. Это:

  • предприниматель платит фиксированную сумму ЕН. Для первого и второго групп уплачивается 10-20% от минимальной з/п или проценты от оборота — 3-5% от дохода;
  • платит ЕСВ — 22% от минималки;
  • ведется упрощенный учет доходов и расходов;
  • на такой системе есть две формы отчетности — право плательщика ЕН и налоговый расчет сумм дохода, уплаченного в пользу плательщика. А также сумм, полученного с них налога. Плательщики ЕН по ставке 3% сдают декларацию по налогу на добавленную стоимость.

Это:

  • организовывать, проводить азартные игры, лотереи (кроме распространения), пари;
  • обменивать иностранную валюту;
  • производить и торговать подакцизными товарами (алкоголь, табачные изделия, топливо и т. д.);
  • добывать, производить, реализовывать драгоценные металлы, камни (не касается ювелирных и бытовых изделий);
  • добывать, реализовывать полезные ископаемые;
  • заниматься финансовым посредничеством (кроме деятельности страховых агентов, сюрвейеров, аварийных комиссаров и аджастеров);
  • управлять предприятиями;
  • предоставлять услуги почты (кроме курьерской деятельности) и связи (кроме деятельности, не подлежит лицензированию);
  • продавать предметы искусства и антиквариата, организовывать торги (аукционы) произведений искусства, предметов коллекционирования или антиквариата;
  • организовывать, проводить гастрольные мероприятия;
  • проводить технические испытания и исследования (группа 74.3 КВЭД);
  • заниматься деятельностью в сфере аудита;
  • сдавать в аренду земельные участки более 0,2 гектара, жилые помещения (части) более 100 кв. м, нежилые помещения (части) более 300 кв. м.;
  • заниматься деятельностью страховых брокеров.

Календарь плательщика единого налога 2022

14.1.139. особа для цілей розділу V цього Кодексу – будь-яка із зазначених нижче осіб:
абзац 1: суб’єкт господарювання – юридична особа, в тому числі підприємство з іноземними інвестиціями, незалежно від форми та часу внесення таких інвестицій (КРІМ юридичних осіб, якими застосовується ставка єдиного податку у розмірі 5 відсотків, ЗА ВИНЯТКОМ юридичних осіб – платників єдиного податку, які здійснюють постачання послуг (робіт) платникам податку на додану вартість і обсяг такого постачання за останні 12 календарних місяців сукупно перевищує обсяг, визначений пунктом 181.1 статті 181 цього Кодексу);
абзац 3: фізична особа (громадянин України, іноземець та особа без громадянства), яка здійснює діяльність, що належить згідно із законодавством до підприємницької (КРІМ фізичних осіб – підприємців, визначених у підпунктах 1 і 2 пункту 291.4 статті 291 цього Кодексу, та фізичних осіб – підприємців, визначених у підпункті 3 пункту 291.4 статті 291 цього Кодексу, якими застосовується ставка єдиного податку у розмірі 5 відсотків, ЗА ВИНЯТКОМ фізичних осіб – підприємців, визначених у підпункті 3 пункту 291.4 статті 291 цього Кодексу, які здійснюють постачання послуг (робіт) платникам податку на додану вартість і обсяг такого постачання за останні 12 календарних місяців сукупно перевищує обсяг, визначений пунктом 181.1 статті 181 цього Кодексу), та/або ввозить товари на митну територію України;
Тобто, не є «особами» для цілей Розділу V Податкового кодексу:
— юридичні особи – платники єдиного податку за ставкою 5%;
— фізичні особи – підприємці першої та другої групи, а також третьої групи за ставкою 5%.
Якщо виконується умова постачання платникам ПДВ робіт (послуг) за останні 12 календарних місяців в розмірі 300 тис.грн., то юридичні особи та фізичні особи третьої групи за ставкою 5% стають «особами» для цілей Розділу V Податкового кодексу. Слід звернути особливу увагу на те, що мова йде тільки про роботи (послуги). Тобто, якщо юридична особа або фізична особа третьої групи за ставкою 5% досягне обсягу постачання в розмірі 300 тис.грн. завдяки постачанню товарів, то такі платники не будуть «особами» для цілей Розділу V. Так само, якщо необхідний обсяг постачання буде досягнуто частково за рахунок надання послуг та частково за рахунок поставки товарів, умова п.14.1.139 виконуватися не буде.
Ну а якщо вони стають особами, то на них розповсюджуються норми Розділу «Податок на додану вартість». Йдемо далі.

181.1. У разі якщо загальна сума від здійснення операцій з постачання товарів/послуг, що підлягають оподаткуванню згідно з цим розділом, у тому числі з використанням локальної або глобальної комп’ютерної мережі, нарахована (сплачена) такій особі протягом останніх 12 календарних місяців, сукупно перевищує 300000 гривень (без урахування податку на додану вартість), така особа зобов’язана зареєструватися як платник податку в органі державної податкової служби за своїм місцезнаходженням (місцем проживання) з дотриманням вимог, передбачених статтею 183 цього Кодексу, крім особи, яка є платником єдиного податку.
Коли Податковий кодекс тільки но вступив в силу з 01.01.2011 року, цією нормою платникам єдиного податку було заборонено бути платниками податку на додану вартість. Із появою Закону від 04.11.2011 №4014-VI цей пункт не зазнав змін. Тому, в даному випадку, можна сказати, що обов’язкова реєстрація платниками ПДВ взагалі не розповсюджується на спрощену систему оподаткування.
Тому, на мою думку, платники єдиного податку третьої та четвертої групи за ставкою 5%, які досягли обсягу постачання 300 тис.грн. по роботам (послугам) наданим іншим платникам ПДВ не зобов’язані реєструватися платниками податку на додану вартість.

183.4. У разі переходу осіб із спрощеної системи оподаткування, що не передбачає сплати податку, на сплату інших податків і зборів, встановлених цим Кодексом, у випадках, визначених главою 1 розділу XIV цього Кодексу, за умови, що такі особи відповідають вимогам, визначеним пунктом 181.1 статті 181 цього Кодексу, реєстраційна заява подається не пізніше 10 числа першого календарного місяця, в якому здійснено перехід на сплату інших податків і зборів, встановлених цим Кодексом. Якщо такі особи відповідають вимогам, визначеним пунктом 182.1 статті 182 цього Кодексу, реєстраційна заява подається у строк, визначений пунктом 183.3 цієї статті.
У разі зміни ставки єдиного податку відповідно до підпункту «г» підпункту 4 пункту 293.8 статті 293 цього Кодексу, реєстраційна заява подається у строк, визначений пунктом 183.2 цієї статті.
1. Якщо платники єдиного податку вирішили перейти на загальну систему оподаткування та за останні 12 календарних місяців обсяг їх оподатковуваних операцій перевищує 300 тис.грн. вони зобов’язані стати платниками податку на додану вартість.
2. Якщо необхідний обсяг постачання не досягнуто, платник єдиного податку, який переходить на загальну систему, також може стати платником ПДВ, за умови, якщо за останні 12 календарних місяців обсяг постачання іншим платникам ПДВ становить не менше 50% від загального обсягу постачання.
3. Платник єдиного податку реєструється платником ПДВ у разі зміни ставки з 5% на ставку 3%.

292.11. До складу доходу, визначеного цією статтею, не включаються:
1) суми податку на додану вартість;
7) суми податку на додану вартість, що надійшли у вартості товарів (виконаних робіт, наданих послуг), відвантажених (поставлених) у період сплати інших податків і зборів, встановлених цим Кодексом;
У разі, якщо платник єдиного податку зареєстрований платником ПДВ, то до складу його доходу не включається сума податку на додану вартість. Наприклад, платник єдиного податку третьої групи за ставкою 3% отримав гроші за реалізований товар 24 000 грн. в тому числі ПДВ 4 000 грн. Його дохід складає 20 000 грн. Відповідно він сплатить єдиний податок у розмірі 20 000 * 3% = 600 грн.
Інший приклад: платник єдиного податку третьої групи за ставкою 5% отримав 24 000 грн. за реалізований товар. Такий спрощенець не є платником ПДВ, тому у цій сумі немає податку на додану вартість. Його дохід – 24 000 грн. Єдиний податок 24 000 * 5% = 1 200 грн.

5) у разі анулювання реєстрації платника податку на додану вартість у порядку, встановленому розділом V цього Кодексу, платники єдиного податку зобов’язані перейти на сплату єдиного податку за ставкою у розмірі 5 відсотків або відмовитися від застосування спрощеної системи оподаткування шляхом подання заяви щодо зміни ставки єдиного податку чи відмови від застосування спрощеної системи оподаткування не пізніше ніж за 15 календарних днів до початку наступного календарного кварталу, в якому здійснено анулювання реєстрації платником податку на додану вартість.
Тут все просто. Говорити навіть нічого.

296.1.2. Платники єдиного податку третьої групи, які є платниками податку на додану вартість, ведуть облік доходів та витрат за формою та в порядку, що встановлені Міністерством фінансів України.
Слід звернути увагу, що платники першої та другої групи, а також платники третьої групи за ставкою 5% ведуть облік лише доходів (пункт 296.1.1 Податкового кодексу).
Третя група – платники податку на додану вартість вже ведуть облік доходів та витрат, форму та порядок якого затверджує Мінфін. Податок на додану вартість – це особливий податок у нас в Україні, тому контроль за його платниками більший, ніж за іншими платниками податків.
От, начебто, і всі важливі моменти, які стосуються нової спрощеної системи оподаткування, яка чекає на нас з 2012 року та податку на додану вартість, платниками якого знову можуть бути платники єдиного податку. Звичайно, слід чекати офіційних роз’яснень з боку головного податкового відомства. Проте, аналізуючи норми оновленого Податкового кодексу я роблю висновок (та й не тільки я), що платник єдиного податку не зобов’язаний реєструватися платником податку на додану вартість у разі перевищення обсягу постачання робіт (послуг) в розмірі 300 тис.грн. за останні 12 календарних місяців, а лише має на це право.

  • Специалист по миграционному праву
  • Специалист по стандартизации и сертификации
  • Начальник юридического отдела
  • Адвокат по налоговому праву
  • Инженер проектировщик
  • Эколог

Изменения в применении УСН, без сомнения, можно назвать кардинальными: именно они вызвали волну эмоций и обсуждения в предпринимательских кругах. Давайте посмотрим, что изменилось в применении УСН.

В 2022 г. индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, лишаются права применять УСН, но не посредством введения запрета на ее применение, а путем исключения этой категории плательщиков из субъектного состава ст. 324 НК. При этом на период 2022 г. право применять УСН сохранено для некоторых категорий индивидуальных предпринимателей. Так, в текущем году применять УСН смогут ИП, осуществляющие следующие виды деятельности:

– туристическую;

– в сфере здравоохранения;

– сухопутного транспорта;

– в области компьютерного программирования;

– услуг общественного питания.

Меняются и сами условия применения УСН. В 2022 г. налог по УСН заменяет уплату НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Это означает, что организации и ИП, применяющие в 2022 г. УСН, не являются фактическими плательщиками НДС. Следовательно, те организации, которые применяли в 2021 г. УСН с уплатой НДС, вправе отнести накопленные суммы НДС на увеличение стоимости своих услуг и товаров.

Кроме того, ставка налога при УСН увеличивается и в 2022 г. составляет 6%, а количество наемных работников, при котором плательщики сохраняют право применять УСН, сокращается до 50 человек (было 100), пороговое значение выручки, при котором плательщики также сохраняют свое право на применение УСН, в 2022 г. составляет для организаций – 2 150 000,00 бел. руб. и 500 000,00 бел. руб. – для ИП.

Если организация, применявшая УСН по ставке 3% с уплатой НДС, в силу особенностей бизнес-среды не сможет работать без НДС, то у нее остается небогатый выбор – общая система налогообложения (ОСН). Если ИП не может с 2022 г. применять УСН, то можно попытать счастья и просчитать экономическую эффективность своего бизнеса при переходе на применение единого налога. Правда, и здесь есть изменения: ставки единого налога изменены в сторону увеличения. Например, в 2021 г. ставка единого налога при осуществлении розничной торговли хлебом и хлебобулочными изделиями, молоком и молочной продукцией в г. Минске составляла 88 руб. в месяц, а в 2022 г. – уже 352 руб. (см. приложение 24 к НК).

Однако принимая решение о переходе на применение единого налога, ИП необходимо проверить, подпадает ли туда вид осуществляемой деятельности. Так, в 2022 г. виды деятельности, при осуществлении которых ИП вправе применять единый налог, сократили. В 2022 г. утратили право на применение единого налога ИП и физические лица, которые осуществляют свою деятельность в следующих сферах:

– оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг;

– дистанционная торговля товарами, отнесенными к группам товаров, указанным в подп. 1.2 п. 1 ст. 337 НК;

– деятельность в сфере прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельность пассажирского речного транспорта;

– услуги общественного питания;

– розничная торговля автотранспортными средствами.

Таким образом, ИП, применявшие УСН с НДС, могут рассмотреть для себя вариант перехода на применение единого налога, помня при этом, что он уплачивается до начала осуществления деятельности, т.е. фактически авансом, а не по факту получения оплаты, как при УСН.

Если ИП применял единый налог, а в 2022 г. его вид деятельности исключен из перечня сфер деятельности, при осуществлении которых ИП вправе применять единый налог, то у такого ИП остается возможность перейти на применение УСН или ОСН. Если ИП принял решение перейти на применение в 2022 г. ОСН, то он должен не позднее 31 января 2022 г. подать уточненную декларацию по единому налогу за I квартал 2022 г., пересчитав к уменьшению (сложению) единый налог за январь, февраль и март 2022 г. и не позднее 1 апреля 2022 г. подать налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц и ИП за I квартал 2022 г.

Если ИП примет решение перейти в 2022 г. на применение УСН, то он обязан не позднее 31 января 2022 г. подать уточненную декларацию по единому налогу за I квартал 2022 г., пересчитав к уменьшению (сложению) единый налог за январь, февраль и март 2022 г. и не позднее 31 января 2022 г. подать уведомление о переходе на УСН по установленной форме. Затем не позднее 20 апреля 2022 г. подать налоговую декларацию (расчет) при УСН за I квартал 2022 г.

Подведем небольшой итог нашего обзора и изменений в условиях применения УСН и единого налога.

1. УСН. В 2022 г. УСН применяется без НДС организациями и ИП. Ставка налога при УСН – 6%, пороговое значение выручки для организаций составит 2 150 000 бел. руб., для ИП – 500 000 бел. руб.

2. Единый налог. Ставки увеличены (см. приложение 24 к НК), сферы деятельности, при осуществили которых можно применять единый налог, сокращаются (см. выше).

3. Организации и ИП в 2021 г., применявшие УСН с НДС, смогут перейти на ОСН и сохранить свой накопленный НДС либо отнести его на увеличение стоимости товаров, работ, услуг имущественных прав и остаться на УСН, но уже без НДС в 2022 г. При этом часть ИП сохранила в 2022 г. право на применение УСН, и для них будет важным максимально быстро получить от налоговых органов разъяснение, какие именно работы и услуги, указанные в ст. 324 НК, они вправе оказывать, сохраняя свое право на применение УСН.

Особенно много вопросов вызывает такой вид деятельности, как деятельность сухопутного транспорта.Полагаем, что налоговые органы совместно с иными уполномоченными госорганами оперативно разъяснят состав услуг и работ, при оказании которых ИП в 2022 г. смогут применять УСН.

Арендодателям на заметку. В 2022 г. не могут применят УСН организации:

– сдающие в аренду (передающих в финансовую аренду (лизинг)), предоставляющих в иное возмездное пользование несобственное имущество, в т.ч. с привлечением комиссионера (поверенного) или иного лица, действующего на основании договора комиссии, поручения или иного аналогичного гражданско-правового договора (ч. 3 подп. 2.1.5 п. 2 ст. 324 НК);

реорганизованные путем присоединения к ним других организаций, если присоединенная организация применяла УСН и в году, на который приходится дата присоединения, превысила предельное значение критерия валовой выручки для применения УСН, либо по итогам года, предшествующего году присоединения, – критерий валовой выручки для применения УСН без НДС (подп. 2.6 п. 2 ст. 324 НК).

Внесены изменения и в порядок исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории РБ через постоянное представительство. В 2022 г. существенно дополнены нормы ст. 194 НК, в частности, иностранная организация признается имеющей статус фактического владельца дохода, если в налоговом периоде, на который приходится дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы, она:

– осуществляет в стране государственной регистрации предпринимательскую деятельность;

– является непосредственным выгодоприобретателем такого дохода;

– вправе самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом по своему усмотрению;

– не является организацией, осуществляющей в основном финансовую и (или) инвестиционную деятельность, которая выполняется непосредственно членом (членами) органа (органов) управления без привлечения для ее повседневного ведения деятельности работников, имеющих необходимую квалификацию.

Кроме того, для целей ст. 194 НК при определении факта осуществления иностранной организацией предпринимательской деятельности во внимание будут приниматься следующие критерии:

– обладание иностранной организацией правоспособностью в соответствии с законодательством страны государственной регистрации иностранной организации;

– использование для ее осуществления труда работников (помимо членов органа (органов) управления, секретаря) в стране государственной регистрации; использование для ее осуществления объектов недвижимого имущества, оборудования, нематериальных активов (когда их использование и (или) предоставление в пользование связано с извлечением доходов от источников РБ), иных активов, которыми она владеет, располагает на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления; соразмерность используемых площадей и оборудования при осуществлении предпринимательской деятельности;

– соотнесение количества и квалификации работников осуществляемому иностранной организацией виду деятельности;

– признание иностранной организации плательщиком налога на прибыль (корпоративного налога или его аналога) по всем видам прибыли (дохода) согласно законодательству страны государственной регистрации. При этом предусмотрено, что применение иностранной организацией в стране государственной регистрации льготы по налогу на прибыль, которую она вправе применять в течение периода, ограниченного законодательством иностранного государства, не является основанием не признавать ее плательщиком такого налога.

Также п. 2 ст. 194 НК предусмотрено, что при определении статуса иностранной организации в качестве фактического владельца дохода будут учитываться выполняемые ею в целях получения такого дохода функции, имеющиеся полномочия и принимаемые риски.

ФОП (ФЛП) 3–я группа единого налога

В 2022 г. вводится применение повышенной ставки подоходного налога в размере 20% в следующих случаях:

– в отношении заработной платы «в конвертах», полученной физическими лицами с 1 января 2022 г.;

– в отношении доходов, исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, на основании актов камеральных проверок, составленных начиная с 1 января 2022 г.;

– при установлении контролирующим органом факта регистрации в специальной компьютерной кассовой системе (СККС) суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.

Для организаций введена обязанность ежеквартально представлять налоговые декларации по подоходному налогу с отражением сумм исчисленного и удержанного подоходного налога (автоматизация контроля).

Общая часть НК дополнена ст. 73-1, нормы которой комплексно регулируют вопросы камеральных проверок доходов и расходов физических лиц и взимание подоходного налога при установлении превышения сумм расходов над суммами доходов физического лица при отсутствии подтверждения источника доходов для произведенных расходов.

При этом нормы ст. 73-1 НК устанавливают новые подходы к уведомлению физического лица о направлении требования о предоставлении пояснений по его расходам. Так, налоговый орган может направлять физическому лицу уведомления с использованием иных средств связи (телефонограмма, телеграмма, СМС-сообщение, электронная почта или др.). Однако основным способом направления требования о предоставлении пояснений и расчете сумм превышения расходов над доходами сохраняется почтовое отправление заказным письмом с уведомлением либо в личный кабинет плательщика. Если физическое лицо не получит отправленные почтой документы, то требование будет выслано повторно тем же способом, но физическое лицо будет считаться получившим документы со дня направления ему уведомления о повторном направлении требования посредством телефонограммы, телеграммы, СМС-сообщения, электронной почты или других средств связи.

В 2022 г. изменены сроки предоставления физическим лицом пояснений об источниках доходов. Такие пояснения физическое лицо обязано представить в письменной или электронной форме в течение 30 календарных дней со дня вручения ему документов.

В 2022 г. появились новые основания, по которым налоговый орган вправе не принимать предоставленные источники в качестве дохода физического лица.

К таким основаниям отнесены следующие:

– налоговым органом установлены факты и (или) обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии возможности или реальности получения физическим лицом таких доходов (применялось и до 2022 г.);

основной целью совершения сделки является неуплата (неполная уплата) суммы налога (сбора) (ранее аналогичное основание было включено в п. 4 ст. 33 НК и в отношении физических лиц не применялось);

– имеются расхождения об условиях и порядке получения дохода в информации, представленной проверяемым физическим лицом и лицом, являющимся источником дохода (применялось и до 2022 г.);

– физическим лицом в качестве источников доходов заявлен доход, с которого не были уплачены соответствующие налоги, сборы (пошлины).

Одновременно с 2022 г. налоговый орган отказывается от обязательного истребования декларации о доходах и имуществе. Проверка соответствия доходов и расходов физического лица проводится на основании сведений о доходах и расходах такого лица с сохранением механизма истребования у физического лица пояснений об источниках доходов в случае установления превышения расходов над доходами. Параллельно в 2 раза (до 500 базовых величин) увеличен размер превышения расходов над доходами, при котором у физического лица истребуются дополнительные пояснения об источниках доходов.

Кроме того, в случае передачи белорусскими организациями денежных средств физическим лицам на хранение такие организации обязаны уплатить налог за счет собственных средств. По мере возврата физлицом денежных средств, переданных на хранение, ранее уплаченная сумма налога подлежит возврату налоговому агенту, уплатившему налог.

В 2022 г. отменена льгота по налогу на недвижимость в отношении физических лиц при наличии у них более одной квартиры в собственности. Таким образом, с 2022 г. физлица обязаны уплачивать налог на недвижимость уже с первой квартиры, находящейся в собственности. Однако льгота сохранена для отдельных категорий физических лиц, нуждающихся в поддержке государства. Для таких лиц от налога на недвижимость освобождается более дорогая по стоимости квартира.

Одновременно с расширением круга плательщиков налога на недвижимость установлено снижение ставки налога с 0,2% до 0,1%. При этом налоговая база устанавливается методом определения стоимости объектов недвижимости физических лиц – на основании базовой расчетной стоимости 1 м кв. типового здания и сооружения.

При этом льготы по налогу на недвижимость в отношении жилых домов, принадлежащих пенсионерам, инвалидам I и II группы, несовершеннолетним детям, лицам, признанным недееспособными, предоставляются вне зависимости от того, зарегистрированы ли в этих жилых домах иные трудоспособные лица.

Кроме того, вручение извещения и уплата налога на недвижимость физическими лицами осуществляются по окончании налогового периода (до 2022 г. извещения вручались в текущем году).

ЕСХН разработан специально для сельхозпредприятий, но использовать его могут только те КФХ, которые не менее 70 % доходов получают от сельскохозяйственной деятельности. В эту сумму могут быть включены и доходы, полученные от оказания услуг другим сельхозпроизводителям (ст. 346.2 НК РФ).

База для начисления сельхозналога — разница между доходами и расходами, которые определяются кассовым методом, т.е. по мере поступления выручки или оплаты поставщикам.

КФХ в форме юридического лица ведут расчет налоговой базы для ЕСХН по данным бухгалтерского учета. Регистры бухучета необходимо адаптировать к расчету налога с учетом кассового метода и других особенностей (п. 8 ст. 346.5 НК РФ).

Предприниматели на ЕСХН должны использовать специальную книгу учета доходов и расходов (приказ Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н).

ИП и организации на ЕСХН с годовой выручкой от 60 млн руб. обязаны платить в бюджет еще и НДС. Поэтому они должны выставлять покупателям счета-фактуры, а также вести книги покупок и продаж. Формы регистров налогового учета для НДС утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Все организации и предприниматели на «упрощенке» должны вести книгу учета доходов и расходов (приложение 1 к приказу Минфина РФ от 22.10.2012 № 135н). Это регистр, в который налогоплательщики заносят хозяйственные операции для последующего расчета облагаемой базы и налога. Каких-либо особенностей, связанных с сельскохозяйственной деятельностью, здесь не предусмотрено.

Также при использовании УСН нужно обратить особое внимание на бухучет основных средств. Если бизнесмен превысит лимит по остаточной стоимости в 150 млн руб., то он потеряет право применять УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Это относится не только к организациям, но и к ИП, хотя формально они имеют право не вести бухучет.

КФХ может быть организовано, как в виде юридического лица, так и в формате ИП. Предприниматели не обязаны вести бухучет, но в силу специфики сельского хозяйства без полноценного учета им будет сложно управлять бизнесом. При ведении бухучета в КФХ нужно учитывать особенности сельскохозяйственного производства.

Организация налогового учета зависит от выбора системы налогообложения. Для КФХ в общем случае доступны все налоговые режимы — ЕСХН, УСН (АУСН), ПСН и ОСНО. Здесь надо учитывать правовую форму, лимиты по выручке, другие ограничения, а также выгоду конкретного варианта с учетом особенностей бизнеса.

Для каждого налогового режима законодательством утверждены либо формы учетных регистров, либо общие правила их составления.

Ставка единого налога и ЕСВ для предпринимателей в 2022 году

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать с 1 января 2019 года проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — эксперимент) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) (далее — субъекты Российской Федерации, включенные в эксперимент).

2. Эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно.

3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

1. Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также — специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, включенный в эксперимент, на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход — доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее — налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

1. Мобильное приложение «Мой налог» — программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».

5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети «Интернет» услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении «Мой налог».

7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.

8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.

9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.

1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее — налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.

3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств — членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».

5. Граждане Российской Федерации и граждане других государств — членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.

7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.

8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.

9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6 — 8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.

10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета.

13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

14. Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.

15. При наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.

16. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица на дату его постановки на учет в качестве налогоплательщика требованиям ч��сти 2 статьи 4 настоящего Федерального закона постановка на учет такого физического лица аннулируется.

17. При снятии физического лица с учета в качестве налогоплательщика по инициативе налогового органа (аннулировании постановки на учет) налоговый орган уведомляет об этом такое физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией).

18. Обязанность по уплате налога, исчисленного с даты, с которой физическое лицо по инициативе налогового органа снято с учета в качестве налогоплательщика (произведено аннулирование постановки такого лица на учет), прекращается на дату снятия с учета (аннулирования постановки на учет).

19. Лицо считается утратившим право на применение специального налогового режима со дня возникновения оснований, препятствующих его применению в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *